ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. СТРОИТЕЛЬСТВО - 2012

Хиты: 150 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. СТРОИТЕЛЬСТВО - 2012

ВВЕДЕНИЕ

Близится к завершению 2012 г., и это значит, что бухгалтеру предстоит составлять очередной годовой отчет. Несмотря на то что этот год (пожалуй, впервые за последние пять - семь лет) не принес многочисленных изменений в законодательстве по бухгалтерскому учету и Налоговом кодексе, подготовка отчетности остается сложной, трудоемкой и ответственной задачей, требующей высокого уровня профессиональной подготовки.

В истекшем году специалисты продолжали спорить по вопросам применения норм бухгалтерского учета, вступивших в силу с представления отчетности за 2011 г. Заполнение форм отчетности, признание оценочных обязательств, резервирование предстоящих расходов... В налогообложении тоже, к сожалению, проблем не становится меньше. Одни решаются (в том числе на уровне Президиума ВАС), другие возникают. Достаточно вспомнить, в частности, кардинальное изменение подхода Минфина к применению застройщиками многоквартирных жилых домов льготы по НДС в отношении услуг, оказываемых участникам долевого строительства. Таким образом, наша главная цель остается прежней - помочь бухгалтеру в подготовке финансовой и налоговой отчетности.

Как и в предыдущих выпусках "Годового отчета", в данной книге приоритет отдан строительной специфике.

Исходя из пожеланий читателей на этот раз больше внимания уделено вопросам заполнения бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений и пояснений к ним. Отдельно представлены рекомендации по составлению (обновлению) учетной политики на 2013 г.

Надеемся, что данная книга будет полезной для вас.

1. СУБЪЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

Известно, что основными законами, регулирующими отношения в области строительства (реконструкции, капитального ремонта), являются:

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

- Закон об инвестиционной деятельности;

- Закон о долевом строительстве.

Каждый из названных документов содержит определения используемых в нем терминов. Причем они не всегда совпадают. Этот нюанс необходимо учитывать, чтобы не возникло недопонимания.

В ст. 1 ГрК РФ даны определения застройщика и технического заказчика. Первый - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Под техническим заказчиком в ГрК РФ понимается физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные данным Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Статья 4 Закона об инвестиционной деятельности расшифровывает термины "инвесторы", "заказчики", "подрядчики", "пользователи объектов капитальных вложений". Итак, инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом согласно законодательству РФ.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками работ по правилам ГК РФ. На стороне подрядчика могут выступать любые физические или юридические лица, которые по заданию заказчика осуществляют работы по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в срок, в соответствии с проектно-сметной документацией. Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.

Наконец, Закон о долевом строительстве дает свое толкование термина "застройщик", под которым понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" случаях на праве безвозмездного срочного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с указанным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Наряду с перечисленными нами выше терминами читатель может столкнуться с понятиями "генеральный подрядчик" и "субподрядчик". Они поясняются в гл. 37 "Подряд" ГК РФ. В частности, ст. 706 ГК РФ так и называется - "Генеральный подрядчик и субподрядчик". Согласно этой статье, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. Подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений закона или договора подряда, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора. Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. С согласия генерального подрядчика заказчик вправе заключить договоры на выполнение отдельных работ с другими лицами. В этом случае указанные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы непосредственно перед заказчиком.

Именно данными понятиями мы будем оперировать в дальнейшем. При этом под подрядчиком (при отсутствии особой оговорки) будет пониматься любой исполнитель работ (подрядчик, субподрядчик, генеральный подрядчик). Аналогично под заказчиком работ может подразумеваться фактический застройщик, генеральный подрядчик и т.д.

2. УЧАСТИЕ В САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Аналогичное требование о наличии свидетельства о допуске установлено законодателем в отношении работ по инженерным изысканиям (ч. 2 ст. 47 ГрК РФ) и подготовке проектной документации (ч. 4 ст. 48 ГрК РФ).

Перечень указанных видов работ утвержден Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).

К сведению: для выполнения видов и групп видов работ, отмеченных в Перечне знаком звездочка (*), требуется получение свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения их на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ. По остальным группам и видам работ требуется получение свидетельства о допуске вне зависимости от того, выполняются они на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах или нет (Письмо Минрегиона России от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ "О порядке выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства").

Как отмечается в Письме Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 "О применении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, а также в отношении:

- объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);

- жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

- многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Виды саморегулируемых организаций установлены ст. 55.3 ГрК РФ. В частности, допускается создание СРО:

- основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания ("изыскательские" СРО);

- основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации ("проектные" СРО);

- основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство ("строительные" СРО).

Как следует из п. 10 ст. 55.10 ГрК РФ, вопрос определения перечня видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере деятельности саморегулируемой организации, находится в исключительной компетенции общего собрания членов СРО. Таким образом, общим собранием членов саморегулируемой организации может быть определен любой перечень видов работ из числа видов работ, содержащихся в Перечне, соответствующих виду СРО согласно ст. 55.3 ГрК РФ (Письмо Минрегиона России от 22.02.2012 N 3734-ДШ/08 "О требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам").

Обратите внимание: в соответствии с ч. 5 ст. 55.8 ГрК РФ саморегулируемая организация может выдать свидетельства о допуске к видам работ в отношении только тех видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.

Пункт 1 ч. 1 ст. 55.5 ГрК РФ обязывает саморегулируемую организацию разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам - документ, устанавливающий условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к работам. При этом у СРО нет обязанности разрабатывать требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые не входят в Перечень видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым относится к сфере ее деятельности, установленном общим собранием членов СРО.

Для получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство о допуске), субъекту предпринимательской деятельности необходимо вступить в СРО, выдающую свидетельства о допуске к работам, которые он намерен выполнять. Согласно ч. 1 ст. 55.6 ГрК РФ в члены СРО могут быть приняты юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО. Поскольку в силу ч. 5 ст. 55.8 ГрК РФ СРО может выдать свидетельства о допуске в отношении только видов работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере ее деятельности, индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу может потребоваться вступление в более чем одну СРО для получения свидетельств о допуске ко всему спектру работ, которые он планирует осуществлять.

Минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске установлены ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ и включают в себя требования к количеству работников организации (предпринимателя), обладающих образованием соответствующего уровня и профиля, а также требование повышения указанными работниками квалификации не реже чем один раз в пять лет с проведением аттестации. Для подтверждения данных требований организация (предприниматель) представляет в СРО соответствующий комплект документов.

Если организация соответствует необходимым требованиям для вступления в СРО, она должна внести взнос в компенсационный фонд СРО и уплатить вступительный взнос. Размер взноса в компенсационный фонд установлен ст. 55.4 ГрК РФ и зависит от области работ (инженерные изыскания, подготовка проектной документации или строительство, реконструкция, капитальный ремонт), а также установления СРО требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Поскольку требование к страхованию ответственности устанавливается повсеместно, минимальный размер взноса в действительности зависит только от области выполнения работ:

- 150 000 руб. для организаций (предпринимателей), планирующих выполнять работы по инженерным изысканиям или по подготовке проектной документации;

- 300 000 руб. для организаций (предпринимателей), планирующих осуществлять работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Помимо этого, организация (предприниматель) уплачивает членские взносы, размер которых устанавливается СРО.

Следует отметить, что требования к получению свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, организации строительства, реконструкции и капитального ремонта выше установленных для других видов работ.

При вступлении в ту или иную СРО целесообразно убедиться в том, что она соответствует предъявляемым к ней законодательным требованиям. В частности, в соответствии со ст. 55.4 ГрК РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации первого или второго вида (инженерные изыскания либо подготовка проектной документации) при условии, что она объединяет в качестве своих членов не менее чем 50 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц и имеет компенсационный фонд в размере не менее чем 500 000 руб. на одного члена (или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, в размере не менее чем 150 000 руб. на одного члена).

Строительная СРО должна состоять не менее чем из 100 членов (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц), компенсационный фонд должен составлять не менее 1 млн руб. на одного члена либо не менее 300 000 руб. в случае наличия полиса страхования гражданской ответственности.

Независимо от вида любая СРО должна иметь следующие документы:

- требования к выдаче свидетельств о допуске к опасным работам, в которых сформулированы условия выдачи таких свидетельств;

- правила контроля за соблюдением своими членами требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;

- документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, стандартов СРО и правил саморегулирования.

В соответствии со ст. 9.5.1 КоАП РФ:

- выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к указанным видам работ, если такое свидетельство является обязательным, влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб.;

- несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при выполнении работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. При повторном в течение года нарушении минимально необходимых требований наступит ответственность в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание: производя работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и не имея свидетельства о допуске к ним, строительная фирма рискует быть наказанной (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2012 N 09АП-10037/2012-АК, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2010 N А41-18068/10).

Также следует иметь в виду, что при отсутствии соответствующих свидетельств о допуске организация не сможет принять участие в торгах, проводимых в связи с размещением государственного или муниципального заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Причем предприятию не удастся доказать в судебном порядке, что включение в конкурсную документацию требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, предусмотренным Перечнем, противоречит названному Закону. В частности, ФАС ВВО в Постановлении от 27.08.2012 N А79-6787/2011 обосновал свое решение так.

Как установлено п. 1 ч. 1 и ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Кроме требований, указанных в ч. 1 - 3 данной статьи и установленных в соответствии со ст. 55.3 Закона N 94-ФЗ, Правительство РФ, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

В силу ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 этой статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, с учетом положений названных норм заказчик обязан включить в конкурсную документацию требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске, если эти виды работ прямо указаны в Перечне. Поскольку в данном случае перечисленные в конкурсной документации работы, являющиеся предметом торгов и предусмотренные государственным контрактом, входят в названный Перечень, для их выполнения участник размещения заказа должен представить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам. Следовательно, установленное заказчиком в конкурсной документации требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, предусмотренным указанным Перечнем, не противоречит Закону N 94-ФЗ.

К сведению: дополнительно см. Постановления ФАС ПО от 11.07.2012 N А06-7459/2011, ФАС УО от 26.03.2012 N Ф09-1144/12, ФАС ДВО от 27.06.2012 N Ф03-2698/2012, ФАС ЗСО от 19.09.2012 N А46-14733/2011 и др.

Членство в саморегулируемой организации прекращается в случае:

- добровольного выхода предприятия;

- исключения фирмы по решению общего собрания (постоянно действующего коллегиального органа управления) СРО;

- ликвидации юридического лица - члена СРО.

К сведению: организация обязана уплачивать членские взносы вплоть до исключения из членов СРО. Причем вступление в другую СРО автоматически не прекращает членство в первой саморегулируемой организации, что влечет сохранение обязанности вносить членские взносы в установленном порядке. При наличии непогашенной задолженности по взносам СРО, обратившись в суд, добьется обязания организации уплатить сумму долга по взносам (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 09АП-9361/2012-ГК).

По общему правилу лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд (ст. 55.7 ГрК РФ). Вместе с тем ст. 3.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) предусмотрено, что саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства возвращает прекратившим членство в ней лицам уплаченные ими взносы в компенсационный фонд при соблюдении следующих условий:

1) свидетельство о допуске получено в отношении тех работ, которые до 1 августа 2010 г. исключены из установленного Минрегионом Перечня (имеется в виду ситуация, когда работы, которые были указаны в Перечне видов работ, утвержденном Приказом Минрегионразвития России от 09.12.2008 N 274 (в ред. Приказа от 21.10.2009 N 480), не были впоследствии включены в Перечень, утвержденный Приказом N 624, - Постановление ФАС МО от 04.06.2012 N А40-64740/11-104-519);

2) лицо, членство которого в СРО прекращается, не имеет свидетельств о допуске к иным видам опасных работ;

3) членство прекращено в связи с добровольным выходом фирмы из СРО или по причине отсутствия свидетельства о допуске (см. п. 5 ч. 2 ст. 55.7 ГрК РФ) не раньше чем через два и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения видов работ из установленного Минрегионом Перечня (то есть заявление о добровольном выходе из состава членов СРО должно было быть подано не ранее 01.09.2010 и не позднее 31.12.2010 - Постановление ФАС УО от 03.11.2011 N Ф09-6869/11).

Причем основанием для возврата денег является только одновременное соблюдение всех необходимых условий (Постановления ФАС ЗСО от 11.11.2011 N А46-15809/2010, ФАС МО от 04.06.2012 N А40-64740/11-104-519).

Обратите внимание: довод о том, что организация не занимается производством работ, поименованных в свидетельстве о допуске и Перечне, не является основанием для возврата ранее уплаченных СРО взносов, в том числе в компенсационный фонд. Как отмечено ФАС ПО (Постановление от 13.07.2011 N А12-21608/2010), ч. 4 ст. 3.2 Закона N 191-ФЗ не связывает возврат взноса в компенсационный фонд с фактическим исполнением либо неисполнением работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, на производство которых получен допуск. Поскольку работы, на выполнение которых получен допуск в период членства в СРО, не исключены из Перечня видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность таких объектов, предусмотренные ч. 4 ст. 3.2 Закона N 191-ФЗ основания для возврата уплаченного взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации отсутствуют.

Срок возврата данного взноса - в течение десяти дней со дня прекращения членства указанных лиц в СРО. При этом со дня возврата данной суммы саморегулируемая организация не может быть привлечена к субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. 60 ГрК РФ, в отношении такого лица (Письмо Комитета по строительству и земельным отношениям ГД ФС РФ от 21.07.2011 N 3.31-22/635).

Особо следует сказать о применении действующего законодательства при реорганизации членов СРО. Как отмечается в Письме Комитета по строительству и земельным отношениям ГД ФС РФ от 02.03.2011 N 3.31-22/162, в настоящее время ни Градостроительным кодексом, ни Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" не определены последствия реорганизации юридических лиц - членов СРО. Вместе с тем анализ норм гражданского законодательства и законодательства о градостроительной деятельности позволяет сделать следующие выводы.

1. Сам факт реорганизации юридического лица не является основанием для прекращения его членства в саморегулируемой организации, поскольку в силу ст. 58 ГК РФ при реорганизации сохраняется правопреемство юридических лиц.

2. Реорганизация юридического лица может осуществляться в одной из форм, предусмотренных гражданским законодательством (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), правовые последствия которых различны. Статьей 58 ГК РФ установлен следующий порядок правопреемства при реорганизации юридического лица.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв