ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - 2012

Хиты: 178 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - 2012

ВВЕДЕНИЕ

1 января 2013 г. - юбилейная дата для всех "упрощенцев": 10 лет применения гл. 26.2 НК РФ. Согласитесь, в наше нестабильное время это уже серьезный срок.

На протяжении этого периода в порядок применения УСНО было внесено немало изменений. Не стал исключением и 2012 г. Новшествам законодательства, вступившим в силу 1 января 2012 г., посвящен разд. 1 книги: предметом нашего изучения стали изменения в части первой НК РФ, нововведения гл. 26.2 НК РФ, новые стандартные вычеты на детей, новые пониженные тарифы страховых взносов, новый порядок ведения кассовых операций и другие важные моменты.

В течение всего 2012 г. у "упрощенцев" возникали различные вопросы, связанные с налоговым учетом доходов и расходов при УСНО, применением пониженных тарифов страховых взносов, исчислением и уплатой других обязательных платежей, а также представлением всевозможной отчетности. Мы постарались ответить на них, опираясь на мнения представителей Минфина, ФНС, Минздравсоцразвития, а также принимая во внимание арбитражную практику.

Для налогоплательщиков, которые планируют применять УСНО в 2013 г., актуальными будут изменения, вступающие в силу 1 января 2013 г. Если учесть, что с 2013 г. применение ЕНВД станет добровольным выбором налогоплательщика, можно предположить, что количество "упрощенцев" возрастет и УСНО будет самым востребованным налоговым режимом в сфере малого бизнеса.

Конечно, не все новшества радуют. Особое неприятие у организаций, применяющих "упрощенку", вызывает обязанность с 2013 г. вести бухгалтерский учет в полном объеме и представлять бухгалтерскую отчетность. Несмотря на то что подавляющее большинство организаций ведут бухгалтерский учет, данное нововведение будет сопровождаться определенными трудностями. Но, как говорится, нужно решать проблемы по мере их поступления.

Всем "упрощенцам" желаем удачи в подготовке и сдаче годовой отчетности за 2012 г. и искренне надеемся, что наша книга в этом поможет!

1. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ С 2012 ГОДА

1 января 2012 г. вступили в силу новшества, внесенные в действующее налоговое законодательство, законодательство о страховых взносах, социальных пособиях, введен новый порядок кассовых операций. Мы рассмотрим данные изменения через призму применения УСНО.

1.1. Новшества части первой НК РФ

1 января 2012 г. вступили в силу поправки в налоговом законодательстве РФ, внесенные Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Федеральный закон N 227-ФЗ). В связи с этим появились новые понятия, например "контролируемые сделки", "симметричные корректировки", а также новый вид налоговых проверок и новая отчетность для налогоплательщиков.

Федеральным законом N 227-ФЗ в часть первую НК РФ введен разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании", который содержит 25 статей (ст. ст. 105.1 - 105.25).

Одна из целей принятия данных поправок - уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Отметим, что понятие "взаимозависимые лица" не является для налогоплательщиков новым, порядок признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения был установлен нормами ст. 20 НК РФ. С 1 января 2012 г. положения этой статьи действуют, но применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ).

Осталось прежним положение, согласно которому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут оказывать влияние на условия и результаты сделок, совершаемых ими.

Принципиально новым моментом является то, что при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ (отношения между ними могут оказывать влияние на результаты сделок), организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по другим основаниям.

Бухгалтерам хорошо знакома ст. 40 НК РФ, согласно которой налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен, в том числе по сделкам между взаимозависимыми лицами. С 1 января 2012 г. положения этой статьи применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с гл. 25 НК РФ до 1 января 2012 г. (п. 6 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ). Вместо ст. 40 НК РФ теперь действует порядок, определенный ст. ст. 105.3 - 105.13 НК РФ.

Согласно действующему порядку в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица (ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной.

Налоговый орган осуществляет контроль в порядке, предусмотренном гл. 14.5 "Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ, в отношении следующих налогов:

- налога на прибыль;

- НДФЛ, уплачиваемого в соответствии со ст. 227 НК РФ (индивидуальные предпринимателя, нотариусы, адвокаты);

- НДПИ в особых случаях;

- НДС в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС.

При выявлении занижения сумм указанных налогов налоговые органы производят корректировки соответствующих налоговых баз. Налоговым законодательством теперь установлены и специальные методы определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Наряду с камеральными и выездными налоговыми проверками налоговые органы теперь будут осуществлять проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Это отдельный вид проверок, который регулируется гл. 14.5 "Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" НК РФ. Соответственно, проверки взаимозависимых лиц являются другими формами налогового контроля, при этом не являются ни камеральными, ни выездными налоговыми проверками.

При этом отметим, что проведение проверки в отношении сделки, совершенной в налоговом периоде, не препятствует проведению выездных и (или) камеральных налоговых проверок за этот же налоговый период.

Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Особенностью данного вида налогового контроля являются положения о симметричной корректировке налоговой базы и суммы налога по контролируемым налогам у всех сторон контролируемой сделки, если ФНС в установленном порядке вынесено решение о доначислении налога исходя из оценки результатов сделки с учетом рыночной (регулируемой) цены. В случае если другие стороны сделки произвели такие корректировки цен, а впоследствии соответствующее решение налоговой службы изменено (отменено) или признано недействительным, другие стороны сделки должны произвести обратные корректировки.

Понятие "контролируемые сделки" введено в налоговое законодательство 1 января 2012 г. и регулируется положениями гл. 14.1 "Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках" НК РФ.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков". Первая часть НК РФ дополнена гл. 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков". В налоговое законодательство введен новый институт консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль для взаимозависимых организаций. Отметим, что стать участниками консолидированной группы не могут организации, применяющие специальные налоговые режимы.

С 1 января 2012 г. введена ст. 89.1 НК РФ, в соответствии с которой проводятся выездные проверки консолидированной группы налогоплательщиков.

1.2. Изменения в главе 26.2 НК РФ

Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в порядок исчисления и уплаты налога индивидуальными предпринимателями (ст. 346.21 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.

С 1 января 2012 г. указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Представители Минфина дали разъяснения по применению этой нормы.

Так, в Письме от 08.06.2012 N 03-11-11/184 рассмотрена следующая ситуация: индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность без привлечения наемных работников и в отношении этой деятельности применяет УСНО с объектом налогообложения "доходы". Также данный индивидуальный предприниматель занимается розничной торговлей с привлечением наемных работников и в ее отношении применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. Можно ли уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО (авансовых платежей по налогу), на сумму страховых взносов, уплачиваемых в соответствующий период, без ограничения? По мнению финансистов, на основании п. 3 ст. 346.21 НК РФ сумма налога (авансовых платежей по налогу) индивидуальными предпринимателями, совмещающими применение УСНО и ЕНВД и не производящими в рамках предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСНО, выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающими вышеназванные страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, может быть уменьшена на сумму страховых взносов, уплачиваемых за соответствующий период, без ограничения.

Что касается применения рассматриваемой нормы для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и совмещающих УСНО с объектом налогообложения "доходы" и УСНО на основе патента, разъяснения даны в Письмах Минфина России от 09.06.2012 N 03-11-11/187 и ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-3-3/2476@.

Пунктом 10 ст. 346.25.1 НК РФ установлено, что при оплате индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО на основе патента, оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов.

Следовательно, с 1 января 2012 г. на основании п. 3 ст. 346.21 НК РФ оставшаяся часть стоимости патента у индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, может быть уменьшена на сумму страховых взносов, уплаченных за соответствующий период времени, без ограничения.

При этом особое внимание надо обратить на то, что, поскольку уменьшению подлежит только оставшаяся часть стоимости патента, уплачиваемая индивидуальным предпринимателем вторым платежом в срок не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был выдан патент, эти предприниматели могут произвести уменьшение стоимости патента в пределах не более 2/3 его стоимости.

В данном случае, если индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, совмещает УСНО и УСНО на основе патента, общая сумма страховых взносов, уплаченных за себя исходя из стоимости страхового года, относится ко всем видам предпринимательской деятельности. Поэтому он вправе самостоятельно распределить фактически уплаченную стоимость страховых взносов на уменьшение налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, и патента при оплате оставшейся части его стоимости.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, может уменьшить стоимость патента (после оплаты 1/3 стоимости патента при оплате оставшейся ее части) на сумму страховых взносов, уплаченных до срока уплаты оставшейся части стоимости патента, а затем сумму налога по УСНО, исчисленного за налоговый (отчетный период), уменьшить на оставшуюся сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени.

1.3. Налог на доходы физических лиц

Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 330-ФЗ) изменен порядок предоставления стандартных налоговых вычетов с 1 января 2012 г.:

- не предоставляется стандартный вычет в размере 400 руб. на работника (утратил силу пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ);

- размер стандартного вычета на детей увеличился и теперь зависит от того, каким по счету является ребенок: 1400 руб. - на первого и второго ребенка и 3000 руб. - на третьего и последующих детей;

- увеличился стандартный вычет на детей-инвалидов до 3000 руб., но он теперь не удваивается;

- к детям, на которых предоставляются стандартные вычеты, помимо детей в возрасте до 18 лет, а также учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, студентов и курсантов в возрасте до 24 лет, отнесены интерны в возрасте до 24 лет. Стандартный вычет предоставляется теперь и усыновителям.

С 1 января 2012 г. обложению НДФЛ подлежат суммы выплат в виде выходного пособия, средний месячный заработок на период трудоустройства и компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Изменения внесены в п. 3 ст. 217 НК РФ (пп. 7 ст. 1 Федерального закона N 330-ФЗ).

Кроме этого, снято ограничение по применению п. 40 ст. 217 НК РФ: данные положения первоначально подлежали применению до 1 января 2012 г. (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 330-ФЗ). Речь идет о том, что от обложения НДФЛ освобождаются суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые включаются в расходы по налогу на прибыль. Теперь данная норма действует бессрочно.

Что касается применения этой нормы "упрощенцами", согласно разъяснениям, представленным в Письме Минфина России от 02.07.2012 N 03-04-05/6-821, к суммам, выплачиваемым работнику на возмещение затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения организацией, применяющей УСНО с объектом налогообложения "доходы", п. 40 ст. 217 НК РФ не применяется, указанные суммы подлежат обложению НДФЛ в установленном порядке.

Для "упрощенцев", выбравших объект налогообложения "доходы минус расходы", однозначно сказать, что не надо облагать НДФЛ указанные суммы, нельзя. Разъяснений контролирующих органов по этому вопросу нет.

В порядок расчета НДФЛ еще внесен ряд изменений, интересных непосредственно налогоплательщикам - физическим лицам.

1.4. Страховые взносы

2012 г. - очередной период, когда плательщикам страховых взносов приходится заново изучать правила игры. Федеральный закон N 379-ФЗ внес обширные изменения не только в основной закон, регулирующий порядок исчисления и уплаты страховых взносов, - Федеральный закон N 212-ФЗ, но и в Федеральные законы N N 27-ФЗ, 167-ФЗ, 255-ФЗ.

Рассмотрим данные изменения.

1.4.1. Лица, признаваемые застрахованными

Иностранные граждане и лица без гражданства. С 01.01.2012 к застрахованным лицам отнесены иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.

Для данной категории застрахованных установлены следующие тарифы страховых взносов.

     Категория    

   застрахованных

       лиц      

Тариф страхового взноса

на страховую часть пенсии

Тариф страхового взноса

на накопительную часть

         пенсии        

Иностранные      

граждане или лица

без гражданства,  

постоянно        

проживающие      

на территории РФ  

Тариф, установленный    

для граждан РФ          

в зависимости от года    

рождения застрахованных  

лиц                      

Тариф, установленный    

для граждан РФ          

в зависимости от года    

рождения застрахованных  

лиц                      

Иностранные лица  

или лица          

без гражданства,  

временно          

проживающие      

на территории РФ  

Тариф, установленный    

для граждан РФ независимо

от года рождения        

застрахованных лиц      

             Х          

Иностранные лица  

и лица            

без гражданства,  

временно          

пребывающие      

на территории РФ  

и заключившие    

трудовой договор  

на неопределенный

срок или срочный  

трудовой договор  

на срок не менее  

шести месяцев    

             Х          

Руководители организаций. В Федеральных законах N N 167-ФЗ, 255-ФЗ, Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" теперь отдельно указано, что застрахованными являются руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.

Ранее проверяющие, в частности ФСС, отказывали руководителям в выплате пособий за счет средств ФСС, поскольку такие лица не являются застрахованными. Отстаивать свои права таким работникам приходилось в суде. Теперь данный вопрос получил законодательное решение.

1.4.2. Тариф страховых взносов

Деление тарифа на индивидуальную и солидарную части. С 01.01.2012 в Федеральном законе N 167-ФЗ тариф страховых взносов делится на индивидуальную и солидарную части.

Солидарная часть тарифа страховых

               взносов            

     Индивидуальная часть тарифа  

         страховых взносов        

Часть страховых взносов            

на обязательное пенсионное        

страхование, предназначенная      

для формирования в соответствии    

с федеральным законом о бюджете ПФР

денежных средств в целях выплаты  

в фиксированном базовом размере    

трудовой пенсии, социального пособия

на погребение умерших пенсионеров,

не подлежавших обязательному      

социальному страхованию на случай  

временной нетрудоспособности      

и в связи с материнством на день  

смерти, и в иных целях,            

предусмотренных законодательством РФ

об обязательном пенсионном        

страховании, не связанных          

с формированием средств,            

предназначенных для выплаты        

накопительной части трудовой пенсии

и других выплат за счет средств    

пенсионных накоплений, установленных

законодательством РФ              

Часть страховых взносов            

на обязательное пенсионное        

страхование, предназначенная      

для формирования денежных средств  

застрахованного лица и учитываемая

на его индивидуальном лицевом счете,

включая специальную часть          

индивидуального лицевого счета,    

в целях определения суммы          

расчетного пенсионного капитала,  

а также размера накопительной части

трудовой пенсии и других выплат    

за счет средств пенсионных        

накоплений, установленных          

законодательством РФ              

Новый тариф для всех плательщиков страховых взносов. Для плательщиков страховых взносов, не попадающих в льготные категории, среди которых также могут оказаться субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, Федеральным законом N 379-ФЗ предусмотрены новые ставки страховых взносов.

     База для начисления страховых взносов    

Тариф страхового взноса

ПФР

ФСС

ФФОМС

В пределах установленной предельной величины базы

страховых взносов                              

22,0%

2,9%

5,1%

Свыше установленной предельной величины базы    

для начисления страховых взносов                

10,0%

0,0%

0,0%

Основные правила таковы:

- приведенные выше ставки действуют в течение 2012 - 2013 гг.;

- установлена регрессивная шкала ставки в ПФР;

- Постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2012 установлена в размере 512 000 руб.

Пониженные тарифы страховых взносов. Внесены изменения в ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающую категории плательщиков страховых взносов, уплачивающих взносы по пониженным тарифам. Основные изменения для них представим в таблице. Подробнее об изменениях для льготных категорий плательщиков страховых взносов читайте в разд. 5 "Страховые взносы".

Категория плательщиков

   страховых взносов  

Изменения, внесенные Федеральным законом N 379-ФЗ

"Упрощенцы",          

занимающиеся          

производством        

(пп. 8 п. 1 ст. 58

Федерального          

закона N 212-ФЗ)      

- действие льготного тарифа продлено не только  

на 2012, но и на 2013 г.;                      

- перечень "льготных" видов деятельности        

расширен;                                      

- ставка тарифа страховых взносов для данной    

группы плательщиков снижена с 26%, уплачиваемых

в 2011 г., до 20% на 2012 и 2013 гг.;          

- с 01.01.2012 при утрате права на применение  

пониженной ставки данная категория страхователей

уплачивает только разницу между страховыми      

взносами, исчисленными по общей и пониженной    

ставкам. Пени при этом не взыскиваются          

Некоммерческие        

организации социальной

направленности        

(пп. 11 п. 1 ст. 58

Федерального закона  

N 212-ФЗ)            

Введена новая категория плательщиков страховых  

взносов, имеющих право уплачивать взносы        

по пониженным тарифам                          

Благотворительные    

организации          

(пп. 12 п. 1 ст. 58

Федерального закона  

N 212-ФЗ)            

Введена новая категория плательщиков страховых  

взносов, имеющих право уплачивать взносы        

по пониженным тарифам                          

IT-организации        

(пп. 6 п. 1 ст. 58

Федерального закона  

N 212-ФЗ)            

- изменено определение IT-организации. Теперь  

к IT-организациям относятся российские          

организации, осуществляющие разработку          

и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ,

баз данных. То есть если раньше данный тариф    

могли применять организации, продающие программы,

но не разрабатывающие их, то теперь право      

применять пониженный тариф имеют только        

организации, реализующие разработанные ими      

программы;                                      

- изменены требования относительно численности  

работников IT-организации. С 01.01.2012 средняя

численность работников таких организации должна

составлять не менее 30 человек (ранее - не менее

50);                                            

- установлены четкие условия, при которых такие

организации будут терять право на применение    

пониженных тарифов                              

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв