УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2006

Хиты: 202 | Рейтинг:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2006

ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УЧЕТНЫХ СИСТЕМ.

УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ УЧЕТНЫХ СИСТЕМ

Многие годы в советском, а затем и в российском учете формировалась ситуация, при которой информационной базой для предоставления разных видов отчетности: бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой, отраслевой - являлась система бухгалтерского учета. И это не случайно, так как система бухгалтерского учета в силу предмета и метода последнего способна смоделировать картину реальной деятельности компании.

Переход России к рыночной экономике, интеграция в мировую экономическую систему потребовали от организаций, выходящих на мировой рынок, представления отчетности, составленной по международным правилам. Национальная система учета уже не могла удовлетворить потребности компаний ввиду различия международных и российских правил и способов учета.

Развитие национальной системы налогообложения пошло по пути создания собственной учетной системы. С введением с 2002 г. гл. 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса Российской Федерации использование информационной базы бухгалтерского учета стало для многих компаний проблематичным из-за жестких требований налогового законодательства в отношении формирования налоговых баз, предусматривающих собственные правила квалификации, оценки и учета в целях налогообложения хозяйственных операций. Сложилась ситуация, когда учетная практика пошла по небесспорному пути - с лозунгом: "Каждому пользователю - по информационной (учетной) системе".

Очевидно, что такой путь очень затратен: он резко увеличивает издержки на создание и поддержание учетных систем у российских организаций, а также государственные затраты на создание законодательно-нормативного обеспечения каждой из информационных систем, их обслуживание и контроль исполнения требований. Кроме того, данный путь объективно содержит в себе как минимум две принципиальные опасности: во-первых, повышается риск создания неясного, противоречивого, т.е. некачественного, законодательства по причине "множественности" объектов управления, применения для разных целей одной и той же терминологии и понятий в разном значении, что, естественно, повлияет на исполнимость законодательства; во-вторых, резко возрастает бремя издержек на предприятии по созданию индивидуальных "под каждого потребителя" систем информации, что может привести согласно принципу рациональности (эффект от информации должен покрывать затраты на ее формирование) к полному невыполнению требований законодателя в той или иной области, а значит, к необеспечению какого-либо пользователя необходимой информацией.

Альтернативой сложившейся учетной практики является путь, который предполагает применение в отношении такого объекта управления, как учетная система, принципа "управление по отклонениям". Это означает выбор в качестве основной учетной системы такой системы, которая в максимальной степени объективно удовлетворяет информационные потребности всех потребителей, и построение на ее основе "особенных информационных (учетных) систем", удовлетворяющих специфические потребности в информации уже конкретных пользователей.

Такой системой, безусловно, могла бы стать система бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003; далее - Закон "О бухгалтерском учете") "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций".

Бухгалтерский учет характеризуется, в частности, применением метода двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, что позволяет контролировать правильность формирования показателей внутри самой системы бухгалтерского учета. Кроме того, мировая и отечественная бухгалтерская наука и практика сформулировали ряд важнейших принципов, а также допущений и требований, выполнение которых при квалификации объектов бухгалтерского учета позволяет с достаточной степенью уверенности определить полученную посредством системы бухгалтерского учета информацию как полную и достоверную. Таким образом, очевидно, что бухгалтерский учет как информационная система предоставляет возможность формирования объективной информации о хозяйствующем субъекте и обеспечивает пользователей информацией о реальной модели финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Создание информационных (учетных) систем по принципу отклонений - путь более эффективный. Он предполагает описание принципов взаимодействия главной учетной системы и производных учетных систем, детальное определение и описание отличий. При таком подходе становится ясным, как, по каким принципам создавать законодательство, нормативные документы по системам учета, какие вопросы они должны содержать. Однако по этому пути нужно идти только тогда, когда есть учетная система, которую можно принять за основу удовлетворения интересов многих пользователей, в том числе и со стороны государства.

Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция).

Таким образом, Минфином России фактически продекларирован переход на второй способ организации учетных систем.

В Концепции сформулированы главные задачи развития различных учетных систем и принципы их построения:

Как следует из приведенных положений, предполагается сближение учетных систем путем:

- выбора главной учетной системы (бухгалтерский учет), на базе которой будут строиться другие учетные системы;

- выбора в качестве основы для построения главной учетной системы правил и способов, предусмотренных международными стандартами отчетности и пересмотра, в этой связи, национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности;

- приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

Решения, принятые в развитие Концепции, неизбежно приведут к необходимости пересмотра подходов к организации учета. Этим, очевидно, объясняется возросший в последнее время интерес компаний к консультационным услугам в сфере унификации учетных систем.

- Как установить точки соприкосновения и выявить различия в учетных системах?

- Как организовать мониторинг состояния учетных систем, имея в виду постоянную актуализацию систем; как подойти к унификации бизнес-процессов в холдингах (группах компаний)?

- Как унифицировать объекты и способы учета в целях разных информационных (учетных) систем; как обосновать выбранный способ учета с тем, чтобы избежать нарушения законодательства?

- Какие факторы (налоговые последствия, сложность учетных процедур и т.п.) учесть при принятии решения по выбору способа учета?

Эти и другие подобные вопросы становятся предметом текущего и проектного консультирования.

Интерес к подобным вопросам не случаен. Организации не в состоянии обеспечить рациональный учетный процесс в целях поддержания нескольких учетных систем, построенных на разных понятийных аппаратах, разной квалификации одних и тех же объектов учета, разных учетных способах одних и тех же хозяйственных операций. Поэтому, не дожидаясь, когда в процесс унификации вступит государство, организации инициируют этот процесс своими силами.

На рис. 1.1 схематично показан процесс унификации учетных систем и стандартизации при построении учетной системы организации (см. с. 20).

Рис. 1.1. Учетная система организации

В 2005 г. к усилиям компаний подключилось и государство. В налоговое законодательство внесены изменения, позволяющие сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Однако системы все еще очень далеки, чтобы говорить о возможности их построения по принципу отклонений.

Аудиторско-консалтинговая фирма "Центр бухгалтера и аудитора" ("ЦБА") на протяжении многих лет публично участвует в процессе унификации, помогая организациям строить эффективные учетные системы на основе выбора и обоснования способов учета через механизм учетной политики, издавая книги, выступая на страницах профессиональных изданий, проводя обучение.

Поскольку в основе любой учетной системы лежит бизнес, никакая унификация невозможна без стандартизации бизнес-процессов компаний. Сначала надо "отладить" бизнес, а потом начинать выбирать учетные способы, наиболее адекватно его (бизнес) отражающие. Нельзя ожидать эффективной работы учетной системы, если бизнес организован неэффективно.

На практике учетная политика пока еще не стала полноценным инструментом достижения целей бизнеса. Технология выработки учетной политики пока только отлаживается. В следующих главах книги мы подробно расскажем о том, как подойти к организации бизнес-процесса "Формирование учетной политики", какие факторы влияют на принятие решений по выбору того или иного способа учета, как обосновать принятые решения.

Любая унификация предполагает фиксацию принятых решений в целях их единообразного применения в рамках организации (или группы компаний). Иными словами, необходим процесс стандартизации. Как построить систему документов, регулирующих учетный процесс (систему внутреннего нормативного регулирования - СВНР), как оформить принятые решения по выбору способа учета, какие факторы влияют на структуру и состав СВНР? Эти и многие другие вопросы в области стандартизации лежат в сфере интересов компании "ЦБА", и об этом мы тоже расскажем в этой книге.

ГЛАВА 2. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ЦЕЛЯХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

СУЩНОСТЬ. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ,

ИЗМЕНЕНИЯ, РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ

2.1. Учетная политика организации - элемент системы

нормативного регулирования бухгалтерского учета

В России фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

- первый уровень - Закон "О бухгалтерском учете", другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;

- второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету;

- третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы Минфина России;

- четвертый уровень - внутренние документы конкретной организации.

Первые три уровня системы - прерогатива государства.

Четвертый уровень формирует организация исходя из специфики своего хозяйствования.

Включение внутренних документов организации в состав системы нормативного регулирования вовсе не означает полной свободы организации в разработке содержания этих документов и порядка их принятия. Государство контролирует этот процесс через его отражение и раскрытие в нормативных актах, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

В качестве основного документа четвертого уровня нормативные документы рассматривают учетную политику организации.

Согласно п. 3 ст. 5 "Регулирование бухгалтерского учета" Закона "О бухгалтерском учете"

Таким образом, система государственных нормативных актов дополняется организацией созданием внутренних стандартов, исходя из конкретных условий ее (организации) хозяйствования, а учетная политика организации становится элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Положение ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, далее - ПБУ 1/98) - основополагающий нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики.

Нормы, касающиеся учетной политики, содержатся также в следующих документах:

- Федеральном законе от 23.02.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ст. 6 "Организация бухгалтерского учета в организациях");

- Положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94 - ПБУ 20/03);

- Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов; Инструкция по применению Плана счетов);

- Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Место учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета представлено на рис. 2.1 (см. с. 24).

Рис. 2.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского

учета в Российской Федерации

2.2. Соотношение понятий "учетная политика"

и "система ведения бухгалтерского учета"

В соответствии с ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, способы обработки информации и иные способы и приемы.

В п. 1 ст. 1 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет определяется как "упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций".

Идентичность данного определения понятию учетной политики, приведенному в ПБУ 1/98, позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации.

Вместе с тем учетная политика может рассматриваться и в узком смысле как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий специфические и вариантные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией.

Учетная политика в широком смысле охватывает систему внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, которая, конечно, шире, чем только приказ по учетной политике.

Эта система внутреннего нормативного регулирования должна содержать:

- приказ, отражающий собственно учетную политику организации, - документ, являющийся связующим звеном между внешним по отношению к организации законодательством по бухгалтерскому учету и ее внутренним законодательством. Данный приказ должен быть по возможности кратким и содержать четкие, конкретные решения по ряду групп вопросов, которые мы перечислим ниже;

- положения и инструкции по бухгалтерскому учету для конкретной организации, носящие в отношении нее обязательный характер. Название этих документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки, утверждения и актуализации руководство организации определяет самостоятельно.

Чем больше организация, чем сложнее ее структура, чем более серьезные задачи ставит она в своем развитии, тем значимее для нее создание четкой системы внутреннего нормативного регулирования.

Вопрос "может ли организация обойтись без учетной политики?" равносилен вопросу "может ли организация обойтись без бухгалтерского учета?". И даже если организация ничего не знает о том, что ей в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" следует формировать учетную политику, она все равно будет вынуждена это делать, разрабатывая план счетов, выбирая для работы нужные первичные документы, организовывая работу бухгалтерии, выбирая схемы бухгалтерских записей для отражения хозяйственных операций, выбирая способ начисления амортизации и т.п. Вопрос состоит только в том, как и насколько хорошо будут систематизированы и оформлены принятые решения.

2.3. Приказ по учетной политике.

Разграничение полномочий и ответственности при формировании

учетной политики

Все принятые организацией решения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике (п. 3 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете").

Устанавливая ответственность руководителя за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 1 ст. 6), Закон "О бухгалтерском учете" называет в качестве лица, ответственного за формирование учетной политики, главного бухгалтера организации (п. 2 ст. 7). При этом в качестве субъекта процесса формирования учетной политики Закон "О бухгалтерском учете" определяет собственно организацию без указания на каких-либо конкретных должностных лиц (п. 3 ст. 5). В соответствии с п. 3 ст. 6 принятая учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (т.е. исходя из нормы п. 1 ст. 6 - руководителя организации).

Таким образом, в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете":

- организация формирует учетную политику;

- главный бухгалтер отвечает за процесс формирования;

- руководитель утверждает принятую учетную политику и отвечает за ее содержание (так как в целом отвечает за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций).

Следование нормам Закона предполагает, что в организации должен быть инициирован процесс формирования учетной политики, ответственным за который будет главный бухгалтер. В этот процесс могут быть вовлечены любые подразделения и должностные лица организации, которые могут оказаться необходимыми в процессе выработки и принятия решений при формировании учетной политики. По завершении процесса принятые решения утверждает руководитель организации.

Норма законодательства об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, требует хорошего знания методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

Если в организации нет бухгалтерии или штатного бухгалтера, таким лицом может быть руководитель организации, так как Законом "О бухгалтерском учете" на него возложена вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета. Допускаем, что распоряжением (приказом) по организации может быть назначено иное ответственное лицо, на которого будет возложена ответственность за формирование учетной политики.

После подписания руководителем организации приказа об учетной политике ответственность главного бухгалтера (бухгалтера) за формирование учетной политики прекращается.

Однако логично предположить, что бухгалтер отвечает и за процесс поддержания учетной политики в актуальном состоянии, т.е. отвечает за процесс внесения изменений и дополнений в учетную политику. Такой вывод косвенно подтверждается нормой п. 17 ПБУ 1/98, в соответствии с которой оформление изменений, вносимых в учетную политику, осуществляется в том же порядке, что и сама учетная политика.

Самой сложной, пожалуй, является проблема разрешения споров при принятии решений по выбору того или иного способа ведения бухгалтерского учета. Выбор конкретного варианта может существенным образом повлиять на объем учетной работы, на разграничение ответственности за те или иные учетные процессы. Именно это обстоятельство заставляет участников процесса формирования учетной политики отстаивать свои интересы.

Проблема, вероятно, может быть решена разработкой регламента принятия решения. В малых организациях, где учетную политику разрабатывает, как правило, бухгалтер, его споры, например, с руководителем вполне могут разрешаться в порядке, предусмотренном Законом "О бухгалтерском учете" (ст. 7):

2.4. Сроки формирования учетной политики

Формально говорить о сроках формирования учетной политики можно только в отношении вновь создаваемых организаций.

Все остальные организации, т.е. организации, которые существуют более одного отчетного периода, должны были сформировать учетную политику в том отчетном периоде, за который была представлена первая бухгалтерская отчетность. Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно из года в год, претерпевая изменения только в установленных законом случаях (п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете").

Таким образом, "старые" организации могут говорить только об изменениях или дополнениях к ранее сформированной учетной политике, даже если ее содержание будет изменено на 100%.

На практике сложилась ситуация, когда при обсуждении вопросов учетной политики слово "формирование" воспринимается как синоним слову "разработка". Говорят о формировании того или иного способа учета, формировании структуры бухгалтерской службы, формировании системы первичных учетных документов.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв