ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - 2010

Хиты: 143 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - 2010

ВВЕДЕНИЕ

Итоги существования, а также перспективы развития упрощенной системы налогообложения Правительство РФ изложило в Основных направлениях налоговой политики на 2010 и плановый период 2011 и 2012 годов.

По мнению Правительства РФ, принятые в последние шесть лет меры по совершенствованию специальных налоговых режимов, в том числе упрощенной системы налогообложения, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса.

Среди достижений в совершенствовании УСНО Правительство приводит следующие шаги:

- для налогоплательщиков, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, субъектам РФ предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков;

- налогоплательщикам предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения;

- отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды;

- отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация представляется только по итогам налогового периода (календарного года);

- по упрощенной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения на количество видов предпринимательской деятельности, на которые индивидуальные предприниматели могут получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период пять человек;

- расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента;

- уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.

Однако, несмотря на все шаги навстречу "упрощенцам", последние продолжают сталкиваться со множеством вопросов и противоречий. Эта книга, вобравшая в себя законы, постановления, прочие нормативные акты, арбитражную практику и разъяснения контролирующих органов, касающиеся УСНО, призвана помочь бухгалтеру разобраться во всех сложностях и тонкостях данного спецрежима.

1. ПРАВО НА ПРИМЕНЕНИЕ УСНО

1.1. Требования законодательства по применению УСНО

Перечень ограничений, приведенный в ст. 346.12 НК РФ, которые должны соблюдать плательщики УСНО, можно условно разделить на две части - количественные и качественные. Количественные ограничения - это те, что можно измерить и выразить количественно - в рублях, штуках и прочих принятых единицах измерения. К качественным ограничениям относятся те, что определяют налогоплательщика описательно, то есть ограничения по видам деятельности и т.д.

                     Ограничения для перехода на УСНО                  

       Количественные      

               Качественные              

- организация имеет право  

перейти на УСНО, если по  

итогам девяти месяцев того

года, в котором она подает

заявление о переходе на нее,

ее доходы не превысили    

45 млн руб. (п. 2.1

ст. 346.12 НК РФ);        

- организации, в которых  

доля участия других        

организаций составляет более

25% <*> (пп. 14 п. 3

ст. 346.12 НК РФ);        

- организации и            

индивидуальные            

предприниматели, средняя  

численность работников    

которых за налоговый      

(отчетный) период,        

определяемая в порядке,    

устанавливаемом федеральным

органом исполнительной    

власти, уполномоченным в  

области статистики,        

превышает 100 человек      

(пп. 15 п. 3 ст. 346.12

НК РФ);                    

- организации, у которых  

остаточная стоимость      

основных средств и        

нематериальных активов    

превышает 100 млн руб. <**>

(пп. 16 п. 3 ст. 346.12

НК РФ)                    

Не вправе применять УСНО:                  

- организации, имеющие филиалы и (или)    

представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12

НК РФ);                                    

- банки (пп. 2 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);    

- страховщики (пп. 3 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);

- негосударственные пенсионные фонды (пп. 4

п. 3 ст. 346.12 НК РФ);                    

- инвестиционные фонды (пп. 5 п. 3

ст. 346.12 НК РФ);                        

- профессиональные участники рынка ценных  

бумаг (пп. 6 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);      

- ломбарды (пп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);  

- организации и индивидуальные            

предприниматели, занимающиеся производством

подакцизных товаров, а также добычей и    

реализацией полезных ископаемых, за        

исключением общераспространенных полезных  

ископаемых (пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);  

- организации и индивидуальные            

предприниматели, занимающиеся игорным      

бизнесом (пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);    

- нотариусы, занимающиеся частной практикой,

адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а

также иные формы адвокатских образований  

(пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);            

- организации, являющиеся участниками      

соглашений о разделе продукции (пп. 11 п. 3

ст. 346.12 НК РФ);                        

- организации и индивидуальные            

предприниматели, перешедшие на систему    

налогообложения для сельскохозяйственных  

товаропроизводителей (единый              

сельскохозяйственный налог) в соответствии с

гл. 26.1 НК РФ (пп. 13 п. 3 ст. 346.12

НК РФ);                                    

- бюджетные учреждения (пп. 17 п. 3

ст. 346.12 НК РФ);                        

- иностранные организации (пп. 18 п. 3

ст. 346.12 НК РФ)                          

--------------------------------

<*> Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.2002), а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность согласно указанному Закону.

<**> В целях настоящего подпункта учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Рассмотрим наиболее ярких представителей каждой группы.

1.1.1. Количественные ограничения

Размер доходов. Во-первых, размер доходов определяется в соответствии с правилами ст. 248 НК РФ. Согласно данной статье к доходам относятся:

- доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации). Они определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы. Они определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Обратите внимание: доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Во-вторых, что касается размера доходов, ограничивающего право для перехода на УСНО, в 2010 г. этот предел составляет 45 млн руб. Фиксированный предел размера доходов организации для возможности перехода на УСНО установлен Федеральным законом N 204-ФЗ. Данное положение действует три года - до 30.09.2012 включительно.

Кроме того, существуют некоторые тонкости. Так, в случае, если организация, совмещающая общий режим налогообложения и ЕНВД, желает перейти на УСНО, для соответствия лимиту доходов в размере 45 млн руб. необходимо учитывать только доходы, полученные от операций, облагаемых согласно общему режиму налогообложения (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Для перехода на УСНО в отношении индивидуальных предпринимателей ограничений по размеру доходов не установлено. Это подтверждает Минфин России в разъяснениях, приведенных в Письмах от 11.12.2008 N 03-11-05/296, от 07.05.2007 N 03-11-05/96. Однако для сохранения возможности применения УСНО индивидуальным предпринимателям следует учитывать данный критерий.

Доля участия других организаций. Какие вопросы возникают в связи с применением данного ограничения?

Вопрос: как организация может подтвердить соответствие требованию об ограничении участия других организаций?

По мнению налоговиков, таким документом, в частности, для акционерного общества является выписка из реестра акционеров общества.

В п. 2 ст. 44 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрено, что общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества. На основании п. 3 ст. 44 Федерального закона N 208-ФЗ в обществе, число акционеров которого более 50, ведение и хранение реестра акционеров должны быть поручены регистратору. Держателем реестра акционеров общества с меньшим количеством акционеров может быть это общество, однако не исключается возможность привлечения им регистратора для ведения и хранения реестра акционеров.

Таким образом, документом, подтверждающим отсутствие непосредственного участия в открытом акционерном обществе других юридических лиц в объеме более 25%, является выписка из реестра акционеров общества, содержащая информацию об акционерах общества (см., например, Письма УФНС России по г. Москве от 08.04.2010 N 16-15/037024@, от 24.02.2010 N 16-15/018895). Кроме того, столичные налоговики отмечают, что указанная выписка должна содержать сведения на день подачи заявления о применении УСНО.

Вопрос: правомерны ли действия налогового органа, выражающиеся в истребовании выписки из реестра акционеров общества, при подаче организацией заявления о применении УСНО?

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Как разъясняют столичные налоговики в Письме от 08.04.2010 N 16-15/037024@, выписка из реестра акционеров общества подтверждает право акционера или номинального держателя на акции и не относится к документам, подтверждающим правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (ст. 46 Федерального закона N 208-ФЗ). Поэтому указанная выписка не может быть истребована налоговым органом, учитывая пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Однако в Письме от 24.02.2010 N 16-15/018895 тем же ведомством представлена совершенно противоположная точка зрения: в соответствии со ст. ст. 31, 88 и 93 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Таким образом, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков в рамках проводимых в их отношении мероприятий налогового контроля выписки из реестра акционеров, подтверждающие состав акционеров и их доли в уставном капитале акционерного общества.

Вопрос: заявление о переходе на УСНО организация должна представить в налоговый орган в срок с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году начала применения УСНО. Когда должно выполняться ограничение о структуре капитала - на момент подачи заявления или до начала налогового периода, в котором будет применяться "упрощенка"?

Как разъясняют столичные налоговики в Письме от 08.04.2010 N 16-15/037024@, указанное условие должно быть соблюдено на дату подачи организацией заявления о переходе на упрощенную систему.

Однако на данный вопрос могут быть и другие варианты ответа. Например, сотрудники того же ведомства в более ранних разъяснениях (Письмо от 24.02.2010 N 16-15/018895) отметили, что организации, в которых доля участия других организаций на момент подачи указанного заявления составляла более 25%, в случае ее приведения в соответствие с требованиями, установленными для применения УСНО (не более 25%) до 1 января 2010 г., вправе применять УСНО с 1 января 2010 г. Их поддерживают и коллеги из главного финансового ведомства (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).

Судьи также встают на сторону налогоплательщиков. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 22.06.2007 по делу N А56-60448/2005 указано, что, поскольку фактически хозяйственная деятельность начата в период, когда ограничения для применения упрощенной системы налогообложения фактически были устранены, судебные инстанции правомерно признали за Обществом право с момента создания применять в налоговом периоде упрощенную систему налогообложения.

Средняя численность работников. Для определения средней численности работников следует обратиться к Указаниям по заполнению форм федерального статистического наблюдения (утв. Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278). Согласно п. 80 этого документа средняя численность работников включает:

- среднесписочную численность работников;

- среднюю численность внешних совместителей;

- среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание: организациям и ИП, совмещающим общий режим налогообложения и ЕНВД, при расчете данного показателя для перехода на УСНО (в отношении деятельности, не облагаемой ЕНВД) следует исходить из всех видов осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Что еще следует знать налогоплательщикам, желающим применять УСНО, об этом ограничении?

Во-первых, в некоторых ситуациях налоговики, проверяя правомерность применения УСНО, могут пересчитать не только сотрудников, состоящих с организацией (индивидуальным предпринимателем) в трудовых отношениях, но и всех, кто не заключил трудовой договор, но фактически является работником этой организации. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.04.2009 N 17643/08 позиция ИФНС была признана обоснованной, при расчете среднесписочной численности ИФНС правомерно учитывала численность официально не оформленных физических лиц, фактически выполнявших трудовые обязанности по договоренности с директором налогоплательщика. Заработная плата выплачивалась им ежемесячно через кассу общества. Обстоятельства дела в совокупности позволили сделать правомерный вывод, что увольнение части персонала от налогоплательщика переводом в другие организации с последующим привлечением этого же персонала для работы у налогоплательщика по договорам аутсорсинга было направлено на создание условий для сохранения возможности применения УСНО с целью уменьшения размера налоговой обязанности, что, в свою очередь, привело к получению налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Обратите внимание: подробнее о налоговых рисках, с которыми может столкнуться "упрощенец", работая по договорам аутсорсинга, рассказано в гл. 10 "Учет отдельных операций".

Во-вторых, организации, имеющей обособленные подразделения, следует учитывать, что ограничение в 100 человек распространяется на организацию, включая работников обособленных подразделений (см., например Письмо УФНС России по г. Москве от 02.04.2010 N 16-15/034624).

Остаточная стоимость ОС и НМА. Остаточная стоимость в данном случае определяется по правилам бухгалтерского учета. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Организации, совмещающие общий режим налогообложения и спецрежим в виде ЕНВД, рассчитывают данный критерий исходя из стоимости имущества, занятого при осуществлении всех видов деятельности организации.

Что касается индивидуальных предпринимателей, желающих применять УСНО, им следует помнить, что для перехода на УСНО данный критерий ими учитываться не должен, поскольку установлен только для организаций (Письмо Минфина России от 11.12.2008 N 03-11-05/296). Однако для сохранения права на применение этого спецрежима индивидуальным предпринимателям следует учитывать указанное требование. По мнению Минфина, определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов индивидуальным предпринимателем в целях п. 4 ст. 346.13 НК РФ производится по правилам, установленным пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для организаций. При этом учитываются основные средства и нематериальные активы, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ (Письмо Минфина России от 27.10.2009 N 03-11-09/357).

1.1.2. Качественные ограничения

Наличие филиалов и представительств. Что касается филиалов и представительств, то в текущем году, равно как и в предыдущих, Минфин последовательно придерживается уже сложившейся позиции: если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то организация вправе продолжать применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях (Письма Минфина России от 02.07.2010 N 03-11-06/3/97, от 29.06.2010 N 03-11-06/3/95).

Суды, к счастью, встают на сторону налогоплательщиков и, принимая решения по данному вопросу, оценивают прежде всего фактические обстоятельства дела, то есть имел ли место факт создания филиала или представительства.

Так, например, судьи ФАС СКО в Постановлении от 19.08.2009 по делу N А32-9663/2008-70/25 указали, что созданное налогоплательщиком обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудовано одно рабочее место, по существу не обладает критериями представительства в соответствии со ст. 55 ГК РФ. Фактически обособленное подразделение не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными ст. 55 ГК РФ. В действительности в Новороссийске общество оказывало охранные услуги. Обособленное подразделение, зарегистрированное в Инспекции Федеральной налоговой службы Новороссийска, фактически являлось местом исполнения охранных функций одним охранником по данному договору без наделения и закрепления за охранником функций представительства, предусмотренных ГК РФ. Также суд отметил, что ошибочная регистрация представительства, не соответствующего требованиям ст. 55 ГК РФ, не является обстоятельством, препятствующим применению упрощенной системы налогообложения.

Как налоговики могут доказать, что организация создала представительство или филиал? Судьи готовы принять в качестве доказательства следующее:

- наличие помещения для размещения представительства;

- наличие заключенных договоров по организации обеспечения деятельности с энергоснабжающими и водоснабжающими организациями и т.д.;

- наличие штатной структуры представительства;

- данные о работниках, работающих в представительстве на постоянной или временной основе, заключенных от имени представительства договорах по исполняемым представительством функциям;

- наличие имущества, находящегося в пользовании представительства, и т.д.

Перечень документов носит открытый характер, и в качестве подтверждения создания филиала или представительства могут быть представлены и другие документы. Это могут быть доказательства фактической деятельности подразделения, отвечающего признакам филиала, - сведения о его нахождении по зарегистрированному адресу, данные об открытии расчетного счета (Постановление ФАС ДВО от 19.02.2009 N Ф03-206/2009).

Также следует отметить, что судьи смотрят на суть дела, а не на формальные доказательства существования филиала или представительства. Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 N Ф04-3362/2009(8252-А45-40) судьи указали, что факт наличия лицензии ФСБ на производство электромонтажных работ не является доказательством выполнения Обществом указанных работ, а также доказательством существования структурного подразделения; аренда Обществом земельного участка не доказывает существование структурного подразделения в данном населенном пункте.

Аналогичной позиции придерживаются и судьи ФАС СЗО (Постановление от 14.07.2009 по делу N А56-40765/2008).

Осуществление отдельных видов деятельности. Прежде всего надо сказать, что налогоплательщик лишается права на применение УСНО только в случае начала фактического осуществления соответствующего вида деятельности. До этого момента налогоплательщик применяет УСНО правомерно.

Так, рассматривая аналогичный вопрос, судьи ФАС СЗО в Постановлении от 09.11.2004 N А42-5179/04-28 указали, что ссылка Инспекции на Устав Общества, в котором одним из видов его деятельности указаны операции с ценными бумагами, судом кассационной инстанции также не принимается, поскольку этот довод не являлся причиной отказа налогоплательщику в применении УСНО, указанной в оспариваемом уведомлении. Кроме того, указание в Уставе какого-либо вида деятельности не означает, что юридическое лицо обязательно будет осуществлять эту деятельность.

Разъяснения относительно возможности применения УСНО организацией, которая получила свидетельство на право осуществления оптовой торговли моторным маслом, включая авиационный бензин, но при этом фактически деятельности по данному коду ОКВЭД не осуществляет, представлены в Письме УФНС России по г. Москве от 28.04.2009 N 16-15/041833. Столичные налоговики разъясняют, что согласно ст. 181 НК РФ к подакцизным товарам относятся в том числе автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей. Учитывая, что купля-продажа моторного масла не является производством подакцизных товаров, налогоплательщик, получивший свидетельство на осуществление оптовой торговли моторным маслом, включая авиационный бензин, вправе применять упрощенную систему. В том же Письме налоговики говорят о возможности применения УСНО организацией, которая получила свидетельство на право осуществления добычи сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. При этом лицензия на добычу и разработку полезных ископаемых (нефти и газа) не получена, и фактически деятельность по ОКВЭД не ведется. По мнению чиновников, для осуществления некоторых видов деятельности, связанных с использованием недр, требуется лицензия. Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Следовательно, пользователями недр признаются только те организации, у которых есть соответствующая лицензия.

Однако судьи придерживаются иной позиции по данному вопросу. Как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 17.03.2009 N Ф04-6878/2008(669-А70-27), принимая сторону организации, налогоплательщик утрачивает право на применение УСНО с даты фактического осуществления добычи и реализации полезных ископаемых, а не с даты государственной регистрации выданной налогоплательщику лицензии на пользование участками недр. На основании правового анализа норм НК РФ арбитражные суды сделали вывод, что запрет на применение упрощенной системы налогообложения касается организаций, которые фактически осуществляют добычу полезных ископаемых.

Кроме этого, следует различать осуществление деятельности, не совместимой с применением упрощенной системы налогообложения, и деятельности, являющейся вспомогательной к данному виду деятельности.

Так, налогоплательщикам, осуществляющим операции с ценными бумагами, следует помнить, что в случае, если организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг, она не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Если организация получает доход от сделок с ценными бумагами в рамках обычной деятельности, не связанной с осуществлением профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг, при соблюдении прочих условий, установленных гл. 26.2 НК РФ, она вправе применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-11-06/2/201).

Что же касается ограничения на применение УСНО, организациям, занимающимся игорным бизнесом, следует помнить, что:

- организация, осуществляющая деятельность по проведению лотерей, в том числе бестиражных, не вправе применять упрощенную систему налогообложения;

- если организация распространяет лотерейные билеты, оказывая посреднические услуги по их реализации, такая деятельность не относится к сфере игорного бизнеса, и, соответственно, организация может применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения норм, предусмотренных ст. ст. 346.12 и 346.13 НК РФ;

- услуга, связанная с проведением стимулирующей лотереи, организованной с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресованной неопределенному кругу лиц, может рассматриваться как рекламная услуга. Организация, занимающаяся проведением стимулирующих лотерей, вправе применять упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-11-05/308).

...


Цена: 0.00 RUB
Количество:
Отзыв