ГОДОВОЙ ОТЧЁТ 2016

Хиты: 158 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ 2016

ОТ АВТОРА

Итак, уважаемые читатели, еще один год позади.

И снова - много изменений. И в налогах, и в бухучете. Все изменения подробно проанализированы в гл. 1 книги. Проверьте, все ли учтено.

Глава 2 целиком посвящена вопросам составления бухгалтерской отчетности. В ней вы найдете комментарии к порядку заполнения отдельных статей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других форм с учетом многочисленных разъяснений Минфина России. Отдельно рассмотрены вопросы применения упрощенных способов учета и отчетности, которыми могут пользоваться малые предприятия и некоммерческие организации.

В гл. 3 рассмотрены спорные, сложные и неоднозначные ситуации, связанные с исчислением и уплатой налогов и взносов. Их, увы, меньше не становится.

В приложениях 1 и 2, как обычно, приведены рекомендации по составлению учетной политики для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

В приложении 3 изложены правила исправления ошибок в бухгалтерском и налоговом учете с учетом норм ПБУ 22/2010, ст. 54 НК РФ, разъяснений Минфина и ФНС.

В приложении 4 дана информация об изменениях на следующий год, которые были известны к моменту подписания книги в печать. Основные нововведения, конечно, связаны с передачей полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам.

Обратите внимание! На сайте издательства АйСи  традиционно будет организована онлайн-поддержка актуальности книги "Годовой отчет 2016". На специальной странице сайта будет оперативно размещаться информация обо всех изменениях бухгалтерского и налогового законодательства, произошедших с момента подписания книги в печать. Здесь же вы найдете информацию о разъяснениях Минфина и ФНС России по актуальным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов, составлением бухгалтерской и налоговой отчетности. Доступ к этой странице сайта будет открыт для всех читателей книги "Годовой отчет 2016".

Как всегда, надеюсь, что книга будет вам полезна. Читайте, заходите на сайт издательства АйСи , следите за всеми изменениями. И если у вас появятся какие-то вопросы, вы всегда сможете задать их все на том же сайте . Постараюсь ответить на все.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2016 ГОДА

1.1. Налог на прибыль

1.1.1. Стоимость имущества, признаваемого амортизируемым

Внимание! С 1 января 2016 г. амортизируемым признается имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб.

Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ.

Новые правила применяются к имуществу, вводимому в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 г.

Таким образом, имущество стоимостью до 100 000 руб. включительно, вводимое в эксплуатацию после 1 января 2016 г., в состав амортизируемого в налоговом учете не включается. Стоимость такого имущества признается в составе материальных расходов в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

В этой связи остановимся подробнее на порядке признания в расходах стоимости неамортизируемого имущества.

До 1 января 2015 г. пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предусматривал только один возможный способ списания стоимости такого имущества в состав расходов - единовременно в полной сумме в момент его ввода в эксплуатацию.

С 1 января 2015 г. появился второй вариант - налогоплательщик может списывать в состав материальных расходов стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, в течение более чем одного отчетного периода в порядке, установленном им самостоятельно. При этом необходимо принимать во внимание срок использования имущества или иные экономически обоснованные показатели.

Примечание. Поскольку пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ предусматривает два возможных варианта включения стоимости неамортизируемого имущества в состав материальных расходов (единовременно в момент ввода в эксплуатацию или в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов), применяемый в организации вариант следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

При выборе способа списания стоимости неамортизируемого имущества в состав материальных расходов нужно принимать во внимание следующее.

Первый способ, при котором стоимость имущества списывается в состав расходов сразу в полной сумме в момент ввода в эксплуатацию, оптимален, если думать лишь о рациональном построении налогового учета. Он, во-первых, прост и, во-вторых, позволяет уменьшить налоговую базу сразу на всю стоимость имущества. Но применение этого способа ко всем объектам неамортизируемого имущества приводит к появлению расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом.

Второй способ, конечно, менее привлекателен с точки зрения налогового учета, но он позволяет при желании приблизить налоговый учет к бухгалтерскому и уйти от образования временных разниц.

Напомним, что в бухгалтерском учете по определению нет никакого стоимостного критерия отнесения имущества к амортизируемому.

При этом в части основных средств нормы ПБУ 6/01 позволяют всем организациям при желании установить в бухгалтерской учетной политике стоимостный критерий отнесения основных средств к МПЗ. Это может быть любой стоимостный критерий не более 40 000 руб. (см. подробнее с. 122).

Плюс - у большинства малых предприятий и некоммерческих организаций есть право списывать единовременно в состав расходов полную стоимость производственного и хозяйственного инвентаря (см. с. 91).

А в части нематериальных активов нормы ПБУ 14/2007 позволяют большинству малых предприятий и некоммерческих организаций признавать расходы на приобретение нематериальных активов (любых, независимо от их стоимости) в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007), закрепив соответствующее решение в бухгалтерской учетной политике (см. подробнее на с. 92).

Допустим, бухгалтерской учетной политикой организации не установлен стоимостный предел отнесения основных средств к МПЗ. Все имущество, удовлетворяющее критериям отнесения к основным средствам (нематериальным активам), учитывается на балансе в составе основных средств (нематериальных активов) и переносит свою стоимость на расходы путем начисления амортизации линейным методом.

В такой ситуации организация имеет возможность закрепить в учетной политике для целей налогообложения порядок признания расходов на приобретение неамортизируемого имущества, аналогичный бухгалтерскому. Соответствующие положения налоговой учетной политики могут быть сформулированы, например, так:

"В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение имущества, не признаваемого амортизируемым, включаются в состав материальных расходов равномерно в течение срока полезного использования, определяемого при принятии этого имущества к бухгалтерскому учету. При этом срок полезного использования отражается в карточке учета по форме... (дать ссылку на форму первичного учетного документа, который применяется в организации для учета такого имущества)".

В этой связи возник такой вопрос: можно ли в налоговом учете сочетать оба способа признания расходов на приобретение неамортизируемого имущества (стоимость одних объектов списывать в состав расходов единовременно в полной сумме, а стоимость других - постепенно в течение нескольких периодов)?

Например, в бухгалтерской учетной политике организации установлен стоимостный критерий отнесения основных средств к МПЗ в размере 40 000 руб. Для того чтобы избежать разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, может ли организация закрепить в своей налоговой учетной политике следующий порядок: активы стоимостью до 40 000 руб. включительно она списывает единовременно, а активы стоимостью от 40 000 до 100 000 руб. - равномерно в течение срока полезного использования?

Имейте в виду: Минфин России считает, что так поступить нельзя.

В Письме Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124 высказано мнение о том, что "глава 25 Кодекса не предусматривает положений о возможности списания материальных расходов разными способами в зависимости от стоимости соответствующего имущества".

Однако, по нашему мнению, позиция Минфина России не соответствует НК РФ.

Заметим, что гл. 25 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право выбора метода учета по многим вопросам.

Например, в той же ст. 254 НК РФ, в п. 8, налогоплательщикам предлагается выбрать и закрепить в учетной политике один из трех методов оценки сырья и материалов при списании их в производство: по стоимости единицы, по средней стоимости либо ФИФО. При этом Минфин России, комментируя порядок применения п. 8 ст. 254 НК РФ, пришел к выводу, что "применение для целей налогового учета в отношении различных групп товаров в зависимости от их характеристик различных методов списания стоимости материально-производственных запасов, предусмотренных вышеуказанным п. 8 ст. 254 Кодекса, не противоречит положениям гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

В связи с этим налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, применять разные методы их оценки при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (выделено мною. - Т.К.)" (Письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819).

В этой связи отметим, что формулировка пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в этом смысле более расплывчатая, так как в этом подпункте (в отличие от п. 8 ст. 254 НК РФ) даже нет явного указания на то, что налогоплательщик должен в учетной политике закрепить один из двух методов признания в расходах стоимости неамортизируемого имущества. Этот подпункт просто-напросто предоставляет налогоплательщикам право самостоятельно решать, каким образом списывать в состав расходов стоимость неамортизируемого имущества: единовременно, в момент ввода в эксплуатацию, или постепенно, в течение нескольких периодов. При этом в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ нет ни намека на то, что стоимость всех объектов неамортизируемого имущества должна признаваться в расходах каким-то одним способом: либо единовременно, либо постепенно.

Там, где должен применяться единый способ, закрепленный в учетной политике, соответствующие положения НК РФ сформулированы предельно четко. Например, п. 1 ст. 259 НК РФ содержит однозначное указание на то, что метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно "применительно ко всем объектам амортизируемого имущества" и отражается в учетной политике для целей налогообложения. В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ никаких подобных указаний и ограничений нет.

Поэтому, на наш взгляд, налогоплательщик имеет полное право предусмотреть в учетной политике разные способы списания стоимости неамортизируемого имущества в расходы, закрепив соответствующие правила в учетной политике. Как вариант, разные правила могут применяться для разных видов неамортизируемого имущества (например, инвентарь списывается в расходы сразу в полной сумме, а спецодежда - равномерно в течение срока полезного использования). Или разные правила могут применяться в зависимости от стоимости имущества (например, имущество стоимостью до 40 000 руб. включительно списывается в расходы сразу в полной сумме, а имущество стоимостью выше 40 000 руб. - равномерно в течение срока полезного использования).

Еще один аргумент в пользу нашей позиции - поправки, внесенные в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, которые позволили списывать в состав расходов стоимость неамортизируемого имущества не единовременно, а постепенно, были внесены в 2015 г. именно с целью сближения налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, разъяснения Минфина России, на наш взгляд, не соответствуют положениям пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ ни формально, ни по сути. Чиновники в очередной раз видят в Налоговом кодексе ограничения, которых там нет.

В то же время все-таки нужно учитывать, что после появления приведенных выше разъяснений Минфина России применение в одном налоговом периоде разных правил списания стоимости неамортизируемого имущества (в зависимости от стоимости) может привести к спору с налоговым органом.

1.1.2. Доходы и расходы в виде процентов

по долговым обязательствам

1.1.2.1. Контролируемые сделки

С 2015 г. в соответствии со ст. 269 НК РФ проценты, начисленные за пользование заемными средствами, учитываются в доходах (расходах) в сумме, исчисленной исходя из процентной ставки, установленной договором, без каких-либо ограничений.

Проценты признаются в доходах (расходах) равномерно в течение срока действия долгового обязательства (включаются в доходы (расходы) ежемесячно в сумме, исчисленной исходя из процентной ставки, установленной договором), независимо от сроков их уплаты.

Особые правила признания процентов в составе доходов (расходов) установлены для сделок по привлечению (выдаче) заемных средств, признаваемых контролируемыми в соответствии с частью первой НК РФ, т.е. для сделок со взаимозависимыми лицами <1> либо иностранными лицами, являющимися резидентами офшорных зон <2>.

--------------------------------

<1> Подробнее о проблемах признания доходов и расходов в виде процентов по сделкам со взаимозависимыми лицами см. с. 281 - 283.

<2> Перечень соответствующих государств и территорий приведен в Приложении к Приказу Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Заемщик при получении заемных средств руководствуется следующими правилами.

Согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ расходы в виде процентов по сделкам, признаваемым контролируемыми, признаются в сумме фактических затрат, если ставка по договору не превышает максимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Если процентная ставка по договору превышает максимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то у заемщика есть выбор: он может признать в составе расходов либо лишь часть уплаченных процентов (в пределах максимальной ставки, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ), либо всю сумму уплаченных процентов (в том числе в части, превышающей максимальную ставку). Однако в последнем случае ему придется доказать, что ставка, которая установлена договором, является рыночной <3>.

--------------------------------

<3> Заемщик должен быть готов обосновать рыночность процентной ставки по правилам, установленным разд. V.1 части первой НК РФ для контролируемых сделок.

Для заимодавцев правила таковы.

Доходы в виде процентов по сделкам, признаваемым контролируемыми, признаются исходя из фактической процентной ставки, установленной договором, при условии, что ставка по договору превышает минимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Если же процентная ставка по договору не превышает минимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то у заимодавца есть выбор.

Он может признать в составе доходов сумму процентов, исчисленную исходя из фактической ставки, установленной договором (т.е. ставки, которая ниже минимальной, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ), но в этом случае ему придется доказывать, что эта ставка в данной конкретной ситуации является рыночной <4>.

--------------------------------

<4> Заимодавец должен быть готов обосновать рыночность процентной ставки по правилам, установленным разд. V.1 части первой НК РФ для контролируемых сделок.

Если заимодавец не готов отстаивать рыночность фактической процентной ставки, то он должен признать в составе внереализационных доходов не фактическую сумму причитающихся по договору процентов, а сумму, исчисленную исходя из минимальной процентной ставки, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ (т.е. признать в составе внереализационных доходов дополнительную, "виртуальную" сумму процентов, которую он в действительности, естественно, никогда не получит).

Внимание! С 1 января 2016 г. изменились предельные (минимальное и максимальное) значения процентных ставок по рублевым долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми.

В соответствии с п. 1.2 ст. 269 НК РФ с 1 января 2016 г. предельные значения процентных ставок по таким обязательствам составляют 75 и 125% ключевой ставки Банка России. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.03.2015 N 32-ФЗ.

1.1.2.2. Контролируемая задолженность

В п. 2 ст. 269 НК РФ установлен особый порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемым контролируемой задолженностью перед иностранными организациями.

Особый порядок, установленный п. 2 ст. 269 НК РФ, применяется российскими организациями, имеющими непогашенную задолженность:

1) по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации;

2) по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации;

3) по долговому обязательству, в отношении которого такое указанное выше аффилированное лицо и (или) непосредственно эта указанная выше иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.

При любом из указанных выше вариантов задолженность по долговому обязательству признается в целях ст. 269 НК РФ контролируемой задолженностью.

Внимание! В 2016 г. приведенные выше нормы п. 2 ст. 269 НК РФ применяются с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ.

Согласно ст. 2 этого Закона с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. непогашенная задолженность, указанная в п. 3 приведенного выше перечня, не признается контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

1) долговое обязательство возникло перед банком (в том числе иностранным), не признаваемым взаимозависимым лицом как с организацией-заемщиком, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство заемщика;

2) с момента возникновения долгового обязательства не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение этого долгового обязательства.

Особый порядок учета процентов по контролируемой задолженности, установленный п. 2 ст. 269 НК РФ, заключается в следующем.

Если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств организации-заемщика (далее - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, проценты по контролируемой задолженности включаются в состав расходов в размере, не превышающем предельную величину.

Эта предельная величина определяется путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

Если фактически начисленные проценты по контролируемой задолженности превышают предельную величину, сумма превышения приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность.

Более подробно особенности признания процентов по контролируемой задолженности рассмотрены в подразделе 3.1.2.7.2.

Внимание! На 2016 г. продлен особый порядок расчета предельных процентов по контролируемой задолженности в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г.

Этот особый порядок изначально был установлен Федеральным законом от 08.03.2015 N 32-ФЗ для расчета предельной величины процентов, подлежащих включению в расходы в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г.

Федеральным законом от 29.12.2015 N 386-ФЗ действие особого порядка продлено до 31 декабря 2016 г.

Суть этого особого порядка заключается в следующем.

При определении предельной величины процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 г.:

1) величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу Банка России на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы, установленные Банком России по состоянию на 1 июля 2014 г.;

2) величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Банком России, с 1 июля 2014 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Обратите внимание! Особенности в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г., применяются при условии неизменности в течение 2016 г. сроков исполнения таких обязательств.

В этой связи в Письме ФНС от 24.05.2016 N СД-3-3/2341@ разъясняется, что в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2016 г. при определении величины собственного капитала не учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы по всей дебиторской (кредиторской) задолженности организации (а не только по контролируемой задолженности) при условии неизменности в течение 2016 г. сроков исполнения долговых обязательств (см. также Письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-03-06/1/10911).

Обратите внимание! Если договором займа предусмотрено поэтапное, то есть отдельными траншами (частями), перечисление заемщику денежных средств, то каждый новый транш следует рассматривать как возникшее долговое обязательство, проценты по которому начисляются после получения такого транша.

Соответственно, указанные выше особенности применяются к той части траншей (долговых обязательств), которые выданы (возникли) в рамках договора займа до 1 октября 2014 г. (Письмо Минфина России от 16.03.2016 N 03-03-06/1/14392).

1.1.3. Порядок уплаты авансовых платежей

Внимание! С 1 января 2016 г. увеличен предельный размер выручки, позволяющий не уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Пункт 3 ст. 286 НК РФ позволяет отдельным категориям налогоплательщиков уплачивать только квартальные авансовые платежи (без уплаты ежемесячных).

В частности, такое право предоставлено организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышают максимальную величину квартальной выручки, установленную п. 3 ст. 286 НК РФ.

С 1 января 2016 г. эта максимальная величина составляет 15 млн руб. Изменения внесены Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ.

Таким образом, с 1 января 2016 г. организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, могут уплачивать только квартальные авансовые платежи.

Например, для решения вопроса о необходимости уплаты ежемесячных авансовых платежей в I квартале 2016 г. необходимо подсчитать сумму доходов от реализации за предыдущие четыре квартала (I, II, III и IV кварталы 2015 г.) и разделить ее на 4. Если полученная величина не превысит 15 млн руб., то в I квартале 2016 г. ежемесячные авансовые платежи можно не платить.

Для решения вопроса о необходимости уплаты ежемесячных авансовых платежей во II квартале 2016 г. необходимо снова подсчитать сумму доходов от реализации за предыдущие четыре квартала. Это уже будут II, III и IV кварталы 2015 г., а также I квартал 2016 г. Полученная сумма делится на 4. Если итог не превысит 15 млн руб., то во II квартале 2016 г. ежемесячные авансовые платежи также можно не платить.

Соответственно, если среднеквартальные доходы организации балансируют вокруг цифры "15 млн руб.", подобный расчет необходимо делать ежеквартально.

...


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв