НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ 2007

Хиты: 179 | Рейтинг:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ 2007

ОТ АВТОРА

В 2007 г. традиционно, правда не так кардинально как в 2006 г., изменилась форма Декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, с 2007 г. вступили в силу отдельные поправки, внесенные в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

Данное издание является уже вторым изданием книги "Налог на прибыль", ставшей результатом работы автора по обобщению практики применения нормативных и правовых актов с целью дать бухгалтерам подробное руководство к действию при исчислении налога на прибыль и заполнении Декларации.

В книге в простой и доступной форме с рассмотрением конкретных примеров описывается, как правильно сформировать налоговую базу по налогу на прибыль и заполнить Декларацию за 2007 г.

Приводятся также комментарии ко всем изменениям в налогообложении прибыли, вступившим в силу с 2007 г., анализируются последние разъяснения Минфина России и Федеральной налоговой службы, даются практические рекомендации и советы, рассматриваются спорные ситуации.

Автор искренне благодарит за оказанные поддержку и неоценимую помощь в подготовке материала государственного советника налоговой службы Российской Федерации I ранга Елену Юрьевну Попову, а также Татьяну Леонидовну Крутякову - за идеи, помощь и содействие в издании данной книги.

Работу с книгой значительно облегчают практические цифровые примеры, а также условные обозначения, помещенные в текст книги:

- Внимание! Важная информация!

- Внимание! Спорный (сложный) вопрос!

ВВЕДЕНИЕ

Форма Декларации по налогу на прибыль организаций утверждена Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ N 24н).

Эта форма применялась в течение всего 2006 г. В ней были учтены все поправки, внесенные в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в 2006 г.

Однако предела совершенству не бывает - Приказом Минфина России от 09.01.2007 N 1н в форму декларации, утвержденную Приказом N 24н, внесены изменения. В обновленном виде Декларация сдается начиная с отчетных периодов 2007 г.

Приказ Минфина России N 1н был опубликован в "Российской газете" 2 марта 2007 г. и вступил в силу только 12 марта 2007 г. Поэтому до этой даты организации вправе были отчитаться за отчетные периоды января и января - февраля 2007 г. как по старой форме декларации, так и по форме с учетом изменений, внесенных Приказом N 1н.

В этой книге рассмотрены не только изменения, внесенные в форму Декларации по налогу на прибыль, но и действующий в 2007 г. порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом поправок, внесенных в гл. 25 НК РФ Федеральными законами от 27.07.2006 N 137-ФЗ и N 144-ФЗ, а также Федеральным законом от 30.12.2006 N 268-ФЗ.

Несколько слов хотелось бы посвятить статусу писем официальных органов по разъяснению налогового законодательства, которые упоминаются в этой книге.

С одной стороны, в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

С другой стороны, согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ, Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Налоговые органы, согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 19.09.2006 N 13322/04, сам факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия этого письма, если в нем содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение.

Рассматривая подобные дела, суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта. Суд должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение налоговыми органами при осуществлении функций налогового контроля, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах. При этом разрешение вопроса о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица нормативный характер, должно производиться независимо от его формы, содержания и других условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

В упомянутом Постановлении ВАС РФ сделал вывод о том, что если письмо (Минфина России) адресовано конкретному лицу (а подавляющее большинство писем Минфина России адресовано именно конкретным лицам) и представляет собой ответ на запрос конкретной организации, то оно не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, что является обязательным признаком нормативного правового акта, поэтому не может рассматриваться в качестве нормативного правового акта.

Согласно части первой НК РФ, выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

С 2007 г. на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им указанных выше письменных разъяснений, не начисляются также и пени.

Имейте в виду, что перечисленные правила не применяются в тех случаях, когда указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

В данной книге автор не предписывает бухгалтерам безусловно следовать содержащимся в ней рекомендациям. Однако нужно иметь в виду, что в книге рассматривается, в основном, точка зрения официальных органов на порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, ориентируясь на которую можно минимизировать налоговые риски. При этом решение о следовании той или иной позиции принимается, в конечном счете, каждым налогоплательщиком самостоятельно.

Часть I. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ

ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ В 2007 ГОДУ.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

1.1. Изменения в форме Декларации

и Порядке ее заполнения с 2007 года

В результате изменений, внесенных Приказом Минфина России N 1н, объем Декларации по налогу на прибыль по сравнению с 2006 г. остался без изменений. В новой редакции (с 2007 г.) изложены:

- титульный лист (лист 01);

- разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика";

- лист 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)".

Общее количество страниц полной версии Декларации осталось на том же уровне - 22.

Структура Декларации по налогу на прибыль организаций в 2007 г. также осталась без изменений:

- титульный лист (лист 01);

- разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" (включает три подраздела - 1.1, 1.2, 1.3);

- лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций";

- Приложения к листу 02:

N 1 "Доходы от реализации и внереализационные доходы";

N 2 "Расходы, связанные с производством и реализацией, внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам";

N 3 "Расчет суммы расходов по операциям, финансовые результаты по которым учитываются при налогообложении прибыли с учетом положений статей 268, 275.1, 276, 279, 323 и пункта 21 статьи 346.38 НК (за исключением отраженных в Листе 05)";

N 4 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу";

N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения";

- лист 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)";

- лист 04 "Расчет налога на прибыль с доходов, исчисленных по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК";

- лист 05 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, финансовые результаты которых учитываются в особом порядке (за исключением отраженных в Приложении N 3 к Листу 02)";

- лист 06 "Доходы, расходы и налоговая база, полученная негосударственным пенсионным фондом от размещения пенсионных резервов";

- лист 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".

В состав Декларации по налогу на прибыль организаций согласно Порядку ее заполнения обязательно включаются:

- титульный лист (лист 01);

- подраздел 1.1 разд. 1;

- лист 02;

- Приложения N N 1 и 2 к листу 02.

Специальная оговорка сделана для случаев отсутствия финансово-хозяйственной деятельности.

Она связана с изменениями, внесенными в ст. 80 НК РФ Федеральными законами от 27.07.2006 N 137-ФЗ и от 30.12.2006 N 268-ФЗ. Согласно этим изменениям, не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Соответствующие изменения были внесены и в п. 1.1 Порядка заполнения декларации, который теперь устанавливает, что при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

Отметим, что на момент подписания книги в печать форма упрощенной декларации Минфином России утверждена не была.

Подразделы 1.2 и 1.3 разд. 1, Приложения N N 3 и 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07 включаются в состав Декларации и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, осуществляет операции с ценными бумагами, является налоговым агентом либо в его состав входят обособленные подразделения.

Приложение N 4 к листу 02 включается в состав Декларации при наличии расчета суммы убытка (или его части), уменьшающего налоговую базу, но только при представлении Декларации за I квартал и налоговый период (п. 1.1 Порядка).

1.2. Титульный лист (лист 01)

Традиционно изменениям с 2007 г. подверглась форма титульного листа (лист 01).

В титульный лист дополнительно включено поле для тех организаций, которые выступают только налоговыми агентами, - отметка о представлении декларации по месту нахождения налогового агента.

Здесь необходимо сделать специальные оговорки о порядке представления деклараций в таких случаях (в Порядке заполнения декларации появился новый п. 1.7).

Организации, исполняющие обязанности налоговых агентов по исчислению налоговой базы и суммы налога на прибыль организаций, по удержанию у налогоплательщика - российской организации и перечислению в федеральный бюджет указанного налога (далее - налоговые агенты), представляют налоговый расчет (далее - Расчет) по форме, утвержденной Приказом 24н.

Российские организации - плательщики налога на прибыль представляют Расчет в составе подраздела 1.3 разд. 1 (в части видов платежа с кодами "1" и "2" по строке 010), а также листа 03 "Расчет налога на прибыль, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)". При этом в титульном листе (листе 01) производятся отметки по реквизитам "По месту нахождения российской организации".

Организации, перешедшие полностью на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или на упрощенную систему налогообложения, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, исполняют обязанности налоговых агентов и представляют в налоговые органы по итогам отчетных (налоговых) периодов Расчет в составе титульного листа (листа 01), подраздела 1.3 разд. 1 и листа 03. При этом в титульном листе (листе 01) производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента".

В титульном листе (листе 01) появилась еще одна дополнительная отметка - "По месту учета крупнейшего налогоплательщика". Сразу отметим, что это поле предусмотрено "на будущее".

В соответствии с п. 8 ст. 2 Закона N 268-ФЗ, налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших в соответствии со ст. 83 НК РФ, с 1 января 2008 г. должны будут представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. То есть с 2008 г. крупнейшие налогоплательщики будут представлять налоговые декларации по налогу на прибыль по обособленным подразделениям не по месту их нахождения, а по месту постановки на учет налогоплательщика-организации (т.е., как правило, в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, которые самостоятельно будут взаимодействовать с налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений).

Также в титульном листе (листе 01) с 2007 г. вместо Основного государственного регистрационного номера (он исключен) организации должны указывать Код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Здесь должен указываться код основного вида экономической деятельности (пп. 6 п. 3.2 Порядка).

Строка, в которой указывались код города и номер контактного телефона налогоплательщика, технически переименована на "Номер контактного телефона налогоплательщика". Это, как и раньше, позволяет налоговым органам в случае возникновения вопросов оперативно связываться с лицами, ответственными за составление декларации.

Изменения коснулись и правил указания фамилии и инициалов должностных лиц организации. В месте, отведенном для подписи должностных лиц организации, появилось деление на два поля: для организации и для представителя налогоплательщика.

В поле "Для организации" оставлена только подпись (с расшифровкой) руководителя организации, поле для подписи главного бухгалтера с расшифровкой его фамилии, имени, отчества из титульного листа исключено.

Во вновь введенном поле "Представитель налогоплательщика" должно быть указано (при необходимости) полное наименование организации или фамилия, имя, отчество представителя налогоплательщика, поставлена подпись, дата, печать (при наличии), а также (в специальном поле) проставлено наименование документа, подтверждающего полномочия представителя.

В поле, предназначенном для отметок работника налогового органа, появилось дополнительное поле о представлении декларации: "По телекоммуникационным каналам связи".

Согласно изменениям, внесенным в п. 2.5 Порядка заполнения декларации, при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде.

Важные дополнения были внесены в п. 3.2 Порядка.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную Декларацию.

Отметим, что с 2007 г. после внесения поправок в ст. 81 НК РФ в налоговом законодательстве появилось официальное понятие "уточненная налоговая декларация".

Уточненная Декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения.

Обратите внимание! При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения).

При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган Расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный Расчет.

Уточненный Расчет составляется и представляется в соответствии с п. 3.2 Порядка. При этом в титульном листе (листе 01) уточненного Расчета производится отметка по реквизиту "По месту нахождения налогового агента".

Уточненный Расчет должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщиков, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

1.3. Лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций"

и Приложения к нему

Заполнение листа 02 Декларации целесообразно начинать с заполнения Приложений к нему. Далее по тексту книги, если не оговорено иное, указание на номера Приложений означает их принадлежность к листу 02 Декларации по налогу на прибыль.

1.3.1. Приложение N 1 "Доходы от реализации

и внереализационные доходы"

Для отражения показателей выручки от реализации и внереализационных доходов в Декларации по налогу на прибыль предназначено Приложение N 1 "Доходы от реализации и внереализационные доходы" к листу 02. Данное Приложение является неотъемлемой частью Декларации, и в нем более подробно раскрываются виды доходов, признанные для целей налогообложения, которые должны формировать показатели по строкам 010 и 020 листа 02.

Доходами от реализации организации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Сумма выручки определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

Обратите внимание! В вышеприведенном определении доходов от реализации не звучит слово "продукция". Это объясняется тем, что, в соответствии со ст. 38 "Объект налогообложения" НК РФ, товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации.

При использовании метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

В случае если организация применяет кассовый метод, то доходы должны быть признаны в налоговом учете в день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, а также поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, погашения имеющейся задолженности иным способом.

Обратите внимание! Организации, применяющие кассовый метод признания доходов и расходов, предварительную оплату за товар должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением главы 25 "Налог на прибыль организаций"" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Письмо ВАС РФ N 98)).

Различия в бухгалтерском и налоговом учете

Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций начинается с налогового учета доходов от реализации и внереализационных доходов.

В налоговом учете доходы от реализации бухгалтер должен оценить с точки зрения их соответствия положениям гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а именно статьям:

- 248 "Порядок определения доходов. Классификация доходов";

- 249 "Доходы от реализации";

- 250 "Внереализационные доходы";

- 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" (или 273 "Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе");

- 316 "Порядок налогового учета доходов от реализации";

- 317 "Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов".

При этом следует помнить: в налоговом учете часть доходов может быть сформирована как внереализационные доходы, а в бухгалтерском учете эти же виды доходов могут быть отражены как выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010 Формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках"). Данное несоответствие определяется различием правил бухгалтерского и налогового учета.

В целях бухгалтерского учета организация пользуется теми стандартами, которыми регулируется порядок признания тех или иных видов доходов. В данном случае - это Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Согласно ПБУ 9/99, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы в бухгалтерском учете делятся на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями. При этом выручка в бухгалтерском учете признается при четко определенных условиях.

В налоговом учете имеются свои правила. И если в бухгалтерском учете организация по тем или иным причинам не признает выручку, а отражает возникновение кредиторской задолженности, то в налоговом учете при соответствии поступивших сумм требованиям ст. ст. 249, 250, 271, 316 НК РФ организация должна отразить выручку от реализации (либо внереализационные доходы).

Но даже в тех случаях, когда организация одновременно признает выручку от продаж в бухгалтерском учете и выручку от реализации в налоговом учете, может все-таки возникать расхождение данных бухгалтерского и налогового учета. Самый распространенный пример: у организации возникает необходимость пересчитать заявленную выручку исходя из требований, установленных ст. 40 НК РФ. При этом в бухгалтерском учете будет отражена выручка исходя из цены договора, а в налоговом учете показатель выручки должен быть пересчитан исходя из рыночных цен.

Производство с длительным циклом

Бухгалтеру также следует обратить внимание на порядок признания выручки от реализации в налоговом учете при наличии производства работ (услуг) с длительным циклом (более одного налогового периода), не предусматривающим поэтапную сдачу работ (услуг).

В ст. ст. 271, 272 и 316 НК РФ установлены определенные правила признания доходов для подобных операций.

Доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно, в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам) на основании п. 1 ст. 271 НК РФ.

При этом если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв