ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 2008

Хиты: 312 | Рейтинг:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 2008

Предисловие

Актуальность исследования обусловлена происходящими изменениями политического, экономического, правового и иного характера, а также связанными с ними проблемами на современном этапе развития законодательства в сфере федеративных отношений, прежде всего, как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кодификация российского законодательства, начавшаяся с 2005 года и продолжающаяся по сей день, причем не только по предметам совместного ведения, но и по предметам ведения Российской Федерации, предполагает внести в систему и содержание российского законодательства существенные изменения.

Анализ имеющихся на сегодняшний день научных исследований позволяет говорить, что на современном этапе проблемы совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, с учетом специфики каждой из сфер совместного ведения, соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации приобретают особую актуальность. Среди многочисленных проблем по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов особое место занимают вопросы законодательства об охране окружающей среды. Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, напрямую зависит от эффективной реализации конституционно-правовых норм на федеральном и региональном уровне. Таким образом, логически верным является исследование федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды в конституционно-правовом аспекте.

Недостаточная разработанность и актуальность исследуемой проблемы, ее большая практическая значимость для современного развития и совершенствования законодательства об охране окружающей среды определяют необходимость дальнейших исследований в этой области и обусловливают выбор темы настоящей работы.

Автором настоящего исследования предпринята попытка комплексного исследования в конституционно-правовом аспекте законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды как отрасли российского законодательства и как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; определена роль законодательства об охране окружающей среды в федеративных отношениях на современном этапе; предложена классификация конституционных норм в области охраны окружающей среды; выявлены особенности соответствующего законодательства субъектов Российской Федерации и предложены концептуальные подходы к развитию законодательства об охране окружающей среды в Российской Федерации.

В результате анализа конституционно-правовых основ регулирования отношений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательства об охране окружающей среды выявлены особенности становления и развития федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды, а также общие проблемы его реализации.

Следует отметить, что отдельные аспекты законодательства в области охраны окружающей среды затрагивались отечественными учеными-правоведами.

В целом вопросы развития российского законодательства исследовались в общетеоретической правовой литературе С.С. Алексеевым, С.В. Полениной, Н.В. Сильченко, Ю.А. Тихомировым.

Проблемы конституционного законодательства нашли отражение в работах А.А. Белкина, Л.Д. Воеводина, В.В. Гошуляка, Т.Д. Зражевской, Л.И. Ибрагимовой, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукьяновой, Ю.В. Мальцева, М.А. Митюкова, В.А. Сивицкого, Ю.А. Тихомирова, О.И. Чистякова и других авторов.

Конституционно-правовые аспекты взаимодействия Российской Федерации и субъектов в ее составе по предметам совместного ведения, отдельные вопросы соотношения федерального и регионального законодательства исследовались С.А. Авакьяном, В.М. Азбукиным, Е.Н. Барышниковым, А.В. Безруковым, И.Г. Дудко, А.А. Елисеевой, А.В. Елисеевым, Ю.М. Ермаковой, О.Н. Зайцевой, М.Н. Карасевым, А.Н. Ким, Б.С. Крыловым, Н.А. Сыродоевой, И.А. Умновой, Э.С. Юсубовым. В монографии коллектива научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации "Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательств субъектов Российской Федерации" был проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов и выдвинуты предложения по гармонизации российского законодательства.

Специальные проблемы по предметам совместного ведения рассматривались в диссертационных исследованиях А.В. Безрукова, А.А. Елисеевой, А.В. Елисеева, О.Н. Зайцевой, А.Н. Ким, А.Г. Шорникова и других ученых.

Соответствующие исследования посвящены охране окружающей среды в работах С.А. Боголюбова, О.Л. Дубовик, И.А. Игнатьевой, О.С. Колбасова, А.Е. Лунева, Ю.С. Шемшученко, А.С. Шестерюка и многих других ученых-правоведов. Через призму конституционно-правовых проблем охраны окружающей среды вопросы состояния и развития законодательства об охране окружающей среды рассматривались в докторских диссертациях С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик. Состояние и анализ федерального и регионального экологического законодательства были исследованы в монографиях Т.В. Злотниковой. Среди монографической литературы можно выделить лишь одно исследование, специально посвященное изучению состояния и развития законодательства об охране окружающей среды: в 1984 г. была опубликована монография А.С. Шестерюка "Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды".

Таким образом, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе и законодательство об охране окружающей среды отдельно являлись объектом исследований разных отраслей права: конституционного и экологического. Что же касается законодательства об охране окружающей среды, то его особенности раскрывались преимущественно специалистами в сфере экологического права.

Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§ 1. Историко-правовой аспект становления и развития законодательства об охране окружающей среды

В юридической литературе специалисты в сфере охраны окружающей среды и природопользования, исследуя историю становления и развития природоохранного и природоресурсного законодательства, выделяют определенные этапы. При этом существующие правовые позиции по данному вопросу условно можно разделить на две группы.

В основе предложенной представителями первой группы периодизации лежит единство природоресурсного и природоохранного законодательства. В этом случае речь идет об этапах становления и развития экологического законодательства. В эту группу авторов входят, например, О.Л. Дубовик, А.С. Шестерюк, Е.И. Ефимова, С.А. Боголюбов.

Так, О.Л. Дубовик нормы об охране окружающей природной среды выделяет по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному - российскому <1>. В первый период, для которого характерны фрагментарность правового регулирования, отождествление предмета охраны с объектом собственности, отсутствие специальных актов и прочее, охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира и заповедного дела. В советский период отношение законодателя к охране природы постепенно менялось: природоресурсный подход в правотворчестве сменялся природоохранным подходом.

--------------------------------

<1> Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2003. С. 107 - 114.

В рамках советского периода О.Л. Дубовик также выделяла несколько этапов - послереволюционный, довоенный, послевоенный (период принятия Декрета о земле и проведения национализации земель), этап становления природоохранного законодательства (конец 50-х - начало 80-х годов 20 века), наконец, завершающий этап советского периода (конец 80-х годов 20 века), который характеризуется принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству, осознанием кризиса и необходимости скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды.

В свою очередь, современный период развития российского экологического законодательства О.Л. Дубовик делит на два этапа - до 1995 г., который характеризуется стремлением законодателя обновить хотя бы основные акты, например законодательство о недрах, о земле и т.д., и начиная с 1995 г., характеризующийся интенсивным развитием экологического законодательства.

В отличие от предложенной периодизации О.Л. Дубовик, в основе которой лежит законодательство, в основу периодизации А.С. Шестерюка положено экологическое право в целом. Так, А.С. Шестерюк считает необходимым выделять четыре этапа становления и развития экологического права в нашей стране: первый этап связан с выделением отдельных природно-ресурсных отраслей права: земельного, водного и т.п.; на втором этапе происходит объединение отдельных природно-ресурсных отраслей в общее природно-ресурсное право; на третьем этапе возникают и развиваются относительно самостоятельные общности правовых норм об охране окружающей среды; четвертый этап интегрирует природно-ресурсное право и нормы об охране окружающей среды в комплексную отрасль - экологическое право <2>.

--------------------------------

<2> Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2003. С. 114.

Е.И. Ефимова предлагает своеобразную периодизацию развития экологического законодательства через призму эколого-правовых исследований, выделяя три этапа (1957 - 1984 гг., 1985 - 1991 гг., 1992 - 2001 гг.): интенсивное проведение научных исследований, вызвавшее появление определенной совокупности законов об охране природы (первый этап); принятие ряда партийных решений и совместных постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, в частности "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" <3> (второй этап); принятие Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <4>.

--------------------------------

<3> СП СССР. 1988. N 6. Ст. 14.

<4> Ведомости СНД и ВС РФ. 05.03.1992. N 10. Ст. 457.

Если у Е.И. Ефимовой период развития экологического законодательства начинается с 50-х годов 20 века, то С.А. Боголюбов его историю начинает с Декрета о земле (1917 г.), после которого стали приниматься нормативные правовые акты о земле и о других природных ресурсах: Земельный кодекс (1922 г.), Лесной кодекс (1923 г.), Горное положение (1927 г.), законы об охране садов и парков, памятников природы, другие акты. Затем он отмечает период, в который был принят Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" <5>, называя его "кодификацией природоохранительного законодательства" <6>. Период 1968 - 1981 гг. отмечен бурной кодификацией общесоюзного (СССР) законодательства о рациональном использовании и охране природы: Основы земельного законодательства, Основы водного законодательства и другие, вслед за которыми принимались республиканские Кодексы. С.А. Боголюбов при этом отмечает, что экологическое законодательство постепенно совершенствовалось <7>.

--------------------------------

<5> Текст Закона официально опубликован не был.

<6> Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ (сравнительно-правовой анализ). Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов и кандидат юридических наук Е.А. Минина. М.: Издательство "НОРМА", 1999. С. 142.

<7> См.: Там же. С. 141 - 146.

Однако единый подход в понимании природоохранного и природоресурсного законодательства не только затрудняет определение этапов становления и развития этих отраслей законодательства в отдельности, но и необоснованно подменяет одно законодательство другим.

Другая группа авторов, классифицируя этапы становления и развития природоресурсного законодательства, выделяет в его рамках природоохранное законодательство. Сторонниками этой правовой позиции являются В.В. Петров, Б.В. Ерофеев.

Так, В.В. Петров выделяет следующие шесть этапов:

1) 1917 - 1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

2) 1922 - 1957 гг. - активное развитие союзного законодательства природно-ресурсного направления;

3) 1957 - 1963 гг. - принятие во всех республиках СССР Законов об охране природы - новой формы природоохранного законодательства, принятие Закона РСФСР от 27 октября 1960 г. "Об охране природы в РСФСР" <8>;

--------------------------------

<8> Текст Закона официально опубликован не был.

4) 1968 - 1980 гг. - проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства СССР и союзных республик, Кодексов в союзных республиках;

5) 1985 - 1990 гг. - попытка перестроить общественные отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, разработать Закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

6) начиная с 1990 года - суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе экологического законодательства; принятие Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" <9>, Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. N 1103-1 <10>, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <11>, Основ лесного законодательства от 6 марта 1993 г. N 4613-1 и т.д.

--------------------------------

<9> Ведомости СНД и ВС РФ. 05.03.1992. N 10. Ст. 457.

<10> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.05.1991. N 22. Ст. 768.

<11> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

В отличие от В.В. Петрова, Б.В. Ерофеев говорит об этапах формирования экологического права, а не законодательства. Б.В. Ерофеев отмечает, что формирование экологического права в целом прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках "земельного права в широком смысле"; развитие в рамках природоресурсных отраслей и современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей. Первый этап охватывал 1917 - 1968 гг.; второй - период с 1968 по 1987 г., когда создавались многочисленные нормативные правовые акты, вовлекающие в сферу регулирования и экологические связи природные объекты (Законы об охране атмосферного воздуха и животного мира и др.); третий период - с 1988 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву <12>.

--------------------------------

<12> Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Высш. шк., 1992. С. 74 - 77.

Недостаток вышеприведенных периодизаций заключается в объединении природоохранного и природоресурсного законодательства. Несмотря на то что многими авторами определяются этапы становления и развития природоресурсного и экологического законодательства, вместе с тем в научной доктрине отсутствует периодизация природоохранного законодательства (законодательства об охране окружающей среды) как самостоятельной отрасли российского законодательства.

Авторы предложенных концепций не стремятся проводить грань между историей становления и развития природоохранного и природоресурсного законодательства, рассматривая их в одном ракурсе: как следствие одного явления. Между тем периоды их становления и развития не совпадают.

Таким образом, раскрывая историю законодательства об охране окружающей среды, руководствуясь специальной литературой и нормативной базой, необходимо четко разграничивать два момента:

- историю становления и развития природоохранного законодательства (законодательства об охране окружающей среды);

- историю становления и развития природоресурсного законодательства.

Анализ историко-правового аспекта становления и развития законодательства об охране окружающей среды также позволяет нам выделять три этапа его формирования: 1978 - 1992 гг., 1991 - 2002 гг., с 2002 г. по настоящий день.

Предлагая критерии периодизации природоохранного законодательства как самостоятельной отрасли российского законодательства, на наш взгляд, необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, большую роль в становлении и развитии природоохранного законодательства играет федеративный аспект, т.е. определение и разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи с этим следует заметить, что ни Конституция РСФСР 1918 г., ни Конституция СССР 1924 г., ни последующие Конституции СССР и РСФСР вплоть до Конституции РСФСР 1978 г. не определяли место природоохранного законодательства в системе российского законодательства и в системе разграничения полномочий. Поэтому они не могут быть взяты за основу периодизации природоохранного законодательства.

В связи с этим считаем, что этап становления законодательства об охране окружающей среды как самостоятельной отрасли российского законодательства начинается с Конституции РСФСР 1978 г., в редакции от 21 апреля 1992 г., поскольку именно в п. "и" ст. 81.1 Конституции Российской Федерации от 12 апреля 1978 г. законодательство об охране окружающей среды впервые определяется и как предмет совместного ведения федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, и как самостоятельная отрасль российского законодательства. Однако следует отметить, что эта статья была введена только спустя четырнадцать лет после принятия Конституции РСФСР 1978 г. <13>. Тем не менее считаем, что именно в этот период законодательство об охране окружающей среды получает конституционное закрепление.

Монографии, тематические сборники, учебные и справочные издания, научные статьи, диссертации и авторефераты диссертаций

1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочивания законодательства // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 62 - 71.

2. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. О практике опубликования правовых актов субъектов РФ // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 61 - 65.

3. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 145 с.

4. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ (сравнительно-правовой анализ) / Ответственные редакторы - доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов и кандидат юридических наук Е.Л. Минина. М.: Издательство "НОРМА", 1999. 240 с.

5. Астафичев П.А. Проблемы правового регулирования организации государственной власти в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. N 6. С. 41 - 46.

6. Ахатов А.Г. Экология и международное право (международные экологические организации и правовые акты). М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. 512 с.

7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001. 800 с.

8. Бахрах Д.Н. Исполнительный орган государственной власти (понятие, правовой статус) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003; СПС "Гарант".

9. Библиография по конституционному и муниципальному праву России (С.А. Авакьян). М.: ИКД "Зерцало-М", 2002.

10. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 106 - 112.

11. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы // Журнал российского права. 2003. N 6. С. 85 - 96.

12. Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 56 - 63.

13. Боголюбов С.А. Обеспечение стабильности и эффективности экологического законодательства // Законодательство и экономика. 2003. N 9. С. 90 - 92.

14. Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды // Журнал экологическое право. 2004. N 1. С. 6 - 10.

15. Боголюбов С.А. Соотношение федерального и регионального законодательства в области охраны окружающей среды // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 7 - 13.

16. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 704 с. (Серия "Библиотека словарей "ИНФРА-М").

17. Борова И. Конституция РФ - основа договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами // Российская юстиция. 2002. N 4. - С. 24.

18. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. N 2. С. 95 - 106.

19. Бояршинов Б.Г. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации" // Законодательство. 1997. N 4. С. 59.

20. Бриксов В.В. О юридической силе кодифицированных федеральных законов // Журнал российского права. 2003. N 8. С. 82 - 92.

21. Бриллиантов А.В. О содержании понятия "официальный документ" // Журнал российского права. 2003. N 2. С. 65 - 69.

22. Бринчук М.М. Развитие экологического права и Конституция РФ // Журнал "Экологическое право". 2004. N 3. С. 10 - 14.

23. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 2002. 688 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.Н. Бутылина "Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан" включена в информационный банк согласно публикации - "Право и власть", 2002, N 2.

24. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. N 12. С. 80 - 91.

25. Вараксин В.В. Некоторые вопросы регулирования предметов ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Журнал "Экологическое право". 2004. N 5. С. 19 - 23.

26. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994 - 2003). М.: Издание Государственной Думы РФ, 2003. 137 с.

27. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Право и закон, 2000. 336 с.

28. Ветютнев Ю.Ю. О правовой случайности и правовом хаосе // Журнал российского права. 2003. N 7. С. 72 - 78.

29. Воробьева В.Н. Юридическая практика // Налоговый вестник. 2003. N 10. С. 141 - 144.

30. Ген Н.Л. Специфика конституционных норм и особенности их реализации // Журнал российского права. 2001. N 11. С. 53 - 59.

31. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. N 7. С. 48 - 56.

32. Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт // Журнал российского права. 2003. N 4. С. 76 - 84.

33. Гогаева М.Т., Миндзаев М.А. Тенденции развития природоохранительного законодательства // Журнал "Экологическое право". 2003. N 2. С. 9 - 16.

34. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Удмуртской Республики в 1998 году": Информационное издание. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1999. 244 с.

35. Гошуляк В.В. Теоретические проблемы единства системы конституционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 66 - 74.

36. Грачев В.А., Мандрыгин В.И., Егорова М.Б., Грачев М.В. О перспективах реализации положений Федерального закона "Об охране окружающей среды" в законодательстве субъектов Российской Федерации // Правовые вопросы охраны окружающей среды: Экспресс-информ. 2003. N 4.

37. Гущин А.В. Порядок регистрации ведомственных нормативных актов // Нормативные акты Республики Татарстан. 1999. N 7.

38. Давыдова М.Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции // Журнал российского права. 2003. N 10. С. 75 - 84.

39. Дементьев А.Н. Разграничение предметов ведения и полномочий в системе организации публичной власти по "вертикали" // Гражданин и право. 2002. N 5.

40. Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 9 - 15.

41. Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Издательство "Наука", 1984.

42. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2003. 584 с.

43. Евдокимов В.Б. О договорах и соглашениях между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов // Подготовлен для публикации в системах КонсультантПлюс.

44. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000. 492 с.

45. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Высшая школа, 1992.

46. Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: законотворческие идеи // Российская юстиция. 2003. N 6. С. 15 - 18.

47. Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: судебная практика // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 18 - 21.

48. Ершов В. Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. 2003. N 4. С. 6 - 9.

49. Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. М.: Спарк, 1998. 283 с.

50. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конференции / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Новоселова. Саратов: СГАП, 1998. 158 с.

51. Замышляев Д.В. Проблемы иерархии нормативно-правовых актов в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. N 1.

52. Зайцева О.Н. Реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (на примере охраны памятников истории и культуры в Нижегородской области): Дис. канд. юрид. наук. 12.00.02 / Науч. рук. Е.Г. Головин. Казань: Б. и., 2001. 192 л.

53. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. СПб.: Издательский торговый дом "Герда", 2000. 416 с.

54. Ибрагимова Л.И. Конституционное законодательство Российской Федерации и республик на этапе деволюционного федерализма: Дис. канд. юрид. наук. 12.00.02 / Науч. рук. Б.Л. Железнов. Казань: Б. и. 2001. 212 л.

55. Игнатьева И.А. Систематизация экологического законодательства: современные проблемы и практические подходы // Журнал российского права. 2003. N 12. С. 21 - 29.

56. Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. N 5. С. 10 - 17.

57. Игнатьева И.А. Законотворческие ошибки и иные недостатки действующего экологического законодательства и причины их появления // Журнал "Экологическое право". 2002. N 1. С. 28 - 38.

58. Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. N 4.

59. Исхаков А.Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Казан. гос. ун-т; Науч. рук. Б.Л. Железнов. Казань: Б. и., 2003. 26 с. Библиогр.: с. 26.

60. Исхаков А.Д. Юридическая ответственность за нарушения норм избирательного права Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Казан. гос. ун-т; Науч. рук. Б.Л. Железнов. Казань: Б. и., 2003. 176 л. Текст на одной стороне л. Библиогр.: л. 162 - 176.

61. Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. N 1. С. 19 - 21.

62. Калинин И. Становление природоресурсного права России // Российская юстиция. 2000. N 3. С. 23.

63. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 37 - 42.

64. Кашкин С., Калиниченко П. Новая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды // Российская юстиция. 2003. N 8. С. 19 - 20.

65. Козак Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. N 5. С. 3 - 11.

66. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. 520 с.

67. Колбасов О.С. Конституционные основы охраны окружающей среды. М.: Знание, 1979.

68. Коллизионное право: Учебное и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. М.: 2000. 394 с.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

69. Комментарий к Закону РФ об охране окружающей природной среды (по разделам) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

70. Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации: Монография. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999.

71. Конституционное законодательство и вопросы государства и права. Кишинев: Штиинца, 1981.

72. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2003. 538 с.

73. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека / Ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. Москва: Институт государства и права РАН, 1994.

74. Конституция СССР и законодательство развитого социализма / Под ред. К.Ф. Гуценко, И.Н. Кузнецова. М.: Юрид. лит., 1984. 272 с.

75. Конституция СССР и проблемы дальнейшего развития советского законодательства // Вестник Львовского университета. Выпуск 19. 1980.

76. Краев Н.В. Региональное законодательство о Красных книгах // Журнал "Экологическое право". 2003. N 5. С. 21 - 27.

77. Краев Н.В. Правовая охрана животных, занесенных в Красную книгу России // Журнал "Экологическое право". 2004. N 3. С. 24 - 33.

78. Круглов В.В. Эколого-правовые проблемы переходного периода // Правовые вопросы охраны окружающей среды: Экспресс-информ. 2004. N 1.

79. Кутузов В.И., Попов А.А. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 79 - 85.

80. Ливеровский А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9. С. 33 - 41.

81. Литвинова И.Н. Федеративные аспекты экологического законодательства // Журнал "Экологическое право". 2004. N 5. С. 30 - 33.

82. Лунев А.Е. Конституция СССР и охрана природы. М., 1981. 40 с. (В помощь лектору). В надзаг.: О-во "Знание" РСФСР. Науч.-метод. совет по пропаганде вопросов государства и права.

83. Лунев А.Е. Природа, право, управление / Академия наук СССР; Институт государства и права. М.: Издательство "Наука", 1981.

84. Малышко Н.И. Конституционные основы эколого-правовой системы Украины // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 131 - 133.

85. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Журнал российского права. 2002. N 4. С. 94 - 103.

86. Материалы Всероссийского съезда по охране природы (3 - 5 июня 1995 г., Москва). М.: РЭФИА; АО "Прибой", 1995. 224 с.

87. Мершина Н. Разграничение полномочий // ЭЖ-Юрист. Июнь 2003 г. N 24.

88. Милославская Д. Трудности семантической интерпретации юридического текста // Российская юстиция. 2000. N 3. С. 45 - 47.

89. Минашкин А.В. Основы административно-правового статуса государственных учреждений // Право и экономика. 2003. N 1. С. 20 - 28.

90. Михеева И.В. Действие закона: "аффект" противоречий // Право и экономика. 2001. N 7. С. 3 - 7.

91. Мониторинг законодательства Республики Татарстан (Вып. 1) // Панорама-форум. 1999. N 20. Специальный выпуск.

92. Надеев Р. Законотворческие ошибки // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 20 - 22.

93. Нарышева Н.Г. Об ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами // Законодательство. 2000. N 8.

94. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. 670 с.

95. Национальный план действий по охране окружающей среды Республики Дагестан на 2000 - 2005 гг. / Сост. Н.К.К. Алиев, А.А. Гаджиев, А.А. Мунгиев, Н.Х. Месробян. Махачкала: Издательство "Юпитер", 2001. 144 с.; Комитет природных ресурсов Республики Дагестан.

96. Никишин В.В. Динамика правотворчества субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв