Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

Хиты: 175 | Рейтинг:

Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок

Оглавление курсовой работы на тему:

"Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок".

Вступление.                                                                                                                                                        3

1. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения.                                               5

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.                                                         11

3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.                            15

4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.                                                           20

Заключение.                                                                                                                                                      25

Литература и нормативный материал.                                                                                                                26

Вступление.

Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.

Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок

Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции.

Конституция Российской Федерации относится к категории "жёстких". Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации.

В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.

Первый пункт работы даёт общую характеристику стабильности Конституции Российской Федерации и её гарантий,  здесь же содержится историческая и сравнительно-правовая справка.

Во втором пункте рассматривается процедура пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.

В третьем пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации.

1. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения.

1.1."Жёсткость" Конституции. 

Конституция Российской Федерации имеет "жесткий" характер. Глава 9 Конституции Российской Федерации предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок. Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, что и характеризует Конституцию Российской Федерации как "жёсткую".

1.2. Стабильность Конституции.

Особый, усложнённый порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, "жёсткость" Конституции обеспечивает стабильность Конституции. Конституционные нормы не могут быть изменены произвольно, они могут быть изменены только в рамках юридических процедур, предусмотренных главой 9 Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции, в свою очередь призвана обеспечить стабильность государства, стабильность права и стабильность гражданского общества. Конституция не должна быть орудием политической борьбы, не должна постоянно изменяться в зависимости от политической конъюнктуры. В 1994-99 годах Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин выступал против конституционных поправок[1], его политические противники настаивали на внесении существенных поправок в Конституцию, перераспределении полномочий между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством и даже на пересмотре Конституции[2], однако при нынешней "жёсткой" Конституции внесение конституционных поправок возможно только при согласии всех основных политических сил.

1.3. Конституция 1978 года и Конституция 1993 года.

Конституция Российской Федерации значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция - Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введён принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной "гибкости", явилась одной из  причин конституционного кризиса 1992-93 годов. В новой Конституции этот недостаток устранён.

1.4. Конституционные поправки в зарубежных государствах.

Конституции большинства государств мира предполагают более строгий порядок изменения по сравнению с принятием обычным законов. Обычно конституционные положения изменяются квалифицированным большинством в парламенте, конституционные поправки принимаются особым видом законов или особым видом правовых актов. Конституционная практика зарубежных стран предусматривает самые различные юридические процедуры рассмотрения конституционных поправок: референдум, рассмотрение поправок представительными органами субъектов федерации, специальными органами - конвентами, двухкратное рассмотрение парламентом. Во многих конституциях имеется дифференциация различных конституционных норм по порядку изменения. Некоторые нормы (например, о республиканской форме правления Франции) пересмотру не подлежат, некоторые нормы пересматриваются в упрощённом порядке. В большинстве государств конституционные поправки вносятся непосредственно в текст Конституции, но есть и исключения (поправки к Конституции США не вносятся в её текст, а как бы дописываются к ней).

1.5. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[3] установлено, что конституции республик в составе Российской Федерации и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией республики в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации принимаются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации принимаются большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов Российской Федерации - большинством от установленного числа депутатов. Конституциями республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием. Конституция Российской Федерации устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации (в отношении республик такого ограничения нет), но эта норма не препятствует обусловить вступление в силу принятого законодательным (представительным) органом устава субъекта Российской Федерации его одобрением на последующем всенародном голосовании (референдуме).

1.6. Разграничение предметов ведения и полномочий.

Согласно статье 71 Конституции принятие и изменение Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации. Основные полномочия по принятию и изменению Конституции возложены на федеральные органы государственной власти, однако некоторые полномочия (например, по рассмотрению конституционных поправок) возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

1.7. Субъекты инициативы о конституционных поправках. Статья 134 Конституции Российской Федерации установлен перечень субъектов инициативы о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Этот перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, в него входят Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также  группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации[4] здесь и далее "общее число членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы" следует толковать как конституционно установленная численность палат, 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы, в данной норме одна пятая от общего числа - это соответственно 36 членов Совета Федерации 90 депутатов Государственной Думы).

1.8. Пересмотр Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской Федерации. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы),  в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, оно может или подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации, или разработать проект новой Конституции Российской Федерации и принять его либо вынести на всенародное голосование.

1.9. Конституционные поправки.

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.  

1.10. Изменения статьи 65 Конституции.

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые, упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Росийской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

2.1. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

Как уже отмечалось, положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, если предложение об их пересмотре будет поддержаны тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы  в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Пересмотр глав 1, 2, 9  в рамках действующей Конституции невозможен, их пересмотр означает пересмотр Конституции Российской Федерации.

2.2. Порядок формирования и статус Конституционного Собрания.

Конституционное Собрание должно созываться в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании". Пока такой закон не принят, созыв Конституционного Собрания невозможен. В настоящее время в Государственной Думе идёт работа над различными проектами закона. Неясен даже порядок формирования Конституционного Собрания. Неизвестно, будет ли оно избираться гражданами Российской Федерации или каким-либо образом формироваться из представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и религиозных объединений. Неясна даже численность Конституционного Собрания. Очевиден представительный характер Конституционного Собрания. Вместе с тем его состав, по-видимому, должен вкдючать высококвалифицированных юристов и иных специалистов. По характеру полномочиям Конституционное Собрание будет учредительным  органом. При этом необходимо отметить, что Конституционное Собрание не может быть органом Федерального Собрания и не будет входить в законодательную ветвь государственной власти.

2.3. Порядок деятельности Конституционного Собрания.

Порядок деятельности Конституционного Собрания также должен быть урегулирован Федеральным конституционным законом "О Конституционном Собрании" в соответствии со статьёй 135 Конституции Российской Федерации. Должны быть определены срок полномочий и деятельности, внутренняя структура, порядок организации работы Конституционного Собрания, порядок разработки проекта Конституции Российской Федерации, порядок принятия решения о принятии Конституции Российской Федерации, о вынесении её проекта на референдум. Должен быть решён вопрос о председательстве, причём председательствующим может быть или определённое должностное  лицо (например, Президент Российской Федерации по аналогии с Конституционным Совещанием, или председатели палат Федерального Собрания, как в некоторых законопроектах), или Председатель, избираемый самим Конституционным Собранием. Некоторые вопросы деятельности  Конституционного Собрания уже урегулированы статьёй 135 Конституции, статьёй 11 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации"[5]. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность действующей Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации (при этом не ясно, обязательны ли для Конституционного Собрания предложения, одобренные тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).  Проект Конституции Российской Федерации может быть либо принят двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания, либо вынесен на всенародное голосование (референдум) большинством от общего число его членов. Непринятие Конституции Российской

Федерации или решения о вынесении её проекта на референдум означает подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации.


[1] Послание Послание Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), раздел 2.1. "Конституция Российской Федерации и политическая стабильность общества". (Российская газета, 1999, 31 марта)

[2] Лукьянов А.И. "Нам нужна новая Конституция", интервью А.И.Ковлеру. (Государство и право, 1999, № 12, стр.6-11)

[3] Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст.5005, Российская газета, 2000, 1 августа). Собрание законодательства Российской Федерации далее сокращённо именуется - "СЗ РФ".

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П "По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 16, ст 1451).

[5] Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, № 42, ст.3921).

 


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв