экзаменационные ответы ИОГП

Хиты: 927 | Рейтинг:

экзаменационные ответы ИОГП

1. Предмет, источники и историография курса отечественного государства и права. Периодизация истории государства и права России.

Предмет иогп – изучение возникновения и развития общества, государственно-правовых явлений, а также форм государственности и права у народов нашей страны, в их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Источники иогп: берестяные грамоты, древнейшие летописи, воспоминания современников, законодательные источники.

Историография: Начало изучения истории государства и права России относится к XVIII в.

Отдельные элементы исследования государственных и правовых феноменов России содержались в трудах А.И. Манкиева, Ф. Прокоповича, П.П. Шафирова.

Родоначальник отечественной исторической науки В.Н. Татищев первым исследовал этапы складывания русской государственности, а также предпринял изучение уникальных письменных источников права (тексты “Русской Правды” и Судебника 1556 г.). Вслед за Татищевым историю российского государства изучали И.Н. Болтин, И.И. Новиков, М.М. Щербатов, следуя принципу отождествления истории страны с историей государства, самодержавия.

Ряд важных историко-правовых проблем (развитие собственности, семьи, судоустройства, разделения властей и др.) исследовал первый русский профессор юридического факультета Московского университета С.Е. Десницкий.

В начале XIX в. фундаментальное историческое исследование предпринял Н.М. Карамзин, создавший 12-томную “Историю государства Российского”. Карамзин впервые применил сравнительно-исторический метод, установив соответствие удельной системы феодальной Руси социально-экономическому устройству средневековой Западной Европы. Образование единого Русского государства Карамзин считал новой ступенью в развитии страны.

Исторические концепции, выдвинутые Карамзиным, были официально поддержаны правительством. Позднее их развивали сторонники теории официальной народности М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, К.Н. Бестужев-Рюмин, Д.И. Иловайский. Представителями либерального направления в историографии истории государства и права России были Т.Н. Грановский и С. М. Соловьев. Основателями школы государственности (“юридической школы”) стали Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, И.И. Дитятин и др. Находившиеся под влиянием этой школы В.О. Ключевский и П.Н. Милюков осуществили сбор и научную систематизацию большого фактического материала по истории государства и права. Процесс зарождения и эволюционного развития самодержавного, абсолютистского государства в сторону конституционного, правового государства исследовали Н.И. Лазаревский, В.М. Гессен, С.А. Корф, Б.Ю. Нольде и др. В конце XIX – начале ХХ в. исследование “внешней” истории права, т.е. истории кодификаций, создания основных форм права провели В.Н. Латкин и А.Н. Филиппов.

Содержательный вклад в историю отечественного государства и права несли представители так называемого “евразийства” Г. Вернадский, Г. Флоровский, И. Алексеев, определявшие Россию-Евразию как особый культурный мир со свойственными только ему чертами государства и права.

Советская историография, у истоков которой стоит М.Н. Покровский, весьма противоречива. С одной стороны, она характеризуется значительным объемом исследований по проблемам истории государства и права, а также работами, содержащими солидный фактический материал по истории отдельных отраслей государственного управления и права. С другой стороны, здесь отсутствуют обобщающие труды, а оценка объекта исследования дается исключительно с марксистских позиций.

В 90-х гг. ХХ в. в исследовании проблем истории государства и права России происходят позитивные перемены (исследования с позиций объективизма, выявление специфики России и ее места в контексте мировой цивилизации, использование в историко-правовых исследованиях достижений передовой научной мысли в области теории государства и права). Современная историография опирается на три основных направления исследований: политическая история России, преобразования в системе органов власти, государственного управления и суда, основные изменения в сфере права.

Периодизация:

- Древняя Русь 9-13вв

- Татарская Русь 13-15вв: период раздробленности государства и нашествие монголо-татар

- Московская Русь 15-17вв:начало образования московского централизованного государства с деяльности Ивана 3 (первый государь всея Руси) в 1467 присоединена к Москве (Новгородская), период сословно-представительной монархии, Земский собор.

- Русь Петровская, императорская 18в-1917

1725-1762гг эпоха Дворцовых переворотов

1762-1796гг эпоха Просвещенного абсолютизма

Середина 19в – отмена крепостного права

- Советская Россия 1917-1991

- современная Россия 1991- наши дни

2.Формирование Древнерусского государства: происхождение и особенности. Норманнская проблема и ее современные трактовки.

Происхождение. Первые сведения о создании Руси 830-840гг: западно-европейские хроники, Бертинские анналы, Повесть временных лет (Нестор 842г).

Этапы: - середина 9в. Формирование восточно-славянских племен в Ладоге, Новгороде, Белооозере, Смоленске, Киеве и др.

- 859-862гг. 859г варяги присутствуют на территории Руси, но изгнаны. 862г призвание Рюрика

- 882г военный поход князя Олега на юг в Киев и создание единого государства. Столица Киев.

Особенности: - многоэтническое с самого начала;

-  формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе;

- суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства.

Норманнская проблема. Норманская теория - направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Возникает в 30-е гг. 18 в., когда на престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение-немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах России. Авторы: Байер, Миллер, Шлецер. Содержание: Теория утверждала, что восточные славяне были не способны к самостоятельному образованию государства.

Современные трактовки норманнской теории.

1- о происхождении слова РУСЬ: - слово варяжского (скандинавского происхождения); - от географического названия слова РУСЬ (река РОСЬ, в среднем приднепровье сильное племя-РУСЬ, РОСЬ); - от тюрского языка –племя РУГИ и РОКСОЛАНЫ.

2- о происхождении великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ - правили Россией до 1598 г.

3.Общественный строй Древней Руси (IX-XIII вв.).

1 класс – привилегированное население. Князь, бояре, дружинники князя, духовенство. Данный класс не платил налогов и податей в пользу государства. Бояре имели в собственности вотчину. У бояр в зависимости смерды, холопы, закупы. Духовенство жило за счет десятины.

2 класс – лично свободные, но экономически зависимые (люди). В основном городское население. Купцы и торговцы, ремесленники, черные люди.

3 класс – зависимые люди. Крестьяне – общинники и смерды. Закуп – человек брал в долг. Изгои – выгнанные из общины. Данники – с которых взимали дань силой. Рядовичи – заключали договор и работали. Прощенники – работали на церковь. Холопы – бесправный, но не раб.

4.Государственный строй Киевской Руси в IX-XI вв.

Во главе государства – князь. С конца 9в – великий князь (с правления Святослава). Вся власть в руках князя. При князе была дружина. Старшая и младшая.

Старшая – знатные родовитые бояре, которые составляли совет при князе.

Младшая (гридь) – молодые люди (служные люди) в дальнейшем дворяне. Служат князю. За службы получали землю (поместье – условное держание земли на время службы).

Наравне с князем и боярами действовало вече.

Вече и князь – параллельные. Князь вече приказать не мог. Существовала дворцово- вотчинная система управления, которая делилась на наряды.

Наместникам и влостелям ставилась задача по сбору пошлин, налогов, других сборов в пользу казны.

Раннефеодальная монархия с элементами народного управления.

5.Источники древнерусского права. “Русская Правда”.

Источники – обычаи (ритуалы, традиции, кровная месть).

Устные источники: договор Руси с Византией 10в, церковные уставы русских князей с конца 10  начала 11в, русская правда.

Русская правда. Состояла из трех редакций: краткая, пространная и сокращенная.

Краткая: начал писать Ярослав Мудрый, не позднее 1054г. 19 статей. Продолжение писали Всеволод, Изяслав, Святослав. Не позднее 1072 года.

Пространная: Владимир Мономах 1113г

Сокращенная: в середине 15в

Русская правда написана в казуистической форме(конкретные отдельные случаи).

Содержала нормы гражданского, уголовного, процессуального права.

6.Особенности государственного и общественного развития древнерусских земель в “удельный период” (XII-XIII вв.).

Со второй четверти XII в., а точнее, с 1132 г. от Р. X ., смерти Мстислава Великого, сумевшего ещё некоторое время после смерти своего отца, Владимира Мономаха, удерживать целостность Киевской Руси, государство это было разделено между его сыновьями и внуками и перестало существовать как единая держава Рюриковичей. Из него выделились и обособились и ранее тяготевшие к самостоятельности отдельные земли – княжества: Новгородское, Галицкое, Волынское, Турово-Пинское, Черниговское, Ростово-Суздальское, Полоцкое, Смоленское. Эти княжества, в свою очередь, дробились на уделы, управлявшиеся ближайшими родственниками сидевших в столичных городах князей.

В процессе разрастания княжеских семей процесс дробления становился все интенсивнее. И если в середине XII в. можно было насчитать 15 княжеств, то в начале XIII в. – около 50, а в начале XIV – около 250.

Политическая система Руси приобретает полицентричный характер при сохранении символического значения Киева, обладание которым было формальным признаком «старейшинства» среди русских князей. В дореволюционной литературе этот период древнерусской истории именовался удельным, в советской историографии характеризовался как закономерный и прогрессивный этап феодальной раздробленности.

Сочетание социально-экономических, географо-этнологических и духовных факторов определяет усиление дифференциации в административно-судебном устройстве, культуре, экономическом развитии отдельных земель, что позволяет говорить о зарождении субцивилизационных различий между ними. В то же время в массовом и элитарном сознании сохранялось представление о Руси как едином территориальном и духовном целом, память о ее былом могуществе. Несмотря на участившиеся княжеские усобицы и распри региональных властных элит, центростремительные процессы и конфедеративные связи находили отражение в деятельности съездов князей, сходстве правовых систем, сохранении православия и единой для всей Руси церковной организации — митрополии (а в отдельных землях епископских кафедр), духовная власть которой не оспаривалась НИ удельными князьями, ни местными духовными иерархами. В данных условиях поставление общерусского митрополита из Константинополя, независимо от русских князей, было важным интеграционным фактором. В развитии государственного управления, отличавшегося на Руси в ХП-ХШ вв. значительным разнообразием, можно выделить четыре основные модели.

7.Развитие государственности, особенности общественного строя на Севере-Западе Руси: Новгородская и Псковская земли в XIII-XV вв.

В XII-XIII вв. Новгородская земля была крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Руси. Новгородская субцивилизация при всех своих особенностях и своеобразии развивалась в едином потоке и имела общие основы с остальными русскими землями. Соперничество Новгорода и Киева проходило с самого начала образования восточнославянской государственности и имело различные формы проявления. В 1136 г. по решению веча из города был изгнан князь Всеволод Мстиславович и Новгородская земля  обрела политическую самостоятельность. Здесь не сложилась местная княжеская  династия. Перестав быть ставленником Киева, приглашаемый князь становится местной властью, зависимой от веча. Утратив права наместника, он более не противостоит новгородскому обществу и формирующимся республиканским органам, и в этом новом качестве статус князя даже укрепляется, возрастает его реальная роль в системе управления. По мере обретения самостоятельности в Новгороде обостряется борьба между различными группировками на вече и среди бояр, что требовало от князя искусства ладить с ними и открывало перед князем новые политические возможности. Боярские группы были не в состоянии удержать власть без поддержки правящего князя. Князь выполнял те же функции, что и другие князья, но совместно с другими представителями республиканской администрации, ограничивая и контролируя друг друга. Отношения князя с Новгородом строились на основе договора с вече. Если князь нарушал договор, то вече «указывало ему путь», т. е. изгоняло, иногда и сам князь отказывался от своих полномочий. Высшим властным органом  Господина Великого Новгорода было народное собрание — вече. В нем  могли участвовать все свободные  горожане Высшим должностным  лицом в республике был посадник, выборы которого производились ежегодно. Посадник мог председательствовать на собрании и руководить его работой, играл Роль посредника между Новгородом и князем, вместе с которым вершил суд. В XII в. появляется должность  тысяцкого, который представлял  интересы незнатных слоев свободного населения: купцов,ремесленников и  землевладельцев, не принадлежавших к  боярству. Властную элиту Новгорода  представлял Совет господ (оспода), куда входили около 300 человек. Во главе  Совета стоял архиепископ, в его  составе были князь, степенные (находившиеся в данное время в должности) и старые (ранее занимавшие должности) посадники, тысяцкие, наиболее знатные бояре, церковные иерархи, иногда кончанские старосты. Псков – долгое время оставался новгородским пригородом (не в прямом значении, а в значении подчинения). Однако с ростом экономического влияния росло и стремление к политической самостоятельности. Сначала Псков добился от Новгорода права принимать угодных себе наместников, в том числе из собственных бояр, а с 1348 г. приобрёл политическую самостоятельность и независимость от него.

8.Развитие права на Севере-Западе Руси. Новгородская и Псковская судные грамоты.

Псковская Судная Грамота 1397 г. была принята на городском вече. Псковская Судная Грамота по своей системе и содержанию представляет собой свод процессуального права, одновременно содержащий нормы уголовного и гражданского права. Система Грамоты включает в себя преамбулу и части:

первая часть (1—76 статьи);

вторая часть (77—108 статьи);

третья часть (109–120 статьи).

Части грамоты выделяются по периоду своего внесения в закон. Они начинаются учредительными законами о составе суда.

Псковская Судная Грамота в отличие от Русской Правды регулировала главным образом вопросы гражданского законодательства, а не уголовного.

Правовые институты псковской Судной Грамоты:

гражданское право: семейные союзы; поземельное владение, фактическое владение собственностью, индивидуальная и коллективная собственность; виды обязательств (поручительства займа, поклажи, купли-продажи, мены, заклада, найма, закупничества);

наследственное право;

формы документов: установлений, удостоверений, передачи прав (грамота, доска, рядница, запись, выкупок, рукопись);

уголовное право.

Псковская Судная Грамота закрепляла перечень видов собственности и права распоряжения ею, устанавливала возможные виды сделок и т. д.

В Грамоте четко фиксировались допустимые формы договоров и способы доказательства заключения договоров в случае спора.

Псковская Судная Грамота впервые выделила составы государственных преступлений:

перевет (государственная измена, наказуемая смертной казнью);

кромская татьба (кража из кремля, т. е. кража государственного имущества, наказуемая смертной казнью).

Смертная казнь по Псковской Судной Грамоте назначалась за кражу, совершенную в третий раз, и конокрадство. Грамота закрепляла порядок судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Суды по Псковской Судной Грамоте были сословными, т. е. компетенция судов устанавливалась не по объекту правоотношения, а по их субъектам.

Судная Грамота различает суды:

владыки;

веча;

князя и посадника;

тысяцкого;

старых и сотских;

братчины;

общий;

местный;

докладчиков.

Доказательства по Псковской Судной Грамоте: показания свидетелей, старожилов, соседей; грамоты; межевые знаки; крестное целование; судебный поединок.

Источники Псковской Судной Грамоты названы в ее преамбуле:

княжеские уставы (эти уставы охватывают значительную массу правоотношений, которые в последующем систематизировала грамота);

грамоты Александра Невского (около 1242 г.) или Александра Тверского (1327–1337 г.) – автор их точно не известен (грамота Александра была дополнена архиепископом Дионисием (1382 г.));

псковские пошлины, обычаи, постановления Псковского вече, которые обязательно принимались в виде письменного документа (правом предложения принять постановление в Пскове обладал посадник; законы принимались и отменялись на вече вместе с князем).

Новгородская судная грамота – основной источник права Новгородской феодальной республики. Она была утверждена «всем государем Великим Новгородом на вече». Новгородская судная грамота посвящена судоустройству и судопроизводству в Великом Новгороде. Грамота определяет: различные случаи суда, постановления:  об истце и его представителе, об ответчике и его представителе, о свидетелях, о порядке суда, о судебных сроках, о судебных пошлинах, указывая также размеры судебных пошлин, компетенции:  суда архиепископа, посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника, тиуна, рассматривает различные судебные казусы и особенности земельных тяжб. Новгородская судная грамота отразила интересы господствующего класса Новгорода (бояр, житьих людей и других его представителей), а также политику великого князя Ивана Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (например, 50-рублевый штраф с боярина в случае клеветы на судей). Судебными правами обладали все органы власти и управления: вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста. Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации («братчины»). Судебными чинами были дьяки, приставы, «позовники», писцы, межники, подверники и т. д.

9.Русские земли в составе Великого княжества Литовского: особенности общественного и государственного строя в XIII-XVI вв. Развитие права в Литовском государстве.

Княжество образовалось XIII в., включив в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине - новая уния об образования единого государства - Речи Посполитой. На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства отличали некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, обладавшего большими земельными владениями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве сложился довольно широкий слой служилого дворянства, наделяемого поместными землями.

 До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская уния оформила многонациональное государство - Речь Посполитую. Развитие общественного, государственного и правового строя этих княжеств происходило в рамках литовских и польских порядков и традиций. Главой государства был господарь, опиравшийся в своей деятельности на Совет панов ("паны-рада"), т.е. крупных феодалов-магнатов. В совет входили католические епископы, канцлер, подканцлер, гетман, маршалок, подскарбий, воеводы. В составе Совета со временем выделяется более узкий "тайный совет".

 С 1507 г. стал созываться (раз в два года) Великий вольный рейм - сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: сената и палаты депутатов. Депутаты избирались на местных сеймиках, представляли панов, епископов, шляхту. При обсуждении вопросов в сейме с середины XVII в. устанавливается право "вето", когда любой депутат мог отменить решение сейма.

 Высшими должностными лицами Литовского государства были: маршалки (земский, дворный и др.), канцлер (государственное делопроизводство, канцелярия и казна), подскарбий земский (государственная казна), "подскарбий дворный" (государева казна), гетман земский (военное командование).

 После подписания Люблинской унии были образованы единые центральные органы: король (избираемый шляхтой), Сенат (из 16 членов), сейм.

 Местное травление Литвы до подписания унии состояло из воеводств, старост, поветов, волостей, держав, уездов. Образовывались местные сеймики. Местными управителями были воеводы, старосты, урядники, войты, державцы, лавники.

 Во главе городской администрации стояли выборные органы: войт, радцы, бурмистры. Им принадлежала административная и судебная власть в городе.

 Высшим судебным органом был суд господаря. Другими судебными инстанциями были: суд панов-рады, Главный трибунал ( с 1581 г. избираемый на сеймиках от шляхты и духовенства), земские и подкоморские (по земельным спорам) суды. С начала XVI в. формируется суд асессоров (по поручению господаря) и маршалковский суд (разъездной суд). На местах действовали копные (общинные) крестьянские суды, суды старост и воевод.

С конца XIV в. развивается система господарских "листов", "привелей", постановлений и уставов.

 В 1447 г. принимается первый общеземский привелей Литвы, Руси и Жмуди, в 1468 г. - первый судебник ( 25 статей по уголовному и процессуальному праву). В 1529 г. был принят первый статут Великого княжества Литовского, оказавший существенное влияние на развитие русского права, и сам основанный на Русской Правде и русском обычном праве. Другими источниками статута были: литовское и польское законодательство, привелей, римское и немецкое право, судебная практика.

 В 1566 г. появилась новая редакция или второй Литовский статут, в 1588 г. - третий статут.

 Право оформило сложившиеся в государстве феодальные отношения: права феодалов (панов, шляхты, епископов) закреплялись в привилях. В 1528 г. был составлен "Почет земский" - дворянский родословный справочник. По статуту дворянство делилось на шляхту, княжат, панов-хоруговных, бояр посполитых.

 Крестьяне делились на "похожих" (свободных) и "непохожих" (прикрепленных). Несвободные крестьяне составляли три группы:

 дворовые, челядины, найминцы, отличавшиеся разной степенью зависимости от господина. В 1477 г. привелеем были установлены нормы феодальных повинностей и право сеньориального суда. В 1557 г. по реформе "на волоки" к господарской земле были прикреплены господарские крестьяне, в конце XVI в. то же было сделано в отношении частных земель и проживающих на них крестьян. Однако в пределах Литовского княжества продолжало проживать большое число свободных людей ("байоров").

 Горожане были организованы в гильдии и цехи, управляемые на основе Магдебургекого права, стремились создать систему самоуправления (магистраты). Однако феодальное давление на города было очень значительным, полной независимости они не могли получить.

 Основой феодальных отношений была земельная собственность, возникавшая в результате "Феодального держания", раздачи в пожизненное владение ("до живота"), на два поколения ("до двух животов") или бессрочно ("до воли и ласки господарской"). Литовский статут выделяет три формы землевладения: пожалованное (держание), наследственное (отчизна) и купля. Закон накладывал ограничения на распоряжение землей с целью предотвратить ее дробление, устанавливался сложный порядок ввода во владение землей (выдача грамот, ввод, регистрация).

 В уголовном праве существовало понятие "кривды" (аналог "обиды"), превратившееся позже в "злочинство". связанное уже с нарушением норм. Более разработанная юридическая техника статутов устанавливает личную ответственность субъекта, нижний возрастной предел (7 лет), различает умысел и неосторожность. Статуты предусматривают ответственность за государственные (оскорбление величества, измена, бунт) и религиозные (волхование, выход из христианства, совращение в иную веру) преступления. Распространенным видом наказания были штрафы, но появляются устрашающие виды смертной казни (сожжение, колесование), членовредительские наказания. В системе наказаний прослеживается сословный характер: за одно и то же преступление шляхтич и простолюдин наказывались по-разному.

10.Северо-Восточная Русь и Золотая Орда: влияние монголо-татарской зависимости на государственность и право русских земель в XIII-XV вв.

Частые набеги на Русь способствовали созданию единого государства. Основное историческое значение этих азиатских завоеваний и победы татаро-монгол над Русью, над целой группой русских государств, состоит в том, что тем самым искусственно и резко было прервано историческое независимое развитие русской государственности. Завоеватели не только оборвали государственное развитие, но и заставили круто (за два-три года) переориентировать всю сложившуюся за 400 предыдущих лет русскую государственную машину. Эта переориентация носила прежде всего наглядный географический характер: центр интересов Руси переместился с Европы в Азию, с Запада на Восток. Существо внешней политики русских князей изменилось сразу как бы в трех измерениях, втройне: из самостоятельной она становится вассальной, из ориентированной на европейскую государственность и культуру превращалась в приспособленческо-азиатскую, из базирующейся на христианской психологии и понятиях начинает базироваться на восточно-рабской, азиатски-раболепной психологии. С точки зрения географических условий для развития торговли, в наиболее благоприятном положении находился Нижний Новгород. Но именно через него проходили татаро-монгольские войска, когда двигались на Русь. Это приводило к разорению территории Нижегородского княжества, даже если каратели не собирались наказывать именно это княжество. С XIV в. на Руси начинается процесс объединения русских земель в единое государство, что требовалось для освобождения от монголо-татар и чему способствовала победа в Куликовской битве (1380). Процесс объединения русских зем возглавила Москва, которая до нашествия монголо-татар была небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества. В XIV в. она превратилась в крупный феодальный центр.

 


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв