НДС 2008. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ

Хиты: 149 | Рейтинг:

НДС 2008. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

У вас в руках очередное издание книги "НДС. Практика исчисления", которая выпускается ежегодно.

В этой книге вы найдете все нюансы исчисления НДС в 2008 г. с учетом изменений, внесенных в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

Что нового приготовил 2008 г. для плательщиков НДС?

Во-первых, нужно не забыть в первом квартале 2008 г. завершить расчеты с бюджетом по НДС в части старых долгов (дебиторской и кредиторской задолженности, возникшей до 1 января 2006 г.).

Во-вторых, в 2008 г. появились новые льготы по НДС.

В-третьих, изменения в очередной раз коснулись порядка применения вычетов при осуществлении расчетов без использования денежных средств (взаимозачет, товарообмен, расчеты ценными бумагами).

В-четвертых, все налогоплательщики перешли на поквартальную уплату НДС. А это, в свою очередь, повлияло на порядок ведения раздельного учета "входного" НДС при осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС видов деятельности.

Ну и, конечно же, не обошлось без новых разъяснений налоговых органов и Минфина России, которые отражают взгляд налоговиков на порядок исчисления НДС в тех или иных конкретных ситуациях.

В этой книге вы найдете всю самую актуальную информацию по вопросам, связанным с исчислением и уплатой НДС в 2008 г.:

- комментарии ко всем изменениям;

- анализ позиции налоговых органов по сложным и спорным вопросам с учетом современной арбитражной практики;

- рекомендации по решению проблем, не урегулированных на нормативном уровне.

Работу с книгой значительно облегчают практические цифровые примеры с бухгалтерскими проводками, а также условные обозначения, помещенные в текст книги:

- Внимание! Важная информация!

- Внимание! Спорный (сложный) вопрос!

- Внимание! Важное судебное решение!

Опытный бухгалтер найдет в этой книге пути решения многих проблем. Если же вы работаете недавно, эта книга "подружит" вас с НДС и поможет избежать ненужных ошибок.

Глава 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с НК РФ, возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ).

Плательщики НДС определены в ст. 143 НК РФ. В качестве таковых названы организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Термин "организация" раскрывается в ст. 11 части первой НК РФ.

К организациям, в частности, относятся:

- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ;

- международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Наряду с организациями, плательщиками НДС названы индивидуальные предприниматели.

Термин "индивидуальные предприниматели" в целях налогообложения объединяет следующие категории граждан (ст. 11 НК РФ):

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ниже мы более подробно остановимся на каждой категории плательщиков налога.

1.1. Налогоплательщики

1.1.1. Российские организации

Статус российских организаций - плательщиков НДС определяется в настоящее время лишь одним признаком - наличием статуса юридического лица по законодательству РФ.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц) (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В зависимости от целей их деятельности различают коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ).

Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является целью деятельности. Эти организации, как правило, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются любые организации, как коммерческие, так и некоммерческие. При этом некоммерческие организации признаются плательщиками НДС независимо от того, осуществляют они производственную или иную коммерческую деятельность или нет.

Кроме того, следует учитывать, что ст. 143 НК РФ не устанавливает никаких исключений в отношении органов, входящих в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Поэтому при осуществлении органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, налог уплачивается ими в бюджет в общеустановленном порядке.

Этого подхода придерживаются налоговые органы (Письмо Минфина России от 30.11.2007 N 03-03-04/7). В частности, такое разъяснение было дано Минфином России в адрес Департамента промышленности и транспорта Мурманской области (Письмо Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/616).

Отметим, что многих "сбивает с толку" п. 3 ст. 161 НК РФ. В нем говорится о том, что при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возложена на арендаторов имущества. Однако данный порядок уплаты НДС применяется только в случае предоставления органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления имущества в аренду. При осуществлении ими иных операций, признаваемых объектом налогообложения, уплачивать в бюджет налог и выставлять счета-фактуры должны именно эти органы (Письма Минфина России от 24.08.2007 N 03-07-15/122 и ФНС России от 17.10.2007 N ШТ-6-03/785@).

1.1.2. Иностранные организации

Наряду с российскими юридическими лицами плательщиками НДС являются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (далее - иностранные налогоплательщики). Указанные организации признаются плательщиками НДС независимо от факта осуществления ими коммерческой деятельности на территории РФ.

При этом на период с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 г. не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (п. 2 ст. 143 НК РФ в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ).

Внимание! Важная информация! Обложение налогом на добавленную стоимость иностранных лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, производится без учета ратифицированных международных договоров СССР или РФ с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, поскольку эти договоры не затрагивают вопросы, связанные с уплатой косвенных налогов, в том числе НДС.

Обратите внимание! Механизм налогообложения иностранных налогоплательщиков зависит от того, состоят они на налоговом учете в РФ или нет.

Уплата НДС в бюджет иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах на территории РФ, осуществляется посредством налоговых агентов (см. подробнее гл. 2).

Иностранные организации, состоящие на учете в российском налоговом органе с присвоением ИНН, самостоятельно осуществляют расчеты по НДС в том же порядке, что и российские организации.

Порядок постановки иностранных организаций на учет в качестве налогоплательщика определен в ст. 144 НК РФ, а также в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Иностранным юридическим лицам присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них.

При этом согласно п. 3 ст. 144 НК РФ иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации несколько подразделений, самостоятельно выбирает одно подразделение (так называемое уполномоченное подразделение), через которое будет уплачиваться НДС по операциям всех подразделений, находящихся на территории РФ. Это же подразделение сдает в налоговую инспекцию единую Декларацию по НДС, в которой отражаются данные обо всех подразделениях иностранной организации, находящихся на территории Российской Федерации.

О выборе уполномоченного подразделения иностранная организация обязана письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения всех своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ.

В состав единой Декларации, которая сдается в налоговый орган по месту нахождения уполномоченного подразделения, обязательно включается разд. 4 "Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету, иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через свои подразделения (представительства, отделения)".

Поскольку подразделения (представительства, филиалы) иностранных организаций, состоящие на учете в налоговых органах на территории РФ, признаются самостоятельными плательщиками НДС, на них возлагается обязанность выставлять своим покупателям счета-фактуры на стоимость реализуемых ими товаров (работ, услуг).

Порядок оформления счетов-фактур, выставляемых представительствами (филиалами) иностранных организаций, разъяснен в Письме ФНС России от 15.10.2007 N 03-4-03/1997. В частности, в нем указано, что в строках 2, и 3 счетов-фактур указываются наименование представительства (филиала) иностранной организации и адрес местонахождения в Российской Федерации в соответствии с заявлением о постановке на учет по форме N 2001И, утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

1.1.3. Индивидуальные предприниматели

В соответствии со ст. 11 НК РФ в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Обратите внимание! С 1 января 2007 г. частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не признаются индивидуальными предпринимателями (соответствующие поправки внесены в ст. 11 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ). Поэтому с 1 января 2007 г. эти лица не признаются плательщиками НДС.

Специфика участия индивидуальных предпринимателей в гражданских и налоговых правоотношениях заключается в том, что они одновременно могут выступать и в качестве обычных граждан, и в качестве специального субъекта. Именно по этой причине в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются не любые физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых, а те из них, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Содержание термина "предпринимательская деятельность" НК РФ не раскрывает, поэтому воспользуемся определением, которое приведено в ст. 2 ГК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Применительно к обязательствам индивидуального предпринимателя по исчислению и уплате НДС вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не может быть признан в качестве плательщика НДС в случае, если фактически предпринимательскую деятельность он не осуществляет.

2. Если индивидуальный предприниматель совершает действия (заключает сделки), не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, плательщиком НДС при осуществлении этих операций он не является.

Пример 1.1. Гражданин зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и оказывает юридические услуги. В феврале 2008 г. гражданин продал принадлежавший ему на праве собственности автомобиль.

Операция по реализации автомобиля является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), однако при ее совершении у гражданина не возникает налоговых обязательств по НДС, поскольку сделка по отчуждению автомобиля не связана с осуществлением им предпринимательской деятельности.

1.2. Освобождение от исполнения обязанностей

налогоплательщика

Глава 21 НК РФ предусматривает такой институт налогового права, как освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Его суть заключается в том, что налогоплательщикам, как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении определенных условий предоставлена возможность не исчислять и не уплачивать в бюджет НДС.

Статьей 145 НК РФ установлено два условия, одновременное выполнение которых необходимо для того, чтобы налогоплательщик имел право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС:

1) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика без НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает в совокупности 2 млн руб.;

2) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев налогоплательщик не осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Вновь созданные организации (вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели) могут претендовать на получение освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС только по истечении трех месяцев с момента их государственной регистрации. Ведь чтобы определить, соответствует налогоплательщик условиям, установленным ст. 145 НК РФ, или нет, он должен проработать как минимум три месяца. Аналогичная позиция изложена в Письме УМНС России по Московской области от 05.06.2002 N 08-03-2.

А вот отсутствие выручки в течение трех последовательных месяцев, предшествующих месяцу, с которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты НДС, не может служить препятствием для получения освобождения.

Сумма выручки в этом случае равна нулю, то есть меньше установленного предела, что соответствует условию, необходимому для получения освобождения.

Такой же позиции придерживаются и судебные инстанции (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 02.05.2007 N Ф09-3020/07-С2, Московского округа от 05.03.2002 N КА-А40/1130-02, Поволжского округа от 16.10.2001 N А49-3065/01-119АК/7).

1.2.1. Определение размера выручки

При определении размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ необходимо принимать в расчет стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), независимо от факта их оплаты.

Внимание! Важная информация! Для целей получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, в том числе по ставке НДС в размере 0%, так и не облагаемых налогом.

Пример 1.2. За октябрь - декабрь 2007 г. организация получила выручку от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС в размере 2 200 000 руб., в том числе:

- выручка от реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемая от НДС в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, - 2 100 000 руб.;

- выручка от реализации услуг по перевозке грузов, облагаемая НДС, - 100 000 руб. (без учета НДС).

В рассматриваемой ситуации сумма выручки, облагаемой НДС, за три месяца составила всего 100 000 руб. (без НДС). Однако общая сумма выручки за этот период с учетом суммы льготируемой выручки составила 2 200 000 руб. Поэтому организация не имеет права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

В целях применения ст. 145 НК РФ в состав выручки включаются также обороты по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ.

При определении размера выручки для целей получения освобождения в расчет не принимаются следующие суммы:

1) предоплаты (авансы), полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг), полученная в рамках осуществления деятельности, облагаемой ЕНВД (Письмо Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/72);

3) средства, связанные с расчетами по оплате за товары (работы, услуги), включаемые в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ (штрафные санкции и т.п. суммы).

Кроме того, для целей получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в расчет не принимается налоговая база, исчисленная по иным операциям, признаваемым объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 - 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, а именно:

- по операциям по передаче товаров (работ, услуг) безвозмездно;

- по операциям по передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления;

- по выполнению строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления;

- по операциям, связанным с ввозом товаров на таможенную территорию РФ;

- по операциям, осуществляемым налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Пример 1.3. Налоговая база организации по НДС за январь - март 2008 г. составила 6 500 000 руб., в том числе:

- выручка от реализации товаров (без НДС) - 1 900 000 руб.;

- сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящей поставки товаров, - 2 600 000 руб.;

- стоимость СМР, выполненных для собственного потребления, - 2 000 000 руб.

Поскольку при определении предельных размеров выручки в целях получения освобождения от уплаты НДС учитывается только выручка от реализации товаров (работ, услуг), которая в данном случае составляет 1 900 000 руб., то есть менее 2 млн руб., организация вправе претендовать на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика с 1 апреля 2008 г.

1.2.2. Реализация подакцизных товаров

В ст. 145 НК РФ в качестве одного из условий получения освобождения от уплаты НДС названо отсутствие фактов реализации подакцизных товаров.

Долгое время на практике это требование трактовалось следующим образом: любой (даже единичный) случай реализации подакцизных товаров (сырья) лишает налогоплательщика возможности применять освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

Однако в конце 2002 г. ситуация кардинально изменилась.

Этот вопрос стал предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. И КС РФ указал на то, что реализация подакцизных товаров не лишает налогоплательщика права на освобождение от уплаты НДС в отношении операций по реализации неподакцизных товаров (работ, услуг) (см. Определение КС РФ от 10.11.2002 N 313-О).

Таким образом, налогоплательщик, реализующий как подакцизные, так и неподакцизные товары (работы, услуги), может пользоваться освобождением от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ при условии, что он:

1) наладил раздельный учет операций по реализации подакцизных и неподакцизных товаров;

2) применяет освобождение от уплаты НДС только в части реализации неподакцизных товаров (работ, услуг), а также иных операций, признаваемых объектом обложения НДС в соответствии с пп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 НК РФ;

3) уплачивает НДС в общеустановленном порядке в части реализации подакцизных товаров (если только по этой деятельности он не уплачивает ЕНВД).

1.2.3. Как воспользоваться правом на освобождение

Освобождение от уплаты НДС можно получить начиная с 1-го числа любого месяца (совсем не обязательно, чтобы это был первый месяц года или квартала).

Внимание! Важная информация! Чтобы реализовать свое право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, организации (предпринимателю) не нужно получать разрешение налогового органа. Это делается в уведомительном порядке.

Налогоплательщик, желающий освободиться от исполнения обязанностей плательщика НДС, должен представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй НК РФ". Образец заполнения этого уведомления приведен на с. 19.

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв