картина мира в философии Платона

Хиты: 1304 | Рейтинг:

картина мира в философии Платона

Картина мира в философии Платона

По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является всего лишь тенью мира идей (по-гречески “эйдосов”).

“Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи”.

В то время как идея является неизменной, неподвижной и вечной, вещи материального мира постоянно возникают и гибнут. Вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть”.

Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными сравнениями, это противопоставление вещей и “идей” наглядно объяснят в «Государстве» с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое представление о них.

Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь жалкие тени и подобия, за их сущность.

Кроме мира вещей и мира идей существует еще мир небытия. Это материя. Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. Материя Платона – беспредельное начало и условие пространственного обособления множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон характеризует материю как всеобщую кормилицу, как восприемницу
всякого рождения и возникновения. Материя совершенно неопределенна и бесформенна.

Чувственный мир – то есть все окружающие нас предметы – это нечто среднее между обеими сферами. Между областью идей и областью вещей у Платона посредствует еще душа мира, или мировая душа. Чувственный мир не непосредственное, но все же порождение мира идей и мира материи.

Царство идей Платона представляет собой определенную систему: идеи бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся идея истины и идея прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является идея блага. «То, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав».

Идея блага стягивает все множество идей в некоторое единство. Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели.

Понятие идеи Платона уже не отличается таким описательным характером, как это было прежде всего у Гераклита. Его идея уже не с наивно-описательной, а с мыслительной необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв