ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 2014

Хиты: 144 | Рейтинг:

ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:  ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 2014

Предисловие

Право на свободное, беспрепятственное и безопасное передвижение по дорогам страны в соответствии и на основании предусмотренных государством общеобязательных правил является одним из основополагающих прав гражданина, успешная реализация которого во многом обеспечивает дальнейшее развитие и расширение социально-экономических и культурных связей как внутри страны, так и за ее пределами. Интенсивному росту интеграционных процессов в значительной степени способствует наблюдаемый в последние годы процесс автомобилизации страны. Однако это в целом положительное явление имеет и негативные последствия, к которым прежде всего относится дорожно-транспортный травматизм. Несмотря на некоторую стабилизацию аварийности в последние годы, ее уровень по-прежнему вызывает озабоченность государства, общества и граждан. Только в прошлом году произошло 204 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 27 тысяч и ранены почти 259 тысяч человек <1>. Материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий исчисляется сотнями миллиардов рублей.

--------------------------------

<1> Данные взяты с официального сайта Госавтоинспекции: (дата обращения - 12 мая 2014 г.).

Причины дорожно-транспортного травматизма традиционны. Это прежде всего имеющая место диспропорция между уровнем автомобилизации и развитием улично-дорожной сети. Качество дорог, их протяженность и инфраструктура, организация движения транспортных средств и пешеходов явно отстают от интенсивности дорожного движения. Ситуация усугубляется низким уровнем дисциплины участников дорожного движения. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий по-прежнему остаются нарушения Правил дорожного движения его участниками. При этом подавляющее большинство дорожных нарушений (почти 85%) совершается водителями автомототранспорта. Количество выявленных нарушений в области дорожного движения ежегодно растет, и в 2013 году превысило 68 миллионов. Таким образом, фактически на каждого второго жителя страны приходится одно зафиксированное нарушение Правил дорожного движения. Крайне высокой остается латентность таких нарушений. Определенную тревогу вызывают результаты социологических исследований, согласно которым возможность сознательного нарушения Правил дорожного движения допускает почти половина опрошенных водителей. При этом знания и представления большинства участников дорожного движения о существующей системе правил поведения на дороге, своих правах и обязанностях, правах и обязанностях сотрудников полиции (Госавтоинспекции) можно охарактеризовать как поверхностные и недостаточные не только для обеспечения безопасности движения, но и для ведения равноправного диалога с представителями власти и с другими участниками дорожного движения при возникновении конфликтных ситуаций.

В связи с этим в книге рассматриваются проблемные вопросы квалификации административных правонарушений в области дорожного движения и применения административных наказаний за их совершение. В ней изложены гипотезы, диспозиции и санкции статей, входящих в гл. 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области дорожного движения", анализируются составы соответствующих правонарушений. Приводится общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и комментируется порядок их применения в области дорожного движения. В издании рассмотрена компетенция должностных лиц по составлению административных протоколов за нарушения в области дорожного движения, а также подведомственность рассмотрения соответствующих категорий дел. Отдельно исследуются вопросы, связанные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Особое место в работе уделено рассмотрению нормативной правовой регламентации прав и обязанностей участников дорожного движения, а также прав и обязанностей сотрудников полиции (Госавтоинспекции).

Авторы надеются, что затронутые в издании вопросы будут интересными и полезными всем участникам дорожного движения, и прежде всего водителям, а ознакомление с ними положительно скажется на взаимоотношениях участников движения между собой, а также с сотрудниками Госавтоинспекции.

Раздел 1. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Пункт 1.3 Правил дорожного движения обязывает участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Установлено, что в случае нарушения Правил дорожного движения ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6). В зависимости от вида и характера нарушения Правил дорожного движения, степени и формы вины, наличия вредных последствий могут наступить либо административная, либо уголовная, либо гражданско-правовая ответственность.

1. Административная ответственность

По общему правилу лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения проступка. Законодательные акты, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.

Лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение Правил дорожного движения (субъектом административного правонарушения), может быть любое физическое или юридическое лицо. К административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечено лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Нарушения Правил дорожного движения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Умышленным является правонарушение, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Примером умышленного нарушения может быть нарушение установленных Правилами дорожного движения запретов (управление транспортным средством в состоянии опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также невыполнение обязанностей, предусмотренных данными правилами (при управлении транспортным средством иметь при себе и предъявлять для проверки соответствующие документы, быть пристегнутым ремнем безопасности и т.п.).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности в тех случаях, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Например, водитель автомобиля не снизил скорость при подъезде к пешеходному переходу, на котором находились люди, полагая, что успеет пересечь его до того момента, когда пешеходы окажутся на пути движения его автомобиля, однако неверно спрогнозировал ситуацию и рассчитал свои действия, в результате чего совершил наезд на пешехода.

Последствия нарушения могут быть материальными, т.е. причинить вред здоровью человека, как в приведенном выше примере о наезде на пешехода. При этом в зависимости от степени и тяжести вреда, причиненного здоровью пешехода, в рассмотренном случае может наступить либо административная ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ, либо уголовная по ст. 264 УК РФ. Последствия правонарушения, не влекущие причинения вреда, носят нематериальный (формальный) характер (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения).

Наличие или отсутствие вредных последствий имеет важное значение для определения вида ответственности, к которой может быть привлечен правонарушитель, и выбора меры воздействия.

Административная ответственность за совершение правонарушений в области дорожного движения установлена в гл. 12 КоАП РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказаний за нарушения в области дорожного движения: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест (ст. 3.2 КоАП РФ).

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Как правило, предупреждение назначается за незначительные правонарушения, совершенные впервые, и влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания. В частности, оно имеет значение при определении повторности нарушения Правил дорожного движения и является одним из оснований применения к нарушителю более строгого наказания.

Административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в рублях, и устанавливается для граждан по общему правилу в размере, не превышающем 5 тыс. руб. Вместе с тем по ряду статей гл. 12 КоАП РФ (ст. 12.7, 12.8, ч. 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ст. 12.33) штраф предусмотрен в размере до 50 тыс. руб. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб., а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее 500 руб. (ст. 3.5 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7 КоАП РФ). Данный вид наказания может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). В п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъясняется, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения "может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ". В области дорожного движения данное наказание может быть применено, например, за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ).

Лишение права управления транспортным средством устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. В качестве дополнительного этот вид наказания может применяться за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ст. 3.3 КоАП РФ). Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ст. 3.8 КоАП РФ). При применении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами следует руководствоваться п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18, где разъясняется, что, поскольку "Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ". В примечании к указанной статье установлено, что под транспортным средством в этой статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях гл. 12 КоАП РФ также тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест устанавливается и назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 3.9 КоАП РФ). В области дорожного движения административный арест может применяться за совершение отдельных правонарушений, например за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Завершая краткую характеристику видов наказаний за нарушения в области безопасности дорожного движения, отметим, что в КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

2. Уголовная ответственность

Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть одного и более человек, влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 264, 268, 350 УК РФ.

За совершение соответствующих уголовных преступлений могут быть назначены следующие виды наказаний: ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части (для военнослужащих), лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (для военнослужащих), а также лишение права управлять транспортным средством.

Ограничение свободы заключается в установленном судом осужденному ряде ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за его пределы и др. (ст. 53 УК РФ).

Арест предполагает содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев; военнослужащие отбывают арест на гауптвахте (ст. 54 УК РФ).

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Это наказание устанавливается в случаях, предусмотренных статьями УК РФ, за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ст. 55 УК РФ).

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительные колонии различного режима либо в тюрьму (ст. 56 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). При преступных нарушениях вышеуказанных правил лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться лишь в качестве дополнительного вида наказания за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 350 УК РФ.

Лишение права управлять транспортным средством применяется как дополнительное наказание за преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ.

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 264 УК РФ).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет (ч. 5 ст. 264 УК РФ).

Совершение преступлений, предусмотренных ч. 1, 3, 5 ст. 264 УК РФ, лицом, находящимся в состоянии опьянения, представляют собой самостоятельные составы уголовных преступлений и влекут повышенную уголовную ответственность, установленную санкциями ч. 2, 4, 6 ст. 264 УК РФ.

В ч. 2 рассматриваемой статьи уголовная ответственность установлена в виде принудительных работ на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Деяние, предусмотренное в ч. 4 указанной статьи, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Совершение преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 264 УК РФ, влечет наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет либо лишения свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

В ст. 268 УК РФ установлена уголовная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, управляющих транспортными средствами) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ).

По ч. 2 рассматриваемой статьи ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 названной статьи УК РФ, которое повлекло по неосторожности смерть человека. Это преступление наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 268 УК РФ, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

Ответственность военнослужащих за нарушение правил вождения или эксплуатации установлена в ст. 350 УК РФ.

В ч. 1 названной статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Это преступление наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Совершение того же деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 2 ст. 350 УК РФ).

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 350 УК РФ).

В УК РФ также содержится статья, устанавливающая ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. В этом случае виновное лицо наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 1 ст. 267 УК РФ).

Если деяния, указанные в ч. 1 рассматриваемой статьи, повлекли по неосторожности смерть человека, ответственность наступает в виде лишения свободы на срок до восьми лет.

Совершение деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

Крупным ущербом в ст. 267 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб.

3. Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность заключается в возмещении вреда, причиненного в результате совершения дорожно-транспортного происшествия. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (включая использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (стихийных бедствий и т.п.) или умысла потерпевшего.

При этом владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным в п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.

Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины (в частности, при использовании источника повышенной опасности - транспортного средства), размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. Однако при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Кроме этого, вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении расходов на погребение.

Суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения (за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно).

Согласно ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, который владеет источником повышенной опасности (в том числе транспортным средством) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам, по изложенным выше основаниям.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях ответственности за причинение вреда, предусмотренных в ст. 1064 ГК РФ.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за причиненный вред в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником повышенной опасности. Однако при наличии вины владельца в противоправном изъятии источника повышенной опасности (в том числе транспортного средства) из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно (ст. 1080 ГК РФ).

Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (в частности, лицом, управляющим транспортным средством), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины каждого причинителя вреда. Если степень вины причинителей вреда определить невозможно, эти доли признаются равными (ст. 1081 ГК РФ).

Раздел 2. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

О совершении административного правонарушения в области дорожного движения составляется протокол. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв