Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Хиты: 204 | Рейтинг:

Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)

Вопрос 1. Предмет, объект и содержание науки управления. Взаимосвязь науки управления с другими науками.

 Предметом менеджмента являются:

-         экономический механизм;

-         организационные структуры;

-         маркетинг;

-         персонал;

-         информация;

-         корпоративная культура;

-         поведение людей в организации и другие составные части системы управления.

Объектом менеджмента являются люди в организациях и совокупность отношений между ними, возникающих в процессе управления этими организациями. Объектом также могут быть некоторые виды специальных процессов (например, финансовые потоки, изучаемые финансовым менеджментом, или инвестиционные процессы, изучаемые инвестиционным менеджментом).

Наиболее часто используемые подходы к определению менеджмента:

Во-первых, менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессиональные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей, используя различные способы их достижения;

Во-вторых, менеджмент предполагает выполнение ряда функций, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают получение результатов, соответствующих целям;

В-третьих, менеджмент часто идентифицируют с менеджерами, а также  органами или аппаратом управления, так как менеджеры – это категория  людей, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала организации для достижения поставленных целей;

В-четвертых, менеджмент – это наука, имеющая свой предмет, проблемы, методы и способы их решения.  Основу этой науки составляет вся сумма накопленных за всю историю человечества знаний, концепций, теорий, моделей, принципов, касающихся природы, способов и форм управленческой деятельности;

В-пятых, менеджмент понимают как искусство. Современные организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные внешние и внутренние факторы. Управление требует не только научных знаний, но и развития личностных качеств менеджера, их способностей применять знания в практической работе;

В-шестых, в последнее время укоренилось понятие менеджмента как социальной функции, имея в виду особого рода человеческую деятельность как по управлению в обществе вообще, так и по управлению процессом в частности.

Различают:

общий менеджмент – изучает принципы и закономерности управления социально- экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивация, лидерство);

специальный менеджмент – рассматривает управление специфическими объектами. Существует менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент и т. д.

Одни авторы под государственным управлением понимают практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающиеся на властную силу. Другие – как деятельность всего госаппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, так и собственными делами.

Радченко – под государственным или муниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия правовых актов, организации и контроля исполнения этих актов и актов органов законодательной (представительной) власти.

Вопрос 2. Основные законы, закономерности и принципы государственного и муниципального управления.

Под закономерностью понимаются наиболее устойчиво действующие причинно-следственные связи изучаемых явлений. Эту же сущность выражает и закон.

К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

- единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях гос. и мун. управления;

- единство общих и частных функций гос. и мун. управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления;

- оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов гос. и мун. управления.

В литературе по госуправлению  разделяют законы госуправления на законы функционирования и законы развития. К первым относится  закон оптимального дополнения и уравновешивания гос полномочий полномочиями органов общественного самоуправления. Ко вторым – закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности. Эти законы свойственны любому демократическому государству, в котором проявляется действие закона участия граждан в    гос. и мун. управлении.

Под принципами гос. и мун. управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления.

Принципы управления разделяются на:

А) общие, частные и организационно-технологические;

Б) обеспечивающие функционирование объекта управления и обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы.

Общие принципы управления (действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления):

-         принцип объективности (научности) предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления на основе познания и использования закономерностей и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления.

-         принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них  влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития.

-         Принцип комплексности позволяет проводить исследования и оценки, экспертизу принимаемых решений и позиций разных отраслей знания  и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию.

-         Конкретно-исторический принцип предполагает исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности, с учетом влияющих на них факторов и условий. Например, в организации можно выделить несколько стадий жизненного цикла: зарождение, ускорение роста, замедление роста, спад. В связи с различиями целей управления на разных стадиях используют различные методы, соответствующие конкретным условиям управления.

-         Принцип состязательности. Состязание, соперничество - это коренные свойства, признанные атрибуты всей живой природы и общества. Состязания принизывают всю историю общества.

-         Принцип главного звена – это отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.

К частным принципам управления, сфера действий которых локальна, относятся принципы управления отдельными фирмами и организациями.

         К организационно-технологическим принципам управления относятся принципы:

-         сочетание централизма и децентрализма;

-         единоначалия и коллегиальности;

-         приоритет общего над частным;

-         единство федерального, регионального и местного управления.

К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления относятся:

-         принцип правовой защищенности управленческого решения;

-         принцип оптимизации управления;

-         принцип делегирования полномочий;

-         принцип соответствия;

-         принцип автоматического замещения отсутствующего.

К принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы, относят:

-         принцип первого руководителя;

-         принцип одноразового ввода информации;

-         принцип новых задач;

-         принцип повышения квалификации персонала.    

К общим принципам государственного и муниципального управления относятся: верховенство Конституции РФ, народовластья, ответственности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализма, сочетание централизации и децентрализации управления, гласности, законности, двойного подчинения, сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий, и т. д.      

Вопрос 3. Функции государственного и муниципального управления

Достигая целей управления, субъект управления выполняет определенные функции, которые являются основными структурными единицами управленческой деятельности.

Впервые функции управления выделил основатель школы административного управления Анри Файоль: планирование, организовывание, руководство, координация и контроль. Представитель той же школы Д. Гьюлик расширил и уточнил классификацию. Предложив семь функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль и отчетность, составление бюджета.

Отечественные исследователи предполагают различные перечни  функций управления и разное их толкование: «планирование, организовывание, мотивация, контроль и координация» или «целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, координация, принятие решений, мотивация, контроль и учет» и т.д.  

ФУ неразрывно связаны между собой. Они образуют управленческий цикл. Управленческий цикл – совокупность целенаправленных и непрерывных действий предпринимаемых субъектом управления для достижения поставленных целей. ФУ являются стадиями управленческого цикла.

Рассмотрим краткое содержание каждой из основных ФУ:

- Целеполагание. Одной из главных функций управления является установление целей ради достижения которых создается, функционирует и развивается организация. Целевая функция начинается с установления миссии организации. Миссия обычно идентифицируется с философией организации и отвечает на вопросы: для чего создана организация, какую потребность она удовлетворяет, каковы принципы ее деятельности. На основе миссии вырабатываются цели. Цель – это конкретизация миссии в форме доступной для управления процессом ее реализации. Хорошо сформулированные цели должны быть: измеримы, достижимы (реальны), ориентированы на определенные интервалы времени, взаимосвязаны друг с другом, не противоречивы, адресны и контролируемы.

- Планирование. План – это решение относительно системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность, сроки и средства выполнения этих мероприятий. Планирование включает: установление целей и задач, разработку стратегии, программ и планов для достижения целей, определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам, доведение планов до тех, кто их должен  выполнять.

Стратегическое планирование определяет основные цели и направление действий организаций и обеспечивает достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс стратегическое планирования это цикл состоящий из этапов: миссия организации, цели организации, оценка и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.

Составной частью планирования является прогнозирование – научно обоснованная деятельность по составлению прогнозов. Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения  будущих состояний.

- Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры организации. Организовать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различными видами работ.

- Мотивация – побуждение к эффективной деятельности людей, работающих в организации, ради достижения поставленных целей. Действия по мотивации включают в себя экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. В общем виде процесс мотивации включает: установление неудовлетворенных потребностей сотрудников, формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей.

- Контроль – управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная  оценка и учет результатов работы организации. В этой функции выделяются два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, учет и анализ.

Координация – функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе, всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Интегральной функцией управленческого процесса является функция принятия и реализации управленческого решения.  Управленческое решение – основной инструмент воздействия профессиональных работников на управляемый объект. Эти решения, прежде всего, должны быть нужными, т.е. решениями , которые приближают к цели деятельности. Среди нужных решений, должны быть стратегические и тактические решения. Стратегические – направлены на достижение существенных качественных изменений в самой структуре управляемого объекта. Тактические – направлены на поддержания нормального функционирования управляемого объекта.

Любое решение выполняет, как минимум, три функции: направляющая (целеполагание, выбор и обоснование стратегических направлений), организующая функция (обеспечивает координацию действий отдельных элементов), мотивирующая функция.

Любое решение, предназначено для того, чтобы решить проблему, преодолеть или смягчить возникшие противоречия, решение должно приниматься своевременно. Оно должно быть обоснованным, т.е. всесторонне сбалансированным по срокам, ресурсам, целям.

Управленческие решения классифицируются: по содержанию решения, времени действия, степени обязательности выполнения,      степени формализации проблемы, степени информационного обеспечения.

Вопрос 4. Методы государственного и муниципального управления

Метод – совокупность приемов, способов достижения целей управления. Методы управления носят объективный характер (средство реализации объективных законов) и субъективный характер, т.к. определяются знаниями и способностями людей.

Методы разделяются на а) морально-идеологические, социально-политические, экономические, административные или на б) методы внеэкономического воздействия (организационные, административные) и экономического воздействия. Методы также делят на общие, используемые для выполнения всех или основных ФУ (регулирование, общее руководство, административные и экономические методы) и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций (методы выработки и принятия УР).

1. Профессура госуниверситета управления выделяет общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование и т.д.) и конкретные или специфические, подразумевая под ними подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ. Конкретные методы в свою очередь можно классифицировать: управление функциональными подсистемами, выполнение ФУ, принятие УР.

2. С точки зрения ученых РАГС методы делятся: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические, воспитательные.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, положения и правила. Для АМ характерно: конкретно-адресное задание, отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала, как объекта управления, высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение, решение не предполагает выбора, требует обязательного и точного исполнения.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. ЭМ – это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерно: учет экономических интересов, как коллектива, так и отдельных работников; самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников. ЭМ считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений.

Социально-психологические методы управления. Ведущим элементом любой социальной системы является человек со своими потребностями, интересами, мотивами, чувствами, идеями. В управлении социальными системами главным является руководство людьми. Эти методы ориентированы на моральные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.

Под социальными методами управления понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуально-личностным поведением.

Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми  посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов используются: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения.

Радченко – выделяет методы: на основе властной мотивации; на основе материальной мотивации; на основе моральной мотивации.

Вопрос5. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия. 

Сфера действия системы управления в государстве не ограничивается региональным уровнем. Она завершается местным уровнем, где управление преобразуется в самоуправление локальных территориальных сообществ. Единичное (МС), особенное (органы регионального управления), общее (центральные госорганы) составляют целостность – общегосударственную систему управления. Ключевая проблема заключается в том, каков механизм взаимодействия и обеспечивает ли он единство системы управления государственной и общественной жизни страны.

Российский и зарубежный опыт показывают, что деятельность системы госвласти и управления может быть эффективной лишь при условии, что она основывается на жизнеспособной структуре местного самоуправления. Ведь почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ. Люди ощущают результаты госполитики и оценивают ее прежде всего через призму удовлетворения своих  жизненных нужд и интересов, через состояние продовольственного рынка, жилищных условий, общественного порядка в городах и сельских поселениях, через способность образовательных учреждений и органов здравоохранения удовлетворять потребности человека в приобретении соответствующего образования и сохранения здоровья и т.д.

 


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв