Регистрационное производство в системе административного права и процесса

Хиты: 186 | Рейтинг:

Регистрационное производство в системе административного права и процесса

Содержание

Введение........................................................................................................................................................... 3

§ 1. Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ: сущность, местоположение, основные концептуальные подходы к определению содержания и структуры.......................... 6

§2 Регистрационное производство и административный процесс: соотношение, и базовые основы………………21

Заключение………………………................................................................……………………………………………..29

Список используемой литературы................................................................................................................... .33

Введение.

Актуальность темы. Данная дипломная работа посвящена изучению сущности регистрационного производства в Российской Федерации, а именно ее организационно-правовой модели и месту, занимаемому этим видом производства в системе такого важного института как административный процесс и как следствие в целом, в системе административного права. В настоящее время это весьма актуальная тема, как в Административном, так и в иных отраслях права: в Гражданском праве, Налоговом праве и т.д. Актуальность данной темы обусловлена следующими причинами:

Во-первых, в России нет единого подхода к определению предмета административного права, предмета и единообразного понимания административного процесса, составной частью которого является регистрационное производство.

Во-вторых, экономические преобразования, реформы, процессы приватизации в России привели к кризисным ситуациям в экономике, выведению части государственной собственности из сферы государственного управления, произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности, что вылилось в объективной потребности создания механизма государственного регулирования происходящих процессов регистрационное производство.

Эффективность данного механизма в огромной степени зависит от правовой регламентации деятельности учреждений юстиции, которым поручена функция государственной регистрации, а также от правильности толкования и применения норм права в этой сфере. К сожалению, существует ряд серьезных пробелов в законодательстве, что затрудняет экономический оборот и создает условия препятствующие развитию предпринимательства, и реализации законных прав и интересов граждан.

Цели и задачи. Цели дипломной работы - выявление сущности государственного управления в сфере регистрационного производства, анализ правовых и организационных основ деятельности регистрационных органов (органов юстиции, органов ОВД, органов местного самоуправления), а также разработка предложений по упрощению регистрационного производства отдельных объектов государственной регистрации.

Для достижения указанных целей автор поставил следующие задачи:

  1. изучение исторических особенностей развития и формирования
    отдельных объектов государственной регистрации;
  2. определение содержания и понятия государственной регистрации
    и административного процесса;
  3. анализ     современной     системы     и     структуры     органов
    государственной регистрации;
  4. выявление   особенностей  форм   и   методов   управленческой
    деятельности в сфере регистрационного производства.
  5. выявление   основных   проблем   в   сфере   регистрационного
    производства и выработка соответствующих предложений по их
    устранению.

Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере государственной регистрации, направленные на обеспечение закрепленных в законодательстве гарантий субъектов участвующих в данных правоотношениях.

Предметом исследования являются сущность, формы, методы регистрационного производства административно-правовой статус регистрационных органов, а также процесс формирования регистрационной политики в Российской Федерации.

В результате предпринятого исследования сформировались следующие положения:

1. Осуществлена классификация объектов в сфере регистрационного производства по отдельным объектам регистрации.

  1. Определены      понятия     административного     процесса     и
    регистрационного   производства,   их   функции,   особенности,
    механизмы воздействия на субъекты, и соответствующие объекты
    регистрации, а также их место в системе административного права.
  2. Выявлены    особенности    правовых    форм    государственного
    воздействия       на сферу регистрационного производства, их
    особенности.
  3. Установлены      некоторые      проблемы      регистрационного
    производства, как сферы государственной политики. Например,
    выявлены противоречия базового закона «Об    общественных
    объединениях»    и законов    об    отдельных    общественных
    объединениях,   а   также     противоречия нормативно-правовых
    актов    субъектов    федерации,    издаваемых    по      вопросам
    совместного ведения с центральной властью.

§ 1. Административно - процессуальная деятельность в административном праве РФ: сущность, местоположение, основные концептуальные подходы к определению содержания и структуры.

Административное право является одной из древнейших и опорных отраслей правовой системы (наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом). Чем можно объяснить подобное? Для того чтобы правильно оценить положение административного права в жизни общества, следует задать вопрос: "может ли организованное общество существовать без управления?". Конечно же, нет. Общество с его многочисленными и многообразными связями есть тот институт, функционирование которого возможно только при наличии сложного многоуровневого механизма управления. И таким "механизмом" выступает тот, кто осуществляет управление в масштабе всего общества, а также составляющих его элементов (т.е. граждан, их объединений, предприятий и учреждений, территорий и регионов и т.п.).

В современных условиях государственное управление, имеющее задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общества, выражается в механизме исполнительной власти - одной из отраслей единой государственной власти. Этот механизм практически реализует исполнительную власть в масштабе всей Российской Федерации и ее субъектов. Органы исполнительной власти управляют экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни, обеспечивая при этом исполнение, т.е. проведение в жизнь требований российского законодательства. В своей исполнительной деятельности они наделяются значительными юридически-властными полномочиями, которые используются ими во взаимоотношениях с гражданами, общественными объединениями, коммерческими и некоммерческими организациями, с органами республик и других субъектов Российской Федерации и т.п. Кроме этого как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти призваны осуществлять государственный контроль и надзор во многих областях нашей жизни (например, экологический, финансовый, антимонопольный, санитарно-противоэпидемический, дорожно-транспортный и т.п.). Наконец, именно представители исполнительной власти (в частности, должностные лица) являются теми официальными государственными инстанциями, от действий которых зависит реализация законных интересов и притязаний граждан. Трудно найти такой участок нашей жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а, следовательно, с административным правом.

Управление чаще всего воздействует на повседневные жизненные интересы всех, кто является законопослушным членом общества (нарушителей органы управления привлекают к ответственности). Чтобы подобное воздействие носило основанный на строгом соблюдении действующего законодательства характер, объективным является требование придания управленческой деятельности юридической формы. И таковой формой является административное право.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права1.

1 Дмитриев Ю. А. Общая теория права. М:Юрид. лит.. 1996.

Таким образом, административное право - отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности)2.

Как и любая другая отрасль Российского права, административное право имеет свой предмет, метод и систему, рассмотрим их подробнее.

Предмет административного права - общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  1. управленческие отношения, в рамках которых непосредственно
    реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной
    власти;
  2. управленческие отношения внутриорганизационного характера,
    возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной
    (представительной)   и   судебной   власти,   а   также   органов
    прокуратуры;
  3. управленческие отношения, возникающие с участием субъектов
    местного самоуправления;
  4. отдельные     управленческие     отношения     организационного
    характера,    возникающие    в    сфере    "внутренней"    жизни
    общественных    объединений    и    других    негосударственных
    формирований, а также в связи с осуществлением общественными
    объединениями внешне-властных функций и полномочий3.

2  Алексеев С. С. Теория права: 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1995.

3Алехин А. П., Кармолицкий А. А.. Козлов Ю. М. Административное право РФ. М.: Зерцало, 1996.

Метод административного права - это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Метод административно - правового воздействия представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения.

  • Предписание - метод правового урегулирования, предполагающий
    возложение   на   субъекта   управленческой   деятельности   обязанностей
    совершения    определенных    действий    в    условиях,    предписанных
    административно-правовой нормой.
  • Запрет - метод правового регулирования, предполагающий возложение
    обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от
    определенного   варианта   поведения   под   угрозой   применения   мер
    государственного принуждения.
  • Дозволение  -  метод  правового  регулирования,  предоставляющий
    участникам  управленческих  отношений  возможности  самим  выбирать
    наиболее   приемлемый   вариант  поведения   в   тех   пределах,   которые
    определены нормами административного права.

И имеет следующие признаки:

  1. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;
    1. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного
      из   участников регулируемого отношения;
    2. не исключает использования диспозитивных средств;
      1. отличается динамизмом, что обусловлено природой
        управленческих   отношений4.

Система административного права - это совокупность административно правовых институтов и подотраслей, внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

1 Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. М.: Зерцало, 1996

Административное право состоит из Общей и Особенной части. В общую часть включены следующие институты: 1 .государственное управление;

  1. исполнительная власть;
  2. формы государственного управления;
  3. методы государственного управления;
  4. институт правовых актов;
  5. институт государственной службы;
  6. институт административного принуждения;
  7. институт административной ответственности;
  8. институт административного процесса.

В Особенную часть входят институты управления в области экономики, социально-культурной сфере, административно-политической сфере.

Системы административного права также имеет свои признаки:

  1. обусловлена     спецификой     регулируемых     общественных
    отношений;
  2. представляет собой объективное правовое явление;
    1. характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью,
      а административно-правовых норм и институтов;
  3. включает определенные элементы;
    1. изменяется    с    учетом    изменения    предмета    правового
      регулирования (управленческих отношений).

Итак, можно подвести некий итог. Административное право есть базовая отрасль в системе права с мощным регулирующим потенциалом, который обеспечивает функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, охрану и реализацию прав граждан. Так же административное право можно определить    как    систему    взаимосвязанных    законодательных    актов

5 Алексеев С. С. Теория права: 2-е изд. перераб. и доп. М.: БЕК. 1995.

определенных правых теорий и норм, которые издают органы исполнительной власти для функционирования государственного управления.

 


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв