ШТРАФЫ: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ 2007

Хиты: 145 | Рейтинг:

ШТРАФЫ: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ 2007

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Налоговая ответственность

Вина налогоплательщика.

Добросовестность налогоплательщика

За совершение налогового правонарушения действующее российское законодательство предусматривает налоговую, административную, уголовную ответственность. Налоговым правонарушением ст. 106 НК РФ признает виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Таким образом, вина является определяющим фактором для квалификации налогового правонарушения. Статья 110 НК РФ устанавливает формы вины при совершении налогового правонарушения - виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Если за совершение правонарушения в сфере налогообложения предусмотрена административная или уголовная ответственность, формы вины квалифицируются в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ и ст. ст. 24 - 28 УК РФ. Причем, как определил ВАС РФ, поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2).

По общему правилу никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ).

При решении вопроса об ответственности должностных лиц организаций-налогоплательщиков (п. 4 ст. 108, п. 7 ст. 101 НК РФ) учитывается, что указанные лица не являются субъектами налоговых правоотношений и не могут быть привлечены к ответственности согласно положениям НК РФ. При наличии оснований они могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. При этом следует иметь в виду, что круг обязанностей должностных лиц в сфере налогообложения определяется в зависимости от круга обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах на организаций-налогоплательщиков, и не может быть расширен.

Статьей 108 НК РФ также исключается повторная ответственность за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной КоАП и УК РФ. Предприниматель привлекается к налоговой ответственности, если за это деяние не предусмотрена уголовная ответственность.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

В сфере налоговой ответственности действует презумпция невиновности, т.е. лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

В то же время, имея с 2007 г. право налагать штрафные санкции на налогоплательщиков и налоговых агентов самостоятельно - без обращения в суд, налоговые органы фактически освобождены от обязанности публичного доказывания вины налогоплательщика. Делать это им придется, только если сам налогоплательщик обратится в суд с целью обжаловать решение налогового органа или если наложение штрафа будет связано с переквалификацией налоговым органом сделки, в которой участвовал налогоплательщик (п. 2 ст. 45 НК РФ).

Следует признать, что в последние годы в судебной практике широкое распространение получило понятие добросовестности (недобросовестности) налогоплательщика. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) суды при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях должны исходить из того, что действия налогоплательщика, в результате которых получена налоговая выгода, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, является основанием для получения налогоплательщиком налоговой выгоды (под которой подразумевается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета), если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (п. 1 Постановления N 53, Постановление ВАС РФ от 24.10.2006 N 5801/06, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2007 N А56-23718/2006 и др.).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). И наоборот - если сделка не носит притворного характера и имела деловую цель, но в результате экономическая выгода не получена или составляет небольшую величину, это не является основанием для признания необоснованности налоговой выгоды (п. 3 Постановления N 53, Постановление ВАС РФ от 23.01.2007 N 8300/06, Постановления ФАС Московского округа от 07.02.2007, 14.02.2007 N КА-А40/123-07, от 16.10.2006, 19.10.2006 N КА-А40/10159-06, Волго-Вятского округа от 30.10.2006 N А17-999/5-2006).

Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о том, что имеют место следующие обстоятельства (п. 5 Постановления N 53):

- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

Сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 6 Постановления N 53, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2007 N А13-5786/2006-19, от 01.03.2007 N А56-11521/2006, от 28.02.2007 N А56-58695/2005, Восточно-Сибирского округа от 14.02.2007 N А19-22772/06-24-Ф02-283/07-С1 и др.):

- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;

- взаимозависимость участников сделок;

- неритмичный характер хозяйственных операций;

- нарушение налогового законодательства в прошлом;

- разовый характер операции;

- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

- осуществление расчетов с использованием одного банка;

- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности (использование собственных, заемных средств, эмиссия ценных бумаг, увеличение уставного капитала и т.п.) или от эффективности использования капитала.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (п. 10 Постановления N 53, Постановления ФАС Московского округа от 05.02.2007, 09.02.2007 N КА-А40/74-07, от 20.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12465-06, от 11.12.2006 N КА-А40/10405-06, Восточно-Сибирского округа от 14.02.2007 N А19-13997/06-18-Ф02-323/07-С1). Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Обстоятельства, исключающие привлечение

к налоговой ответственности или смягчающие ее

Статья 109 НК РФ устанавливает обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Среди обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, ст. 111 НК РФ называет:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), освобождение от ответственности не применяется;

4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, являются (ст. 112 НК РФ):

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Сроки привлечения к налоговой ответственности

Статьей 113 НК РФ установлены следующие сроки привлечения к налоговой ответственности за налоговые правонарушения:

- три года со дня совершения нарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности (кроме нарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ);

- три года со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода - в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ.

При этом следует исходить из того, что моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленных Налоговым кодексом РФ порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности (п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 5)).

Судебная практика. Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Вольскому району Саратовской области обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Аверьянову А.А. о взыскании 27 419 руб. недоимки по подоходному налогу, 21 716 руб. пеней и 5484 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Как видно из материалов дела, инспекция по итогам выездной налоговой проверки исчисления подоходного налога за 1995 - 1996 гг., проведенной в сентябре 1999 г., установила, что предприниматель Аверьянов А.А. необоснованно воспользовался в 1996 г. льготой, установленной пп. "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с дополнениями и изменениями), и занизил налогооблагаемый доход на 78 340 руб. расходов.

На основании акта проверки от 27.09.1999 N 532 инспекцией принято решение от 25.01.2000 N 6 о доначислении подоходного налога, пеней и взыскании штрафа.

Принимая решение об отказе в иске, первая и апелляционная инстанции суда признали указанную сумму расходов связанной с предпринимательской деятельностью Аверьянова А.А. в отчетном периоде и обоснованно отнесенной на себестоимость.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, указал на необоснованность применения предпринимателем льготы и удовлетворил исковые требования. Однако, принимая решение о взыскании с предпринимателя штрафа, суд не учел того, что инспекцией был пропущен срок давности привлечения налогоплательщика к ответственности.

В данном случае налоговое правонарушение совершено предпринимателем в 1996 г. Срок давности, исчисляемый по правилам ст. 113 НК РФ со следующего дня (1 января 1997 г.) после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (1996 г.), истек 1 января 2000 г. Решение о взыскании с предпринимателя штрафа принято налоговым органом 25 января 2000 г.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания штрафа (Постановление Пленума ВАС РФ от 01.02.2002 N 3803/01).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (т.е. в отношении недобросовестных налогоплательщиков).

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта об отказе в доступе налоговым инспекторам на территорию или в помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Налоговая санкция как мера ответственности за совершение налогового правонарушения применяется в виде денежного взыскания (штрафа) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 и 18 НК РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ).

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ), а при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Выявление налогового правонарушения

Налоговые правонарушения выявляются налоговыми органами преимущественно в рамках проведения мероприятий налогового контроля.

НК РФ (ст. 82) предполагает, что должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль посредством:

- налоговых проверок;

- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- в других формах, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы информируют другие контролирующие органы (таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел, инспекцию труда) об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (см., например, Письмо МНС России от 20.02.2004 N 02-5-10/6; Приказы МВД России от 22.01.2004 N 76, Минюста России от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619; Соглашение по информационному взаимодействию между МНС России и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, доведенное Письмом ПФР от 30.12.2003 N АК-08-25/13799).

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую, аудиторскую тайну. Информация, собранная с нарушением этих правил, не может быть использована в интересах проверяющего органа, а нарушение процедуры проверки может привести к аннулированию судом ее результатов, даже если фактически выявлены нарушения со стороны налогоплательщика.

Контроль в форме налоговой проверки должен осуществляться в соответствии со ст. ст. 87 - 100 НК РФ. Проверки бывают камеральные и выездные. Механизм проведения и последствия налоговых проверок с 2007 г. значительно изменены.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Обратим внимание! Срок проверки отсчитывается именно от даты подачи декларации, а не от крайнего срока ее представления.

Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

С 2007 г. налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников на 1 января текущего года превышает 250 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде. С 2008 г. сдача налоговой отчетности в электронном формате станет обязательной для налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников на 1 января 2008 г. более 100 человек (ст. 80 НК РФ, п. 8 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).

Дата подачи декларации определяется так (ст. 80 НК РФ).

Представлена налогоплательщиком

непосредственно в налоговый    

орган                          

По дате отметки в получении на

копии декларации              

Представлена в электронном виде

По дате квитанции о приеме в

электронном виде              

Отправлена по почте            

По дате отправки почтового    

отправления с описью вложения

Передана по телекоммуникационным

каналам связи                  

По дате отправки              

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Инспектор обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв