ГОДОВОЙ ОТЧЁТ 2017

Хиты: 168 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ 2017

ОТ АВТОРА

Вы держите в руках очередное издание книги "Годовой отчет".

В 2017 году опять было много изменений. Все они подробно проанализированы в первой главе книги. Проверьте, все ли учтено.

Вторая глава целиком посвящена вопросам составления бухгалтерской отчетности. В ней вы найдете комментарии к порядку заполнения отдельных статей бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и других форм с учетом многочисленных разъяснений Минфина России. Отдельно рассмотрены вопросы применения упрощенных способов учета и отчетности, которыми могут пользоваться малые предприятия и некоммерческие организации.

В третьей главе рассмотрены спорные, сложные и неоднозначные ситуации, связанные с исчислением и уплатой налогов и взносов.

В приложениях 1 и 2, как обычно, приведены рекомендации по составлению учетной политики для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.

В приложении 3 приведены правила исправления ошибок в бухгалтерском и налоговом учете с учетом норм ПБУ 22/2010, ст. 54 НК РФ, разъяснений Минфина и ФНС.

В приложении 4 дана информация об изменениях на следующий год, которые были известны к моменту подписания книги в печать.

Приложение 5 посвящено вопросам обоснования полученной налогоплательщиком налоговой выгоды. Здесь вы найдете комментарий к новой статье 54.1 НК РФ, которая появилась в первой части НК РФ летом 2017 года.

Обратите внимание! На сайте Издательства АйСи традиционно будет организована онлайн-поддержка актуальности книги "Годовой отчет 2017". На специальной странице сайта будет оперативно размещаться информация обо всех изменениях бухгалтерского и налогового законодательства, произошедших с момента подписания книги в печать. Здесь же вы найдете информацию о разъяснениях Минфина и ФНС России по актуальным вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов, составлением бухгалтерской и налоговой отчетности. Доступ к этой странице сайта будет открыт для всех читателей книги "Годовой отчет 2017".

Как всегда, надеюсь, что книга будет вам полезна. Читайте, заходите на сайт Издательства АйСи, следите за всеми изменениями. И если у вас появятся какие-то вопросы, вы всегда сможете задать их все на том же сайте. Постараюсь ответить на все.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 2017 ГОДА

1.1. Налог на прибыль

1.1.1. Классификации основных средств

С 2017 года введен в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014.

Чтобы облегчить организациям переход на новый ОКОФ, Приказом Росстандарта от 21.04.2016 N 458 утверждены прямой и обратный переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

Переход на новый ОКОФ потребовал внесения изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

С 1 января 2017 г. она действует в обновленном виде с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.

Переход на новый ОКОФ и новую версию Классификации основных средств привел к тому, что отдельные виды основных средств с 1 января 2017 г. сменили амортизационную группу.

Имейте в виду: срок полезного использования (СПИ) основных средств устанавливается на дату ввода объекта в эксплуатацию и в дальнейшем в общем случае изменению не подлежит. Из этого правила есть только одно исключение - СПИ может быть изменен в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта. Других оснований для изменения СПИ после ввода объекта в эксплуатацию в НК РФ нет (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В этой связи Минфин России в письме от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66701 разъяснил, что внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения срока полезного использования объектов основных средств, которые введены в эксплуатацию до 1 января 2017 г.

Примечание. Срок полезного использования основного средства определяется по той редакции Классификации, которая действует на дату ввода объекта в эксплуатацию. Последующее внесение изменений в Классификацию не является основанием для изменения срока полезного использования объектов, которые уже введены в эксплуатацию.

Таким образом, новая версия Классификации (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 N 640) применяется к объектам, которые введены в эксплуатацию после 1 января 2017 г.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный при вводе их в эксплуатацию.

Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124.

1.1.2. Доходы и расходы в виде процентов

по долговым обязательствам

1.1.2.1. Беспроцентные займы между взаимозависимыми лицами

С 2015 года в соответствии со ст. 269 НК РФ проценты, начисленные за пользование заемными средствами, учитываются в доходах (расходах) в сумме, исчисленной исходя из процентной ставки, установленной договором, без каких-либо ограничений.

Проценты признаются в доходах (расходах) равномерно в течение срока действия долгового обязательства (включаются в доходы (расходы) ежемесячно в сумме, исчисленной исходя из процентной ставки, установленной договором), независимо от сроков их уплаты.

Примечание. Особые правила признания процентов в составе доходов (расходов) установлены для сделок по привлечению (выдаче) заемных средств, признаваемых контролируемыми в соответствии с ч. 1 НК РФ, т.е. для сделок со взаимозависимыми лицами <*> либо иностранными лицами, являющимися резидентами офшорных зон <**>.

--------------------------------

<*> Подробнее о проблемах признания доходов и расходов в виде процентов по сделкам со взаимозависимыми лицами см. с. 29.

<**> Перечень соответствующих государств и территорий приведен в Приложении к Приказу Минфина России от 13.11.2007 N 108н.

Заемщик при получении заемных средств руководствуется следующими правилами.

Согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ расходы в виде процентов по сделкам, признаваемым контролируемыми, признаются в сумме фактических затрат, если ставка по договору не превышает максимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ (в 2017 году она составляет 125% ключевой ставки ЦБ РФ).

Если процентная ставка по договору превышает максимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то у заемщика есть выбор: он может признать в составе расходов либо лишь часть уплаченных процентов (в пределах максимальной ставки, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ), либо всю сумму уплаченных процентов (в том числе в части, превышающей максимальную ставку). Однако в последнем случае ему придется доказать, что ставка, которая установлена договором, является рыночной <*>.

--------------------------------

<*> Заемщик должен быть готов обосновать рыночность процентной ставки по правилам, установленным разделом V.1 ч. 1 НК РФ для контролируемых сделок.

Для заимодавцев правила таковы.

Доходы в виде процентов по сделкам, признаваемым контролируемыми, признаются исходя из фактической процентной ставки, установленной договором, при условии, что ставка по договору превышает минимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ (в 2017 году она составляет 75% ключевой ставки ЦБ РФ).

Если же процентная ставка по договору не превышает минимальную ставку, установленную п. 1.2 ст. 269 НК РФ, то у заимодавца есть выбор.

Он может признать в составе доходов сумму процентов, исчисленную исходя из фактической ставки, установленной договором (т.е. ставки, которая ниже минимальной, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ), но в этом случае ему придется доказывать, что эта ставка в данной конкретной ситуации является рыночной <**>.

--------------------------------

<**> Заимодавец должен быть готов обосновать рыночность процентной ставки по правилам, установленным разделом V.1 ч. 1 НК РФ для контролируемых сделок.

Если заимодавец не готов отстаивать рыночность фактической процентной ставки, то он должен признать в составе внереализационных доходов не фактическую сумму причитающихся по договору процентов, а сумму, исчисленную исходя из минимальной процентной ставки, установленной п. 1.2 ст. 269 НК РФ (т.е. признать в составе внереализационных доходов дополнительную "виртуальную" сумму процентов, которую он в действительности никогда не получит).

Основной вопрос, который возник при практическом применении изложенных выше правил, касается сделок со взаимозависимыми лицами. Должны ли эти правила применяться ко всем сделкам по выдаче (получению) займов (включая беспроцентные) между взаимозависимыми лицами? Или указанные выше ограничения применяются только к тем сделкам со взаимозависимыми лицами, которые признаются контролируемыми с учетом всех дополнительных условий, предусмотренных п. 4 ст. 105.14 НК РФ?

Особенно актуален этот вопрос для организаций, выдающих своим взаимозависимым лицам займы под низкие проценты (ниже, чем 75% ключевой ставки ЦБ). При выдаче таких займов (особенно беспроцентных) появился риск возможного доначисления виртуального дохода в виде неполученных процентов.

Поясним суть проблемы.

В соответствии с п. 1 ст. 105.14 НК РФ сделки со взаимозависимыми лицами включены в перечень контролируемых сделок. Однако в действительности далеко не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, поскольку в той же статье НК РФ определены дополнительные условия, при выполнении которых сделки между взаимозависимыми лицами признаются либо не признаются контролируемыми.

В частности, в соответствии с п. 4 ст. 105.14 НК РФ сделки между взаимозависимыми российскими организациями не признаются контролируемыми, если эти организации применяют общий режим налогообложения, зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют подразделений в других субъектах РФ и за ее пределами, не имеют налоговых убытков, не пользуются никакими налоговыми преференциями в части налога на прибыль и не являются плательщиками НДПИ.

В этой связи и возник вопрос: к каким сделкам между взаимозависимыми лицами должны применяться особые правила признания процентов, установленные ст. 269 НК РФ, - ко всем или только к тем, которые фактически по итогам соответствующего года признаются контролируемыми с учетом всех особенностей ст. 105.14 НК РФ?

В течение 2 лет (2015, 2016 гг.) Минфин России давал по этому поводу противоречивые разъяснения.

В письмах Минфина России от 30.09.2015 N 03-03-06/2/55797 и от 17.08.2015 N 03-03-06/1/47512 говорится буквально следующее: "Особенности учета процентов по долговым обязательствам по сделкам между взаимосвязанными лицами в случае, если такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, в статье 269 Кодекса не предусмотрены".

В других же письмах (см., например, письма от 09.02.2016 N 03-01-18/6665, от 15.07.2015 N 03-01-18/40737, от 21.08.2015 N 03-01-18/48478) высказано мнение о том, что особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения, предусмотренные абз. 1, 2 и 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами возможно применять "в том числе в случаях, если такие сделки не признаются в соответствии со статьей 105.14 НК РФ контролируемыми".

С 1 января 2017 г. ситуация изменилась, поскольку перечень сделок, которые ни при каких условиях не признаются контролируемыми, дополнился еще двумя видами сделок. В него включены (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

- сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

- сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Внимание! С 2017 года беспроцентные займы между российскими взаимозависимыми лицами выведены из состава контролируемых сделок.

Заметим, что указанные изменения являются реализацией Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, предполагающих сохранение контроля за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам лишь в тех случаях, когда возможный ущерб для бюджетной системы и в особенности для бюджетов субъектов Федерации является значительным.

Изменения, внесенные в ст. 105.14 НК РФ, способствовали тому, что Минфин России выработал однозначную позицию относительно налогообложения сделок по выдаче (получению) беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами.

В письме Минфина России от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846 указано, что в случае совершения сделки по предоставлению (получению) беспроцентного займа (исходя из ставки 0%), не признаваемой контролируемой в соответствии с НК РФ, положения абз. 3 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ (т.е. особые правила признания процентов в отношении контролируемых сделок) не применяются.

Обратите внимание! Положения подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому беспроцентные займы включены в перечень сделок, не признаваемых контролируемыми, применяются к внутрироссийским сделкам по предоставлению беспроцентных займов, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ после 1 января 2017 г., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора или дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым установлен беспроцентный характер займа. Соответствующие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-11/1/26008 и ФНС от 13.04.2017 N ЕД-4-13/6968@.

Кроме того, в указанном выше письме Минфина России от 28.04.2017 N 03-12-11/1/26008 подтверждается позиция по вопросу применения положений ст. 269 НК РФ по внутрироссийским сделкам между взаимозависимыми лицами по предоставлению беспроцентного займа, которая изложена в письме от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846, и сообщается, что ознакомиться с указанной позицией можно на официальном сайте Минфина в сети Интернет в разделе "Деятельность", далее "Налоговые отношения", далее "Разъяснения Минфином России законодательства Российской Федерации о налогах и сборах по наиболее актуальным запросам налогоплательщиков", далее "Налогообложение прибыли организации".

Обратите внимание! В упомянутом выше письме Минфина от 23.03.2017 N 03-03-РЗ/16846 даны разъяснения и для организаций, получивших заемные средства без процентов (под ставку 0%). Позиция Минфина однозначна: поскольку порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 НК РФ не установлен, следовательно, материальная выгода, полученная организацией от беспроцентного пользования заемными средствами, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль.

1.1.2.2. Контролируемая задолженность

В п. 2 ст. 269 НК РФ установлен особый порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам, признаваемым контролируемой задолженностью перед иностранными организациями.

С 1 января 2017 г. этот порядок существенно изменился. Федеральный закон от 15.02.2016 N 25-ФЗ внес изменения в п. 2 - 4 ст. 269 НК РФ, а также дополнил эту статью новыми п. 5 - 13.

Внимание! С 1 января 2017 г. изменились сами условия признания долгового обязательства контролируемой задолженностью.

Условия признания долгового обязательства

контролируемой задолженностью до и после 1 января 2017 г.

Основания

Условия признания долгового обязательства российской организации (заемщика) контролируемой задолженностью

до 1 января 2017 г.

после 1 января 2017 г.

Основание 1

Долговое обязательство перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) российской организации - заемщика

Долговое обязательство перед иностранным лицом, являющимся взаимозависимым лицом заемщика в соответствии с подп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если такое иностранное лицо прямо или косвенно участвует в российской организации - заемщике

Основание 2

Долговое обязательство перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше (основание 1) иностранной организации

Долговое обязательство перед лицом, признаваемым в соответствии с подп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимым лицом иностранного лица, указанного выше (основание 1), если иное не предусмотрено п. 8 ст. 269 НК РФ

Основание 3

Долговое обязательство, в отношении которого указанное выше аффилированное лицо (основание 2) и (или) непосредственно иностранная организация (основание 1) выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации - заемщика

Долговое обязательство, по которому указанное выше иностранное лицо (основание 1) и (или) его взаимозависимое лицо (основание 2) выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства российской организации - заемщика, если иное не предусмотрено п. 9 ст. 269 НК РФ

Основание 4

-

Суд может признать контролируемой задолженностью непогашенную задолженность налогоплательщика - российской организации по иным долговым обязательствам, если будет установлено, что конечной целью выплат по таким долговым обязательствам являются выплаты организациям, указанным выше (основания 1 и 2)

Итак, после 1 января 2017 г. задолженность признается контролируемой по основанию 1, если организация имеет долговое обязательство перед взаимозависимым иностранным лицом (это может быть как организация, так и физическое лицо). При этом кредитор (иностранное лицо) и организация-заемщик взаимозависимы по одному из 3 оснований, предусмотренных ст. 105.1 НК РФ:

подп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ - две организации признаются взаимозависимыми в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;

подп. 2 п. 2 ст. 105.1 НК РФ - физическое лицо и организация признаются взаимозависимыми в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25%;

подп. 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ - организации и (или) физические лица признаются взаимозависимыми в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

Задолженность признается контролируемой по основанию 2, если организация имеет долговое обязательство перед взаимозависимым лицом своего взаимозависимого иностранного лица, указанного выше (основание 1). При этом кредитор (российское или иностранное лицо) и указанное выше иностранное лицо взаимозависимы по одному из 4 оснований, предусмотренных ст. 105.1 НК РФ. К указанным выше (основание 1) 3 основаниям здесь добавлено еще одно:

подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ - организации признаются взаимозависимыми в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.

Обратите внимание! Задолженность по основанию 2 не признается контролируемой, если кредитором является российское лицо, которое в течение всего отчетного (налогового) периода:

1) является налоговым резидентом РФ;

2) не имеет непогашенной задолженности по сопоставимым долговым обязательствам перед иностранным лицом, взаимозависимым либо с самим заемщиком, либо с другим иностранным лицом, которое в свою очередь имеет взаимозависимость с заемщиком (п. 8 ст. 269 НК РФ). При этом сопоставимость долговых обязательств производится с учетом особенностей, установленных п. 11 ст. 269 НК РФ.

Выполнение этих условий должно подтверждаться кредитором в письменном виде.

Задолженность может быть признана контролируемой по основанию 3, если организация взяла заем (кредит) у совершенно независимого лица, но поручителем (гарантом) по этому займу (кредиту) выступает либо иностранное взаимозависимое лицо заемщика (контролируемость по основанию 1), либо взаимозависимое лицо этого иностранного лица (контролируемость по основанию 2).

При этом задолженность по основанию 3 не признается контролируемой при одновременном выполнении следующих условий (п. 9 ст. 269 НК РФ):

1) кредит взят в банке, в том числе иностранном, который не является взаимозависимым лицом как с самим заемщиком, так и с лицами, выступающими поручителем (гарантом);

2) в течение всего срока поручители (гаранты) не производили погашения этого кредита ни в части основного долга, ни в части процентов.

Выполнение этих условий должно подтверждаться кредитором (банком) в письменном виде.

Особые правила определения предельного размера процентов по контролируемой задолженности применяются, как и ранее, в том случае, если размер контролируемой задолженности (в расчет принимается контролируемая задолженность по всем долговым обязательствам в совокупности) превышает собственный капитал организации более чем в 3 раза.

Для банков и лизинговых компаний превышение должно быть более чем в 12,5 раза.

Внимание! С 2017 года изменились правила применения коэффициента 12,5 для лизинговых компаний.

До 1 января 2017 г. коэффициент 12,5 мог применяться организациями, занимающимися исключительно лизинговой деятельностью.

С 2017 года коэффициент 12,5 может применяться организацией, занимающейся лизинговой деятельностью, у которой в отчетном (налоговом) периоде, на последнее число которого определяется предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, доходы от осуществления лизинговой деятельности, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы за указанный отчетный (налоговый) период.

Сами правила расчета предельного размера процентов по контролируемой задолженности и переквалификации суммы превышения в дивиденды после 1 января 2017 г. не изменились. Подробно они рассмотрены в подразд. 3.1.2.6.2.

* * *

Федеральным законом от 08.03.2015 N 32-ФЗ установлены специальные правила расчета предельной величины процентов по контролируемой задолженности, возникшей до 1 октября 2014 г.

Первоначально эти особенности распространялись на проценты, подлежащие включению в расходы в период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2015 г. Потом Федеральным законом от 29.12.2015 N 386-ФЗ действие особого порядка было продлено до 31 декабря 2016 г. И наконец, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ действие особого порядка продлено до 31 декабря 2019 г. включительно.

Внимание! Период применения особого порядка расчета предельных процентов по контролируемой задолженности в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г., продлен до конца 2019 года.

Суть этого особого порядка заключается в следующем.

При определении предельной величины процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 октября 2014 г.:

1) величина контролируемой задолженности, выраженная в иностранной валюте, определяется по курсу ЦБ РФ на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода, но не превышающему курсы, установленные ЦБ РФ по состоянию на 1 июля 2014 г.;

2) величина собственного капитала на последнее число каждого отчетного (налогового) периода определяется без учета соответствующих положительных (отрицательных) курсовых разниц, возникших вследствие переоценки требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, в связи с изменением официальных курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных ЦБ РФ, с 1 июля 2014 г. по последнее число отчетного (налогового) периода, на которое определяется коэффициент капитализации.

Таким образом, при определении в соответствии с п. 2 ст. 269 НК РФ предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших до 01.10.2014 (при условии неизменности сроков исполнения таких обязательств), в период с 01.07.2014 по 31.12.2019 при определении величины собственного капитала не учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы по всей дебиторской (кредиторской) задолженности организации.

При определении же предельной величины признаваемых расходом процентов в отношении долговых обязательств, возникших после 01.10.2014, величина собственного капитала определяется в общеустановленном порядке с учетом положений п. 2 ст. 269 НК РФ (письмо ФНС от 10.01.2017 N СД-4-3/95@).

Обратите внимание! Особенности в отношении долговых обязательств, возникших до 1 октября 2014 г., применяются при условии неизменности сроков исполнения таких обязательств.

...


Цена: 50.00 RUB
Количество:
Отзыв