УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2013: БУХГАЛТЕРСКАЯ И НАЛОГОВАЯ

Хиты: 164 | Рейтинг:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2013: БУХГАЛТЕРСКАЯ И НАЛОГОВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

Без учетной политики не может работать ни одна организация - ни мелкая, ни средняя, ни крупная. Учетная политика разрабатывается отдельно для бухгалтерского учета и отдельно для налогового учета.

В данной книге рассмотрены основные правила, которыми нужно руководствоваться при разработке учетной политики (как бухгалтерской, так и налоговой), а также при внесении в нее изменений и дополнений. Она адресована бухгалтерам организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Правила бухгалтерского учета во многом отличаются от правил, установленных налоговым законодательством. По многим вопросам, к сожалению, от расхождений между этими двумя учетами не уйти. Но уменьшить их число и, следовательно, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно. Следуя рекомендациям авторов, вы сможете выбрать те варианты, которые позволят максимально совместить данные бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтеры малых предприятий найдут в книге рекомендации по формированию "упрощенной" учетной политики.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют малым предприятиям право, во-первых, отказаться от применения ряда ПБУ и, во-вторых, по ряду вопросов установить в учетной политике более простые варианты учета по сравнению со стандартными. Кроме того, малые предприятия могут составлять отчетность по упрощенным формам. Авторы подсказывают бухгалтерам, как максимально широко использовать возможности, предоставленные законодательством.

Глава 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Общие правила составления

В каждой организации должна быть своя учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Внимание! Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Не может быть такого, чтобы в разных подразделениях действовали разные правила бухгалтерского учета. При этом не важно, выделены подразделения на отдельный баланс или нет, находятся они в том же городе или в другом конце страны. Учетная политика едина для всей организации со всеми ее подразделениями (Письмо Минфина России от 10.08.2010 N 07-02-06/119).

Внимание! Основное, что нужно понимать в отношении учетной политики для целей бухгалтерского учета: она формируется один раз - при создании организации.

В дальнейшем принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом организация может при необходимости вносить в свою учетную политику дополнения и (или) изменения.

Таким образом, ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета нет никакой необходимости.

Если есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, то в декабре 2012 г. издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И в этом приказе перечисляются только те моменты, которые будут изменены с 1 января 2013 г.

Если ваша учетная политика вас полностью устраивает и вы готовы в следующем году применять ее без каких-либо изменений, достаточно в декабре издать приказ руководителя о том, что в следующем году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться утвержденной ранее учетной политикой без каких-либо изменений.

Примечание. Заново переписывать всю учетную политику (в той части, в которой она не претерпевает никаких изменений) совершенно не нужно.

Приказ об учетной политике не входит в состав бухгалтерской отчетности. Поэтому организация не обязана сдавать его в налоговую инспекцию. Однако основные моменты принятой учетной политики должны найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав годовой бухгалтерской отчетности.

1.2. Внесение дополнений

Дополнением учетной политики считается включение в нее способов ведения бухгалтерского учета новых фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, организация несколько лет подряд занималась оптовой торговлей продовольственными товарами, а в 2012 г. руководство решило купить сеть магазинов и заняться осуществлением розничной торговли. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами ведения учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров (по покупным или по продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и т.п.).

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникает соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). И применяются они сразу же после утверждения руководителем организации.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

Примечание. Поскольку никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику законодательство не устанавливает, при формировании учетной политики совсем не нужно пытаться "запихнуть" в нее все, что вы знаете о бухгалтерском учете.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются).

Если у вас в организации нет нематериальных активов, то нет никакой необходимости прописывать в учетной политике способы бухгалтерского учета нематериальных активов.

Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, вы всегда сможете внести в учетную политику соответствующие дополнения.

1.3. Внесение изменений

В отличие от дополнений, которые можно вносить в учетную политику когда угодно и сколько угодно (т.е. по мере необходимости), порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован.

Во-первых, изменение учетной политики возможно всего в трех случаях (п. 6 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете", п. 10 ПБУ 1/2008):

1) изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Например, с 2012 г. применяется новое ПБУ 24/2011, которое устанавливает правила учета поисковых затрат. Если организация осуществляет затраты на освоение природных ресурсов, которые подпадают под действие ПБУ 24/2011, то в 2012 г. ей следовало внести соответствующие изменения в учетную политику и закрепить в ней способы учета поисковых затрат в соответствии с требованиями нового ПБУ;

2) разработка (выбор) организацией новых способов ведения бухгалтерского учета с целью повышения качества информации об объекте бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенное изменение условий хозяйствования.

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Во-вторых, четко регламентированы сроки вступления в силу изменений. По общему правилу новые (измененные) правила вводятся с начала отчетного года (п. 12 ПБУ 1/2008).

В-третьих, установлены жесткие правила отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности.

По общему правилу организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т.е. пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика (п. п. 13 - 16 ПБУ 1/2008).

Корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.

Обратите внимание! Нормативные документы не обязывают организацию представлять приказ об учетной политике в налоговые органы. Однако информация об изменениях, вносимых в учетную политику, в обязательном порядке должна быть включена в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности.

Поэтому, если вы в конце 2012 г. решили внести изменения в учетную политику на 2013 г., то информация об этих изменениях в обязательном порядке должна найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав бухгалтерской отчетности за 2012 г.

1.4. Основные требования к учетной политике

В состав бухгалтерской учетной политики входят (п. 4 ПБУ 1/2008):

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

1.4.1. Рабочий план счетов

При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой План счетов.

В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией. Например, торговая организация при формировании рабочего плана счетов вполне может не включать в него счета 20 - 39 раздела "Затраты на производство" типового Плана счетов.

Малые предприятия могут при формировании учетной политики сократить количество применяемых синтетических счетов (см. с. 91).

При формировании аналитического учета организация может использовать типовые субсчета, предусмотренные Планом счетов, а может разработать свою собственную систему субсчетов. Здесь никаких ограничений не существует.

В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по применению Плана счетов (Письмо Минфина России от 29.12.2011 N 07-02-06/261).

Например, Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрена проводка Д-т счета 10 - К-т счета 08. Однако есть ситуации, когда без такой проводки не обойтись (см. пример 1.1).

Пример 1.1. Организация приобрела два офисных кресла на общую сумму 80 000 руб. (без учета НДС). Одно кресло стоит 34 000 руб., второе - 46 000 руб. Кресла продаются в разобранном виде, поэтому дополнительно были заказаны услуги по их сборке. Стоимость услуг по сборке - 10% стоимости кресел.

В момент поступления кресел на склад организации была сделана проводка:

Д-т счета 08 - К-т счета 60 - 80 000 руб. - отражена стоимость поступивших от поставщика кресел.

После подписания акта об оказанных услугах по сборке сделана проводка:

Д-т счета 08 - К-т счета 60 - 8000 руб. - отражена стоимость сборки.

После окончания сборки бухгалтер формирует первоначальную стоимость каждого кресла (цена приобретения плюс стоимость сборки).

Первоначальная стоимость:

первого кресла - 37 400 руб. (34 000 руб. + 3400 руб.);

второго кресла - 50 600 руб. (46 000 руб. + 4600 руб.).

Учетной политикой организации установлен стоимостный предел отнесения основных средств к МПЗ в размере 40 000 руб. Поэтому первое кресло подлежит учету на счете 10 "Материалы", а второе принимается к учету в составе основных средств на счете 01. Соответственно, по окончании сборки делаются две проводки:

Д-т счета 10 - К-т счета 08 - 37 400 руб. - кресло стоимостью менее 40 000 руб. принято к учету в составе МПЗ;

Д-т счета 01 - К-т счета 08 - 50 600 руб. - кресло стоимостью более 40 000 руб. принято к учету в составе основных средств.

Если в деятельности организации встречаются ситуации, аналогичные рассмотренной в примере 1.1, то в учетной политике в разделе "Рабочий план счетов" можно предусмотреть отдельный субсчет на счете 10 "Материалы" для отражения приобретенных малоценных ОС (например, субсчет 10-13 "Малоценные ОС") и закрепить проводку Д-т счета 10 (субсчет 10-13 "Малоценные ОС") - К-т счета 08.

Запись в приказе об учетной политике может быть следующей:

"Принятие к учету основных средств, имеющих первоначальную стоимость не более 40 000 руб. и подлежащих учету в составе МПЗ, отражается проводкой по дебету счета 10 (субсчет "Малоценные ОС") и кредиту счета 08".

1.4.2. Формы первичных учетных документов

Отметим, что бухгалтерская учетная политика обычно мало интересует налоговиков.

Но раздел, посвященный первичным учетным документам, никогда не остается без их внимания. Ведь согласно ст. 252 НК РФ произведенные организацией расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поэтому использование первичных документов, форма которых не соответствует требованиям законодательства, может обернуться проблемами с налоговым учетом тех или иных расходов.

При разработке учетной политики на 2013 г. этому разделу необходимо уделить повышенное внимание.

Дело в том, что старый Закон "О бухгалтерском учете" (N 129-ФЗ) устанавливает следующие правила применения первичных учетных документов:

1) если для оформления конкретной хозяйственной операции предусмотрена унифицированная форма первичного учетного документа, то следует применять именно эту форму;

2) если для оформления конкретной хозяйственной операции унифицированных форм нет, то следует разработать и закрепить в учетной политике свои собственные формы первичных учетных документов.

Новый Закон "О бухгалтерском учете", который применяется с 1 января 2013 г., уже не содержит требования об обязательном применении унифицированных форм.

Согласно новому Закону организация должна самостоятельно разработать формы всех применяемых первичных учетных документов. При этом в первичных документах должны присутствовать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона "О бухгалтерском учете":

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Таким образом, с 2013 г. применение унифицированных форм первичных документов уже не является обязательным.

Организация, если есть такое желание или необходимость, может оформлять все свои хозяйственные операции самостоятельно разработанными формами первичных документов, которые утверждаются приказом об учетной политике.

Например, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам, предусмотрена унифицированная форма авансового отчета (форма N АО-1), утвержденная Постановлением Госкомстата от 01.08.2001 N 55. Эта форма обязательна к применению всеми организациями.

Если вас эта форма по каким-то причинам не устраивает, то до 2013 г. можно было, не удаляя из нее никакие реквизиты, дополнить эту форму необходимыми графами, строками, таблицами и иными реквизитами, отразив этот момент в учетной политике. При этом разработать свою собственную форму авансового отчета, отличающуюся от унифицированной формы N АО-1, было нельзя. По крайней мере применение такой формы до 1 января 2013 г. создает проблемы с признанием расходов подотчетных лиц в целях налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/414.

С 2013 г. организация может смело использовать любую форму авансового отчета. Главное, чтобы она была утверждена приказом об учетной политике и в ней присутствовали все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 нового Закона "О бухгалтерском учете".

Заметим, что привычные унифицированные формы с 1 января 2013 г. никто не отменяет. Их можно продолжать применять и после этой даты. Однако поскольку они уже не являются обязательными к применению, решение об их использовании в 2013 г. следует обязательно отразить в учетной политике.

Возьмем, к примеру, накладную по форме N ТОРГ-12.

Эта унифицированная форма предназначена для оформления операций по продаже товарно-материальных ценностей сторонним организациям.

До 1 января 2013 г. эта форма применяется для оформления указанных операций независимо от того, предусмотрено это учетной политикой организации или нет.

Если организация принимает решение использовать эту форму накладной и после 1 января 2013 г., то это решение необходимо отразить в учетной политике.

При этом организация имеет право приспособить эту форму под себя, убрав из нее ненужные (избыточные) реквизиты и (или) добавив какие-то дополнительные строки (графы). А можно вообще отказаться от формы N ТОРГ-12 и разработать свою собственную форму накладной, включив в нее обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 нового Закона "О бухгалтерском учете".

Аналогичным образом вам необходимо принять решение по всем унифицированным формам, которые использовались в организации до 2013 г. (ОС-1, ОС-3, ОС-6 и т.д.). Либо оставить все как было (т.е. продолжать использовать все унифицированные формы), либо внести изменения в эти формы (сделать их более удобными, убрать избыточные (ненужные) реквизиты), либо вообще разработать что-то свое.

Какое бы решение ни было принято, его нужно отразить в учетной политике.

При решении вопроса о формах первичных документов, применяемых для отражения кассовых операций, обратите внимание на Положение о порядке ведения кассовых операций, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П. Это Положение предусматривает использование для отражения кассовых операций унифицированных форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88:

- кассовая книга (форма 0310004),

- приходный кассовый ордер (форма 0310001),

- расходный кассовый ордер (форма 0310002),

- расчетно-платежная ведомость (форма 0301009),

- платежная ведомость (форма 0301011),

- книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005),

- лист кассовой книги (форма 0310004).

Таким образом, для отражения кассовых операций вы и после 1 января 2013 г. не можете применять какие-то иные формы. Это, без сомнения, будет расценено налоговыми органами как нарушение порядка ведения кассовых операций.

Итак, в декабре 2012 г. вам в любом случае придется делать приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета в части порядка применения первичных документов. Этот приказ может формулироваться так:

"1. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" приказываю внести в учетную политику для целей бухгалтерского учета изменения в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

2. Ввести эти изменения в действие с 1 января 2013 г.".

А в приложении 1 к приказу можно привести новую редакцию раздела учетной политики, посвященного первичным документам.

Примечание. В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 г. нового Закона "О бухгалтерском учете" не забудьте внести в учетную политику изменения в части порядка применения первичных учетных документов.

1.4.3. Порядок проведения инвентаризации

Новый Закон "О бухгалтерском учете" не содержит перечня случаев, когда следует проводить инвентаризацию. В ст. 11 Закона говорится лишь о том, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Например, в соответствии с п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Примечание. Ситуации, когда проведение инвентаризации является обязательным в силу закона, в приказе об учетной политике перечислять не нужно. В учетной политике закрепляется порядок проведения инвентаризации для случаев, когда она не является обязательной в силу закона, а проводится по решению руководства организации.

Например, большинство торговых организаций проводят инвентаризации товаров далеко не раз в год, а гораздо чаще (раз в квартал, раз в месяц, а то и раз в неделю). Порядок проведения таких инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.) должен найти свое отражение в учетной политике организации.

Отметим, что при проведении инвентаризаций необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Кроме того, особенности проведения инвентаризации, формирования и работы инвентаризационной комиссии, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ.

1.4.4. Правила документооборота

Не забудьте в учетной политике отразить, кто, когда и в какие сроки должен оформлять те или иные первичные документы; кто, когда и в какие сроки должен передавать их в бухгалтерию. Тогда вы будете знать, с кого спросить за отсутствие того или иного документа, в противном случае проблем не избежать.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв