ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 2007

Хиты: 258 | Рейтинг:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Российскому государству, строящему новый общественный строй, приходится решать различные по характеру проблемы политического, экономического, социального, духовного характера, связанные с идеями прав человека. Трудный путь России к правовому государству, господству прав человека осложняется рядом негативных факторов прошлого и настоящего: многовековыми традициями деспотизма и крепостничества, всесилием властей и бесправием населения, стойким правовым нигилизмом большинства населения, несоблюдением и неисполнением законов, низкой правовой культурой управляющих и управляемых, в целом общества. В России еще не создано настоящее гражданское общество, а возможности его саморегуляции оказались преувеличенными.

В то же время необходимо признать, что в российском обществе постепенно формируется понимание важности проблем обеспечения прав человека, верховенства прав и свобод человека как основы правового государства. Государство провозгласило, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", и приняло на себя обязанности по их признанию, соблюдению и защите (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Данные положения составляют основы конституционного строя России, которым не могут противоречить другие принципы, определенные Основным законом. Права и свободы человека являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, осуществляемым только судом (ст. 18 Конституции РФ).

Уровень демократического развития общества определяется не только формальным признанием приоритета прав и свобод человека и гражданина, включая их закрепление в национальном законодательстве и провозглашение общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека частью правовой системы Российской Федерации. В обществе должен быть создан эффективно действующий государственно-правовой механизм охраны и защиты прав и свобод человека, позволяющий индивиду воспользоваться существующими правовыми и организационными процедурами с целью фактической реализации своих прав и свобод.

Особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают органы внутренних дел - специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых непосредственно направлена на охрану и защиту этих прав и свобод. К сожалению, на практике использование органами внутренних дел своих полномочий не всегда сочетается с такими принципами, как законность, обоснованность и соразмерность, что нередко приводит к нарушениям прав и свобод личности. Поэтому важную роль в профессиональной подготовке личного состава органов внутренних дел играет общетеоретическая правовая подготовка, непосредственно направленная на формирование у сотрудников и их руководителей системы теоретических и практических знаний, использование которых поможет переосмыслить и скорректировать практику обеспечения указанных прав и свобод.

В этой связи авторами курса лекций поставлена задача рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Лекция N 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ"

1. Значение курса для деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2. Предмет, методы и задачи курса.

3. Место и роль курса в системе общественных и юридических наук.

1. Значение курса для деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Конституция России 1993 г. установила не только основополагающий принцип: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", - но и закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы (ст. 2).

Признание прав и свобод человека и гражданина в качестве приоритетных стало важным и значимым условием для создания правовой и нравственной основ развития демократии, четкого определения правового статуса личности в Российской Федерации.

Согласно части 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 18 Конституции России являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Значение этих норм трудно переоценить, так как они подчеркивают приоритет прав и свобод человека перед другими ценностями.

Учитывая важность прав и свобод человека и гражданина в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, стоит отметить, что без государственного регулирования реализация личностью своих прав была бы невозможной или затруднительной. В связи с этим существенное значение приобретают изучение механизмов и процедур охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, анализ конституционных, судебных, административно-правовых способов их обеспечения.

Деятельность любого органа государственной власти подчинена достижению единой цели - обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Это является его прямой и важнейшей конституционной обязанностью и заключается в создании экономических, организационных, правовых и иных условий для реализации прав и свобод. Вместе с тем в процессе функционирования орган государственной власти решает свои непосредственные задачи, и в конечном счете качественное их выполнение уже служит предпосылкой для реализации прав и свобод личностью, так как создает для этого необходимые условия.

Особую же значимость приобретает деятельность правоохранительных органов (судов, прокуратуры, адвокатуры, органов внутренних дел, государственной безопасности, арбитражей, юстиции, нотариатов и др.), непосредственно создаваемых для обеспечения указанных прав и свобод. Вопросы места и роли органов внутренних дел (милиции) в государственно-правовом механизме, а также стоящих перед ними задач, выполняемых функций, используемых средств и процедур в деятельности по обеспечению прав и свобод личности касаются практически всех граждан России. Это свидетельство того, что милиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих, упреждающих и ограничивающих функций является самым дифференцированным и действительно ближайшим к народу инструментом государственной власти. В связи с этим справедливо заметить, что о власти и о своем государстве граждане зачастую судят, исходя из оценки деятельности милиции. Вместе с тем организация и деятельность современной российской милиции еще не отвечают современным требованиям гражданского общества, конституционной модели государственной охраны и защиты основных прав и свобод граждан.

Как показывает практика, именно в результате неправильного понимания своих задач, функций и полномочий сотрудниками органов внутренних дел происходит нарушение прав личности, что обусловливается порой узко понятой целесообразностью. При этом нередко игнорируется то обстоятельство, что законность допускает возможность руководствоваться интересами целесообразности лишь в рамках строгого соблюдения закона.

К сожалению, в настоящее время у населения сформировалось мнение о профессиональной беспомощности органов внутренних дел, а также сложился негативный стереотип образа милиционера. В частности, об этом свидетельствуют данные статистики. Так, ежегодно в России регистрируется около 3 млн. преступлений, столько же - на территории всего бывшего СССР. По данным независимых экспертов, в России от преступлений страдает около 40 млн. россиян. Законопослушными представителями гражданского общества не может положительно восприниматься неуклонный рост правонарушений и преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.

Другим ярким показателем массового сознания, характеризующим отрицательное отношение населения к милиции, выступает утверждение о жестокости сотрудников милиции, необоснованно частом применении ими штрафных санкций, а следственными органами - меры пресечения в виде заключения под стражу. Среди населения распространено убеждение, что в милиции применяют насилие без законных на то оснований. По данным Фонда "Общественный вердикт", проводившем исследование среди сотрудников милиции 40 российских городов с населением от 200 тыс. человек до миллиона и больше, 63% респондентов честно признались в использовании незаконных методов расследования, грубости к населению <*>. По-видимому, в сознании работников органов внутренних дел по-прежнему действует стереотип мышления, согласно которому любая цель может быть достигнута путем введения всевозможных запретов, ограничений.

--------------------------------

<*> Аргументы и факты. 2006. N 22.

Поэтому одним из путей повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и одновременно исключения возможности нарушения прав и свобод человека и гражданина видится постоянное обучение сотрудников милиции. Так, например, большинство руководителей органов внутренних дел, не говоря уже о рядовых сотрудниках, имеют высшее образование, полученное в советских юридических вузах, изучавших не конституционное, а государственное право и советское строительство. В учебниках по теории государства и права отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Да и само по себе понятие "права и свободы человека", их неотъемлемость, универсальность и неотчуждаемость, идеи равенства прав человека, как известно, решительно отвергались. Господствовала теория, что именно государство наделяет правами своих граждан. Политические и личные права и свободы носили декларативный характер; человек был лишен автономии и личной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и свобод человека - ненадежны, значение судебной защиты - существенно занижено.

Изучение курса "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" является необходимым условием для успешной реализации руководителями и рядовыми сотрудниками органов внутренних дел функций по охране и защите прав и свобод человека и гражданина в свете современных требований, предъявляемых обществом к деятельности органов внутренних дел, а также в связи с реализацией задач, поставленных законодательными актами России об укреплении правопорядка в государстве, что требует от сотрудников органов внутренних дел высокого профессионализма, нравственности, общей и правовой культуры, культуры прав человека. Между тем указанная деятельность зачастую не имеет научной основы, хотя ее реализация, безусловно, является управленческим процессом, зависящим от наличия соответствующих знаний, навыков и убеждений. В то же время сотрудники, окончившие учебные заведения МВД России, на практике часто испытывают большие трудности, обусловленные неумением работать с людьми. Нередко, даже имея достаточные профессиональные знания, они оказываются не готовыми к выполнению функций руководителя и организатора в деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Широкие слои населения должны быть уверены в своей защищенности, а значит, органы внутренних дел в целом и его сотрудники в частности должны вызывать к себе и своей деятельности уважение граждан. Для этого необходимо поменять стиль и методы работы сотрудников органов внутренних дел, руководителям органа внутренних дел - четко определить задачи, роль и место каждого подразделения и каждого сотрудника, участвующих в обеспечении прав и свобод человека и гражданина.

Названные проблемы требуют глубокого изучения и решения, поскольку без этого невозможно формирование культуры гуманистического мышления, достижение значительных успехов в совершенствовании государственно-правовых форм обеспечения безопасности личности и в конечном счете построение правового государства в России.

2. Предмет, методы и задачи курса. Содержание курса "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" определяется его предметом, т.е. кругом рассматриваемых основных, наиболее значимых и существенных вопросов, и обусловливается спецификой подхода к изучению норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе охраны и защиты органами внутренних дел как субъектами государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В теснейшей связи и взаимозависимости с предметом изучения "Обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" находится метод его изучения, включающий способы, приемы и средства, ориентированный на определенные познавательные подходы и действия для анализа и понимания сущности и закономерностей.

Для достижения цели при решении задач используются современные методы познания явлений и процессов правовой действительности: общенаучные (диалектический, системный) и частные (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой) и др.

Ведущее место среди общих методов изучения курса "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" принадлежит методу исторического материализма, представляющему собой распространение диалектического материализма на исследование явлений общественной жизни. Иначе говоря, государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью, в их обусловленности. Они изучаются в динамике, развитии на основе действия законов перехода от постепенных количественных изменений к коренным качественным преобразованиям, борьбы противоречий между старым и новым, отрицания отрицания в общественной жизни, с которыми связаны возникновение, развитие и функционирование государства и права.

В качестве общих методов изучения используются также анализ и синтез, представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части (позволяет выявить структуру изучаемого объекта - структуру правоохранительных органов, классификацию прав и свобод человека и гражданина) и объединение целого из составных частей (позволяет дать общее определение понятия на основе обобщений основных признаков, например понятий "механизм государственной власти", "права человека").

Проблему прав человека, а также деятельности органов внутренних дел по их обеспечению следует изучать в широком контексте философского и научного знания. Для этого необходимо использовать системный метод всестороннего, целостного исследования человека, его неотъемлемых свойств, основных форм жизнедеятельности и общественного сознания. Для социально-гуманитарного знания права человека имеют центральное, системообразующее значение.

Системный подход расширяет границы познания и проблематику прав человека. Он предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и реализацию прав и основных свобод человека, рассмотрение их исторического, теоретического и практического аспектов в диалектическом единстве и взаимозависимости.

Наряду с общими частнонаучные методы современного познания позволяют уяснить содержание исследуемого нормативного материала (метод формально-юридического анализа), помогают определить эффективность действия конституционно-правовых норм (статистический метод), дают возможность для изучения общественного мнения (конкретно-социологический) и т.д.

Поскольку концепция прав человека весьма объемная и проблемная, задачи, поставленные перед курсом лекций "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел", ограничены определением ключевых понятий, связанных с категорией "права человека"; изучением сущности и содержания государственно-правового механизма обеспечения прав личности, места и роли в нем органов внутренних дел, их задач, функций, форм, методов и видов деятельности в обычных условиях и в условиях особых правовых режимов; а также изучением основ международно-правовой защиты прав личности; уроков истории развития прав человека, разработке на их основе рекомендаций, способствующих эффективности функционирования государственно-правового механизма и органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.

Основная цель, поставленная создателями настоящего курса лекций "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" - преодолеть неверие россиян в основополагающие нравственно-правовые ценности человеческой жизни, сделать их своеобразной единицей качественного измерения всех социально-экономических и политических преобразований в государстве, эталоном функционирования должностных лиц всех органов государственной власти, в т.ч. и органов внутренних дел.

3. Место и роль курса в системе общественных и юридических наук. Исследование прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации предполагает использование междисциплинарных связей и философского осмысления природы человека и его неотъемлемых прав. Поэтому они не являются объектом изучения лишь одной какой-то науки и соответственно при изучении курса "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" неизбежно его пересечение с иными юридическими науками - теорией прав человека, теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, конституционным, уголовным, административным, международным, международно-гуманитарным правом и др. Так, проблемы правового статуса личности, правоспособности, дееспособности, взаимоотношений человека и государства, концентрирующиеся в правах человека, а также функционирование государственно-правового механизма по обеспечению прав и свобод человека и гражданина изучаются в общей теории государства и права; становление и развитие прав человека - в зарубежной и отечественной истории государства и права, в истории политических учений.

Предметом изучения теории прав человека является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, - права человека, природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Право прав человека в первую очередь предназначено не допускать произвола по отношению к человеку со стороны государства, ограничивая его власть над людьми путем установления взаимных прав и обязанностей человека и государства.

Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают те или иные права индивидов, процедуры и механизмы их защиты, способы восстановления нарушенных прав.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

Международно-гуманитарное право изучает систему международно-правовых актов, обеспечивающих защиту жертв вооруженных конфликтов, ограничивающих возможные страдания, причиняемые войной, и в первую очередь регламентирующих обращение с лицами, оказавшимися во власти неприятельской стороны.

В настоящем курсе лекций "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" исследуется система нормативно-правовых актов, регламентирующих задачи, функции, формы и виды деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод человека и гражданина как в обычное (мирное) время, так и в ситуациях внутренней напряженности, а также в условиях действия особых правовых режимов.

Несмотря на взаимодействие курса "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел" со многими юридическими науками, рассматривающими те или иные связанные с правами человека проблемы, существуют факторы, обусловливающие его особенность и определяющие необходимость выделения самостоятельной учебной дисциплины и заключающиеся в особой значимости деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав человека как для каждого индивида, так и жизни общества и государства в целом, а также важности самого "человеческого измерения", формулирующего основные ценностные ориентиры и оказывающего консолидирующее воздействие в современном мире, для таковой деятельности. В связи с этим необходимо определение общих закономерностей этих явлений, позволяющих совершенствовать общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Лекция N 2. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав человека.

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

1. Социальная роль и духовно-нравственная сущность прав человека. Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные, общечеловеческие ценности, права и свободы человека стоят на первом месте. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет права человека обрели современную форму и понимание.

Права человека - явление многогранное. С самого начала их осознания людьми права человека выражали протест против угнетения, социальной несправедливости, что получило воплощение еще в первых законах, направленных против рабства, и в стремлении к свободомыслию и веротерпимости.

Права и свободы человека - это, во-первых, система философских, мировоззренческих представлений о предназначении человека, его месте и роли в сообществе других людей; во-вторых, определенный взгляд на устройство мира, т.е. миропонимание, мировоззрение, основанное на принципах гуманизма; в-третьих, система гуманистических ценностей, на которых строятся взаимоотношения в обществе, а также система социальных регуляторов отношений между людьми, состоящая из морально-этических принципов и норм; в-четвертых, правовое понятие, характеризующее закрепленный в нормах права статус личности в ее взаимоотношениях с государством и средство защиты от произвола и насилия со стороны государства.

Понимание сути и путей обеспечения прав человека в огромной степени зависит от внутреннего мира человека, его духовно-нравственного развития. В этом отношении важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. То есть они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. Права человека - это гуманизм современной эпохи.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) представляет собой совокупность антропоцентристских воззрений, т.е. взглядов, ставящих человека в центр мироздания, признающих человека главной ценностью. Гуманизм провозглашает право личности на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Благо человека является мерилом и критерием социального прогресса. Гуманизм - это фундамент, краеугольный камень многих современных идеологий. Одновременно гуманизм противостоит многим другим концепциям, мировоззрениям, в которых на первый план выдвигаются иные ценности или социальные институты: коллектив, нация, партия, государство, Бог и т.д. Гуманизм не представляет собой единую устойчивую, неизменную систему взглядов или ортодоксальную целостную науку. По сути дела, любые историко-философские, социально-политические учения либо течения в искусстве, обращенные к человеку, относятся к гуманистическим, в совокупности составляют феномен гуманизма.

Вся доктрина прав человека основана на одной несомненной гуманистической ценности. Эта ценность - достоинство человека. Оно является исходным началом его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. Достоинство - категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском смысле достоинство - неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди - члены одной человеческой семьи и они рождаются, уже обладая достоинством. И в человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека. Здесь заложена важная нравственно-гуманистическая идея о преобладании в человеке добрых начал, альтруизма, солидарности, терпимости, заботы о себе подобных.

Достоинство как объективная общечеловеческой характеристики, оно персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два важных аспекта. Во-первых, достоинство - это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека социально значимых, позитивных качеств, тем выше его достоинство. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума. Во-вторых, достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, т.е. своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства) в этом обществе. В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества <*>.

--------------------------------

<*> См.: Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов // Под ред. д.ю.н., проф. О.И. Тиунова. М., 2005. С. 9 - 10.

Суть и основное практическое значение прав человека состоит в вычленении личности из тотальности, что делает ее автономным и свободным индивидом, свобода которого ограничена такой же свободой другого человека. Однако права и свободы не только выделяют человека из определенной социальной общности, но и объединяют людей на основе их приверженности общечеловеческим ценностям. Права человека возможны только в обществе, ибо они представляют собой особый вид общественных связей и отношений, которые формируются под влиянием не только природы человека, но и конкретных социально-исторических условий, то есть их содержание во многом обусловлено той или иной ступенью исторического развития общества.

Это означает, что права человека носят и абсолютный и исторический характер. С одной стороны, основные права и свободы представляют для всех людей абсолютную ценность, она безусловна. С другой стороны, потребности и интересы, а также связанные с ними права и свободы, их содержание и значимость для конкретных людей изменяются от одного периода развития общества к другому. На этом историческом фоне идет дифференциация в подходе к правам человека и на уровне отдельных людей. Все это придает относительный характер правам человека вследствие того, что люди различаются и всегда будут отличаться друг от друга как индивиды по своим способностям, запросам, характеру, потребностям и интересам.

Права человека - это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, они выражают неотъемлемые свойства человека и, во-вторых, являются духовно-нравственной основой права вообще и прав гражданина в частности. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация - уровень материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманность, солидарность и т.д.

Их объективирование в общественных явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей.

Для реализации прав человека большое значение имеет правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой сочетание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности. Ответственность еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией, законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека.

Правовая культура создает важные интеллектуальные и субъективно-психологические предпосылки для осуществления одного из основных прав современного человека - права знать свои права и иметь возможность их цивилизованно защищать.

2. Понятие прав и свобод человека и гражданина. Содержание проблемы взаимоотношений государства и человека с необходимостью предусматривает и анализ понятий "человек", "гражданин", "личность", "индивид", "права человека", "права гражданина", "правовой статус личности", используемых в общеюридической практике, внутригосударственном и международном праве. Каждая из этих категорий в научной литературе рассматривается неоднозначно и, хотя общее смысловое значение этих терминов неодинаково, применительно к человеку как члену общества, обладающему правовым статусом, их нередко используют в качестве синонимов. Однако, как представляется, указанные понятия нельзя использовать как абсолютно различные. Они употребляются во многих случаях как взаимозаменяемые, между ними существуют тесные взаимосвязи.

Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие "личность" как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв