МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Хиты: 250 | Рейтинг:

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема совершенствования международного сотрудничества в области борьбы с преступностью в настоящее время является одной из наиболее актуальных в деятельности правоохранительных органов развитых стран мира. Современная преступность приобрела качественно новые формы, усилилась ее корыстная направленность, значительно возросло количество преступлений, имеющих международные связи, обнаруживается все большее количество международных преступных группировок, членами которых являются российские граждане.

С целью создания эффективной системы борьбы с международной преступностью государства разрабатывают различные формы и методы взаимодействия, постоянно совершенствуют правовую базу совместных действий. Россия как член мирового сообщества не может вести активную борьбу с международной преступностью без участия в общемировом процессе, так как сложившаяся криминогенная обстановка требует от ее правоохранительных органов постоянно вносить коррективы в стратегию и тактику совместных с другими государствами действий по защите конституционных прав и свобод граждан. В этих целях Российской Федерацией был подписан ряд важных международных правовых соглашений, определяющих основные параметры оказания правовой помощи в борьбе с преступностью.

Вместе с тем раскрытие преступлений, затрагивающих интересы нескольких государств, требует постоянного повышения уровня взаимодействия правоохранительных органов различных стран, что невозможно без совершенствования законодательной базы, форм, способов и методов совместных действий, не ограничиваясь только обменом информации или выдачей преступников. Актуальность приобрели процессуальные вопросы международного взаимодействия органов предварительного расследования с аналогичными органами зарубежных стран, поскольку полноценное расследование по уголовным делам зачастую зависит от их сотрудничества. Правовое регулирование этой деятельности - одно из наиболее востребованных направлений для законодательных органов России.

Несмотря на то что преступность все больше принимает интернациональный характер, проблемы борьбы с ней продолжают реализовываться преимущественно на национальном уровне. Поэтому основной целью международного сотрудничества является, с одной стороны, совершенствование международного законодательства в этой области, с другой - достижение единства действий государств в лице национальных правоохранительных органов при расследовании преступлений.

Проблемам международного сотрудничества государств в сфере уголовного судопроизводства посвящены труды многих ученых: О.И. Александровой, Р.С. Белкина, П.Н. Бирюкова, С.В. Бородина, Р.М. Валеева, А.Г. Волеводза, В.М. Волженкиной, Л.Н. Галенской, Н.А. Жуковой, В.П. Зимина, Е.В. Карасевой, В.П. Кольченко, Е.В. Курушиной, И.И. Лукашука, Е.Г. Ляхова, Н.Н. Мазаевой, Т.Т. Мансурова, Н.И. Марышевой, В.В. Милинчук, К.Е. Михайленко, А.В. Наумова, Н.В. Софийчук, Б.И. Спанова, В.Ш. Табалдиевой, Р.С. Тамаева, Д.С. Хижняка, В.Ф. Цепелева, В.А. Чирикина, В.В. Щербакова, а также таких зарубежных исследователей, как Э. Бредли, М. Дэнис, А. Колер, Дж. Джексон и др.

В работах указанных авторов исследуются либо отдельные направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, либо затрагиваются криминологические, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью в целом. Однако в данных исследованиях уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы международного сотрудничества органов предварительного расследования в сфере уголовного судопроизводства не нашли своего комплексного разрешения.

В принятом в 2001 году Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации <1> впервые нашли отражение нормы, регламентирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Усилено внимание к международным принципам защиты и обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса, взаимодействию органов расследования и судов РФ с соответствующими учреждениями иностранных государств в процессе осуществления производства по уголовным делам.

--------------------------------

<1> Далее - УПК РФ.

Однако наряду с этим некоторые вопросы, возникающие в сфере международного сотрудничества, остаются неразрешенными.

Анализ международных договоров Российской Федерации, межведомственных актов и других документов, обеспечивающих международное сотрудничество при расследовании по уголовным делам, а также уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о том, что: необходимо совершенствовать взаимодействие органов предварительного расследования с соответствующими органами иностранных государств; развивать правовую базу участия компетентных органов РФ в международном сотрудничестве при расследовании преступлений; продолжать работу по созданию целостной системы международных актов и международных договоров РФ, используемых в качестве источников уголовно-процессуального права.

В настоящее время назрела необходимость анализа проблем международного сотрудничества органов предварительного расследования по уголовным делам, прежде всего уголовно-процессуальных, криминалистических и организационно-правовых аспектов этой деятельности с целью последующей разработки концептуальных основ обеспечения такого сотрудничества.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

§ 1. Анализ правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам

Международное сотрудничество по уголовным делам неизбежно предполагает разовые или систематические контакты между правоохранительными органами различных государств, ведущих борьбу с преступностью. Российская Федерация осуществляет сотрудничество с зарубежными странами на основе взаимного соблюдения международных договорных норм. В этом сотрудничестве Россия является равноправным, суверенным, независимым субъектом международных правоотношений.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства реализуется на основе специального правового регулирования, которое осуществляется как на межгосударственном, так и внутригосударственном уровнях.

Сотрудничество государств в такой специфической области, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, т.е. при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм.

Осуществляя взаимодействие по уголовным делам, компетентные органы государств используют две основные правовые формы:

договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);

институционная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального значения - ООН, Интерпол, БКБОП, Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 13, 14.

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство" (ч. 3 ст. 1). В нормах части пятой УПК РФ также указывается, что взаимодействие компетентных органов договаривающихся государств осуществляется в соответствии с международными договорами, соглашениями или на основе принципа взаимности.

Вместе с тем не определен перечень таких международных договоров и соглашений, которыми следует руководствоваться судам, прокурорам, следователям при осуществлении определенного вида международного взаимодействия, не установлена иерархия, т.е. не указан критерий предпочтения применения того или иного договора (соглашения) <1>. В связи с этим представляется необходимым систематизировать нормативно-правовую базу, регулирующую международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 88 - 89.

Среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно классификации международно-правовых актов, применяемых при сотрудничестве государств по уголовным делам.

Так, В.П. Зимин полагает, что российская международно-правовая договорная база оказания содействия по уголовным делам состоит в основном из договоров о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, о передаче и выдаче осужденных <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. 5-ое изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. С. 65.

Е.В. Карасева разграничивает международные договоры в зависимости от того, каким органом государства они заключены. По ее мнению, они подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. При этом такие акты могут носить многоаспектный характер или быть посвящены конкретному предмету сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 26.

По мнению Н.Н. Мазаевой, главным основанием для формирования системы международных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, должно являться наличие в них норм процессуального характера, которые составляют правовую основу регулирования взаимоотношения судов, прокуроров, следователей и дознавателей с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. На основании этого утверждения Н.Н. Мазаева предлагает следующую классификацию межгосударственных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: 1) многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие различные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 2) международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, содержащие обязательства государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи и оказывать друг другу возможно более широкую правовую помощь в связи с указанными в них преступными деяниями; 3) двусторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства России с отдельными государствами, обладающие большей детальностью и наилучшим образом отражающие интересы сторон <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 105 - 107.

Е.В. Курушина считает, что "основные параметры деления международно-правовых актов зависят от их правового значения, направленности, роли и влияния на процесс производства по уголовному делу. С учетом этого их разграничивают на акты основополагающего значения, куда входят документы, содержащие общепризнанные международные нормы, а также обеспечивающие международную защиту прав и законных интересов участников процесса РФ. Сюда же следует относить универсальные международные акты, международные региональные конвенции, многосторонние соглашения и договоры между РФ и различными зарубежными государствами. Отдельное место в классификации международно-правовых актов занимают многосторонние и двусторонние конвенции и соглашения, регламентирующие область уголовно-процессуальных отношений. Данные международно-правовые источники посвящены: общим вопросам борьбы с уголовными преступлениями международного характера; взаимодействию компетентных органов России и зарубежных государств; оказанию взаимной международной правовой помощи в процессе возбуждения уголовного преследования, расследования преступлений, судебного производства и исполнения приговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Курушина Е.В. Международно-правовые акты как источники уголовно-процессуального права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 51.

Т.Н. Москалькова разъясняет: "Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратурой и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или Содружеству Независимых Государств. Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела XVIII УПК. Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 года, двусторонними международными договорами России с государствами-членами СНГ и нормами раздела XVIII" <1>.

--------------------------------

<1> Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 654.

В.В. Щербаков указывает, что Россией взяты обязательства по целой системе межгосударственных договоров, реализация которых невозможна вне деятельности органов предварительного расследования. В эту систему включены: многосторонние и двусторонние договоры по борьбе с определенными видами (категориями) преступлений и договоры о правовой помощи; международные соглашения, связанные с пребыванием Российских воинских формирований за границей; межгосударственные договоры о дружбе и сотрудничестве, об основах отношений; межгосударственные договоры, определяющие деятельность международных судебных органов; международные договоры, определяющие иммунитеты от юрисдикции государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22 - 41.

В.М. Волженкина включает в систему международных норм, применяемых по уголовным делам в процессе оказания правовой помощи, "уголовно-процессуальное законодательство тех стран, с которыми Россия сотрудничает на основе договоров или взаимной вежливости. Национальное законодательство РФ не предусматривает действия иностранных законов на своей территории. Эта позиция вытекает из ключевого положения сотрудничества о применении собственного уголовного процесса стран при исполнении международных поручений. Однако результаты исполнения международного поручения на основе зарубежного законодательства будут использованы в уголовном процессе России, что позволяет говорить о применении уголовно-процессуального законодательства других стран в российском уголовном процессе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 96.

В.В. Моторин представляет правовую систему международного сотрудничества по уголовным делам следующим образом:

а) международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения;

б) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) межведомственные договоры (соглашения);

г) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи;

д) неписанные нормы международного права (международная вежливость, взаимность и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учебное пособие. Домодедово, 2007. С. 20.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ <1> международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Резюмируя вышеизложенные точки зрения, правовая основа международного сотрудничества по уголовным делам может быть классифицирована следующим образом.

1. Международный уровень составляют:

а) межгосударственные многосторонние договоры: пакты, конвенции, соглашения;

б) межправительственные договоры (двусторонние и многосторонние), касающиеся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) договоры межведомственного характера (двусторонние и многосторонние), заключенные по линии МВД России;

г) неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).

2. Внутригосударственный уровень составляют:

а) конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы РФ (регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам);

б) подзаконные нормативные правовые акты:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

отдельные ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам (изданные компетентными органами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными ведомствами в виде постановлений, инструкций, приказов, писем, распоряжений).

Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью включает в себя более 600 двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственных, межправительственных и межведомственного характера) <1>.

--------------------------------

<1> См. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 15.

В плане укрепления договорной базы участия России в международном сотрудничестве по уголовным делам большой потенциал представляют более 20 конвенций, заключенных в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с февраля 1996 г. Так, к числу основных многосторонних межгосударственных договоров, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию органов внутренних дел России относятся Европейская конвенция о выдаче (ETS N 24) (заключена в г. Страсбурге 13.12.1957) с Дополнительным протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней <1>, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 30) (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) с Дополнительным протоколом к ней <2>, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) <3>. К таковым также относится и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) <4>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

<2> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2349.

<3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

Указанная Минская конвенция регулирует отношения стран, тесно связанных геополитически и, что особенно важно, имеющих значительное сходство в национальных законодательствах и в построении систем правосудия <1>. Все это в значительной степени облегчает реализацию отношений международно-правовой помощи, а также уменьшает число возникающих в этом процессе правовых коллизий.

--------------------------------

<1> См.: Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М., 1997. С. 261.

Для Российской Федерации в настоящее время в стадии ратификации находится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) <1>. В связи с этим Следственным комитетом при МВД России совместно с Правовым департаментом МВД России подготовлено обращение Министра внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции о необходимости ускорения внутригосударственных процедур по ее ратификации (исх. N 1/1770 от 30 марта 2005 г.), так как она предусматривает новые формы сотрудничества в рамках СНГ. В такой же стадии для России находится и Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (подписан в г. Минске 4 июня 1999 г.) <2>.

--------------------------------

<1> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(41). С. 82 - 130.

<2> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32). С. 27 - 33. Примечание к документу: Договор вступил в силу 06.02.2001. Россия намерена не стать участником Договора (распоряжение Правительства РФ от 22.12.2006 N 1804-р), уведомление депонировано 22.01.2007.

Наиболее значительно участие органов внутренних дел в борьбе с отдельными видами преступлений, в отношении которых заключены межгосударственные договоры. Россия является участником свыше 20 таких универсальных договоров, заключенных в рамках ООН. Среди них такие международно-правовые акты, как Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) <1>, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 15 декабря 1997 г. Резолюцией 52/164 на 72-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) <2>, Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <3>, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <4>.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

<4> Российская юстиция. 2004. N 4. С. 17 - 40.

Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств-участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними.

Наряду с многосторонним международно-правовым регулированием Россия активно принимает участие в формировании двусторонней правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Двусторонние договоры обладают наибольшей детальностью и наилучшим образом отражают интересы сторон. Однако это не умаляет значимость для развития международного сотрудничества многосторонних конвенций и соглашений, которые, по сути, содержат квинтэссенцию необходимых правовых инструментов для регулирования процесса оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам на основе общепризнанных международных стандартов в области прав человека и принципа суверенитета <1>.

--------------------------------

<1> Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 31.

На международном уровне Российской Федерацией заключены и ратифицированы договоры об оказании взаимной правовой помощи с Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г. <1>, Королевством Испания от 25 марта 1996 г. <2>, Республикой Индия от 21 декабря 1998 г. <3>, Республикой Корея от 28 мая 1999 г. <4>, Соединенными Штатами Америки от 17 июня 1999 г. <5> и др. Имеют место договоры комплексного характера, регулирующие порядок оказания правовой помощи как по уголовным, так и по гражданским делам. В частности, заключены и ратифицированы договоры между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г. <6>, Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. <7>, Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г. <8>, Эстонской Республикой от 26 января 1993 г. <9>, Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 г. <10>, Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. <11>, Исламской Республикой Иран от 5 марта 1996 г. <12> и др.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв