НДС-2006: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СТАРОГО НАЛОГА

Хиты: 142 | Рейтинг:

НДС-2006: НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ СТАРОГО НАЛОГА

ОТ АВТОРА

О грядущих изменениях в правилах исчисления и уплаты НДС говорили давно. Речь шла и об отмене всех льгот с одновременным уменьшением основной ставки НДС, и о переводе всех поголовно на метод определения выручки по отгрузке с одновременным освобождением от НДС авансовых платежей, и об ужесточении администрирования НДС, и еще много о чем.

И вот, наконец, свершилось. В ускоренном темпе были приняты два закона, вносящие изменения в гл. 21 НК РФ:

Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ);

Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ).

В действительности все оказалось гораздо масштабнее. Поправки были внесены практически во все статьи гл. 21 НК РФ, и многие правила, к которым мы уже привыкли, были переписаны, по сути, заново.

Большинство из внесенных изменений вступили в силу с 1 января 2006 г. Но есть и такие, которые будут применяться только с 1 января 2007 г.

Поправки, касающиеся правил исчисления НДС при реорганизации (см. с. 68), вступили в силу с 1 сентября (для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, - с 1 октября) 2005 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Предлагаемая книга позволит Вам быстро сориентироваться в новых правилах и без особых проблем перейти на новый порядок исчисления и уплаты НДС.

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Налогоплательщики - иностранные организации

Плательщиками НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ признаются не только российские, но и иностранные организации. Причем иностранные организации, которые стоят на учете в налоговых органах Российской Федерации, самостоятельно осуществляют все расчеты по НДС в том же порядке, что и российские налогоплательщики. Если же иностранная организация не состоит на налоговом учете в РФ, то за нее налог уплачивают лица, признаваемые налоговыми агентами.

Порядок постановки иностранных организаций на учет в качестве налогоплательщика определен в ст. 144 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 144 НК РФ установлено, что иностранная организация имеет право встать на налоговый учет по месту нахождения своего представительства в Российской Федерации. При этом не урегулированным оставался вопрос о порядке постановки на учет тех организаций, которые имеют на территории РФ несколько представительств (подразделений). Нужно ли в таком случае вставать на учет по месту нахождения каждого подразделения и платить налог отдельно за каждое подразделение?

С 1 января 2006 г. неопределенности в этом вопросе больше нет. Статья 144 дополнена новым п. 3, который предусматривает, что иностранная организация самостоятельно может выбрать одно подразделение, через которое будет уплачиваться налог по операциям всех подразделений, находящихся на территории РФ. Это же подразделение будет сдавать единую налоговую декларацию за все подразделения иностранной организации.

О своем выборе иностранная организация обязана письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения всех своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 НК РФ позволяет налогоплательщикам получить освобождение от уплаты НДС при выполнении двух условий:

1) сумма выручки за три календарных месяца не превышает установленного предела;

2) налогоплательщик не осуществляет реализацию подакцизных товаров.

С 1 января 2006 г. увеличен предельный размер выручки, позволяющий получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ. До 1 января 2006 г. для получения освобождения размер выручки за три месяца подряд не должен был превышать 1 млн руб. После этой даты потолок повышается в два раза - до 2 млн руб.

Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (ст. 24 НК РФ).

Применительно к НДС расчеты с бюджетом по данному налогу осуществляются налоговыми агентами в случаях реализации:

- иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ);

- органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);

- на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ).

С 1 января 2006 г. расширен перечень оснований, по которым организация (предприниматель) признается налоговым агентом по НДС.

Налоговыми агентами теперь признаются посредники, реализующие на территории РФ товары, принадлежащие иностранным лицам, не состоящим на налоговом учете в качестве налогоплательщиков, и принимающие участие в расчетах за эти товары (п. 5 ст. 161 НК РФ в новой редакции).

Обратите внимание! НДС в этом случае необходимо накручивать сверху на стоимость реализуемых товаров и уплачивать его в бюджет в общеустановленном порядке (в момент либо получения аванса от покупателя, либо отгрузки товаров - в зависимости от того, что произошло раньше) (п. 15 ст. 167 НК РФ в новой редакции).

Суммы НДС, уплаченные посредником - налоговым агентом в бюджет, к вычету у него не принимаются. При реализации товаров конечным покупателям налоговый агент (посредник) выписывает им счета-фактуры, в которых указывает сумму НДС, начисленную на стоимость реализуемых товаров. На основании этих счетов-фактур вычетами будут пользоваться покупатели товаров.

В аналогичном порядке с 2006 г. должны действовать и лица, реализующие на территории Российской Федерации конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

ОПЕРАЦИИ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(ЛЬГОТЫ ПО НДС)

Перечень льгот, предусмотренных ст. 149 НК РФ, также подвергся значительной переработке.

Так, например, в пп. 17 п. 2 ст. 149 добавлена льгота в отношении таможенных сборов за хранение.

Льгота, предусмотренная пп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении тотализаторов и других основанных на риске игр, с 1 января 2006 г. распространена и на предпринимателей (сейчас этой льготой могут пользоваться только организации).

Добавлены новые льготы для нотариусов (пп. 15.1 п. 3 ст. 149 НК РФ), в отношении путевок в детские оздоровительные лагеря (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ), операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов (пп. 24 п. 3 ст. 149 НК РФ).

На одной новой льготе остановимся подробнее.

В п. 3 ст. 149 НК РФ с 1 января 2006 г. добавлен новый пп. 25, который предусматривает освобождение от налогообложения операций по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Таким образом, фактически ставится точка в споре о том, нужно ли вообще начислять НДС на стоимость товаров (рекламной продукции), раздаваемых бесплатно в рамках проведения рекламных акций. Вводя эту новую льготу, законодатель косвенным образом подтвердил, что рекламная раздача товаров является объектом обложения НДС.

Отметим, что налоговые органы (см. Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18) и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52) всегда настаивали на том, что бесплатная раздача товаров в рекламных целях при исчислении НДС должна рассматриваться как безвозмездная передача товаров и, следовательно, должна облагаться НДС.

При этом нужно иметь в виду, что, по мнению Минфина России, НДС нужно начислять на все виды бесплатно раздаваемой рекламной и сувенирной продукции (авторучки, листовки, буклеты, нагрудные значки, брелоки, футболки и т.п.). Такая позиция отражена, например, в Письмах Минфина России от 15.08.2005 N 03-04-05/13, от 01.03.2005 N 03-04-11/43, от 25.11.2004 N 03-04-11/209 и от 26.11.2004 N 03-04-11/211.

С 2006 г. при бесплатной раздаче малоценных (до 100 руб.) товаров НДС можно не начислять. В итоге из-под налогообложения выводятся бесплатно раздаваемые недорогие сувениры (ручки, брелоки, календари и т.п.), а также всевозможные листовки, буклеты и другие рекламные материалы, что, конечно, не может не радовать.

Но, с другой стороны, нужно помнить, что "входной" НДС по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении не облагаемых НДС операций, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости этих товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому с введением этой льготы налогоплательщики лишаются права на вычет "входного" НДС, относящегося к стоимости бесплатно розданных товаров (работ, услуг), попавших под действие этой льготы.

Пример 1. Организация в январе 2006 г. заказала изготовление рекламных буклетов в количестве 10 000 шт. на общую сумму 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Кроме того, организация оплатила счет рекламного агентства за разработку макета этого буклета на сумму 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.).

В январе буклеты были изготовлены и организация в рамках выставки-ярмарки бесплатно распространила эти буклеты среди посетителей выставки.

В данном случае расходы на изготовление одного буклета составили 2,3 руб. (без учета НДС). Поэтому стоимость бесплатно розданных буклетов в налоговую базу по НДС не включается и НДС не облагается.

В то же время организация не может предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную при изготовлении буклетов. Соответственно в состав рекламных расходов необходимо списать стоимость бесплатно розданных буклетов вместе с "входным" НДС:

23 600 руб. + 3540 руб. = 27 100 руб.

Если к моменту бесплатной раздачи "входной" НДС уже был предъявлен к вычету, то его необходимо восстановить и уплатить в бюджет, как этого требует новый пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. Восстановленная сумма НДС подлежит включению в состав прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

В связи с появлением этой новой льготы обратим внимание на следующий важный момент.

Льгота распространяется не на любую бесплатную раздачу товаров (работ, услуг), а лишь на ту, которая производится в рекламных целях.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

То есть для признания тех или иных расходов рекламными соответствующая информация должна распространяться среди неопределенного круга лиц. Этот факт постоянно подчеркивают представители налоговых органов.

Так, многие организации практикуют различные рассылки (раздачи) информации о реализуемых ими товарах, работах, услугах (в виде листовок, буклетов, каталогов и т.п.). Расходы на проведение таких рассылок (раздач) могут быть признаны рекламными только в том случае, если перечень получателей информации заранее не определен. Это могут быть, например, безадресные почтовые рассылки, когда по договору со сторонним исполнителем осуществляется раскладка определенного количества листовок (буклетов) по почтовым ящикам потенциальных потребителей. Или рекламная информация может распространяться путем выкладки в магазинах, офисных зданиях, других местах - там, где она доступна потенциальным клиентам.

Если же рекламная информация распространяется среди заранее определенного перечня лиц, то понесенные расходы рекламой признать нельзя.

В Письме УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 20-08/16391 указано, что расходы на проведение адресной почтовой рассылки (имеется в виду ситуация, когда рассылка проводится по имеющейся базе данных потенциальных клиентов) не относятся к расходам на рекламу, поскольку рассылаемая информация предназначена для конкретных лиц.

Не является рекламой и раздача образцов продукции (рекламных буклетов) контрагентам, с которыми вы работаете, поскольку в этом случае опять же распространение рекламной информации осуществляется среди определенного круга лиц (Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).

Еще раз повторим: введенной с 1 января 2006 г. льготой по НДС можно воспользоваться только в том случае, если стоимость бесплатно розданных малоценных (менее 100 руб. за единицу) товаров (работ, услуг) можно признать расходами на рекламу.

Если же речь идет о бесплатной раздаче товаров (работ, услуг) заранее определенному кругу лиц, то независимо от стоимости бесплатно раздаваемых товаров (работ, услуг) их рыночную цену придется включать в налоговую базу по НДС. То есть льгота на такие ситуации не распространяется.

МОМЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

До 1 января 2006 г. налогоплательщики имели право самостоятельно выбирать для себя момент определения налоговой базы из двух вариантов:

1) по отгрузке;

2) по оплате.

Выбранный момент определения налоговой базы фиксировался в приказе об учетной политике для целей налогообложения на соответствующий год.

После 1 января 2006 г. у налогоплательщиков больше нет права выбора в этом вопросе: все плательщики НДС должны определять выручку для целей исчисления НДС исключительно по отгрузке.

При этом как общее правило (за двумя исключениями, о которых мы скажем ниже) сохраняется обязанность уплачивать НДС при получении авансовых платежей в счет предстоящей отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы признается более ранняя из двух дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Итак, если отгрузка товаров (работ, услуг) покупателю происходит до момента оплаты, то НДС платится в бюджет в момент отгрузки.

При получении авансовых платежей НДС платится в бюджет в момент получения денег. При последующей отгрузке НДС нужно начислить исходя из всей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) с одновременным вычетом НДС, исчисленного при получении аванса.

Пример 2. В январе 2006 г. организации А (покупатель) и Б (поставщик) заключили договор поставки товаров на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).

В январе от покупателя поступил аванс в размере 59 000 руб. Отгрузка товаров была произведена в адрес покупателя в феврале. В марте от него поступила оставшаяся сумма оплаты в размере 59 000 руб.

Поставщик (организация Б) в январе 2006 г. начисляет НДС с поступившего аванса в размере 59 000 руб. В феврале при отгрузке товаров в адрес покупателя поставщик начисляет НДС со всей стоимости отгруженных товаров. В этот момент он ставит к вычету НДС, исчисленный при получении аванса.

В бухгалтерском учете поставщика должны быть сделаны следующие проводки.

Январь:

Д-т счета 51 - К-т счета 62 - 59 000 руб. - поступил аванс от организации А;

Д-т счета 62 - К-т счета 68 - 9000 руб. - начислен НДС с суммы поступившего аванса (59 000 х 18/118).

Февраль:

Д-т счета 62 - К-т счета 90 - 118 000 руб. - отражена стоимость отгруженных товаров;

Д-т счета 90 - К-т счета 68 - 18 000 руб. - начислен НДС со всей стоимости отгруженных товаров;

Д-т счета 68 - К-т счета 62 - 9000 руб. - предъявлена к вычету сумма НДС, исчисленная при получении аванса.

Март:

Д-т счета 51 - К-т счета 62 - 59 000 руб. - поступила оставшаяся часть оплаты от организации А.

Порядок налогообложения авансовых платежей

До 1 января 2006 г. обязанность уплачивать НДС при получении авансов вытекала из ст. 162 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежали включению в оборот, облагаемый НДС.

С 1 января 2006 г. пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ утратил свою силу. Однако одновременно с 1 января 2006 г. вступила в силу поправка, внесенная в п. 1 ст. 154 НК РФ. Эта поправка предусматривает включение в налоговую базу полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В итоге фактически все осталось по-прежнему. И хотя термин "авансы" теперь в гл. 21 НК РФ не фигурирует, а вместо него используется понятие "оплата, частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)", суть от этого не меняется - авансовые платежи подлежат включению в налоговую базу по НДС. Таково общее правило.

Авансы, не облагаемые НДС

Из общего правила всегда бывают исключения. В отношении авансов гл. 21 НК РФ предусмотрено два исключения, т.е. две ситуации, когда авансовые платежи налогом не облагаются.

Во-первых, освобождены от налогообложения авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых НДС по ставке 0% (п. 9 ст. 154 НК РФ в новой редакции).

Это, конечно же, великое послабление для всех экспортеров. После 1 января 2006 г. им уже не нужно уплачивать НДС при получении авансов в счет предстоящей поставки товаров на экспорт. НДС придется заплатить в бюджет только в том случае, если в течение 180 дней с момента отгрузки товаров на экспорт в налоговый орган не будут представлены документы, подтверждающие факт экспорта (предусмотренные ст. 165 НК РФ).

Во-вторых, еще одной категории налогоплательщиков предоставлено право не платить НДС при получении авансов и предоплат. Это производители товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

При получении авансов в счет предстоящей поставки таких товаров (работ, услуг) налогоплательщик может воспользоваться предоставленным ему правом не платить НДС с суммы поступившего аванса. В этом случае НДС уплачивается только в момент отгрузки товаров (работ, услуг) с полной стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) (п. 13 ст. 167 НК РФ в новой редакции).

Налогоплательщики сами должны решать, пользоваться им правом, предоставленным п. 13 ст. 167 НК РФ, или нет. При этом нужно иметь в виду, что эта "льгота" обставлена кучей дополнительных условий и ограничений, которые могут свести к минимуму всю "прелесть" от ее использования:

1) товары (работы, услуги) должны быть включены в перечень, определяемый Правительством РФ;

2) у налогоплательщика должен быть документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя. Его выдает федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов. Документ подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью этого органа <*>;

3) при получении аванса в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить заключенный с покупателем контракт и документ, подтверждающий длительность производственного цикла (см. выше);

4) налогоплательщик должен вести раздельный учет осуществляемых операций и сумм "входного" НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций;

5) суммы "входного" НДС могут быть предъявлены к вычету только в момент определения налоговой базы, т.е. в тот момент, когда налогоплательщик отгрузит покупателю товары (работы, услуги) и начислит НДС на их полную стоимость.

--------------------------------

<*> Таким федеральным органом является Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 284).

* * *

Обратим внимание на одну проблему.

Раньше, когда авансовые платежи были указаны в ст. 162 НК РФ, на них в полной мере распространялось действие п. 2 ст. 162 НК РФ.

Согласно этому пункту не облагаются НДС средства, поступающие в связи с реализацией товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, а также тех товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ не является территория Российской Федерации.

Соответственно до 1 января 2006 г. однозначно можно было утверждать, что не надо платить НДС с авансов, поступивших в счет:

- предстоящей поставки товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;

- предстоящей поставки товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не является <*>.

--------------------------------

<*> Порядок определения места реализации товаров (работ, услуг) установлен ст. ст. 147 и 148 НК РФ.

После 1 января 2006 г. авансовые платежи "перекочевали" из ст. 162 в ст. 154 НК РФ. Следовательно, положение п. 2 ст. 162 НК РФ на них уже не распространяется. А в ст. 154 НК РФ подобных норм нет.

Неизбежно возникает вопрос: значит ли это, что после 1 января 2006 г. авансы, поступающие, например, в счет предстоящей поставки льготируемых (не облагаемых НДС) товаров (работ, услуг), нужно облагать НДС?

По нашему мнению, нет.

Ведь в ст. 154 НК РФ четко указано, что при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. Значит подразумевается, что в сумме поступившего авансового платежа присутствует НДС.

Если же реализуемые товары (работы, услуги) НДС не облагаются (в связи с применением льготы по ст. 149 НК РФ или в связи с тем, что местом их реализации не является территория Российской Федерации), то поступивший авансовый платеж не содержит в себе сумму НДС. Следовательно, такой авансовый платеж в налоговую базу по НДС включать не нужно. Но все же исключить вероятность возникновения спора с налоговым органом в такой ситуации нельзя.

Вычет НДС, исчисленного при получении аванса

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при получении авансовых платежей, исчисляется по расчетным налоговым ставкам 10/110 и 18/118 в зависимости от того, по какой ставке облагаются налогом реализуемые налогоплательщиком товары (работы, услуги).

В бухгалтерском учете получение авансов отражается проводками:

Д-т счета 51 (50, 52) - К-т счета 62/"Авансы полученные" - поступил аванс;

Д-т счета 62/"Авансы полученные" - К-т счета 68/"НДС" - начислен НДС по соответствующей расчетной ставке от суммы поступившего аванса.

Сумму НДС, исчисленную при получении аванса, можно в дальнейшем предъявить к вычету (п. 8 ст. 171 НК РФ).

Вычет возможен в двух случаях:

1) при отгрузке соответствующих товаров (работ, услуг) (п. 6 ст. 172 НК РФ);

2) при возврате соответствующих сумм авансовых платежей в связи с изменением условий либо расторжением соответствующего договора (п. 5 ст. 171 НК РФ).

При отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной предоплаты в бухгалтерском учете делаются проводки:

Д-т счета 62/"Расчеты с покупателем" - К-т счета 90 - отражена стоимость отгруженных товаров (работ, услуг);

Д-т счета 90 - К-т счета 68/"НДС" - начислен НДС со стоимости отгруженных товаров (работ, услуг);

Д-т счета 62/"Авансы полученные" - К-т счета 62/"Расчеты с покупателем" - зачтена сумма поступившей ранее предоплаты;

Д-т счета 68/"НДС" - К-т счета 62/"Авансы полученные" - предъявлен к вычету НДС, исчисленный при получении аванса.

При возврате полученного аванса покупателю в бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Д-т счета 62/"Авансы полученные" - К-т счета 50 (51, 52) - сумма ранее поступившего аванса возвращена покупателю;

Д-т счета 68/"НДС" - К-т счета 62/"Авансы полученные" - предъявлен к вычету НДС, исчисленный и уплаченный при получении аванса.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв