эволюция современного государства

Хиты: 457 | Рейтинг:

эволюция современного государства

1. Эволюция современного государства.

Государство – это основной институт политической системы общества и особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права и с помощью специального механизма (аппарата).

Признаки государства.

1. Государство – это единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Власть государства распространяется на всё население данной страны. Все её жители являются гражданами (в республиках) или подданными (в монархиях) данного государства. Территория, на которую распространяется власть государства, ограничена государственной границей. В пределах собственной территории государство обладает суверенитетом (верховенством и независимостью), всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

2. Государство – это особая организация политической власти со специальным механизмом (системой) органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. В состав этого механизма входят органы законодательной, исполнительной и судебной власти. При необходимости государство применяет принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия – армии, органов правопорядка, службы безопасности.

3. Государство организует жизнь общества на правой основе. Только государство вправе издавать законы, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Требования этих законов реализуются при помощи администрации и судов.

4. Государство – это суверенная организация власти. Оно обладает верховным приоритетом по отношению ко всем другим формам власти в стране и независимо от них. Только государство вправе требовать от всех членов общества выполнения всех своих решений, издавать законы и общеобязательные постановления, отменять решения всех негосударственных политических организаций (партий, движений, групп). Только государство обладает специальным аппаратом насилия и принуждения для претворения в жизнь своих решений.

5. Экономическая самостоятельность государства обеспечивается наличием национальной валюты, монопольным правом эмиссии денежных знаков в своей стране и единой налоговой системой. Налоги и платежи взимаются в принудительном порядке со всех членов общества.

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

А) Внутренние функции

1. Экономическая функция – организация, координация и регуляция экономических процессов в обществе средствами налоговой и кредитной политики, с помощью создания стимулов экономического роста и осуществления санкций.

2. Социальная функция – удовлетворение потребностей людей в труде, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, здоровья, собственности.

3. Правовая функция – создание и обеспечение исполнения правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, поддержание правопорядка, охраны общественного строя от посягательств и разрушительных действий экстремистов (при помощи судов, прокуратуры, службы безопасности, органов правопорядка, армии).

4. Политическая функция – руководство и управление обществом, осуществление властных полномочий; выработка политического курса и проведение его в жизнь (на основе удовлетворения потребностей всего населения или господствующих слоев населения); поддержание социального консенсуса и политической стабильности в обществе.

5. Культурно-воспитательная функция – удовлетворение культурно-образовательных потребностей членов общества, приобщение их к достижениям национальной и мировой культуры; предоставление членам общества возможности самореализации в творчестве; обеспечение, развитие и возвышение морально-этических качеств и потребностей членов общества.

Б) Внешние функции

1. Функция развития взаимовыгодного международного сотрудничества, развития цивилизованных отношений с другими государствами в экономической, социальной, политической, культурной, научно-технической, торговой, технологической, экологической и иных сферах.

2. Функция обороны страны, защиты общества от внешних врагов.

В различных обществах широта и конкретное содержание функций государства неодинаковы.

Зрелое гражданское общество сокращает количество функций государства до необходимого минимума (обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрана окружающей среды, внешняя безопасность).

Развивающиеся общества характеризуются всепроникающей способностью государства, контролем над всеми сферами жизнедеятельности общества и личности. В таких обществах до сих пор нередко отсутствуют разделение властей, система сдержек и противовесов, специализация политических ролей и функций, приоритет права над властным произволом и др.

Наиболее существенными причинами возникновения государства являются:

- завоевание одних народов другими;

- возникновение в ходе развития производства частной собственности и классов;

- развитие общественного разделения труда, выделение в целях повышения эффективности специального управленческого труда;

- демографические факторы :

- рост численности и плотности населения;

- переход от кочевого к оседлому образу жизни;

- упорядочивание брачных отношений между родами;

- повышение потребностей общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей.

- антропологические факторы коренятся в самой природе человека: человек как существо в высшей степени коллективное, может существовать только в рамках определенных форм общежития;

- психологический факторы:

- страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество;

- разум, приведший к соглашению о создании специального органа –государства, способного лучше обеспечить права и потребности людей.

Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей.

Для европейского пути характерно следующее:

? насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;

? основой государства является частная собственность;

? социальная дифференциации по занимаемому отношению к собственности;

? определение политического господство через богатство;

? административная структура складывается после появления частной собственности;

? государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;

? наличие отделенной от общества публичной власти

? социальная мобильность

В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:

? Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)

? Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;

? Германская - внешнее насилие.

Для азиатского пути характерно:

• возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;

• политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;

• низкая роль частной собственности, так как экономическая основа - общественная и государственная собственность; • большая роль государства (чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников);

•власть передавалась по наследству

•основой для налогообложения выступал не человек а община

• жесткая иерархичность

Первоначальный путь – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей институтов государственности. Вторичное государство появляется под воздействием первичного. Когда народы уже имевшие государственные формы организации общества (первичные государства) оказывали влияние на развитие соседних регионов и способствовали образованию на их территории государств (вторичные государства). Производный путь имеет место когда к возникновению государства или его трансформации приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность (захватнические войны, торговля, революционные преобразования, организационные изменения, распад колоний).

Многообразие форм правления . Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.

Характер формы правления, существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти, точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства.

Причины разнообразия форм государства.

Формы государства весьма разнообразны. Среди главнейших причин разнообразия форм государства можно назвать следующие:

1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с просим тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий.

2. Исторические особенности становления самой национальной государственности. Например, принятие такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, федеративной формы государственного устройства объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами.

 


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв