Сущность административного процесса

Хиты: 117 | Рейтинг:

Сущность административного процесса

Содержание:

Введение...................................................................................................................................................... 3 - 4

Глава 1.  Место административного права в правовой системе Российской Федерации..................................5 - 8

Глава 2.  Административный процесс:  понятие и сущность..........................................................................9 - 17

Глава 3.  Административно-юрисдикционный процесс..................................................................................18 - 20

Глава 4.  Основные принципы административного процесса и его структура............................................... 21 - 25

Заключение.......................................................................................................................................................26

Список использованной литературы...................................................................................................................27

Введение

Целью данной контрольной работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление его основных принципов. Тема эта актуальна сегодня тем, что в Российской Федерации только формируется административная юстиция. Объект исследования – теория административного права,  предметом же исследования является административный процесс. Задачами нашей работы являются: 

  • определение места административного права в правовой системе РФ;
  • понятие и сущность административного процесса;
  • особенности административно-юрисдикционного процесса;
  • выявление основных принципов административного процесса и его структуры.

Прежде чем перейти к рассмотрению названных во­просов, необходимо сделать некоторые терминологические пояснения.

Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности[1]. В та­ком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в раз­личного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процес­суальную форму. 

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права[2]. Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реали­зации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного про­цесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения[3].

Осуществление государственно-управленческой деятельности исполнительными органами есть административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера.

Наша работа состоит из четырех глав:  в первой – мы рассматриваем место административного права в правовой системе РФ, во второй – исследуем понятие и сущность административного процесса, в третьей – рассматриваем сущность административно-юрисдикционного процесса, в четвертой – определяем основные принципы административного процесса и попытались определить его структуру.

Глава 1.  Место административного права в правовой системе Российской Федерации

В начале необходимо остановиться на предмете адми­нистративного права, а также на его месте в правовой сис­теме Российской Федерации.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской  Федерации, которая при­звана регулировать особую группу общественных отноше­ний. Главная их особенность состоит в том, что они воз­никают, развиваются и прекращаются в сфере государст­венного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Другая особенность определяется тем,  что они опосредуют в регулируемой сфере государственную политику признания,  соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.  Следующей особенность таких отношений являются реальное и многообразное содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей государственной власти.  Эти отношения выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и государственно-правовые средства воздействия на общественные связи. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру принято называть управленческими, и они составляют предмет административного права.

Таким образом, административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой со­вокупность правовых норм, предназначенных для регули­рования общественных отношений, возникающихся, изменяющихся и прекращающихся  в процессе практической реализации исполнительной вла­сти (в более широком понимании - в процессе осуществле­ния государственно-управленческой деятельности)[4].

Предмет административного права достаточно разно­образен, но в принципе охватывает однотипные общест­венные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а)  управленческие отношения, в рамках которых не­посредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизацион­ного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в)  управленческие отношения, возникающие с уча­стием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи  с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий[5].

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что админист­ративное право охватывает своим регулятивным воздейст­вием широкие области государственной и общественной жизни, что определяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации меха­низма исполнительной власти.

Служебная роль административного права в совре­менных условиях определяется многими существенными обстоятельствами, вытекающими непосредственно из его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоох­раны, как непременного элемента правового государства, административное право в отличие от многих других пра­вовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юри­дические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполни­тельной власти. Невыполнение или недобросовестное вы­полнение требований административно-правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредитель­ных, пресекательных и карательных средств администра­тивно-принудительного характера. Среди них особая роль отводится институтам административной ответственности и административного процесса.

Следует отметить, что в «чистом» виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного отраслевого профиля с преобладанием «собственных» норм, то есть полностью соответствующих предмету данной отрасли. На подобной основе фактически строится российское законодательство.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, международное, конституци­онное право. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законо­дательства. Например, в земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданско-пра­вовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.

Следствием данной особенности действующей право­вой системы является «проникновение» административ­ного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - факти­ческое наличие управ-ленческих по своей природе отноше­ний в сферах, относящихся в соответствии с пред-метом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздейст­вию. Поэтому даже в гражданском законодательстве име­ется пусть небольшое, но определенное число администра­тивно-правовых по своей сути норм.

Административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельно­сти как правовой формы реализации власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчетливо проявляется многообразие администра­тивно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его пред­мета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Следовательно, трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым.

Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регу­лируются возникающие в ней общественные отношения, не охватываемые  предметом административного права. Так возникает  взаимодействие различных правовых  отраслей.

Наиболее тесно административное право взаимодей­ствует с конституционным (государственным) правом. Конституционное право является ведущей отраслью рос­сийского права и закрепляет основные принципы органи­зации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые ос­новы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71-72, 77, 83-88, 102-103, 110-117, 125 Конституции Рос­сийской Федерации); права и свободы человека и гражда­нина, значительная часть которых практически реализу­ется в сфере государственного управления (ст. 85, 103, 111, 117 Конституции РФ) и т. п. Многие стороны организации и деятель­ности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Ад­министративное право берет исходное начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-право­вой статус конкретных участников управ-ленческих обще­ственных отношений и административно-правовые сред­ства его защиты; формы и методы государственно-управ­ленческой деятельности, основы ее отраслевой и межот­раслевой, региональной и местной организации и т. п.

Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны исходные общественные от­ношения имущественного характера, ориентируясь на пре­обладающее значение тех или иных элементов метода правового регулирования. Аналогично решается вопрос о со­отношении трудового и административного права. Наибо­лее сложно проведение граней между, например, админи­стративным правом и такими отраслями,  как финансовое, земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету названных отраслей, регулируется нормами ад­министративного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административ­ного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Определенные связи обнаруживаются между гражданско-процессуальной, уголовно-процессуальной и административно-процессуальной отраслями российского права. Ведь именно ГПК предусматривает рассмотрение дел, возникающих из административно-правовых отношений (например, рассмотрение жалобы на действия административных органов или должностных лиц).

Юридическое «наполнение» коммерческого,  предпринимательского,  экологического права представляет собой конгломерат норм традиционных отраслей российского права,  в составе которых административно-правовым нормам принадлежит приоритетные позиции.

Глава 2.  Административный процесс: понятие и сущность

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права . Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится реализация санкций материальных административно-правовых норм. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности. Эти качества находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании, а также органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуаль-ной деятельности. Его суть заключается в том, что реально административно-право-вые отношения всегда воспринимаются только как процессуальные. Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое выражение, прежде всего и главным образом в процессуальной форме[6].

Следует заметить, что в целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так в законодательном или ином юридическом варианте. 

При характеристике сущности и особенностей адми­ни­стративного процесса, необходимо предварительно оп­реде­лить отношение к терминам «процесс» и «производство». Это следует сделать в связи с тем, что в литературе по ад­министративному праву высказаны раз­личные суждения на этот счет. Так,  по мнению Салищевой Н. Г. , производство - это понятие более широкое, нежели процесс. Она предлагает различать администра­тивное производство, как процесс применения администра­тивно-правовых норм, как процесс деятельности исполнительно-распорядитель­ных органов и административный процесс, как  деятель­ность  по разрешению споров и приме­нению мер принуж­дения[7].

Другая точка зрения состоит в придании названным терминам прямо противоположных значений. Эта позиция представляется более правильной, ибо она опирается на существующую законодательную практику, касающуюся процессов гражданского и уголовного права. Напомним в связи с этим, что, например, граж­данско-процессуальный кодекс РФ, регулирующий граждан­ский процесс, различает в нем несколько производств. Аналогичная кар­тина и с  уголов­ным процессом, который в соответствии с уголовно - про­цессуальным кодексом РФ включает ряд производств: производство в суде первой инстанции; производство  в  надзорной инстанции; производство по делам несовер­шен­нолетних и т. д.

Для административного процесса нет нужды менять со­держание понятий «процесс» и «производство».  Соот­ноше­ние  названных понятий  в принципе сохраняется как общее и особенное: производство - часть процесса, про­цесс - есть совокупность производств. Таким образом, если производ­ство - это уже деятельность, связанная с разрешением определенной, сравнительно  узкой  группы однородных дел, скажем  дел об  административных  на­рушениях.

Исследование сущности административного процесса у нас началось сравнительно давно, выходом в свет мо­нографии Салищевой Н. Г. «Административный  процесс  в СССР». Это была первая крупная работа, в которой автор изложил исходные положения своей концепции о понимании  сущности, а также масштабах административ­ного процесса.

В вопросе о понятии и особенностях административ­ного процесса существуют две позиции. Первая - пред­ставлена в работах Салищевой Н. Г., Иванова О. В., Пискотина М. И., Самойленко Л. В. и др.,  она   получила   наименование «юрисдикционной концепции» административного про­цесса.


[1] Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: 1986.  – С.  300.

[2] Административное право.  / Под ред.  Ю.  М.  Козлова,  Л.  Л.  Попова.  – М.: Юристъ,  1999.  – С. 381. 

[3] Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. – М.: 1996.  – С. 203. 

[4] Административное право. / Под ред. Ю. М. Козлова. . . С. 23.

[5] Там же, С. 22.

[6] Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: 1986.  – С.  300 – 301.

[7] Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. – М.: 1964. - С. 16.

 


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв