Организация процедуры несостоятельности (банкротства) в сельскохозяйственных предприятиях

Хиты: 142 | Рейтинг:

Организация процедуры несостоятельности (банкротства) в сельскохозяйственных предприятиях

Введение

В условиях конкуренции, обязательного признака свободных экономических отношений, многие субъекты предпринимательской деятельности не могут выполнить принятые на себя обязательства, что неминуемо влечет их финансовую несостоятельность. Это неизбежно вызывает столкновение интересов множества субъектов права, находящихся с должником в различного рода экономических и юридических отношениях. Стремление к обеспечению положительной динамики экономического развития в сочетании с необходимостью поддержания разумного баланса частноправовых и публичных интересов вызывает потребность в эффективном правовом регулировании конкурсных отношений.

Вместе с тем, ожидания, связанные с новым, более совершенным Законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ 2002 г., отвечающим современному развитию института несостоятельности (банкротства), не оправдались. Отмечая существенные достоинства Закона, Витрянский В.В., Зинченко С., Колиниченко Е.А., Телюкина М.В. и др. в то же время указывают, что некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды. Все это говорит о необходимости продолжения реформы правового регулирования конкурсных отношений.

В целях учета специфических условий функционирования сельскохозяйственных организаций при реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве), предотвращения их несостоятельности, исключения негативных социальных последствий, связанных с ликвидацией несостоятельных сельскохозяйственных организаций, а также стимулирования становления и развития наиболее прогрессивных форм хозяйствования и преодоления кризиса неплатежей в АПК, данные проблемы приобретают особую актуальность и значимость. Размещено на http://law29.ru/

Объектом исследования в данной работе является ЗАО «Золотухинский сахарный комбинат» Золотухинского района Курской области.

Основная цель исследования состоит в изучении порядка процедуры банкротства, введенной в ЗАО «Золотухинский сахарный комбинат» и разработке практически применимых рекомендации, направленных на совершенствование организации процедуры несостоятельности в сельскохозяйственных предприятиях.

В процессе выполнения дипломной работы использовались теоретические и практические исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики и по проблемам несостоятельности (банкротства) предприятий, положения и постановления, нормативные и законодательные акты, материалы финансово-экономической литературы, статистической отчетности. Для выполнения 2-4 глав применялись данные бухгалтерской финансовой отчетности хозяйства и другая необходимая документация, содержащая сведения о введенной процедуре банкротства с 2006 года.

Основными методами исследования являлись: статистический, аналитический, графический, абстрактно-логический, системный, сравнительный анализ и др.

Структура работы включает введение, 4 главы, выводы и предложения, список используемой литературы, приложения.

1 Теоретические аспекты банкротства (несостоятельности) предприятий

1.1 Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

В условиях современной финансовой политики процедуры несостоятельности (банкротства) принадлежат к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так и на уровне муниципальных образований. Банкротство нежизнеспособных организаций способствует отбору хозяйствующих субъектов, наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Что еще более важно, процедуры банкротства позволяют использовать самые эффективные способы управления «больными», т.е. финансово неблагополучными организациями.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) имеет давнюю историю, связанную с поведением средневековых итальянских торговцев – «ломбардцев» (ростовщиков, менял, банкиров), которые по традиции ломали скамью, на которой они сидели в торговом зале, символизируя прекращение платежей, что и нашло свое отражение в термине «банкротство» (от итальянского banco- скамья и rotto- сломанный).[37]

Позднее данный термин стал применяться более широко, и в настоящее время Федеральным законом о несостоятельности предусмотрена возможность объявления банкротом как юридического, так и физического лица.

Сравнительный анализ существующих мировых систем правового регулирования несостоятельности проводит Евдокимов Ю.[20], автор указывает, что они отличаются по тем конкретным целям, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, а именно: увеличение возврата средств в интересах всех сторон, спасение бизнеса жизнеспособного предприятия, справедливое распределение средств между сторонами, осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

В результате приоритетной задачей для одних правовых систем является увеличение размеров возврата средств для кредиторов (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других - спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, вызывающих повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Существует и еще одна модель (американская, французская, российская системы), ставящая в качестве основной задачи эффективное распределение и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, в число которых входят следующие нормативно- правовые акты:

- Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[1]

- Гражданский кодекс РФ (ч.1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ, ч.2-от 26 января 1996г. № 14-ФЗ).[4]

- Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (Введен в действие с 1 сентября 2002г.)[5]

- Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ.[6]

- Уголовным кодексом РФ 13 июня 1996 г. №63-ФЗ.[7]

- Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999г. № 40-ФЗ.[3]

Общие принципы и нормы, регламентирующие вопросы несостоятельности (банкротства) содержатся в положениях ГК РФ. Эти положения можно разделить на три группы:

- нормы, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст.25) и юридических лиц (ст.65);

- нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст.64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст.56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

- нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)", задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой, предоставление добросовестным предпринимателям возможности улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

В соответствии с данным законом несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаками банкротства являются:

- неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения; в течение одного месяца для кредитных организаций; в течение 6 месяцев для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса и для стратегических предприятий и организаций;

- сумма задолженности (за исключением начисленных штрафов и пеней) на день обращения в суд должна быть не менее:100 тыс. руб. для юридических лиц; 10 тыс. руб. для гражданина, а также сумма обязательств должника – гражданина должна быть больше стоимости, принадлежащего ему имущества; 500 тыс. руб. для субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также сумма задолженности должна превышать балансовую стоимость имущества должника , в том числе права требования.

- независимо от размера кредиторской задолженности при банкротстве отсутствующего должника;

- не менее 1000 МРОТ для кредитных организаций.

Не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, казенные предприятия.

Гришина Н. А.[17] указывает, что закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»1992г. не выделял никаких особых категорий должников, вследствие чего ко всем применялись единые нормы. Закон 2002г. предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций (страховых организаций, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Процедуры банкротства можно разделить на внесудебные (добровольные) и судебные, осуществляемые в рамках судебного процесса. К внесудебным процедурам относятся: досудебная санация и иные меры по предупреждению банкротства; к судебным процедурам, осуществляемым в рамках судебного процесса, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Судебное разбирательство может быть начато по заявлению, как самого должника, так и конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Конкурсное производство приводит к ликвидации организации, все остальные процедуры – к ее финансовому оздоровлению и, в конечном счете, к нормальному состоянию. Таким образом, процесс по делу о банкротстве не всегда завершается ликвидацией организации- должника.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст.30) и досудебной санации (ст.31)

Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника- предприятия.

В законе не регламентируются ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации. Фактически все эти меры осуществляются в рамках антикризисного управления, т.е. управления направленного на вывод предприятия из кризисного состояния и на предотвращение такого состояния. Основными этапами антикризисного управления являются разработка бизнес- плана финансового оздоровления на основе оценки и диагностики финансового состояния фирмы, а также выбор и реализация антикризисных процедур.

По мнению Семина А.Н.[37], одним из основных способов, используемых для выхода предприятия из кризиса, является его реорганизация. Еще одной из форм, используемых в целях оздоровления предприятия и недопущения его банкротства, является доверительное управление. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление. По этому договору доверительный управляющий обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или другого лица, указанного учредителем управления (выгодоприобретателем).

Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

С 1 сентября 2002г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс №95-ФЗ от 24 июля 2002г., в который включена глава 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». [5]

Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника - юридического лица или по месту жительства гражданина.

Особенность процесса банкротства является то, что в нем отсутствуют истец и ответчик, а есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор или уполномоченные органы.

От имени должника выступает руководитель должника - юридического лица или арбитражный управляющий (в соответствии с законодательством) и должник-гражданин соответственно.

Руководитель юридического лица управляет должником до суда и во время процедур наблюдения и финансового оздоровления. Во время этих двух процедур его функции ограничены, действия контролируются управляющим, назначенным арбитражным судом. Во время конкурсного производства и внешнего управления функции по управлению переходят к арбитражному (конкурсному или внешнему) управляющему. После заключения мирового соглашения и при благополучном для предприятия исходе финансового оздоровления и внешнего управления руководство организацией вновь переходит к его руководителю, прежнему или вновь назначенному.

От имени собственника имущества, учредителей, участников должника в процессе может участвовать их представитель.

В качества арбитражного управляющего арбитражным судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, обладающее специальными знаниями и опытом работы. С 1 марта 1999г. арбитражные управляющие действовали на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству. Лицензия была своего рода страховкой от неправомерных действий арбитражных управляющих, поскольку эту лицензию можно было отозвать в случае неисполнения арбитражным управляющим своих обязанностей. По новому закону регулированием и обеспечением деятельности арбитражных управляющих должны заниматься специально созданные некоммерческие организации – саморегулируемые организации арбитражных управляющих, членом хотя бы одной из которых должен быть арбитражный управляющий.

В законе о банкротстве подробно изложены права и обязанности арбитражного управляющего.

Возможны случаи, когда деятельность арбитражного управляющего приводит к убыткам. В связи с этим новый закон о банкротстве в качестве финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего обязует его заключить договор страхования ответственности на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок в сумме не менее 3 млн. руб. в год.

Государственным органом по делам о банкротстве является Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), образованная в 1993г. (в тот момент - Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ, с 1997- Федеральное управление по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000г. №301 «Об утверждении положения о Федеральной службе Росси по финансовому оздоровлению и банкротству» ФСФО является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве) организаций.

В деле о банкротстве могут участвовать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии с законом о банкротстве, при наличии признаков банкротства.

После принятия заявления о признании должника несостоятельным арбитражный суд решает вопрос о возможности возбуждения производства по делу.

Заявление о рассмотрении признания несостоятельности могут подавать как должник, так и конкурсный кредитор, а также уполномоченные органы.

После подачи заявления в арбитражный суд возможны следующие варианты действий суда:

  1. Если заявление соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ и закона о банкротстве, то арбитражный суд принимает такое заявление.
  2. Арбитражный суд вправе отказать в принятии заявления о признании должника банкротом в том случае, если отсутствуют признаки банкротства, либо против должника уже введена одна из процедур банкротства, или по другим основаниям.
  3. Суд может возвратить заявление в том случае, если нарушены форма и содержание заявления либо к нему не приложены необходимые документы.

Законом о банкротстве устанавливается семимесячный срок (по закону о банкротстве 1998г.- трехмесячный срок рассмотрения дела о несостоятельности, который мог быть продлен не более чем на два месяца, на которые суд в праве отложить дело)

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:

1.Решение:

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- об отказе в признании должника банкротом.

2. Определение:

- о введении финансового оздоровления;

- о введении внешнего управления;

- об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

- об утверждении мирового соглашения.

Таким образом, анализ действующего законодательства о банкротстве позволил сформулировать следующие принципиальные положения:

1. Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом, сочетающим нормы различных отраслей права. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок урегулирования спорной ситуации между кредиторами и должником) урегулированы нормами других отраслей права.

Законодательство о несостоятельности, имеющее комплексный характер, формируется на стыке публичного и частного права. Поэтому не случайно, что Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ наряду с материально-правовыми нормами содержит большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона; кроме того, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства для отдельных участников имущественного оборота).

2. В качестве основной тенденции эволюции законодательства о несостоятельности (банкротстве) следует признать, что оно развивается по схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

 


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв