Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области

Хиты: 140 | Рейтинг:

Проблемы государственной службы и правовой механизм их регулирования по материалам управления государственной и муниципальной службы Московской области

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................. 2

Глава I. Методологические подходы к  построению правовой модели государственной службы в России........................................................................................................................... 9

1.1. Сущность, пели и задачи, государственной службы.................................................... 9

1.2. Основные принципы и функции государственной службы..................................... 16

Глава 2. Особенности государственной службы РФ: проблемы, пути решения. Правовой аспект.................................................................................................................................................... 25

2.1. Правовой статус государственного служащего......................................................... 25

2.2 Правовое регулирование государственной службы на  федеральном уровне.. 41

2.3 Особенности правового регулирования государственной службы в субъектах Федерации.        48

Глава 3. Особенности государственной службы в субъекте Федерации (на примере Московской области)............................................................................................................ 58

3.1. Специфика правового статуса Московской области............................................... 58

3.1 Анализ кадрового потенциала Администрации Московской области.............. 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................................................... 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................. 86

ВВЕДЕНИЕ

Развитию законодательства о государственной службе уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона “О государственной службе”. Появляется ряд научных статей посвященный этой теме[1], идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы как таковой. Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

Главная функция государственной службы, и в этом ее суть, - служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства и общества,  государства и его граждан, в своей деятельности  практически  реализовывать  демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы,  максимально  делегировать  функции  управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический   лидер,   интеллектуальный   центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое   осуществление   его   целей:    социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, (формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Ключевым в исполнении государстве иной должности является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему отечеству. Поэтому, государственную службу следует рассматривать не только как управленческий социально-правовой институт, но и как духовно-нравственный, интеллектуальный генератор  общества, направленный на саморазвитие его внутренних сил, интеграцию усилий его граждан в целях самореализации сущностных потребностей, интересов, в том числе духовно-культурных, экономических, политических, научно-технических и других.

Актуальность темы исследования определяется тем, что эффективное   функционирование   государственного аппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

Отсутствие единой научной концепции государственного управления обществом в переходный период существенно затрудняет развитие российской государственности на новых правовых принципах и формирование государственной службы как важнейшего инструмента преобразований в соответствии с современным требованиями.

Именно     государство     посредством     законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных усилий возможную    целенаправленность,    согласованность    и позитивную результативность. Российской Федерации нужно сильное государство, способное обеспечить в обществе, с одной стороны, свободу, многообразие взглядов и политических сил, широкое самоуправление, а с другой - общественный    порядок,    безопасность,    надлежащую кооперацию труда, правовую урегулированность общественных связей, соблюдение законов.

Как показала практика, в любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также порядок их взаимодействия. Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе,  как в целом, так и на каждом рабочем месте. Необходимость решения этих проблем и определила выбор темы данного исследования.

Государственная     служба,     являясь     важным социально-правовым явлением, может быть исследована с различных   точек   зрения:   политической, социальной, организационной, психологической,       этической, социологической.

Объектом исследования являются  правовые отношения, складывающиеся в сфере государственной службы РФ. 

Предметом исследования являются   проблемы государственной службы в Московской области,  с точки зрения их   правовой природы, на примере, кадровых процессов в системе органов исполнительной   власти   Московской   области.

Цель данной работы – исследование проблемы правового  регулирования  государственной службы в РФ, а также выявление  возможностей повышения эффективности деятельности государственной службы. Для этого в исследовании ставятся и решаются следующие задачи:

-         Проанализировать нормативно-правовые основы деятельности государственной службы РФ

-         Рассмотреть правовое положения государственной службы в субъектах РФ

-         Выявить факторы, препятствующие эффективному функционированию государственной службы

-         Рассмотреть методологию формирования организационных                структур управления, сущность, функции и задачи государственной службы, правовой статус  государственного служащего, его профессиональную деятельность.

-         Проанализировать кадровые процессы в системе органов исполнительной   власти   Московской   области

-         Выявить проблемы формирования государственных структур, уровень профессионализма государственных служащих, должностных требований к чиновникам, системы повышения квалификации в системе органов исполнительной   власти   Московской   области

-         Выработать рекомендации по повышению эффективности работы госаппарата 

Степень научной разработанности темы. В последние годы идеи формирования современной государственной службы получили более полное развитие. Вопросы теории и практики государственной службы нашли свое отражение в трудах  Г.В. Атаманчука, В.А. Прокошина Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило. В.М. Манохина, Б.М. Лазарева, Ю.А. Розенбаума и др. Большое внимание в уделяется правовым аспектам государственной службы (Бахрах Д.Л. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право 1996 №12, Волошина В.В. “Правовые проблемы регулирования государственной службы в Российской Федерации”, Старилов Ю.Н.   Государственная служба в Российской Федерации: Проблемы реформы //Юридические зап. Воронеж: Изд-во ВГУ, Государственная служба РФ: теоретико-правовые исследования, Институт государственной службы: содержание и структура, Слатинов В. Законодательное регулирование государственной службы // Pro et Contra  том 5 № 1 2000,  Овсянко Д.М. Государственная служба РФ. Пособие для студентов…М 1996  , Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990 и др.)

 Также происходит освоение учебно-научного поля “государственная служба” в заведениях системы по подготовке и переподготовки государственных служащих, отражающие попытки сформировать некую самостоятельную дисциплину. Эти шаги носят, как правило, междисциплинарный характер, включая правовые социологические и иные аспекты проблемы (Зинченко Г.П. Социология государственной и муниципальной службы: программа-концепция // Социс 1996 №6, Региональная госслужба: проблемы, опыт, социологический анализ. Ростов на дону).

В разработке темы также использованы также официальные государственно-правовые документы: Конституция РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, указы президента, постановления правительства и т.д., материалы съездов и конференций   

Исходной методологической предпосылкой в определении места и функций органов государственной службы в управлении обществом явился анализ формирования организационной структуры органов государственной власти Российской Федерации, а также Московской области   как субъекта Федерации.

Структура работы Данная работа состоит из трех глав. Первая глава носит информационно-теоретический характер, в ней рассмотрены методология формирования  организационных структур государственной службы, ее сущность, функции и задачи, профессиональная деятельность государственного служащего. Вторая глава работы посвящена изучению той нормативно-правовой базы  государственной службы, которая существует в данный момент, как на федеральном, так и на региональном уровне, а также   выявлению недостатков ней. В третьей главе  речь идет о становлении и развитии государственной службы в субъекте Федерации - Московской области,  выделены особенности Московской области как субъекта Федерации, рассмотрены и проанализированы  опыт управления государственной службы, проблемы,  которые возникают в период ее становления,  и основные направления ее совершенствования.

Глава I. Методологические подходы к  построению правовой модели государственной службы в России

1.1. Сущность, пели и задачи, государственной службы

Россия   имеет   многовековую   традицию   развития государственного управления. В истории страны государство и государственное управление всегда играли в значительной степени самостоятельную, а иногда и решающую роль.

Исторический опыт развития государственной службы России до 1917г., практика создания единой системы органов государственной службы, принятые в тот период законодательные и нормативные документы по организации функционирования государственного аппарата заслуживают внимания и изучения. Оставляя за пределами настоящей работы детальное освещение вопросов государственного управления, следует отметить, что в России была создана единая система учреждений государственной службы,    которую    составляли    общегосударственный, региональный, губернский и отраслевой уровни. Корпус чиновников рассматривался как публично-правовой институт, призванный проводить в жизнь государственную политику, служить государству и осуществлять государственную службу на высоком профессиональном уровне.

Глубокое изучение проблем государственной службы и ее правового регулирования практически начинается в настоящее время.


[1] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. - 1991. № 12. с. - 90 - 98.

 


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв