ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ 2007

Хиты: 134 | Рейтинг:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ 2007

ОТ АВТОРА

В пособии освещена процедура, с которой регулярно сталкивается любой налогоплательщик, - представления отчетности в налоговый орган. Несмотря на очевидную простоту подобного рода мероприятия, налогоплательщик зачастую сталкивается с рядом проблем. Автор пособия рассматривает основные этапы приема, обработки, проверки представленных деклараций, дает рекомендации по наиболее спорным и актуальным вопросам, возникающим при сдаче налоговой отчетности.

Автор рассматривает лишь наиболее труднопонимаемые и (или) не нашедшие широкого отражения в специализированной литературе вопросы. В пособии приводится большое количество примеров, в том числе из арбитражной практики, отражается позиция Минфина России и налоговых органов.

Несколько слов о структуре пособия. Каждый его раздел автономен, поэтому его можно читать выборочно, на каких-то ситуациях останавливаясь, а какие-то пропуская. Пособие принципиально отличается от традиционной бухгалтерской литературы, прежде всего, подачей и структурой материала, доступным языком.

Отмечу, что, представляя налоговую отчетность за 2006 г., налогоплательщику предстоит столкнуться с рядом серьезных трудностей, - ведь эта процедура, начиная с 1 января 2007 г., претерпит существенные изменения, а представлять налоговую отчетность за 2006 г. придется именно после 1 января 2007 г.

Трудности связаны с тем, что Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) в процедуры составления и представления налоговой отчетности были внесены существенные изменения. Большая часть этих изменений вступает в силу именно с 1 января 2007 г., отдельные положения Закона N 137-ФЗ вступают в силу в более поздние даты.

В рамках данной главы автор предельно подробно рассматривает все нововведения в указанные процедуры представления отчетности.

Пособие подготовлено с использованием нормативно-правовых актов по состоянию на 25.10.2006.

Наиболее важные, с точки зрения автора, смысловые моменты комментария выделяются значками "Внимание!", "Актуальная проблема", "Официальная позиция", "Арбитражная практика".

Автор надеется, что предлагаемое пособие будет полезно руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, налоговым юристам, сотрудникам налоговых органов.

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ

1.1. Формы представления налоговых деклараций

Обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы вытекает из пп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

"Способы представления отчетности"

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:

- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения;

- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам их представления в электронном виде.

"Обязательность представления декларации в электронном виде"

В п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) закреплена норма, согласно которой налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

"Внимание!"

Однако, следует обратить внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона N 137-ФЗ норма, указанная в п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), применяется до 1 января 2008 г. в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек.

Заметим, что до вступления в силу Закона N 137-ФЗ для всех категорий налогоплательщиков представление отчетности в электронном виде было правом, а не обязанностью налогоплательщика. При этом официальные органы проводили большую агитационную работу по переходу налогоплательщиков на подачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, описывая многочисленные преимущества такого способа представления отчетности (см., например, Письмо Минфина России от 28.01.2005 N 03-02-07/1-12).

Кроме этого, в ряде регионов утверждаются специальные планы мероприятий по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей к представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи (см., например, Приказ Управления ФНС России по г. Москве от 28.10.2005 N 441).

Каковы преимущества и недостатки этого способа?

Безусловно, представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи позволяет более оперативно осуществлять обмен информацией между налогоплательщиком и налоговым органом. Отчетность становится более достоверной, так как программа, которая используется для формирования файлов с отчетностью, позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок.

Недостатком является то, что в электронном виде в налоговый орган могут быть представлены только сами формы отчетности. А документы, которые могут быть дополнительно запрошены налоговым органом в рамках камеральной проверки в налоговый орган по-прежнему нужно будет представлять в бумажном виде.

1.2. Представление отчетности на бумажных носителях

лично или через уполномоченного представителя

либо в виде почтового отправления

Напомним, что в соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

"Внимание!"

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

"Доверенность"

Пунктом 1 ст. 185 ГК РФ определено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Кроме этого, в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

"Официальная позиция"

Управление МНС России по г. Москве в Письме от 24.06.2003 N 11-04/33517 разъяснило, что оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено.

"Внимание!"

При оформлении доверенности обратите особое внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. На этом основании налоговый орган может не принять налоговые декларации.

"Внимание!"

Как разъяснено в Письме Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-06-03/08 индивидуальный предприниматель должен заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в налоговый орган.

Дело в том, что в данной ситуации, по мнению Минфина России, бухгалтер является представителем налогоплательщика - физического лица, который в силу п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Итак, принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности от налогоплательщиков (их представителей) производится работниками отдела работы с налогоплательщиками.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

"Актуальная проблема"

В случае если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, одной из наиболее частых ошибок налогоплательщиков является направление налоговых деклараций письмом без описи вложения, а обычным заказным письмом. В таком случае налогоплательщик рискует попасть в ситуацию, если письмо не получит налоговый орган, то на него будет наложен штраф. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимом отправления является именно необходимая форма отчетности.

"Официальная позиция"

Указанная позиция нашла свое отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. - первое полугодие 2004 г., доведенного Письмом Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, а именно: "В соответствии с п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Направление декларация заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный п. 2 ст. 80 НК РФ, а именно: отсутствует опись вложения".

"Арбитражная практика"

Заметим, что арбитражные суды, зачастую, не разделяют такой позиции и указывают, что отсутствие описи вложения не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации.

Пример. Суть дела.

Налогоплательщик направил по почте налоговую декларацию по ЕНВД. Налоговый орган вернул налоговую декларацию по причине отсутствия описи вложения. Налогоплательщик повторно направил налоговую декларацию, сопроводив направление описью вложения, однако декларация была направлена за пределами срока представления соответствующей декларации, установленного НК РФ. Налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Позиция суда.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Пунктом 6 ст. 80 НК РФ предусмотрена обязанность представления налогоплательщиком налоговой декларации в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Из п. 3 ст. 346.32 НК РФ следует, что налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Как установлено арбитражным судом, налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход за 9 месяцев 2004 г. была направлена обществом 20.10.2004, то есть в пределах срока, установленного действующим законодательством. Данный факт подтверждается уведомлением о вручении документов от 20.10.2004 и квитанцией почтового отправления.

Доводы налогового органа о том, что обществом не соблюдены положения п. 2 ст. 80 НК РФ, которые предусматривают необходимость отправки налоговой декларации по почте с отметкой почтового отделения на описи вложения, являются необоснованными.

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации и из ее текста не следует, что при направлении декларации заказным письмом по почте отсутствие описи вложения является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации.

НК РФ, Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725, действовавшие на момент возникновения спорного правоотношения, а также Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, не содержат разъяснения понятия "опись вложения" и не предусматривают проставления штемпеля (печати) отделения почтовой связи на описи.

Таким образом, отсутствие описи не является обстоятельством, свидетельствующим о непредставлении налоговой декларации.

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.11.2005 N А33-8372/05-Ф02-5419/05-С1)

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2005 N А55-5453/2005-44.

В то же время следует отметить, что арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 19.12.2005 N Ф04-8073/2005(16771-А27-15) в ходе рассмотрения налогового спора о взыскании штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций указал, что реестр почтовых отправлений не принимается в качестве надлежащего доказательства, поскольку в нем отсутствует опись вложений почтовых отправлений, в связи с чем невозможно определить, что конкретно было отправлено налогоплательщиком.

Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, должен по его требованию на остающихся у него копиях налоговых деклараций проставить отметку о принятии и дату ее представления.

Автор советует, ни в коем случае не пренебрегать этим правилом - при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации зачастую теряются, что может в последствии обернуться для налогоплательщика штрафными санкциями.

Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергают визуальному контролю на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:

- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, дата его рождения) налогоплательщика;

- идентификационного номера налогоплательщика;

- кода причины постановки на учет (для юридических лиц);

- периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;

- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.

"Внимание!"

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.

При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях:

- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов;

- имеет место нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;

- составления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;

- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах срок к нему применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ (см. раздел "Правовые последствия непредставления деклараций").

По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.

По результатам указанной сверки отдел камеральных проверок, в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок). В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.

Законом N 137-ФЗ изменен срок непредставления налоговой декларации, по истечении которого налоговый орган принимает решение о приостановлении операций по счетам.

В соответствии с п. 2 ст. 76 НК РФ (в ред., действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может приниматься руководителем (его заместителем) налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации.

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ, с учетом ст. 6.1 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) такой срок составит 10 календарных дней (см. раздел "Приостановление операций по счетам налогоплательщика").

После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок - (см. раздел "Камеральная проверка налоговой декларации").

"Актуальная проблема"

Налогоплательщик может попасть в ситуацию, когда налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности. Такие требования налоговиков не соответствуют законодательству (см. Письмо Минфина России от 18.12.2004 N 16-00-10/3).

"Актуальная проблема"

В настоящее время получила распространение практика представления в налоговый орган налоговой отчетность через коммерческую службу доставки корреспонденции, в этой связи хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на то, что в силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 услуги почтовой связи являются лицензируемыми. Поэтому во избежание споров с налоговыми органами требуйте у таких организаций соответствующую лицензию. Это поможет избежать споров в случае несвоевременной доставки корреспонденции.

Пример. ООО "Колокольчик" направило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 г. в виде почтового отправления с описью вложения через коммерческую службу доставки корреспонденции. Опись вложения была заверена штемпелем коммерческой службы доставки корреспонденции. Срок отправки - 15 января 2007 г. При этом в налоговый орган декларация была доставлена 25 января 2007 г., т.е. позднее предельного срока, установленного для сдачи декларации по НДС.

Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, указав при этом, что штемпель службы коммерческой доставки корреспонденции не подтверждает отправку почтового отправления, так как служба коммерческой доставки корреспонденции не имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи.

"Арбитражная практика"

На необходимость наличия лицензии у оператора услуг почтовой связи обращают внимание и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2004 N КА-А40/11460-03).

1.3. Представление налоговой отчетности

в электронном виде по телекоммуникационным

каналам связи либо на электронных носителях записи

На момент подписания книги в печать принятие налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705, а также иных актов МНС России.

"Внимание!"

Законом N 137-ФЗ установлено, что порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде определяется Минфином России. Возможно, в ближайшее время следует ожидать издания соответствующего документа Минфина России, который заменит вышеуказанные нормативно-правовые акты МНС России.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщик представлять не должен.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки требований к оформлению документов.

Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв