БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ 2003

Хиты: 237 | Рейтинг:

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ 2003

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), так и внешним (инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности);

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Для решения этих задач, поставленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", практикующему бухгалтеру необходимо знать правовую базу в области учета, уметь применять ее на практике, обладать навыками квалифицированного ведения бухгалтерского учета.

Это пособие призвано помочь начинающему и опытному бухгалтеру составить более полное представление о современном состоянии бухгалтерского учета в РФ и требованиях к его ведению.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Система законодательства о бухгалтерском учете в России

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из названного федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Выстраивая иерархию законодательства о бухгалтерском учете, получим следующую соподчиненность законодательных актов:

Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются:

- обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

- составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

1.2. Полномочия органов государственной власти в области регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Так, Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н утвержден План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Положением о Министерстве финансов РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273), в частности, определено, что Минфин России утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности. Приказами Минфина России утверждены все ныне действующие положения по бухгалтерскому учету:

Краткое  

обозначение

         Название          

     Утверждающий документ    

ПБУ 2/94

Учет договоров (контрактов)

на капитальное строительство

Приказ Министерства финансов РФ

от 20 декабря 1994 г. N 167    

 

Положение по ведению        

бухгалтерского учета и      

бухгалтерской отчетности в РФ

Приказ Министерства финансов РФ

от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред.

Приказов Министерства финансов РФ

от 30 декабря 1999 г. N 107н, от

24 марта 2000 г. N 31н)        

ПБУ 7/98

События после отчетной даты

Приказ Министерства финансов РФ

от 25 ноября 1998 г. N 56н      

ПБУ 1/98

Учетная политика организации

Приказ Министерства финансов РФ

от 9 декабря 1998 г. N 60н      

ПБУ 9/99

Доходы организации          

Приказ Министерства финансов РФ

от 6 мая 1999 г. N 32н          

ПБУ 10/99

Расходы организации        

Приказ Министерства финансов РФ

от 6 мая 1999 г. N 33н          

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность    

организации                

Приказ Министерства финансов РФ

от 6 июля 1999 г. N 43н        

ПБУ 3/2000

Учет активов и обязательств,

стоимость которых выражена в

иностранной валюте          

Приказ Министерства финансов РФ

от 10 января 2000 г. N 2н      

ПБУ 11/2000

Информация об аффилированных

лицах                      

Приказ Министерства финансов РФ

от 13 января 2000 г. N 5н      

ПБУ 12/2000

Информация по сегментам    

Приказ Министерства финансов РФ

от 27 января 2000 г. N 11н      

ПБУ 14/2000

Учет нематериальных активов

Приказ Министерства финансов РФ

от 16 октября 2000 г. N 91н    

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи

Приказ Министерства финансов РФ

от 16 октября 2000 г. N 92н    

ПБУ 6/01

Учет основных средств      

Приказ Министерства финансов РФ

от 30 марта 2001 г. N 26н      

ПБУ 5/01

Учет материально-          

производственных запасов    

Приказ Министерства финансов РФ

от 9 июня 2001 г. N 44н        

ПБУ 15/01

Учет кредитов и займов и    

затрат по их обслуживанию  

Приказ Министерства финансов РФ

от 2 августа 2001 г. N 60н      

ПБУ 8/01

Условные факты хозяйственной

деятельности                

Приказ Министерства финансов РФ

от 28 ноября 2001 г. N 96н      

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой  

деятельности                

Приказ Министерства финансов РФ

от 2 июля 2002 г. N 66н        

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно-    

исследовательские, опытно-  

конструкторские и          

технологические работы      

Приказ Министерства финансов РФ

от 19 ноября 2002 г. N 115н    

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на  

прибыль                    

Приказ Министерства финансов РФ

от 19 ноября 2002 г. N 114н    

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений    

Приказ Министерства финансов РФ

от 10 декабря 2002 г. N 126н    

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

1.3. Учетная политика организации

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п.2 разд.I ПБУ 1/98).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся, согласно этому же источнику, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета. К этим базовым экономическим принципам принято относить следующие принципы:

1) принцип целостности, согласно которому учетные данные составляют единую систему, обеспечивающую управление хозяйственными процессами;

2) принцип имущественной обособленности, подразумевающий что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;

3) принцип непрерывности - бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Сама организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

4) принцип сплошной регистрации (требование полноты) - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий;

5) принцип документирования, согласно которому факты отражаются в учете на основании соответствующих первичных документов;

6) принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), подразумевающий, что факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, когда они имели место независимо от времени движения денежных средств, связанных с этими фактами;

7) принцип количественного измерения и исчисления фактов хозяйственной деятельности;

8) принцип верифицируемости - контроля информации;

9) принцип непротиворечивости, предполагающий тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

10) принцип разделения текущих и капитальных затрат (в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно);

11) принцип интерпретируемости (учетная информация должна быть ясной, то есть ее можно подвергнуть истолкованию и анализу);

12) принцип осмотрительности (готовность к признанию в бухгалтерском учете в большей степени расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, без допущения создания скрытых резервов);

13) принцип приоритетности содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

14) принцип рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации).

Некоторые из этих принципов приведены в п.7 разд.II ПБУ 1/98, другие вытекают из теории и многовековой практики учета и закреплены различными концептуальными документами в сфере бухгалтерского учета.

Предполагается также (п.6 разд.II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, то есть необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.

Разработка учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере, однако эта работа не должна быть полностью возложена на них. В разработке отдельных элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, могут участвовать все подразделения предприятия.

Можно выделить следующие этапы разработки учетной политики.

I. Комплексная оценка среды организации

- оценка сложившейся системы документооборота:

эффективность;

быстрота;

выполнение графика;

- оценка применяемого рабочего плана счетов:

достаточность;

соответствие нормативной базе;

- анализ форм применяемых первичных учетных документов:

необходимость;

достоверность;

наличие необходимых реквизитов;

полнота информации;

существенность содержащихся в форме данных;

трудоемкость заполнения;

удобочитаемость;

- анализ форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности:

необходимость;

достоверность;

полнота информации;

существенность содержащихся в форме данных;

трудоемкость заполнения;

удобочитаемость;

периодичность составления;

- оценка существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации:

полнота информации;

периодичность проведения;

состав инвентаризационной комиссии;

- экспертиза методов оценки активов и обязательств:

соответствие нормативной базе;

соответствие целям организации;

экспертиза системы внутреннего контроля и аудита;

эффективность;

достаточность;

оперативность.

II. Разработка изменений к действующей учетной политике

III. Контроль внедрения и применения

Согласно п.9 разд.II ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с п.10 разд.II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Учетная политика организации должна в соответствии с п.5 разд.II ПБУ 1/98 формироваться главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе ПБУ 1/98 и утверждаться руководителем организации. Она оформляется в виде пакета взаимосвязанных документов, каждый из которых является ее неотъемлемой частью. Учетная политика включает в себя:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Изменение учетной политики организации, согласно разд.IV ПБУ 1/98, может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается изменением, может быть внесено в течение отчетного года.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется приказом (распоряжением и т.п.) руководителя организации.

Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится с помощью средств финансово-экономического анализа на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного, в свою очередь, изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом.

В противном случае они отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года. Исключением являются случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.

Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности (а именно - в пояснительной записке к отчету). Информация о них должна, как минимум, включать:

- причину изменения учетной политики;

- оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);

- указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

2. ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТООБОРОТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

2.1. Первичные учетные документы

Единственным основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, созданные в соответствии с требованиями Положения N 105 "О документах и документообороте в бухгалтерском учете", утвержденного Министерством финансов СССР 29 июля 1983 г.

Первичные документы фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции.

Первичные документы, используемые при описании хозяйственных операций, составляют единый информационный массив, обрабатываемый с использованием одних и тех же приемов бухгалтерской процедуры. Большинство первичных документов имеют унифицированные формы, утверждаемые Госкомстатом России, отраслевыми министерствами и ведомствами. В отношении этих документов применение бланков устаревших или произвольных форм не допускается (пп.2.3 Положения N 105).

Ныне действующие унифицированные формы первичных документов обязательны для применения юридическими лицами всех организационно-правовых форм и форм собственности (отдельные формы не применяются бюджетными учреждениями). Перечислим формы, обязательные для применения в организациях независимо от формы собственности, согласно Постановлению Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835.

1. По учету основных средств (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.).

2. По учету нематериальных активов (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.).

3. По учету материалов (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.).

4. По учету работ в капитальном строительстве (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а с последующими изменениями, введены с 1 ноября 1997 г.).

5. По учету сельскохозяйственной продукции и сырья (утв. Постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. N 68, введены с 1 октября 1997 г.).

6. По учету кассовых операций (утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 с последующими изменениями, введены с 1 января 1999 г.).

7. По учету результатов инвентаризации (утв. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 с последующими изменениями, введены с 1 января 1999 г.).

8. По учету работы строительных машин и механизмов (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, введены с 1 декабря 1997 г.).

9. По учету работ в автомобильном транспорте (утв. Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, введены с 1 декабря 1997 г.).

10. По учету операций в общественном питании (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132, введены с 1 января 1999 г.).

11. По учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (утв. Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66, введены с 1 января 2000 г.).

12. По учету торговых операций (утв. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132, введены с 1 января 1999 г.).

13. По учету труда и его оплаты (утв. Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. N 26).

Утвержденные ведомствами формы первичной учетной документации обязательны к применению только в организациях, состоящих в подчинении этим ведомствам.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв