СТРОИТЕЛЬСТВО 2009

Хиты: 125 | Рейтинг:

СТРОИТЕЛЬСТВО 2009

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В книге автор использовал следующие основные понятия.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Строительные работы - совокупность видов и комплексов работ, выполняемых на объекте строительства, включая монтажные и ремонтно-строительные работы, являющиеся предметом договора строительного подряда.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в строительство новых или реконструкцию имеющихся объектов недвижимости.

Реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Договор строительного подряда - документ, заключенный в соответствии с требованиями гл. 37 ГК РФ, устанавливающий обязательства сторон, участвующих в его заключении и выполнении, по новому строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, капитальному ремонту действующих предприятий, зданий и сооружений, а также производству отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства.

Долевое строительство - привлечение денежных средств граждан и юридических лиц (далее - дольщики) для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с требованиями Закона о долевом строительстве или на основании инвестиционных договоров, заключенных в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности (только для юридических лиц), с возникновением у дольщиков права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости.

Объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащее передаче дольщику после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящее в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Объект строительства - каждое отдельно стоящее здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопроводов, теплопроводов, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными постройками, благоустройством и другими работами и затратами), на строительство, реконструкцию, расширение или техническое перевооружение которого составляется отдельный проект и смета.

Незавершенное производство - затраты подрядчика на объектах строительства по незаконченным работам, выполняемым на основании договора строительного подряда.

Незавершенное строительство - объект капитального строительства (здание, строение, сооружение), строительство которого не завершено, то есть продолжается или временно приостановлено, или законсервировано, или окончательно прекращено.

Разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, указанных в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Форма разрешения на строительство установлена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 N 698.

Проектная документация - пакет документов, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющий архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме согласно разрешению на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена Постановлением Правительства РФ N 698.

2. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

К числу основных законов, регламентирующих отношения в сфере строительства, относятся:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ);

- Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ";

- Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Во исполнение данных Законов Правительством РФ приняты следующие Постановления:

- от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства";

- от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации";

- от 29.12.2008 N 1070 "О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий";

- от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";

- от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения";

- от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности";

- от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства";

- от 21.04.2006 N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика"; и др.

Кроме того, соответствующими министерствами и ведомствами в пределах своих полномочий изданы:

1. Приказы об утверждении разного рода регламентов, инструкций и пр.:

- Минрегиона России от 09.12.2008 N 274 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";

- ФСФР России от 30.11.2006 N 06-137/пз-н "Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика";

- Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7 "Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (РД-11-05-2007)";

- Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006)";

- Минэкономразвития России от 25.12.2008 N 470 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на строительство, а также получение технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий и разрешений на строительство индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию"; и т.д.

2. Письма, содержащие разъяснения по отдельным вопросам (например, Письмо Минрегиона России от 07.11.2006 N 10808-ЮТ/08 "О проектной документации, применяемой повторно (типовая проектная документация), которая не подлежит государственной экспертизе").

Таким образом, законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

Исчисление налоговых обязательств субъектов инвестиционно-строительной деятельности и порядок организации налогового учета регламентированы Налоговым кодексом, ведение бухгалтерского учета и оформление бухгалтерской отчетности - Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" и положениями по бухгалтерскому учету и методическими указаниями к ним.

3. СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (ВИДЫ СМЕТ)

В основе расчета стоимости строительства лежит сметный порядок ценообразования. В настоящее время определение стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемых на территории РФ, вне зависимости от источников финансирования, а также формирование цен на строительную продукцию и расчеты за выполненные работы производится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (МДС 81-35.2004).

Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациям, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющим строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования. Положения Методики могут применяться также при определении стоимости реставрационных работ.

Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные и другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства. Под сметными нормативами понимается комплекс сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.

Сметными нормами и расценками предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях - стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами (высокогорность и др.) - к сметным нормам и расценкам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к соответствующим сборникам нормативов и расценок.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

- государственные сметные нормативы (ГСН);

- отраслевые сметные нормативы (ОСН);

- территориальные сметные нормативы (ТСН);

- фирменные сметные нормативы (ФСН);

- индивидуальные сметные нормативы (ИСН).

Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Разработка ИСН допускается в случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ. ИСН разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами и утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Сметная документация составляется в определенной последовательности, от мелких к более крупным элементам строительства - вид работ (затрат) - объект - пусковой комплекс - очередь строительства - строительство (стройка) в целом.

Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).

Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД или когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.

Объектные сметные расчеты объединяют данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.

Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).

Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.

Когда наряду с объектами производственного назначения оформляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения, рекомендуется составлять сметный документ (сводку затрат), определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей.

Одновременно со сметной документацией в составе проекта (рабочего проекта) и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.

Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию:

а) в составе проекта (рабочего проекта):

- сводку затрат (при необходимости);

- сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);

- объектные и локальные сметные расчеты;

- сметные расчеты на отдельные виды затрат;

б) в составе РД - объектные и локальные сметы.

Сметная документация составляется в текущем уровне цен, причем в ней допускается указывать стоимость работ в двух уровнях:

- в базисном уровне цен, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 г.;

- в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:

- ресурсный;

- ресурсно-индексный;

- базисно-индексный;

- на основе укрупненных сметных нормативов, в том числе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.

Основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства служит утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства. Такие расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.

Сводный сметный расчет стоимости производственного и жилищного строительства имеет следующую структуру:

1) подготовка территории строительства;

2) основные объекты строительства;

3) объекты подсобного и обслуживающего назначения;

4) объекты энергетического хозяйства;

5) объекты транспортного хозяйства и связи;

6) наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения;

7) благоустройство и озеленение территории;

8) временные здания и сооружения;

9) прочие работы и затраты;

10) содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия;

11) подготовка эксплуатационных кадров;

12) проектные и изыскательские работы, авторский надзор.

По каждой позиции установленным порядком определяется сметный размер средств, необходимых для строительства.

Обратите внимание: общая сумма средств по сводному сметному расчету является общей сметной стоимостью строительства.

Это планируемые затраты. Фактические расходы, как правило, отличаются от сметных затрат. Образующаяся разница представляет собой либо экономию, либо перерасход. Источник покрытия перерасхода и порядок распределения полученной экономии устанавливаются сторонами в договоре.

4. СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, застройщики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом согласно законодательству РФ.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками работ по правилам ГК РФ. На стороне подрядчика могут выступать любые физические или юридические лица, которые по заданию заказчика осуществляют работы по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в срок, в соответствии с проектно-сметной документацией. Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели. Вместе с тем п. 2 ст. 52 ГрК РФ установлены ограничения для подрядчиков: если работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие работы могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к указанным видам работ.

Под застройщиком в силу ст. 1 ГрК РФ понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Когда речь идет о долевом строительстве многоквартирных жилых домов, под застройщиком понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников-дольщиков для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Организация вправе совмещать функции двух и более субъектов инвестиционной деятельности, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Застройщик, являясь собственником или арендатором земельного участка, принимает решение о строительстве и способе его осуществления. Он может быть единственным субъектом строительной деятельности, если самостоятельно выполняет все функции (финансирует, организует строительство и выполняет строительные работы). В этом случае застройщик учитывает на своем балансе понесенные расходы и законченный строительством объект, который может быть предназначен для использования в собственной предпринимательской деятельности либо для продажи.

Нередко застройщик осуществляет инвестиции и организует и контролирует строительство, а для выполнения работ привлекает одного или нескольких подрядчиков. Если один из подрядчиков наделен правом привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц, его именуют генеральным подрядчиком, а последних субподрядчиками. Субподрядчик в свою очередь также может привлечь других лиц к выполнению возложенного на него объема работ (полностью или частично).

По общему правилу генподрядчиком является организация, принявшая на себя обязательство осуществить строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объекта, являющегося для застройщика конечной целью. При этом не имеет значения, будет данная организация привлекать субподрядчиков или все работы выполнит собственными силами. Иными словами, если предметом договора между застройщиком и подрядчиком является строительство всего объекта, такой подрядчик для застройщика будет являться генподрядчиком.

Следующая ситуация - застройщик лишь финансирует проект, привлекая не только генподрядчика, но и заказчика, который организует и контролирует строительство объекта. Если объем переданных застройщиком заказчику функций ограничивается только техническим контролем и надзором за ходом строительства, такого заказчика именуют техническим. Если заказчик вправе привлекать к строительству третьих лиц, то такой заказчик называется полным. Полный заказчик действует от своего имени, но в интересах и за счет застройщика.

Застройщик может привлечь к участию в проекте инвестора - лицо, финансирующее строительство за счет собственных или заемных средств. Инвесторы не организуют строительство и не выполняют работы. Как правило, основной целью участия их в строительстве является увеличение собственных капитальных вложений (соответствующая доля готового объекта будет зачислена в состав основных средств) либо получение доли объекта для последующей перепродажи. Вместе с тем инвестор может уступить свои права другому лицу, не дожидаясь окончания строительства (передача имущественных прав).

5. ФОРМЫ ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

В соответствии со ст. 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Последние служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв