Специфика философского подхода к изучению общества

Хиты: 506 | Рейтинг:

Специфика философского подхода к изучению общества

1. Специфика философского подхода к изучению общества. Проблема создания концептуально-теоретической модели общества в истории социально-философской мысли.

Человеческое общество — одно из самых сложных среди известных науке явлений действительности. Тайны возникновения  общества, законов его развития, смены одного общества другим  волновали мыслителей всех времен и народов  Термин «общество» — понятие многозначное. Его можно рас­ сматривать как в широком, так и в узком смыслах. В узком смысле  он имеет следующие три  значения:

 1) общество как совокупность общественных отношений. Известно, что общественные отношения — это то специфическое, что отличает социальные образования от других систем материального мира. И каждое общество является не просто совокупностью людей, а представляет собой единую систему социальных  отношений, целостный социальный организм, который развивается определенным образом, независимо от других социальных  организмов. Круг людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество филателистов).

 2) общество как определенный этап человеческой истории (первобытное общество, индустриальное, информационное и др.);

 3) отдельное, конкретное общество, являющееся самостоятельным субъектом истории (российское общество, украинское общество, американское и др.). Страна, государство, регион.

Общество в широком смысле — это обособившаяся от природы  часть материального мира, представляющая собой исторически  развивающуюся форму жизнедеятельности людей, основой которой  является человеческий труд, общественное производство. Иными  словами, это человечество в целом, т. е. вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на  нашей планете.

Общество – продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций:

– производство материальных благ и услуг;

– распределение продуктов труда (деятельности);

– регламентация и управление деятельностью и поведением;

– воспроизводство и социализация человека;

– духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

  Проблемы общества изучает множество наук: социология,  история, археология, история государства и права и многие другие, каждая из которых имеет свой аспект изучения общества.  Есть такой аспект и у философии. Социальная философия при  изучении общества акцентирует внимание на сущности и закономерностях его развития, на целях, движущих силах, содержании и  направленности исторического процесса. Социологию, прежде  всего, интересует социальная структура общества, т. е. способ организации и связи элементов общества в единый организм, история изучает развитие материальной и духовной жизни общества в  различные исторические периоды и т. д.

 Наряду с понятием «общество» существуют и такие понятия,  как «общность», «народ», «нация», «государство». Хотя эти понятия достаточно близки и на уровне обыденного сознания часто  употребляются как синонимы, их необходимо различать. Термин  «общность» употребляется для обозначения совокупности людей,  связанных общим происхождением, языком, культурой, судьбой.  К наиболее важным общностям относятся: семья, род, племя, народность, нация.  Социальная философия под понятием «общество» понимает  продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а на основе совместных интересов и договора.  Понятие «общество» шире понятия «общность», поэтому не всякая общность является обществом, но любое общество обладает  чертами общности.

 Понятие «народ» обозначает общность людей, связанных,  прежде всего, происхождением, языком, культурой и, как правило, определенной территорией. Под понятием «нация» имеют в  виду форму организации жизни одного народа (или нескольких  близких), связанных единой государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство же представляет собой продукт исторического развития человеческого общества, форму организации жизни народов и наций, основанную на праве и законе. Все рассмотренные понятия,  как это видно из данных определений, тесно связаны между собой и взаимно пересекаются.

 Итак, когда же возникло общество и что оно представляет собой?  Установлено, что общества на нашей планете не существовало изначально. Оно имеет свою историю возникновения и развития. Первыми известными науке социальными организмами были племена первобытности, затем рабовладельческие государственные образования Древнего Востока, созданные людьми в  конце IV тысячелетия до нашей эры в плодородных долинах рек  Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инда и Ганга  (Индия), Хуанхэ и Янцзы (Китай). Отсюда можно сделать вывод,  что переход человечества от общинной формы существования к  обществу произошел более 5 тысяч лет тому назад.

 Существует множество точек зрения на общество и причины  его возникновения. Можно предположить, что различных интерпретаций общества столько же, сколько существует направлений  в истории философской мысли (схема 1). Все их рассмотреть  достаточно сложно, однако упрощенно их можно объединить в  несколько теоретических концепций (моделей).  Одной из первых концепций понимания общества и источников его развития является религиозно-мифологическая модель,  возникшая в эпоху рабовладельчества. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в  системе общего мирового (божественного) порядка — Космоса  (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего.

Стихийная реализация исторической необходимости порождала  и поддерживала у людей уверенность в существовании судьбы, в  божественной предопределенности существующих отношений,  порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм — основная  тема древних мифов. Историки и философы античности также  рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического  бытия. Отсюда проистекает религиозно-мифологический характер их взглядов.

 Если религиозно-мифологическая концепция возникла на  почве античной философии, то теологическая концепция зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Античная философия, при всем различии взглядов ее представителей  на общество, носила космологический характер, поскольку тем  единством, в которое включалось все сущее, в том числе и общество, была природа (Космос). Средневековое же мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и  общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог.

 В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в  учении Аврелия Августина (354—430), а позднее Фомы Аквинского  (1225—1274). Августин считал, что вся история определяется  божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом.

  В Новое время значительное распространение получила натуралистическая концепция общественной жизни, ее представителями были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье,  Джон Локк и другие, хотя первые натуралистические идеи можно  обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов. Так,  например, Демокрит высказывал мысль о том, что вся общественная жизнь имеет природное происхождение, а Аристотель  выдвинул идею о естественном происхождении социального расслоения людей.

 В чем же суть данного подхода? Натурализм (от лат. natura —  природа) как философский принцип рассматривает социальные  явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т. п. В соответствии с  данным принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой  (географическая школа — Лев Мечников, Василий Ключевский и  др.), биологическими, расовыми, генетическими особенностями  людей (социальный дарвинизм: Томас Мальтус, Людвиг Гумплович,  Вильям Самнер; расово-антропологическая школа: Жозеф Артур де  Гобино и др.), космическими процессами и ритмами солнечного излучения (Александр Чижевский, Лев Гумилев). Таким образом, натурализм сводит высшие формы бытия к низшим, а человека — к  уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток  данной концепции состоит в игнорировании качественного своеобразия человека, в принижении человеческой активности, в отрицании человеческой свободы.

 Другой недостаток натуралистического подхода к обществу  состоит в понимании человека как социального атома, а общества — как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных лишь своими собственными интересами. Таким образом, натурализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого  человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие.

  В отличие от натуралистической концепции идеалистическая  модель изолирует человека от природы, превращает духовную  сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое идеалистическое понимание истории возникает в результате  абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и находит свое выражение в принципе: «Идеи правят миром».

 Вершиной объективно-идеалистической модели понимания  общества являются воззрения Георга Гегеля (1770—1831), который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю, история движется вперед не как  стихийный процесс. Она слагается из действий отдельных людей,  каждый из которых стремится реализовать свои способности,  взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в  результате действий людей, преследующих свои цели, возникает  нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов.  В этом у Гегеля и заключается «хитрость исторического разума»,  саморазвитие и самопознание которого и представляют собой  собственно исторический процесс.

 Таким образом, если с точки зрения натурализма развитие  общества определяется действием законов природы, то в идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум  (объективный идеализм) - ничем не ограниченная человеческая  активность, прежде всего, духовно-волевая (субъективный идеализм).

  Недостатки натуралистической и идеалистической моделей  пытались преодолеть создатели диалектико-материалистической  концепции развития общества, немецкие философы и социологи  Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

 В чем суть социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, опирающегося на работы Чарльза Дарвина и  Льюиса Моргана, процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у предков человека социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому, кроме естественного отбора, в силу вступил и социальный отбор. В процессе такого «двойного» отбора выживали и  оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным  социально значимым требованиям, например сплоченности,  взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в  процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. 

Социализация человека осуществлялась, прежде всего, в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались,  передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую «культурную» традицию. Труд, стимулируя людей к совместной деятельности, обусловил возникновение и развитие разнообразных видов общения, появление членораздельной речи, образование производственных отношений. Таким образом, труд и возникшие на его основе производственные  отношения являются главными материальными силами, которые  привели к собственно человеческой форме существования — обществу. 

К. Маркс, анализируя закономерности развития уже сформировавшегося общества, значительно расширил сферу действия  материализма и распространил ее на область общественных отношений. Этот подход в дальнейшем стал называться материалистическим пониманием истории. Согласно данному подходу,  система производственных отношений составляет в обществе  первооснову — базис, на котором строятся все иные отношения  людей — правовые, политические, идеологические и пр.

 Формирование социальной теории марксизма происходило в  условиях революционного подъема, охватившего в середине XIX в.  Западную Европу. Очевидно, поэтому такое большое внимание в  марксизме уделяется борьбе между антагонистическими класса­ ми, которую он понимает как важнейшую движущую силу общественного развития. Многие исследователи данного учения обращали внимание и на другие его слабые места: постулат о диктатуре пролетариата, абсолютизацию экономического фактора в  жизни общества, а также роли общества в жизни отдельного человека, что впоследствии послужило предпосылкой формирования тоталитарных режимов в странах, которые на практике попытались воплотить в жизнь теорию Маркса.

 Теперь несколько слов о современных подходах к обществу.  Все современные социально-философские и социологические  концепции человека и общества, так или иначе, рассматривают его как совокупность социальных взаимосвязей и взаимодействий  людей в процессе удовлетворения их потребностей. Например,  одна из наиболее известных концепций общества, созданная  Максом Вебером (1864—1920), имеет название интерпретации социального действия. Главной идеей веберовской концепции, да и  всей его социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. В соответствии с этой концепцией социальное действие обретает содержание, которым оно  не обладало в природе. Для понимания этого смысла необходима  соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная  идея Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий  людей. Следует добавить, что под социальным действием понимается не любое действие, а действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из такого  подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является  чисто подражательным, аффективным или ориентируется на какое-либо природное явление.

 Еще одна из известных современных концепций человека и  общества — так называемая концепция методологического индивидуализма, сложившаяся на основе идей марксизма, тейярдизма,  неофрейдизма и социобиологизма, рассматривает общество как  продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла  Поппера (1902—1994), автора данной концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей  и как результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно  этому пониманию, социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно-товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-природно-товарно-социальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях.

 Интересные новаторские идеи в подходе к обществу содержат  и другие современные философские концепции: герменевтика,  феноменология, аналитическая философия, постмодернизм и др.

 Итак.  Понятие «общество» можно рассматривать в широком и узком значениях. Предметом исследования социальной философии  является общество в широком понимании слова, иными словами, — это человечество в целом, вся совокупность общественных  организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

2. Общество как системное, саморазвивающееся образование. Человеческая деятельность – способ существования и развития общества.

Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель.

Общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой.

В чем же состоит отличие социальной системы от систем, действующих в природе! Эти отличия состоят в следующем:

 1) общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности;

 2) центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости;

 3) сам человек является сложной системой и существует как  система в системе. Другие элементы общества также являются  системными формами и образуют определенные автономные  системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);

 4) развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так  и специфическим социальным законам, действующим только в  социальной среде;

 5) социальная система представляет собой согласованность  элементов и в то же время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система имеет следующие специфические черты:

разнообразие различных социальных структур и подсистем.

 самодеятельность; самоорганизация; саморазвитие;

динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек;

 самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования;

непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной  реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный  социальный организм.

В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации выделяют, как правило, пять уровней социальных систем.

Первый: фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как  единая цивилизация;

 второй: государство или группа взаимосвязанных государств;

 третий: социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений;

 четвертый:  классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также  другие виды объединений людей;

 пятый уровень: отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему.

Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует.

 Деятельность человека является преобразовательной. Для человека свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.

Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.

Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей. Создание новых предметов культуры называется опредмечиванием.

Потребность - переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития. Потребности выступают источниками активности человека: есть потребности - есть деятельность, направленная на их удовлетворение, нет потребностей - нет деятельности, нет жизни.

Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.

Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.

Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.

 


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв