война и религия

Хиты: 279 | Рейтинг:

война и религия

«Война и религия»

1. Война как историческое явление

1.1. Определение войны

Войны, большие и малые, насмерть и "для виду", однако, непременно связанные с кровопролитием, гибелью, страданиями людей и разрушением условий их жизни, - явление, присущее человечеству с древних времен и не имеющее впереди признаков исчезновения.

Война – социально-политическое явление, представляющее крайнюю степень противоборства государств, народов, социальных, национальных, либо религиозных групп, основное содержание которого составляет широкое применение военной силы. Для достижения поставленных в войне политических целей применяются также экономические, дипломатические, информационные и другие формы борьбы. Война обладает рядом признаков, отличающих ее от других социально-политических явлений и форм вооруженного насилия. Война порождается, прежде всего, глубинными политическими и социально-экономическими противоречиями, носящими объективно-субъективный характер. Война ведет к качественному изменению состояния всех сфер общественной жизни: политической, экономической, социальной духовной, ибо происходит их кардинальная перестройка на военный лад. Главным орудием ведения войны являются вооруженные силы и другие воинские формирования, способные вести вооруженную борьбу. Война, как правило, приводит к человеческим жертвам, утрате материальных, духовных ценностей, разрушительно воздействует на общество.

1.2. Причины возникновения войн и их классификации

Основная причина возникновения войн – стремление политических сил использовать вооруженную борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.

С возникновения в XIX веке массовых армий важным инструментом мобилизации населения для страны стала ксенофобия (ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого или непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного), воздвигнутая в ранг мировоззрения. На ее основе легко разжигается национальная, религиозная или социальная вражда, и поэтому со 2-й половины XIX века ксенофобия является основным инструментом разжигания войн, направления агрессии, определенных манипуляций массами внутри государства и так далее.

С другой стороны, европейские общества, пережившие разрушительные войны XX века, стали стремиться жить в мире. Очень часто члены таких обществ живут в страхе перед любыми потрясениями. Примером этого может служить идеологема «Лишь бы не было войны», преобладавшая в советском обществе после окончания самой разрушительной войны XX века – Второй мировой.

В пропагандистских целях войны традиционно делят на справедливые и несправедливые.

К справедливым войнам относятся освободительные – например, индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии в соответствии со статьей 51 Устава ООН или национально-освободительная война против колонизаторов в осуществление права на самоопределение. В современном мире формально справедливыми, но неодобряемыми считаются войны, которые ведут сепаратистские движения (Абхазия, Ольстер, Кашмир, Палестина).

К несправедливым – захватнические или неправомерные (агрессия, колониальные войны). В международном праве агрессивная война квалифицируется как международное преступление. В 1990-е годы появилось такое понятие, как гуманитарная война, которая формально является агрессией во имя высших целей: предотвращение этнических чисток или гуманитарная помощь мирному населению.

1.3. Цели сторон в войне

Прямая цель войны состоит в навязывании противнику своей воли. При этом нередко инициаторы войны преследуют и непрямые цели, как то: укрепление своей внутренней позиции («маленькая победоносная война»), дестабилизация региона в целом, отвлечение и связывание сил противника. В новое время, для стороны, непосредственно начавшей войну, целью является мир лучший, чем довоенный. Для стороны же, испытывающей агрессию со стороны развязавшего войну противника, целью войны автоматически становится:

1. обеспечение собственного выживания;
2. противостояние противнику, желающему навязать свою волю;
3. предотвращение рецидивов агрессии.

В реальной жизни часто нет четкой грани между нападающей и обороняющейся стороной, ибо обе стороны находятся на грани открытого проявления агрессии, и какая из них масштабно начнет первой – дело случая и принятой тактики. В таких случаях цели войны обеих сторон одинаковы – навязывание своей воли противнику с целью улучшения своего довоенного положения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что война может быть:

1. полностью выиграна одной из противоборствующих сторон – либо воля агрессора исполнена, либо, для обороняющейся стороны, нападки агрессора успешно пресечены и его активность подавлена;

2. цели ни одной стороны не достигнуты до конца – воля агрессора исполнена, но не полностью.

Так, Вторая мировая война была выиграна войсками антигитлеровской коалиции, поскольку своих целей Гитлеру достигнуть не удалось, а власти и войска Германии и ее союзников безоговорочно капитулировали и сдались властям победившей стороны.

Ирано-иракская война же не выиграна никем – ибо ни одна из сторон не сумела навязать противнику свою волю, и к концу войны положение противоборствующих сторон не отличалось качественно от довоенного, не считая измотанность боевыми действиями обоих государств.

Независимо от того, какие цели преследуют воюющие стороны: экономические, политические или иные мотивы, основополагающим всегда было, есть и остается духовное противоборство.


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв