НДС 2002 - 2003: ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ

Хиты: 160 | Рейтинг:

НДС 2002 - 2003: ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей книге представлен подробнейший комментарий к порядку исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, учитывающий все требования налогового законодательства по состоянию на 30 октября 2002 г. Каждое теоретическое положение сопровождается практическими цифровыми примерами с бухгалтерскими проводками.

При исчислении НДС в 2002 г. необходимо учитывать, что с 1 июля 2002 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл.21 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Эти изменения касаются ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком исчисления и уплаты НДС, затрагивающих интересы большинства налогоплательщиков. Причем многие из них распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

В настоящей книге проанализированы все изменения в исчислении НДС, произошедшие в течение 2002 г., и даны рекомендации по применению норм гл.21 Налогового кодекса РФ как до вступления в силу изменений, внесенных Законом N 57-ФЗ, так и после этого.

Практика применения гл.21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ выявила ряд вопросов, которые постоянно вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами. Этим вопросам в книге уделено особое внимание.

По каждому такому вопросу автор приводит все существующие на сегодняшний день подходы к его решению, включая позицию налоговых органов и Минфина России, а также арбитражную практику.

Цель книги - не только помочь читателям избежать ошибок при применении на практике положений гл.21 Налогового кодекса РФ, но и научить их аргументированно отстаивать свою позицию в спорах с налоговыми органами, возникающих в ходе проведения выездных и камеральных проверок правильности исчисления и уплаты НДС.

* * *

Прежде чем переходить непосредственно к рассмотрению порядка исчисления и уплаты НДС, остановимся на правовом статусе документов, ссылки на которые читатель найдет на страницах книги.

Этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку далеко не все из использованных документов являются нормативными актами, т.е. обязательны к применению, и порождают соответствующие права и обязанности.

Однако знакомство с ненормативными актами, издаваемыми министерствами и ведомствами, также представляется целесообразным, поскольку они отражают позицию контролирующих органов (например, Минфина России, МНС России) по тем или иным спорным вопросам налогообложения и бухгалтерского учета.

Итак, прежде всего читатель столкнется с законодательными актами.

Среди них особое место занимает гл.21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса РФ и часть первая Налогового кодекса РФ.

Законы имеют высшую юридическую силу, и все остальные нормативные и ненормативные акты принимаются в соответствии с законами и не должны им противоречить.

Немаловажное значение имеют и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, которые обязательны для применения налогоплательщиками.

В настоящее время Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для налогоплательщиков, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законодательством о налогах и сборах, в том числе и Налоговым кодексом РФ (ст.4 НК РФ).

Так, например, в соответствии с п.3 ст.145 НК РФ МНС России утверждается форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (см. Приказ МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии с п.3 ст.80 части первой НК РФ формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.

Главой 21 НК РФ не были утверждены формы налоговых деклараций по НДС. В этой связи 3 июля 2002 г. МНС России был издан Приказ N БГ-3-03/338 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость".

Среди актов ненормативного характера, издаваемых министерствами и ведомствами, обращаем внимание прежде всего на Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, утвержденные Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, а также на письма Минфина России и МНС России.

Эти документы позволяют налогоплательщикам уяснить позицию контролирующих ведомств по тому или иному спорному вопросу. При этом следует учитывать, что эти документы не обязательны к применению и несоблюдение содержащихся в них рекомендаций не может повлечь за собой негативные последствия для налогоплательщика.

Особое место среди ненормативных актов занимают постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Любое лицо, чье право нарушено контрагентом по договору, действиями должностных лиц государственных органов либо любыми иными лицами, может обратиться в суд за защитой своих прав.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст.9 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

Президиум ВАС РФ разрешает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации.

Кроме того, Президиум ВАС РФ рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах информирует арбитражные суды (ст.16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Его точка зрения по тем или иным спорным вопросам имеет важное, а иногда и определяющее значение для нижестоящих судов.

Решение, принятое нижестоящим судом и не соответствующее той позиции, которой придерживается ВАС РФ по этой же проблеме, впоследствии может быть отменено Президиумом ВАС РФ.

РАЗДЕЛ 1. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДС

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст.19 НК РФ).

Плательщики НДС определены в ст.143 НК РФ. В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Термин "организация" раскрывается в ст.11 НК РФ.

К организациям, в частности, относятся:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Наряду с организациями плательщиками НДС названы индивидуальные предприниматели.

Термин "индивидуальные предприниматели" в целях налогообложения объединяет следующие категории граждан (ст.11 НК РФ):

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Каждая категория плательщиков налога рассматривается ниже более подробно.

1.1. Российские организации

Статус российских организаций - плательщиков НДС определяется в настоящее время лишь одним признаком - наличием статуса юридического лица по законодательству РФ.

В соответствии со ст.4 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) (п.3 ст.49 ГК РФ).

В зависимости от целей деятельности различают коммерческие и некоммерческие юридические лица.

Основная цель деятельности коммерческих юридических лиц - извлечение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.50 ГК РФ).

Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является целью деятельности. Эти организации, как правило, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Отметим, что начиная с 1 января 2001 г. (с даты вступления в силу гл.21 НК РФ) присвоение юридическому лицу статуса плательщика НДС не обусловлено соблюдением каких-либо дополнительных требований, поэтому некоммерческие организации признаются плательщиками налога независимо от того, осуществляют они производственную или иную коммерческую деятельность или нет.

Пример 1.1. Общественная организация инвалидов создана с целью оказания психологической и правовой помощи инвалидам. Предпринимательскую деятельность общественная организация не осуществляет. До 1 января 2001 г. организация не являлась плательщиком НДС.

После вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ - с 1 января 2001 г. - общественная организация, не осуществляющая предпринимательскую деятельность, приобрела статус плательщика НДС.

1.2. Иностранные организации

Наряду с российскими юридическими лицами плательщиками НДС являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее - иностранные налогоплательщики). При этом указанные организации признаются плательщиками НДС независимо от факта осуществления ими коммерческой деятельности на территории РФ.

Пример 1.2. Австрийская фирма открыла представительство на территории РФ. Представительство не осуществляет коммерческую деятельность, выполняя функции, связанные с представлением интересов фирмы в РФ и их защитой.

С 1 января 2001 г. представительство инофирмы является плательщиком НДС независимо от характера осуществляемой им деятельности.

Отметим, что обложение НДС иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, производится без учета ратифицированных международных договоров СССР или РФ с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, поскольку эти договоры не затрагивают вопросы, связанные с уплатой косвенных налогов, в том числе НДС.

Механизм налогообложения иностранных налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в РФ, и аналогичных организаций, не состоящих на учете в российских налоговых органах, различен.

Порядок постановки на учет иностранных организаций в налоговых органах определяется Налоговым кодексом РФ, а также Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-05/124.

Иностранным юридическим лицам присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма данного Свидетельства приведена в Приложении 8 к Приказу МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124.

Иностранные юридические лица, деятельность которых на территории РФ носит долговременный характер, т.е. работающие через отделения, представительства и состоящие на учете в российском налоговом органе с присвоением ИНН, осуществляют расчеты по НДС самостоятельно в том же порядке, что и российские предприятия.

Уплата НДС в бюджет иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах на территории РФ, осуществляется посредством налоговых агентов (подробнее см. с. 47).

Иностранные налогоплательщики имеют право на вычет сумм НДС, уплаченных ими при приобретении товаров (работ, услуг) или при ввозе товаров на территорию РФ для производственных целей или для осуществления иной деятельности (п.4 ст.171 НК РФ).

Указанные суммы НДС подлежат вычету (возврату) при соблюдении следующих условий:

- инофирма встала на учет в российских налоговых органах;

- налоговый агент удержал и перечислил в бюджет НДС из доходов данного иностранного налогоплательщика;

- приобретенные или ввезенные иностранным налогоплательщиком товары (работы, услуги) были использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных налоговому агенту, удержавшему НДС.

Налоговый кодекс РФ не приводит перечень документов, которые должен представить иностранный налогоплательщик в налоговые органы для подтверждения обоснованности вычета (возмещения из бюджета) "входного" НДС.

В этой связи отметим, что до 1 января 2001 г. иностранные налогоплательщики имели право на возмещение сумм НДС, уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию РФ, а также по материальным ресурсам производственного назначения (п.5 ст.7 Закона о НДС).

Возмещение уплаченных сумм налога иностранному предприятию производилось налоговым органом, в котором была произведена фактическая уплата НДС российским предприятием, после представления следующих документов:

- письменного заявления иностранной организации;

- контракта (копии контракта) с российским предприятием или приравненных к нему документов;

- платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС иностранной организацией.

Можно предположить, что и после 1 января 2001 г. для получения вычета (возмещения) иностранной организации необходимо представить в налоговые органы те же документы, что и до 1 января 2001 г.

Кроме того, иностранный налогоплательщик должен будет документально подтвердить, что товары (работы, услуги), при приобретении которых был уплачен "входной" НДС, предъявляемый к вычету, были использованы при производстве товаров (работ, услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту.

Довольно часто российские предприятия сталкиваются с трудностями при проведении переговоров с иностранными партнерами относительно цены контракта: возложение на иностранное юридическое лицо обязанности по уплате НДС может привести к тому, что реально полученная иностранным партнером сумма будет меньше контрактной цены на сумму удержанного НДС. Многие иностранные фирмы не соглашаются заключать контракт на таких условиях, и российские предприятия, чтобы не потерять контрагента, зачастую вынуждены платить НДС за счет своих источников.

Однако следует помнить, что в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Поэтому условие договора о возложении обязанности по уплате НДС за иностранное предприятие за счет средств российского контрагента не соответствует требованиям российского налогового законодательства.

В этой связи можно рекомендовать следующий порядок формирования контрактной цены на реализуемые товары (работы, услуги).

Цена контракта устанавливается по взаимному согласию сторон и может формироваться с учетом расходов, связанных с его выполнением, а также всех необходимых налогов. Поэтому с самого начала при заключении договора между российским и иностранным предприятием можно таким образом согласовать его условия, чтобы сумма, подлежащая перечислению иностранному юридическому лицу, учитывала налоги, подлежащие удержанию по законодательству РФ в момент выплаты дохода (НДС, налог на доходы). В этом случае в контракте будет указана цена, в которую включены все подлежащие удержанию и перечислению налоги.

При изменении налогового законодательства в период действия контракта к последнему может быть составлено дополнительное соглашение, оговаривающее изменение цены.

В счете, выставляемом иностранным юридическим лицом по контракту, также должна быть указана сумма, соответствующая цене контракта (с учетом всех налогов, подлежащих удержанию). Эта сумма и будет являться полным доходом иностранного юридического лица, подлежащим налогообложению в соответствии с действующим российским налоговым законодательством.

В контракте при этом должно быть оговорено, что если российское юридическое лицо обязано или становится обязанным по российскому законодательству произвести удержание налогов, то российское предприятие должно срочно уведомить об этом иностранного партнера, обеспечить вышеуказанные налоговые платежи и немедленно направить иностранной компании официальное подтверждение об осуществлении платежа.

1.3. Индивидуальные предприниматели

С 1 января 2001 г. плательщиками НДС стали индивидуальные предприниматели.

В соответствии со ст.11 НК РФ в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Индивидуальные предприниматели имеют особый гражданско-правовой статус, который был учтен законодательством о налогах и сборах (ст.11 НК РФ).

Специфика участия индивидуальных предпринимателей в гражданских и налоговых правоотношениях заключается в том, что они одновременно могут выступать и в качестве обычных граждан, и в качестве специального субъекта.

По этой причине в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются не любые физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых, а те из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Содержание термина "предпринимательская деятельность" в Налоговом кодексе РФ не раскрывается, поэтому воспользуемся определением, которое приведено в ст.2 ГК РФ (п.1 ст.11 НК РФ). Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Применительно к обязательствам индивидуального предпринимателя по исчислению и уплате НДС вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не может быть признан в качестве плательщика НДС в случае, если фактически предпринимательскую деятельность он не осуществляет.

2. Если индивидуальный предприниматель совершает действия (заключает сделки), не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, плательщиком НДС при осуществлении этих операций он не является.

Пример 1.3. Гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и оказывает юридические услуги. С 1 января 2001 г. гражданин является плательщиком НДС. В феврале 2001 г. гражданин продал принадлежавшую ему на праве собственности квартиру.

Операция по реализации квартиры является объектом обложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Однако при ее совершении налоговых обязательств по НДС у гражданина не возникает, поскольку сделка по отчуждению квартиры не связана с осуществлением гражданином предпринимательской деятельности.

Пример 1.4. Гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность по выполнению строительно-монтажных работ. С 1 января 2001 г. гражданин является плательщиком НДС. В мае 2001 г. гражданин построил садовый домик на принадлежащем ему дачном участке для себя и своей семьи.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления является объектом обложения НДС (пп.3 п.1 ст.146 НК РФ). Однако в рассматриваемой ситуации у индивидуального предпринимателя обязательств перед бюджетом по НДС не возникает, поскольку построенный им садовый домик предназначен для удовлетворения личных бытовых нужд гражданина и не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Внимание! Применение предпринимателем упрощенной системы налогообложения в течение 2001 - 2002 гг., в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), не освобождает его от уплаты НДС.

Согласно п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Соответственно, применение упрощенной системы налогообложения не предполагает освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты иных налогов, кроме подоходного налога (налога на доходы физических лиц).

Таким образом, в течение 2001 - 2002 гг. индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны уплачивать НДС в общеустановленном порядке (см. п.1.1 Методических рекомендаций по НДС).

Внимание! После 1 января 2003 г. предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не являются.

Это объясняется тем, что после 1 января 2003 г. порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.346.11 НК РФ переход индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему налогообложения освобождает их от обязанности уплачивать НДС (за исключением НДС, уплачиваемого на таможне при ввозе товаров в РФ).

Внимание! Плательщиками НДС не являются индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, в отношении тех видов деятельности, которые облагаются единым налогом.

Соответствующие нормы предусмотрены ст.1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (2001 - 2002 гг.), а также п.4 ст.346.26 НК РФ (гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ; применяется после 1 января 2003 г.).

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв