ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2014

Хиты: 157 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2014

ОТ АВТОРА

Еще один год позади.

Принципиальных нововведений в налоговом законодательстве в этом году было не так уж и много. Большинство из них связаны с порядком исчисления и уплаты НДС. Все изменения прокомментированы в гл. 1.

В бухгалтерском учете вообще обошлось без изменений. Общий вектор - движение к МСФО - задан уже давно. Бухгалтеры продолжают привыкать к новым подходам к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Глава 2 поможет применить эти подходы при составлении бухгалтерской отчетности за 2014 г. Отдельно в ней рассмотрены упрощенные правила, предусмотренные для малых предприятий.

Глава 3 целиком посвящена рассмотрению спорных и сложных ситуаций, связанных с исчислением и уплатой налогов и взносов.

Работая с книгой, обратите внимание на то, что по многим спорным вопросам в 2014 г. появились разъяснения Федеральной налоговой службы, которые размещены на ее официальном интернет-сайте в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". Налогоплательщики этим разъяснениям следовать не обязаны, но принимать во внимание их нужно. Ведь налоговая инспекция при проведении проверки будет придерживаться именно этой позиции.

Кроме того, в 2014 г. по многим важным вопросам свою позицию высказал ВАС РФ, чье мнение теперь определяет не только практику разрешения тех или иных споров в судах, но и практику налоговых проверок на местах.

Дело в том, что в целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфин России и ФНС выработали совместную позицию, которая сформулирована в Письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571.

В этом Письме, которое ФНС России довела до сведения налоговых органов Письмом от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, указано буквально следующее: "В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов".

В приложениях 1 и 2, как обычно, приведены рекомендации по составлению учетной политики для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

В приложении 3 рассмотрены правила исправления ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, которые, к сожалению, не так однозначны, как хотелось бы.

В приложении 4 дана информация об изменениях на следующий год, которые были известны к моменту подписания книги в печать.

Обратите внимание! На сайте издательства "АйСи Групп"  будет организована онлайн-поддержка актуальности книги "Годовой отчет 2014". На специальной странице сайта будет оперативно размещаться информация обо всех изменениях бухгалтерского и налогового законодательства, произошедших после даты подписания книги в печать. Здесь же вы найдете информацию о разъяснениях Минфина и ФНС России по актуальным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов, составлением бухгалтерской и налоговой отчетности. Доступ к этой странице сайта будет открыт для всех читателей книги "Годовой отчет 2014".

Как всегда, надеюсь, что книга будет вам полезна. Читайте, заходите на сайт издательства "АйСи Групп" , следите за всеми изменениями. И если у вас появятся какие-то вопросы, вы всегда сможете задать их мне все на том же сайте . Постараюсь ответить на все.

Глава 1. ИЗМЕНЕНИЯ 2014 ГОДА

1.1. Налог на прибыль

1.1.1. Основные средства

В п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации.

С 1 января 2014 г. несколько изменилась формулировка пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ. Согласно внесенной поправке к неамортизируемому имуществу относится имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Прежняя редакция относила к неамортизируемому имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования.

С этой поправкой корреспондирует поправка, внесенная в п. 1 ст. 257 НК РФ.

С 1 января 2014 г. в этом пункте появилась новая норма, устанавливающая правила определения первоначальной стоимости имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Она определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования.

Сформированная таким образом первоначальная стоимость амортизируется в налоговом учете в общеустановленном порядке.

Заметим, что обе поправки касаются исключительно бюджетных организаций.

Еще одна поправка, адресованная бюджетным организациям, внесена в п. 7 ст. 259 НК РФ.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, с 2014 г. получили право списывать стоимость амортизируемого имущества (за исключением объектов недвижимости) в расходы сразу. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных организаций по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.

Изменения коснулись и порядка учета затрат на произведения искусства.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 256 НК РФ произведения искусства отнесены к неамортизируемому имуществу. При этом до 1 января 2014 г. включение стоимости произведений искусства в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, нормами гл. 25 НК РФ не предусматривалось.

С 1 января 2014 г. согласно новой редакции пп. 6 п. 2 ст. 256 НК РФ стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд Российской Федерации, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Все рассмотренные поправки внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ.

* * *

Согласно ст. 259.3 НК РФ организации имеют право при начислении амортизации по объектам основных средств применять специальные повышающие коэффициенты к основной норме амортизации.

Специальный коэффициент, но не выше 2, можно применять в отношении основных средств:

1) используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности.

При применении нелинейного метода начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам.

Обратите внимание! Данный коэффициент может применяться в отношении только тех объектов основных средств, которые приняты на учет до 1 января 2014 г. Это ограничение введено Федеральным законом от 29.11.2012 N 206-ФЗ;

2) сельскохозяйственных организаций промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты);

3) организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны;

4) относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Специальный коэффициент, но не выше 3, можно применять в отношении основных средств:

1) являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга).

Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой - третьей амортизационным группам;

2) используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Внимание! С 1 января 2014 г. законодательно запрещается применять несколько повышающих коэффициентов амортизации в отношении одного основного средства.

Соответствующая поправка внесена в ст. 259.3 НК РФ Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ.

В этой связи отметим, что Минфин России и ранее настаивал на том, что при наличии нескольких оснований для применения повышающих коэффициентов налогоплательщику следует предусмотреть в учетной политике, какой из этих коэффициентов будет применяться. Несколько коэффициентов в отношении одного и того же объекта одновременно применять нельзя (Письмо от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).

1.1.2. Нематериальные активы

По общему правилу нематериальные активы амортизируются в налоговом учете в течение срока полезного использования (СПИ), который устанавливается исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

При этом п. 2 ст. 258 НК РФ позволяет налогоплательщикам по отдельным видам нематериальных активов устанавливать СПИ самостоятельно (но не менее 2-х лет).

До 1 января 2014 г. самостоятельно устанавливать СПИ можно было в отношении следующих видов нематериальных активов:

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;

- исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

- владение ноу-хау, секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

С 1 января 2014 г. к этому списку добавлено исключительное право на аудиовизуальные произведения.

Соответствующие поправки внесены в ст. ст. 257 и 258 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ.

Обратите внимание! Новые правила определения срока полезного использования применяются в отношении тех нематериальных активов (исключительных прав на аудиовизуальные произведения), которые введены в эксплуатацию после 1 января 2014 г.

По нематериальным активам, введенным в эксплуатацию в 2013 г., применяется прежний порядок определения срока их полезного использования, действующий до 1 января 2014 г. (Письмо Минфина России от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50585).

1.1.3. Прочие расходы

С 1 января 2014 г. расширен перечень расходов на рекламу, которые учитываются в целях налогообложения прибыли в сумме фактических затрат (без каких-либо ограничений).

С 2014 г. к ненормируемым расходам на рекламу дополнительно отнесены расходы на рекламу при кино- и видеообслуживании. Соответствующая поправка внесена в п. 4 ст. 264 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ.

Таким образом, с 2014 г. организации имеют право без каких-либо ограничений учитывать расходы по изготовлению и показу рекламных роликов в кинотеатрах. До 2014 г. такие расходы в целях налогообложения прибыли принимались только в пределах норматива (1% выручки).

* * *

С 1 января 2014 г. отменены ограничения на учет расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов.

В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 264 в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г., такие расходы учитывались в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2014 г. указанные расходы учитываются в целях налогообложения в сумме фактических затрат.

Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

1.1.4. Расходы на освоение природных ресурсов

К расходам на освоение природных ресурсов, которые учитываются по правилам, установленным ст. 261 НК РФ, отнесены расходы на проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.

Такие расходы с 2014 г. включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев.

Соответствующие поправки внесены в ст. ст. 261 и 325 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ.

Кроме того, п. 1 ст. 264 НК РФ дополнен пп. 48.5, который позволяет учесть в составе прочих расходов расходы налогоплательщика, в пользу которого в установленном законодательством Российской Федерации порядке переходит право пользования участком недр, в виде компенсации расходов на освоение природных ресурсов, ранее осуществленных прежним владельцем лицензии на пользование этим участком недр в целях ее приобретения, в сумме фактических затрат налогоплательщика.

Поправка внесена Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ.

1.1.5. Доходы и расходы в виде процентов

по займам и кредитам

В составе внереализационных расходов в налоговом учете признаются расходы в виде процентов по привлеченным займам и кредитам. При этом указанные расходы принимаются в целях налогообложения в размере, не превышающем максимальный размер, который определяется по правилам, установленным в ст. 269 НК РФ.

Эта статья предусматривает возможность определения максимальной суммы процентов двумя способами.

На практике большинство организаций определяют максимальную сумму процентов с использованием ставки Банка России.

Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ до конца 2014 г. продлено применение нормативов, установленных п. 1.1 ст. 269 НК РФ:

ставка Банка России, умноженная на 1,8, - по рублевым долговым обязательствам;

ставка Банка России, умноженная на 0,8, - по валютным долговым обязательствам.

Кроме того, с 1 января 2014 г. уточнен порядок признания процентов по договорам займа (кредита), предусматривающим отсрочку их уплаты.

В книге "Годовой отчет 2013" была рассмотрена проблема признания расходов в виде процентов, если договором займа (кредита) предусмотрена отсрочка их уплаты (см. с. 345 книги). Мы говорили, что при заключении договора займа (кредитного договора), предусматривающего отсрочку уплаты процентов, велика вероятность того, что налоговый орган при проверке может оспорить правомерность равномерного признания процентов в расходах.

С 1 января 2014 г. вступили в силу поправки в п. 8 ст. 272 НК РФ и п. 4 ст. 328 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ), которые должны снять рассмотренную проблему.

В новой редакции п. 8 ст. 272 НК РФ четко указано, что по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором.

Кроме того, новой редакцией п. 4 ст. 328 НК РФ установлено, что признание доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам осуществляется налогоплательщиком, определяющим доходы (расходы) по методу начисления, ежемесячно независимо от срока их уплаты, предусмотренного договором, по которому срок его действия приходится более чем на один отчетный (налоговый) период. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, определяемую в порядке, установленном соответственно п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, с 1 января 2014 г. налоговые органы уже не могут оспаривать правомерность равномерного признания расходов в виде процентов по договорам займа (кредита) независимо от того, в какие сроки они подлежат уплате в соответствии с договором (см. Письма Минфина России от 26.03.2014 N 03-03-РЗ/13369, от 17.02.2014 N 03-03-06/1/6387).

* * *

С 1 января 2014 г. появились специальные признания доходов и расходов, если договором займа или иным аналогичным договором (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами) предусмотрено, что исполнение обязательства по такому договору зависит от стоимости (или иного значения) базового актива с начислением в период действия договора фиксированной процентной ставки.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 271 НК РФ:

- доходы, начисленные исходя из фиксированной ставки, признаются на последнее число каждого месяца соответствующего отчетного или налогового периода;

- доходы, фактически полученные на основании сложившейся стоимости или иного значения базового актива, признаются на дату исполнения обязательства по этому договору.

Аналогичные правила предусмотрены и для расходов (абз. 2 п. 8 ст. 272 НК РФ).

1.1.6. Порядок уплаты налога и авансовых платежей

С 1 января 2014 г. театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, освобождены от уплаты ежемесячных и ежеквартальных авансовых платежей по налогу на прибыль.

Такие организации с 2014 г. платят налог на прибыль только по итогам года (до 28 марта следующего года). Декларацию по налогу на прибыль они теперь сдают тоже только один раз в год (по итогам истекшего года).

Соответствующие поправки внесены в ст. ст. 286 и 289 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013 N 215-ФЗ.

1.1.7. Перенос убытков

До 1 января 2014 г. в п. 1 ст. 283 НК РФ было предусмотрено, что налогоплательщики, получившие убыток в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или ее часть.

Эта формулировка оставляла открытым вопрос о том, можно ли перенести убыток на конец отчетного, а не налогового периода.

Заметим, что на практике эта неопределенность особых проблем никогда не создавала. Чиновники Минфина России всегда разъясняли, что перенос убытков на будущее возможен как по итогам отчетного, так и по итогам налогового периода (см., например, Письма от 16.01.2013 N 03-03-06/2/3, от 03.08.2012 N 03-03-06/1/382).

Тем не менее некорректная формулировка - это потенциальный источник споров. В этой связи можно только порадоваться поправке, внесенной в п. 1 ст. 283 НК РФ, которая на нормативном уровне закрепила возможность переноса убытка на конец отчетного периода (поправка внесена Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ).

* * *

Еще одна поправка, внесенная в п. 1 ст. 283 НК РФ, адресована налогоплательщикам, получающим доходы, облагаемые налогом по нулевой ставке.

Ранее абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ устанавливал, что нормы о переносе убытков на будущее не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0%.

С 1 января 2014 г. абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ действует в новой редакции. Теперь в нем указано, что положения п. 1 ст. 283 НК РФ не распространяются на убытки, которые получены налогоплательщиком в период налогообложения его прибыли по ставке 0% в случаях, установленных п. п. 1.1, 1.3, 5, 5.1 ст. 284 НК РФ. Также упомянутые положения не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком от реализации или иного выбытия указанных в ст. 284.2 НК РФ акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций.

В этой связи напомним, что согласно ст. 284 НК РФ налоговая ставка 0% применяется к следующим видам доходов.

1. К доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

2. К доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также к доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ).

Очевидно, что получение таких доходов не лишает налогоплательщика права признавать убытки, полученные им по итогам прошлых налоговых периодов.

В то же время в ст. 284 НК РФ есть положения, предусматривающие возможность применения нулевой ставки к доходам, полученным от осуществления определенных видов деятельности. Таких ситуаций четыре:

1) организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, имеют право применять к своей налоговой базе налоговую ставку 0% с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ (п. 1.1 ст. 284 НК РФ);

2) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным пп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0% (п. 1.3 ст. 284 НК РФ);

3) прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", облагается налогом по нулевой ставке (п. 5 ст. 284 НК РФ);

4) прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", облагается налогом по ставке 0% в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 246.1 НК РФ (п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв