ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - 2010

Хиты: 157 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - 2010

1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Гражданским кодексом (п. 1 ст. 120) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В роли собственника может выступить гражданин или юридическое лицо (частное учреждение) либо соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (государственное или муниципальное учреждение). Государственные, муниципальные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные (с 2011 г.). Отметим: казенное учреждение - новый тип государственного (муниципального) учреждения, который вводится в рамках проводимой политики совершенствования бюджетной сети и статус которого во многом совпадает с закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения. С целью повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений с 2011 г. их правовой статус изменяется. Особенности правового положения казенных учреждений будут установлены Бюджетным кодексом и Законом о некоммерческих организациях.

Что касается АУ, особенности их правового положения определены Законом об автономных учреждениях, который вступил в силу с 08.01.2007. В данный Закон Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вносятся поправки, вступающие в силу с 01.01.2011 и направленные на улучшение правового положения АУ. Закон о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется, если только иное не установлено федеральным законом. В свою очередь, иное федеральным законом не предусмотрено.

Закон об автономных учреждениях определяет:

- правовое положение автономных учреждений;

- порядок создания, реорганизации и ликвидации АУ;

- цели, порядок формирования и использования имущества АУ;

- порядок управления автономными учреждениями;

- основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота;

- ответственность АУ по обязательствам.

Кроме того, особенности регулирования отношений АУ с учредителями и участниками гражданского оборота могут устанавливаться федеральными законами (п. 2 ст. 1 Закона об автономных учреждениях).

1.1. Сравнительная характеристика автономных, бюджетных и казенных учреждений

Чтобы выяснить, чем отличается АУ от бюджетного учреждения (причем как в прежнем, так и в новом статусе) и от казенного учреждения, проведем сравнительный правовой анализ этих организаций по наиболее важным показателям.

    Показатель

    Автономное  

    учреждение  

    Бюджетное  

  учреждение в

  новом статусе

    Бюджетное  

  учреждение в

прежнем статусе

       Казенное  

    учреждение  

Создание      

                         Путем учреждения                        

Путем изменения

типа          

существующего  

бюджетного    

учреждения    

(за исключением

учреждений    

здравоохранения

до 2011 г.)    

Путем изменения типа существующего автономного    

учреждения                                        

Путем изменения

типа          

существующего  

казенного      

учреждения <*>

Путем изменения

типа          

существующего  

казенного      

учреждения    

 

Путем изменения

типа            

существующего  

бюджетного      

учреждения      

Количество    

учредителей  

Один                                                                

Учредитель    

Публично-правовое образование РФ (субъект РФ или муниципальное    

образование)                                                        

Органы        

управления    

Наблюдательный

совет,        

руководитель,  

иные          

предусмотренные

федеральными  

законами и    

уставом АУ    

органы        

Руководитель,  

коллегиальные  

органы        

Руководитель                    

Цель создания

Выполнение работ, оказание услуг

в целях осуществления          

предусмотренных законодательством

РФ полномочий органов          

государственной власти, органов

местного самоуправления в      

определенных сферах            

Оказание      

государственных

(муниципальных)

услуг физическим

и юридическим  

лицам в        

соответствии с

государственным

(муниципальным)

заданием      

Оказание        

государственных

(муниципальных)

услуг,          

выполнение работ

и (или)        

исполнение      

государственных

(муниципальных)

функций в целях

обеспечения    

реализации      

предусмотренных

законодательством

РФ полномочий  

органов        

государственной

власти или      

органов местного

самоуправления  

В сферах науки,

образования,  

здравоохранения,

культуры,      

социальной    

защиты,        

занятости      

населения,    

физической    

культуры и    

спорта, а также

в иных сферах в

случаях,      

установленных  

федеральными  

законами <*>

В любых сферах,

включая сферы  

науки,        

образования,  

здравоохранения,

культуры,      

социальной    

защиты,        

занятости      

населения,    

физической    

культуры и    

спорта        

Учредительный

документ      

Устав, утвержденный учредителем

Устав или положение (в случаях,  

установленных законом,          

нормативными правовыми актами    

Президента РФ или Правительства  

РФ), утвержденные органом,      

осуществляющим функции и        

полномочия учредителя            

Участник      

бюджетного    

процесса      

Не является таковым            

Является таковым как получатель  

бюджетных средств                

Применение    

Федерального  

закона от    

21.07.2005    

N 94-ФЗ "О    

размещении    

заказов на    

поставки      

товаров,      

выполнение    

работ, оказание

услуг для    

государственных

и муниципальных

нужд"        

Не применяет  

Применяет,    

выступая в роли

иного заказчика

Применяет, выступая в качестве  

государственного (муниципального)

заказчика                        

Права на      

имущество    

Право оперативного управления                                      

Ответственность

учреждения    

Отвечает по    

своим          

обязательствам

имуществом,    

находящимся у  

него на праве  

оперативного  

управления, за

исключением    

недвижимого и  

особо ценного  

движимого      

имущества,    

закрепленного за

ним учредителем

или            

приобретенного

АУ за счет    

средств,      

выделенных ему

учредителем на

эти цели      

Отвечает по    

своим          

обязательствам

имуществом,    

находящимся у  

него на праве  

оперативного  

управления, за

исключением    

недвижимого и  

особо ценного  

движимого      

имущества      

Отвечает по своим обязательствам

находящимися в его распоряжении  

денежными средствами            

Не отвечает по обязательствам собственника имущества              

Ответственность

собственника  

Не несет ответственность по    

обязательствам учреждения      

Несет субсидиарную ответственность

по обязательствам учреждения при

недостаточности у него денежных  

средств                          

Счета        

Счета в        

кредитных      

организациях или

лицевые счета в

территориальных

органах        

Федерального  

казначейства,  

финансовых    

органах        

субъектов РФ  

(муниципальных

образований) <*>

Лицевые счета в территориальном органе Федерального

казначейства или финансовом органе субъекта РФ    

(муниципального образования), за исключением      

отдельных случаев, когда допускается открытие счета

в кредитной организации                            

Распоряжение  

имуществом    

Не вправе без  

согласия      

учредителя    

распоряжаться  

недвижимым и  

особо ценным  

движимым      

имуществом,    

закрепленным за

АУ учредителем

или            

приобретенным за

счет средств,  

выделенных для

этого          

учредителем    

Не вправе без  

согласия      

собственника  

распоряжаться  

особо ценным  

движимым      

имуществом,    

закрепленным за

БУ учредителем

или            

приобретенным за

счет средств,  

выделенных    

собственником на

приобретение  

такого        

имущества, а  

также недвижимым

имуществом    

Не вправе      

отчуждать либо

иным способом  

распоряжаться  

имуществом,    

закрепленным за

ним            

собственником  

или            

приобретенным  

учреждением за

счет средств,  

выделенных ему

на это        

собственником  

Не вправе без  

согласия        

собственника    

отчуждать либо  

иным способом  

распоряжаться  

имуществом        

Остальным имуществом учреждение

вправе распоряжаться            

самостоятельно                  

Финансовое    

обеспечение  

Субсидии из    

соответствующего

бюджета        

бюджетной      

системы РФ и  

иные          

не запрещенные

федеральными  

законами      

источники      

Субсидии из    

соответствующего

бюджета        

бюджетной      

системы РФ    

Средства      

соответствующего

бюджета        

бюджетной      

системы РФ,    

операции по    

расходованию  

которых        

осуществляются в

соответствии с

бюджетной сметой

Средства        

соответствующего

бюджета бюджетной

системы РФ на  

основании      

бюджетной сметы

Виды          

деятельности  

Основные виды деятельности,    

непосредственно направленные на

достижение целей создания      

учреждения                      

Вправе        

заниматься    

приносящими    

доход видами  

деятельности,  

если такая    

возможность    

предусмотрена  

учредительными

документами (при

этом необходимо

получить      

генеральное    

разрешение на  

осуществление  

приносящей доход

деятельности)  

Основные виды  

деятельности,  

непосредственно

направленные на

достижение целей

создания        

учреждения      

Иные виды деятельности, если их

осуществление служит достижению

целей, ради которых учреждение  

создано, при условии, что эти  

виды деятельности указаны в    

уставе                          

Иные виды      

деятельности,  

указанные в    

учредительных  

документах, если

их осуществление

служит достижению

целей, ради    

которых        

учреждение      

создано        

Распоряжение  

доходами      

Доходы поступают в              

самостоятельное распоряжение и  

используются для достижения    

целей, ради которых учреждение  

создано                        

Доходы от      

приносящих доход

видов          

деятельности  

поступают в    

распоряжение  

учреждения и  

включаются в  

состав доходов

бюджета        

Доходы от      

приносящих доход

видов          

деятельности    

поступают в    

соответствующий

бюджет бюджетной

системы РФ      

Заключение    

контрактов и  

иных          

гражданско-  

правовых      

договоров    

От собственного имени          

От имени      

публично-      

правового      

образования, за

исключением    

государственных

(муниципальных)

контрактов    

От имени        

публично-      

правового      

образования,    

включая        

государственные

(муниципальные)

контракты      

Предоставление

и получение  

кредитов      

(займов)      

Разрешено                      

Запрещено                        

Размещение    

денежных      

средств на    

депозитах в  

кредитных    

организациях,

совершение    

сделки с      

ценными      

бумагами      

Разрешено      

Запрещено, если

иное не        

предусмотрено  

федеральными  

законами      

Запрещено                        

Участие в    

других        

юридических  

лицах        

Вправе выступать

в качестве    

учредителя или

участника других

юридических лиц

Вправе выступать

в качестве    

учредителя    

(участника)    

некоммерческих

организаций, а в

случаях и      

порядке,      

предусмотренных

федеральными  

законами, -    

хозяйственных  

обществ        

Не вправе выступать учредителем  

(участником) юридических лиц    

Реорганизация

В форме слияния,

присоединения,

разделения,    

выделения      

В форме слияния, присоединения, разделения,      

выделения и преобразования                        

Банкротство  

Невозможно                                                          

--------------------------------

<*> Указаны новшества, связанные с изменением правового положения автономных учреждений, вступающие в силу с 01.01.2011.

1.2. Сферы деятельности автономных учреждений

Перечень сфер деятельности, в которых можно было создавать АУ, изначально носил закрытый характер. Кроме того, был установлен запрет на изменение типа существующих бюджетных учреждений здравоохранения (п. 3 ст. 20 Закона об автономных учреждениях). Данный запрет снимается с 01.01.2011. Помимо этого, перечни государственных и муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению, вправе устанавливать Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования (п. 5 ст. 5 Закона об автономных учреждениях, который остается без изменений). Например, Перечень государственных учреждений Нижегородской области, тип которых не подлежит изменению, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2008 N 215.

С 10.08.2007 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", благодаря которому перечень сфер деятельности АУ стал открытым. С 01.01.2011 данный перечень опять сокращается. Автономные учреждения можно будет создавать в строго определенных сферах деятельности, прямо указанных в Законе об автономных учреждениях (наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт) либо в других федеральных законах. На момент написания книги возможность создания АУ в иной сфере, не попавшей в перечень, приведенный в Законе об автономных учреждениях, была предусмотрена только Градостроительным кодексом (п. 2 ст. 29, п. 4 ст. 49, п. 8 ст. 6.1). Согласно указанным пунктам автономные учреждения можно создавать для проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации, результатов инженерных изысканий.

Автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа бюджетного учреждения) до 01.01.2011 для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах деятельности, не указанных в новой редакции п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, подлежат ликвидации или реорганизации. Срок для этого - год со дня официального опубликования Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (был опубликован в "Собрании законодательства РФ", 10.05.2010, N 19).

Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации АУ осуществляются в порядке, установленном:

- Правительством РФ в отношении федеральных автономных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении государственных автономных учреждений субъекта РФ;

- местной администрацией муниципального образования в отношении муниципальных автономных учреждений.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона об автономных учреждениях требования кредиторов ликвидируемого АУ удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Таковым является закрепленное за учреждением имущество, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем для этих целей. Это следует из п. 4 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Имущество АУ, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое не может быть обращено взыскание, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения.

Автономное учреждение в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона об автономных учреждениях может быть реорганизовано в форме:

- слияния двух или нескольких автономных учреждений;

- присоединения к автономному учреждению одного или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;

- разделения автономного учреждения на два или несколько учреждений соответствующей формы собственности;

- выделения из автономного учреждения одного или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.

Реорганизация АУ в форме слияния или присоединения возможна, если автономные учреждения созданы на базе имущества одного и того же собственника.

В рассматриваемой ситуации представляется целесообразным проведение реорганизации в форме присоединения, например, к бюджетному учреждению. Однако Законом об автономных учреждениях не предусмотрена такая форма реорганизации.

В то же время новым п. 2.1 ст. 16 Закона о некоммерческих организациях, который начнет действовать с 01.01.2011, установлено, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляются в порядке, установленном:

- Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок реорганизации федеральных государственных учреждений установлен Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, он вступит в силу с 01.01.2011. Пунктом 8 этого Порядка предусмотрено, что реорганизация федерального учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения. При этом решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения.

Кроме того, по нашему мнению, автономное учреждение, не имеющее права на жизнь, может быть переведено в бюджетное или казенное, то есть можно создать бюджетное или казенное учреждение путем изменения типа существующего АУ в порядке, установленном Правительством РФ в отношении федеральных АУ, органом государственной власти субъекта РФ - государственных АУ, органом местного самоуправления - муниципальных АУ.

Отметим: принятие решения о ликвидации, реорганизации АУ либо изменении его типа, а также назначение ликвидационной комиссии относятся к компетенции учредителя в области управления автономным учреждением (ст. 9 Закона об автономных учреждениях).

2. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В п. 11 ст. 2 Закона об автономных учреждениях закреплено, что АУ обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Причем к обязанностям АУ относится обеспечение открытости и доступности годовой бухгалтерской отчетности (пп. 8 п. 13 ст. 2 Закона об автономных учреждениях). Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных бухгалтерского учета. Следовательно, автономное учреждение должно организовать ведение бухгалтерского учета вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

2.1. О бухгалтерском учете автономного учреждения

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Закон о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, включая бюджетные и автономные учреждения. На основании пп. "а" п. 2 ст. 5 данного Закона органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению.

Установление плана счетов бюджетного учета и единой методологии бюджетного учета относится к бюджетным полномочиям Минфина (ст. 165 БК РФ). В 2010 г. использовался План счетов бюджетного учета, предусмотренный Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Данный Приказ вступил в силу с 17.03.2009 и распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2009. Список лиц, которые должны руководствоваться требованиями Инструкции по бюджетному учету, приведен в п. 1, который был изменен Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 152н, вступившим в силу с 02.03.2010 и применяемым к правоотношениям, возникшим с 01.01.2010. Итак, бюджетный учет должны вести:

- органы государственной власти (государственные органы);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;

- органы местного самоуправления (муниципальные органы);

- бюджетные учреждения, в том числе находящиеся за пределами РФ;

- иные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не являющиеся участниками бюджетного процесса, осуществляющие ведение бюджетного учета (новая категория лиц, применяющих бюджетный учет);

- органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- финансовые органы и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальные государственные внебюджетные фонды, осуществляющие составление и исполнение бюджетов.

Таким образом, бюджетные учреждения ведут бюджетный учет, на это прямо указано в п. 1 Инструкции по бюджетному учету. Автономные учреждения могут присоединиться к ним только в том случае, если относятся к иным некоммерческим организациям, включенным в вышеприведенный перечень.

Некоммерческие организации обязаны применять Инструкцию по бюджетному учету при соблюдении трех условий.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв