НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ 2005

Хиты: 367 | Рейтинг:

НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ 2005

НАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ: ПРАВИЛА И ОГРАНИЧЕНИЯ

Регулирование денежного обращения является условием стабильности функционирования любого современного государства. И Россия в данном случае не является исключением.

Основные положения о деньгах и о видах расчетов в Российской Федерации сформулированы Гражданским кодексом РФ, поскольку деньги являются объектом гражданского оборота (как вид имущества).

В то же время защита и обеспечение устойчивости российской денежной единицы ст. 75 Конституции РФ возложены на Центральный банк РФ. Во исполнение названных функций последний устанавливает правила проведения денежных расчетов и порядок организации наличного денежного обращения на территории РФ.

Указанные вопросы регулируются Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России), а также нормативными актами Банка России.

Наличные и "безналичные" деньги

Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о правилах осуществления наличных расчетов в РФ, необходимо, на наш взгляд, определиться с тем, что мы подразумеваем, употребляя термины "наличные деньги" или "безналичные деньги".

В числе объектов гражданских прав ст. 128 ГК РФ называет вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество, в том числе имущественные права. Однако очевидно, что непосредственно вещью можно назвать только наличные деньги - банкноты и монеты (ст. 29 Закона о Банке России), поскольку вещами обычно называют объекты материального мира, т.е. то, что доступно физическому восприятию.

Когда гражданин или предприятие хранит свои деньги в банке, принято говорить о владении деньгами в безналичной форме. Но на самом деле наличные деньги, которые вносятся в банк на основании договора банковского счета, перестают реально принадлежать их владельцу. Взамен он приобретает права требования к банку (получить деньги обратно в соответствии с условиями заключенного договора, произвести оплату со счета, получать проценты и др.).

Таким образом, "безналичные" деньги по своей правовой природе стоят значительно ближе к имущественным правам, чем к вещам. Этот вывод подтверждается и судебной практикой.

АРБИТРАЖ

Обзор практики рассмотрения споров,

связанных с применением арбитражными судами

норм Гражданского кодекса Российской Федерации

о залоге (п. 3), направленный Письмом ВАС РФ от 15.01.1998 N 26

Банк обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора о залоге, поскольку предметом залога являлось имущество, определенное в договоре как "денежные средства, хранящиеся на корреспондентском счете".

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований было отказано.

Президиум ВАС РФ отменил принятые судебные акты и признал договор о залоге недействительным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 334 ГК РФ в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества. При этом согласно ст. ст. 349 и 350 НК РФ удовлетворение требований осуществляется путем продажи заложенного имущества с публичных торгов с направлением вырученной суммы в погашение долга.

Таким образом, одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога. Исходя из природы "безналичных" денег они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей.

Виды расчетов

Согласно ст. 140 ГК РФ платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Наличные расчеты - это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги (банкноты, монеты).

Произведены они могут быть только в одной-единственной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу.

А вот форм безналичных расчетов существует много. Основные из них названы в ст. 862 ГК РФ:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Этот перечень не является исчерпывающим. Безналичные расчеты и в иных формах, предусмотренных законом, допускаются установленными в соответствии с законом банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

В частности, порядок осуществления расчетов с использованием банковских карт установлен Положением ЦБ РФ об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П.

Данные формы различаются видами расчетных документов, порядком документооборота, условиями предоставления средств в распоряжение получателя и т.д.

Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).

Так, например, безналичными расчетами признаются также переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета (п. 1.2 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 01.04.2003 N 222-П).

Отметим, что данное Положение регулирует только безналичные расчеты физических лиц, не связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности.

Ограничение размеров наличных расчетов

Гражданское законодательство устанавливает следующие правила осуществления наличных расчетов дифференцированно в зависимости от того, кто является их субъектом.

1. Граждане могут осуществлять наличные расчеты между собой или с юридическими лицами без ограничений, когда такие расчеты не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 861 ГК РФ).

2. Граждане могут осуществлять наличные расчеты, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, между собой или с юридическими лицами, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

3. Юридические лица вправе производить расчеты между собой в наличной форме только в том случае, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

Существуют ли на сегодняшний день установленные законом ограничения на расчеты в наличной форме? Нет, не существуют.

Означает ли это, что рассчитываться "наличкой" можно без ограничений? Нет, не означает.

Возникшее противоречие проистекает из юридической некорректности сегодняшнего нормативного регулирования данного вопроса.

Ограничение наличных расчетов (в форме ограничения их предельного размера) устанавливает ЦБ РФ своими указаниями.

В настоящий момент действует Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" (вступило в силу с 21 ноября 2001 г.) (далее - Указание Банка России N 1050-У).

С одной стороны, ЦБ РФ действует совершенно правомерно. Ведь в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о Банке России установление правил осуществления расчетов в РФ входит в число функций Центробанка. И согласно ст. 7 этого же Закона Банк России издает по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для всеобщего применения акты в форме указаний, положений и инструкций.

С другой стороны, Указание Банка России N 1050-У все же никак нельзя признать законом. А в п. 2 ст. 861 ГК РФ прямо указано, что ограничения в праве осуществления расчетов наличными деньгами могут быть установлены только законом, и ничем иным.

Некоторые прогрессивные судебные инстанции в свое время именно так и трактовали эту норму.

АРБИТРАЖ

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа

от 03.11.2000 N А33-5442/00-С3А-Ф02-2315/00-С1

Арбитражный суд удовлетворил иск муниципального предприятия (МП) о признании недействительным постановления УМНС о привлечении МП к ответственности.

УМНС обратилось в ФАС с кассационной жалобой.

Однако ФАС, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, поддержал решение арбитражного суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, УМНС была проведена проверка по соблюдению МП установленного порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в 1999 г. и I квартале 2000 г.

В ходе проверки было установлено, что истцом допущено превышение установленного норматива расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами. По результатам проверки было вынесено постановление о привлечении МП к ответственности за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями и организациями сверх установленных предельных сумм.

УМНС руководствовалось Указанием ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" (утратило силу).

Однако п. 2 ст. 861 ГК РФ установлено, что расчеты между юридическими лицами могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Поскольку Указание Центрального банка РФ не является законом, невозможно расценить его в качестве правового основания установления ограничений для расчетов наличными денежными средствами.

Однако в 2003 г. свою позицию по данному вопросу изложил Верховный Суд РФ.

Позиция Верховного Суда РФ заключается в том, что редакция правовой нормы п. 2 ст. 861 ГК РФ допускает возможность ограничения сумм наличных расчетов между юридическими лицами, если это предусмотрено правилами осуществления расчетов, принятыми в установленном законом порядке (см. Решение ВС РФ от 10.02.2003 N ГКПИ 2003-24). Ну а если уж ВС РФ высказывает такую точку зрения, то очевидно, что теперь судебные попытки оспорить правомерность указаний ЦБ РФ по этому основанию обречены на неудачу.

Рассмотрим, какие же ограничения установлены в настоящий момент.

Согласно п. 1 Указания Банка России N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен в сумме 60 000 руб. по одной сделке.

Из приведенной формулировки следует, что размеры расчетов наличными ограничены только между юридическими лицами.

Обратите внимание! Расчеты юридических лиц с гражданами-предпринимателями, а также расчеты указанных граждан между собой могут осуществляться в наличной форме без ограничений (Письмо МНС России от 16.09.2004 N 33-0-11/585@).

Отметим, что формулировка п. 1 Указания Банка России N 1050-У грешит юридическими неточностями.

Ограничение установлено в отношении расчетов по одной сделке (в отличие от ранее действовавшего ограничения по одному платежу).

В связи с возникающими вопросами Центробанку пришлось разъяснить, что под этим термином он подразумевает "расчеты по одному или нескольким денежным документам по одному договору" (см. совместное Письмо МНС России и ЦБ РФ от 01.07.2002, 02.07.2002 N 24-2-02/252, 85-Т "По вопросам осуществления расчетов между юридическими лицами наличными деньгами").

Однако с точки зрения гражданского законодательства понятия "сделка" и "договор" совсем не идентичны.

Сделками согласно ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

А договором согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, один договор может содержать в себе несколько сделок (в том числе и предполагающих передачу наличных денежных средств).

Но поскольку позиция ЦБ РФ и налоговых органов по данному вопросу уже обнародована (см. вышеназванное совместное Письмо), то ясно, что при проведении проверок работники налоговых органов именно ею и будут руководствоваться.

Таким образом, на сегодняшний день суммарная величина наличной оплаты в рамках одного договора не может превышать 60 000 руб.

Например, между организациями заключен договор аренды помещения сроком на один год. Величина арендной платы - 30 000 руб. в месяц. В рамках такого договора арендатор может заплатить наличными арендную плату только за два месяца, что как раз и составит 60 000 руб. Остальная сумма должна быть перечислена арендодателю безналичным путем.

* * *

За осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров применяется административный штраф (ст. 15.1 КоАП РФ) в размере:

- от 40 до 50 МРОТ - для должностных лиц;

- от 400 до 500 МРОТ - для юридических лиц.

Штрафные санкции достаточно велики, поэтому во избежание административной ответственности лучше согласиться с отождествлением понятий "сделка" и "договор".

При необходимости ограничение установленного размера расчета наличными деньгами между юридическими лицами можно и обойти, оформляя долгосрочные обязательства несколькими разовыми договорами на небольшие суммы.

Обратите внимание! Согласно ст. 4.5 КоАП РФ административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - в течение двух месяцев со дня его обнаружения.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью, как подтверждает судебная практика, не является длящимся правонарушением и считается оконченным в момент его совершения. Поэтому если налоговые органы опоздают принять постановление о привлечении нарушителя к административной ответственности в установленный срок - два месяца, то по истечении двух месяцев взыскать штраф будет уже нельзя.

АРБИТРАЖ

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа

от 30.09.2003 N А33-5663/03-С6-Ф02-3159/03-С1

Завод холодильников обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления ИМНС о привлечении его к административной ответственности.

Решением суда заявленные требования были удовлетворены. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения.

ФАС, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС, не нашел оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судом, налоговый орган проводил проверку соблюдения заводом порядка работы с денежной наличностью. Было выявлено, что в течение 2002 г. из кассы завода проводились платежи по квитанциям разных сборов за услуги железнодорожного транспорта на общую сумму 177 400 руб., что повлекло превышение предельного размера расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами по одной сделке, установленного п. 1 Указания Банка России N 1050-У.

Руководителем ИМНС было принято постановление о привлечении завода к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Однако принимая постановление о привлечении завода к административной ответственности, ИМНС пропустила двухмесячный срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для наложения взыскания. Доводы ИМНС о том, что указанное правонарушение является длящимся, были признаны судом несостоятельными и не были приняты во внимание как не основанные на действующем законодательстве и материалах дела.

* * *

Отметим, что вопрос о правомерности ограничения размеров расчетов наличными деньгами между юридическими лицами уже неоднократно рассматривался и высшими судебными инстанциями.

Так, Определением от 13.04.2000 N 164-О Конституционный Суд РФ отказал гражданину Л. в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение его конституционных прав и свобод положениями п. 2 ст. 861 ГК РФ и п. 4 ст. 4 Закона о Банке России.

Данная жалоба была подана в Конституционный Суд РФ после того, как решением Верховного Суда РФ (оставленным без изменения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ) гражданину Л. было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконным и недействующим с момента издания Указания ЦБ РФ от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" (действовавшего до принятия Указания Банка России N 1050-У).

По мнению названного гражданина, оспариваемые нормы недопустимо ограничивают свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности, свободное перемещение финансовых средств на территории РФ, а также ставят в неравное положение юридические лица и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых ограничения при расчетах наличными деньгами не действуют, и потому противоречат ст. ст. 8 (п. 1), 19 (п. п. 1 и 2), 34 (п. 1), 35 (п. 2), 55 (п. 3), 56 (п. 3) и 74 (п. п. 1 и 2) Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии данной жалобы к рассмотрению на том основании, что она подана ненадлежащим заявителем. Ведь правом на обращение в Конституционный Суд РФ обладают граждане, чьи права и свободы действительно нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. А гражданин Л. не привел каких-либо фактов, свидетельствующих о нарушении именно его конституционных прав и свобод.

Тем не менее в Определении N 164-О Конституционный Суд РФ все же сформулировал свою правовую позицию по затронутому вопросу. Он указал на то, что Конституция РФ, провозглашая свободу перемещения финансовых средств на территории РФ, не затрагивает при этом вопросы правового регулирования организации и порядка денежного обращения, установления соответствующих правил расчетов.

По смыслу п. 2 ст. 861 ГК РФ общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, а расчеты наличными деньгами могут иметь место, только если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств.

Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридических лиц возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом. Не затрагивается при этом и конституционный принцип равенства, поскольку положения ст. 19 (п. п. 1 и 2) Конституции РФ не гарантируют в любых случаях равенство прав юридических и физических лиц.

Приблизительно те же аргументы были использованы и Верховным Судом РФ, который отказал обществу с ограниченной ответственностью в удовлетворении аналогичного заявления о признании недействующим п. 1 Указания Банка России N 1050-У (см. Решение ВС РФ от 10.02.2003 N ГКПИ 2003-24).

Помимо традиционных жалоб на ограничение названным Указанием N 1050-У свободы экономической деятельности ООО заявило, что данное Указание принято с нарушением действующего порядка изданий нормативно-правовых актов (не было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ).

Верховный Суд РФ не согласился с этим утверждением по следующим основаниям.

Действительно, согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Минюсте России. Это положение вступило в силу с 13 июля 2002 г. - дня официального опубликования Закона о Банке России, т.е. уже после принятия оспариваемого Указания Банка России N 1050-У.

На момент принятия Указания Банка России N 1050-У действовал Закон РФ от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии со ст. 6 которого регистрации в Минюсте России подлежали только те нормативные акты Банка России, которые непосредственно затрагивали права, свободы и обязанности граждан.

Оспариваемое Указание Банка России N 1050-У не затрагивает права, свободы и обязанности граждан.

Действующий в настоящее время Закон о Банке России (от 10.07.2002 N 86-ФЗ) не содержит нормы, возлагающей на Банк России обязанность по направлению на регистрацию в Минюст России нормативных актов, принятых до вступления в силу данного Закона.

На наш взгляд, в этом отношении ВС РФ не совсем корректен. Ведь ст. 96 Закона о Банке России предписывает Центробанку привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим Законом.

Однако в самой ст. 7 Закона о Банке России содержится положение, которое, по нашему мнению, освобождает его от обязанности регистрировать акты, аналогичные Указанию Банка России N 1050-У. Согласно норме ч. 5 названной статьи Закона не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие прямые количественные ограничения.

Валюта наличных расчетов

Законным платежным средством на территории РФ является рубль (п. 1 ст. 140 ГК РФ). Поэтому по общему правилу все наличные расчеты должны производиться в рублях.

При этом законодательство допускает возможность использования в расчетах иностранной валюты, но такие случаи должны быть определены законом или в установленном им порядке.

С 18 июня 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании).

По общему правилу ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции (в том числе и наличные расчеты в иностранной валюте) между резидентами запрещены. При этом предусмотрены некоторые исключения.

В частности, разрешены расчеты в валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках (пп. 2 п. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании).

Возможность выплаты резиденту зарплаты в валюте Законом о валютном регулировании не предусмотрена.

В отношении нерезидентов таких ограничений не установлено - согласно общей норме ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

Однако норма ст. 131 ТК РФ препятствует выплачивать зарплату в иностранной валюте кому бы то ни было.

В то же время работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей, могут выплачиваться суммы в иностранной валюте в соответствии со ст. 340 ТК РФ и Правилами предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.12.2002 N 911. Но такие суммы именуются в названных нормативных актах компенсациями и пособиями, а не заработной платой.

Отметим, что некоторое противоречие с Законом о валютном регулировании здесь все же имеется. Работники, выехавшие на работу за границу, остаются резидентами РФ (для целей валютного регулирования), если они не признаны постоянно проживающими в иностранном государстве. Поэтому какие-либо расчеты в валюте с ними другого резидента (представительства РФ) с точки зрения Закона о валютном регулировании не допускаются.

Введение действующего Закона о валютном регулировании повлекло за собой отмену ряда нормативных актов, принятых на базе прежнего валютного законодательства. В том числе было отменено Положение о порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов, утвержденное ЦБ РФ 25.06.1997 N 62.

В результате вопрос о возможности выплаты работнику иностранной валюты при командировках фактически остался неурегулированным.

При этом буквальное прочтение положений Закона о валютном регулировании говорит о том, что этого делать нельзя. Ведь такие действия подпадают под понятие валютной операции между резидентами (гражданином РФ и предприятием, зарегистрированным по законодательству РФ), а выплата средств в иностранной валюте работникам, командируемым за границу, Законом о валютном регулировании не предусмотрена ст. 9 в числе разрешенных исключений.

Банк России, рассмотрев данный вопрос в Письме от 22.03.2005 N 36-3/526, высказался крайне завуалированно.

Вначале он подтвердил, что операции, связанные с выплатой работодателем работнику иностранной валюты для возмещения командировочных расходов, не включены в ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании, содержащую исчерпывающий перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Затем намекнул, что резиденты вправе без ограничений совершать валютные операции, связанные с внесением и получением своих денежных средств с банковских счетов в уполномоченных банках.

На наш взгляд, Письмо ЦБ РФ можно трактовать следующим образом.

Согласно пп. "а" п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании валютной операцией считается в том числе приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа.

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв