УПРОЩЕНКА 2010: УЧЕТ РАСХОДОВ

Хиты: 138 | Рейтинг:

УПРОЩЕНКА 2010: УЧЕТ РАСХОДОВ

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга адресована тем налогоплательщикам, которые применяют упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы минус расходы".

Перечень расходов, которые можно учесть при "упрощенке", приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Этот перечень является закрытым, что означает, что при применении УСН можно учесть только те расходы, которые явно предусмотрены перечнем. Если каких-то расходов в перечне нет, то учесть их при определении налоговой базы по единому налогу нельзя.

Казалось бы, все очень просто. Произвел расходы, заглянул в п. 1 ст. 346.16 НК РФ и проверил, включены они в перечень или нет. Но, к сожалению, эта простота только кажущаяся. Дело в том, что ст. 346.16 НК РФ содержит многочисленные отсылки к нормам гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которыми нужно руководствоваться при учете тех или иных расходов. В итоге задача "упрощенца" существенно усложняется - ему необходимо хорошо ориентироваться не только в правилах, установленных гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, но и в правилах гл. 25 НК РФ.

В этой книге вы найдете подробную информацию о порядке признания расходов при УСН с учетом всех последних изменений, разъяснений Минфина России и налоговых органов, а также арбитражной практики.

Имея эту книгу под рукой, вы сможете избежать многих ненужных проблем и споров с налоговыми органами.

* * *

Несколько слов скажем о порядке сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности лицами, применяющими УСН.

С 2009 г. организации-"упрощенцы" сдают налоговую декларацию по единому налогу только один раз в год - по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего года. Предприниматели-"упрощенцы" отчитываются по налогу тоже только раз в год - не позднее 30 апреля следующего года.

При этом уплата авансовых платежей по единому налогу производится ежеквартально - не позднее 25-го числа месяца, следующего после окончания первого квартала, полугодия и девяти месяцев (т.е. до 25 апреля - по итогам I квартала, до 25 июля - по итогам полугодия и до 25 октября - по итогам 9 месяцев).

Налог по итогам года уплачивается в сроки, установленные для сдачи налоговых деклараций (для организаций - 31 марта следующего года, для предпринимателей - 30 апреля следующего года).

Вопрос о порядке сдачи бухгалтерской отчетности организациями, применяющими УСН, решается не столь однозначно.

Дело в том, что Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" освободил их от ведения бухучета в полном объеме. Тем не менее Минфин России считает, что для хозяйственных обществ различных организационно-правовых форм обязанность вести бухгалтерский учет установлена специальными федеральными законами. К ним относятся Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Поэтому нормы Закона "О бухгалтерском учете", освобождающие хозяйственные общества от обязанности вести бухгалтерский учет, не применяются и эти организации обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме.

Такие выводы можно найти в Письмах Минфина России от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67 и от 13.04.2009 N 07-05-08/156.

Возникает вопрос: должны ли организации-"упрощенцы", которые ведут бухгалтерский учет в полном объеме, сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы?

В пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ сказано, что организации, которые освобождены от обязанности вести бухучет в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете", не представляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Минфин России настаивает на том, что организации-"упрощенцы", созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, обязаны вести бухучет. Следовательно, по мнению Минфина России, эти организации должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в общем порядке (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67).

В то же время сами налоговики считают, что организации- "упрощенцы", даже если они ведут бухгалтерский учет в полном объеме, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Эта позиция изложена в Письме ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@, в котором указано, что "упрощенцев" нельзя привлекать к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление бухгалтерской отчетности.

* * *

Еще один важный момент.

С 1 января 2010 г. изменен предельный размер годового дохода, который позволяет применять упрощенную систему налогообложения. Он увеличен до 60 млн руб. (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Этот лимит без изменения (без индексации) будет применяться по 31 декабря 2012 г. включительно. После этой даты предполагается вернуться к прежнему порядку индексирования предельного размера доходов с применением коэффициента-дефлятора.

1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ

Уменьшать налоговую базу на величину произведенных расходов могут организации и предприниматели, которые выбрали объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".

Закрытый перечень расходов, которые можно учесть при исчислении единого налога, приведен в ст. 346.16 НК РФ.

Примечание. В расходах можно учитывать только те виды затрат, которые прямо перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Если какие-либо затраты в этом пункте не указаны, то в расходах их учесть нельзя, даже если они связаны с производственной деятельностью налогоплательщика.

Главой 26.2 НК РФ установлены специальные правила для признания расходов (п. 2 ст. 346.16).

Примечание. Расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, должны удовлетворять критериям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными.

Если произведенный расход не соответствует хотя бы одному из критериев ст. 252 НК РФ, налоговую базу он не уменьшает, даже если присутствует в перечне разрешенных расходов, приведенном в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

* * *

Под обоснованными расходами в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Налоговое законодательство не содержит определения термина "экономически оправданные затраты". Однако в 2007 г. свою позицию по вопросу оценки обоснованности (оправданности) затрат высказал Конституционный Суд РФ (Определения от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П).

В этих Определениях указано, что обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять в ней наличие деловых просчетов.

Нормы ст. 252 НК РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Примечание. Таким образом, расходы следует считать обоснованными в том случае, если они связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Никаких иных критериев для оценки экономической обоснованности расходов нет.

Изложенным выше подходом руководствуются в настоящее время и судьи ВАС РФ.

Например, Президиум ВАС РФ рассмотрел спор между организацией и налоговым органом, который отказал организации в праве признавать понесенные расходы на оплату юридических услуг в целях налогообложения прибыли. Инспекция посчитала расходы на оплату услуг, оказанных сторонними фирмами, экономически неоправданными. Причем, поддерживая налоговиков, суды трех инстанций применяли положения ст. 40 НК РФ и исходили из несоответствия размера произведенных затрат сложившейся в регионе стоимости услуг адвокатов. Кроме этого, по мнению судов, наличие в организации собственной юридической службы, сотрудники которой имеют достаточный опыт работы, также свидетельствует об экономической необоснованности произведенных расходов.

Президиум ВАС РФ встал на сторону организации. Он указал, что при регулировании порядка налогообложения прибыли гл. 25 НК РФ установлены соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли. Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности, исходя из действующего налогового законодательства, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).

При этом Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Как отмечалось выше, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений.

Поэтому у инспекции и судов не было правовых оснований для признания произведенных обществом расходов на юридические услуги экономически необоснованными на том лишь основании, что в его структуре имеется юридическая служба, выполняющая аналогичные функции.

Ставя под сомнение оправданность расходов, инспекция и суды ссылались также на завышенный размер оплаты юридических услуг, сравнивая их с учетом положений ст. 40 НК РФ с ценами на аналогичные услуги в данном регионе. Однако при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам допускается только в определенных случаях <*>. В рассмотренном споре у налоговых органов оснований для такой проверки не было, поэтому ставить под сомнение стоимость оказанных юридических услуг они в принципе не имели права <**>.

--------------------------------

<*> В соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам только в следующих четырех случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

<**> Кроме того, отметим, что несоответствие цены сделки уровню рыночных цен не может служить основанием для признания расходов экономически необоснованными. В этом случае у налоговых органов есть право пересчитать налоги исходя из рыночных цен. Но вообще не принять расходы налоговый орган не имеет права.

Поскольку организация подтвердила факт и размер произведенных расходов, суды не имели правовых оснований возлагать на нее дополнительно бремя доказывания их разумности (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 14616/07).

Отметим, что в последнее время на практике судьи нижестоящих судов, рассматривая подобные споры организаций с налоговыми инспекциями, тоже стали руководствоваться изложенными выше подходами (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 14.01.2009 N Ф09-10027/08-С3, Волго-Вятского округа от 08.07.2009 N А17-1225/2008, Восточно-Сибирского округа от 21.04.2009 N А19-8013/08-24-Ф02-1402/09, А19-8013/08-24-Ф02-1722/09, Московского округа от 01.09.2009 N КА-А40/8451-09, Поволжского округа от 24.07.2009 N А12-18638/2008).

* * *

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, учитываемые в целях налогообложения, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Кроме этого, расходы разрешено подтверждать документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, или документами, которые косвенно подтверждают расходы. К документам, косвенно подтверждающим расходы, отнесены, в частности, таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы, отчет о выполненной работе в соответствии с договором.

Непосредственно в Налоговом кодексе РФ нет правил и требований к оформлению документов, подтверждающих расходы.

Вместе с тем норма п. 1 ст. 11 НК РФ говорит о том, что используемые в Налоговом кодексе понятия и термины других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Поэтому требования к оформлению документов для подтверждения расходов определяются в настоящее время законодательством о бухгалтерском учете.

Так, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России.

В тех случаях, когда форма какого-либо документа не предусмотрена в этих альбомах, организация разрабатывает формы документов самостоятельно. Такие формы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи должностных лиц.

Обратите внимание! Пункт 1 ст. 252 НК РФ дает налоговым органам основание при проверках исключать из состава расходов те затраты, которые, по их мнению, документально не подтверждены либо подтверждены документами, оформленными с нарушением установленных требований.

Так, например, в Письме Минфина России от 27.02.2007 N 03-03-06/1/135 рассмотрен вопрос о документальном подтверждении расходов на оплату услуг по перевозке товара. Покупатель товара получил от поставщика накладную и счет-фактуру, в которых отдельной строкой были указаны "услуги по перевозке". Других документов, подтверждающих оказание данных услуг, у организации-покупателя нет. В такой ситуации, по мнению Минфина России, у покупателя нет оснований для включения расходов на оплату услуг по перевозке товара в состав затрат, уменьшающих налоговую базу, поскольку эти расходы не подтверждены первичными документами.

При приобретении товаров (работ, услуг) за наличный расчет первичными учетными документами, подтверждающими фактическое осуществление затрат, признаются товарные и кассовые чеки (Письма Минфина России от 05.06.2007 N 03-11-04/2/158, от 08.05.2007 N 03-11-05/99).

Имейте в виду: на практике в результате длительного хранения кассовые чеки зачастую выцветают так, что невозможно прочитать отраженную на них информацию. Очевидно, что выцветшие чеки не будут приняты налоговым органом в качестве документов, подтверждающих произведенные расходы. В результате вы можете попросту "потерять" часть затрат.

Чтобы этого не произошло, можно воспользоваться советом, содержащимся в Письме Минфина России от 17.09.2008 N 03-03-07/22. Чиновники считают возможным подтверждать затраты ксерокопиями чеков ККТ, заверенными подписью должностного лица и печатью организации с приложением оригинала чека.

Большое внимание уделяется при проверках не только наличию, но и правильности заполнения первичных документов.

Имейте в виду, налоговые органы настаивают на том, что все суммы в первичных документах должны быть указаны в рублях. Оформление первичных документов в условных единицах может привести к тому, что соответствующие затраты не будут приняты в уменьшение налоговой базы по единому налогу. Такой вывод следует из Писем Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/2/127 и от 12.01.2007 N 03-03-04/1/866.

На практике можно столкнуться с еще одной проблемой - в результате проведения встречных проверок налоговый орган может обнаружить, что сведения о контрагентах, указанные в первичных документах, не достоверны. Например, вы приобрели товар у поставщика: документы (накладная, счет) оформлены в полном соответствии с требованиями законодательства, но в ходе проверки выясняется, что ИНН поставщика некорректен, т.е. организации с таким ИНН на налоговом учете нет.

В такой ситуации налоговый орган, скорее всего, откажет вам в праве учесть соответствующие расходы в уменьшение налоговой базы по единому налогу, мотивируя свою позицию тем, что документы, составленные несуществующими лицами, не могут подтверждать произведенные расходы (не могут быть признаны достоверными и реальными). При этом доказать обратное будет трудно даже в суде. Судьи в подобных ситуациях очень часто поддерживают налоговиков.

Так, например, ФАС Поволжского округа подтвердил, что налоговый орган правомерно не принял расходы, подтвержденные документами, содержащими недостоверные сведения о поставщиках. При этом суд не принял довод налогоплательщика об отсутствии его вины в недостоверности таких сведений, "так как при осуществлении предпринимательской деятельности, которая в силу ст. 2 ГК РФ осуществляется на свой риск, лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить платежеспособность контрагента, наличие у него необходимой регистрации, в том числе принять меры для проверки взаимоотношений такого контрагента с налоговыми органами. Последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и не должны приводить к необоснованным выплатам из федерального бюджета. Налогоплательщик не может считаться добросовестным, если, вступая в договорные отношения, не проявил необходимую осмотрительность при выборе контрагентов" (Постановление от 18.09.2007 N А65-5263/07).

Аналогичные решения можно найти в практике ФАС других округов (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-4048/2009(10184-А46-40), Московского округа от 16.07.2009 N КА-А40/6362-09, Уральского округа от 25.05.2009 N Ф09-551/09-С2 и от 24.03.2009 N Ф09-1468/09-С3, Центрального округа от 26.05.2008 N А62-5773/2006).

Примечание. Чтобы снизить риск "потери" расходов по причине "проблемности" поставщика, при заключении договоров с новыми контрагентами необходимо их проверять.

Как? Как минимум запрашивать выписки из ЕГРЮЛ в отношении этих лиц. Наличие таких выписок, подтверждающих факт регистрации контрагентов налоговыми органами и постановку их на налоговый учет, будет служить доказательством того, что вы проявили необходимую осмотрительность при заключении сделок, и, скорее всего, в случае судебного спора склонит чашу весов в вашу пользу (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2009 N А82-8901/2008-19, Восточно-Сибирского округа от 02.06.2009 N А33-11861/08-Ф02-2459/09, Западно-Сибирского округа от 25.08.2008 N Ф04-5182/2008(10422-А46-41), Поволжского округа от 12.07.2007 N А65-15536/06).

* * *

Организации и предприниматели, перешедшие на "упрощенку", могут принимать оплату от своих контрагентов наличными деньгами. В этом случае на основании Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) они обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Не применять кассовые аппараты при наличных денежных расчетах можно только в том случае, если организация (предприниматель) оказывает услуги непосредственно гражданам (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ). В этом случае вместо кассового чека клиенту выдается бланк строгой отчетности.

В 2008 г. Правительство РФ утвердило новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).

Из этого документа следует, что если организация оказывает населению услуги, в отношении которых никакие министерства и ведомства не уполномочены утверждать формы бланков строгой отчетности, то организация (предприниматель) имеет право использовать самостоятельно разработанные бланки. Необходимо только, чтобы такой бланк содержал реквизиты, установленные п. 3 нового Положения. При этом утверждать такой бланк в Минфине России или ином ведомстве больше не требуется (см. Письма Минфина России от 03.03.2009 N 03-01-15/2-78, от 16.06.2008 N 03-01-15/8-230 и от 23.06.2008 N 03-01-15/8-239).

Примечание. Имейте в виду, что согласно п. 4 Положения бланки строгой отчетности должны либо изготавливаться в типографии, либо формироваться с использованием автоматизированных систем.

Требования к автоматизированной системе, которую можно использовать для формирования бланков строгой отчетности, закреплены в п. 11 Положения:

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой должны сохраняться уникальный номер и серия его бланка.

Исходя из приведенных выше норм Положения, Минфин России разъяснил, что вопросы формирования бланков строгой отчетности с помощью автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности. При этом чиновники пришли к выводу, что поскольку в Положении идет речь не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке, то автоматизированная система должна в этой части соответствовать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике. Поэтому простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использовать нельзя (Письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43 и от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353).

* * *

Главой 26.2 НК РФ установлено еще одно общее правило признания расходов.

Примечание. В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами при упрощенной системе признаются затраты после их фактической оплаты.

Это фактически означает, что при упрощенной системе налогообложения расходы признаются кассовым методом.

Обратите внимание! В гл. 26.2 НК РФ есть специальные правила признания расходов в ситуации, когда "упрощенец" рассчитывается с продавцом товаров (работ, услуг) векселем.

Если в оплату передан собственный вексель покупателя, то расходы на приобретение товаров (работ, услуг) можно учесть только после погашения собственного векселя. Если же в оплату товаров продавцу передан вексель третьего лица, то расходы учитываются на дату передачи такого векселя (пп. 5 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

При этом расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.

Общие правила признания расходов при УСН определены в п. 2 ст. 346.17 НК РФ. В этом же пункте установлены особенности признания отдельных видов расходов.

Согласно этому пункту, материальные расходы и расходы на оплату труда можно включать в затраты в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета, выплаты из кассы. Если задолженность погашается другим способом, например передачей поставщику в оплату других материальных ценностей, - в момент такого погашения.

Таким образом, для признания в составе расходов при УСН затрат на оплату труда недостаточно начислить работникам суммы, причитающиеся к выплате, необходимо еще фактически выплатить заработную плату из кассы или перечислить ее на счета работников в банках. Соответственно, признание затрат на оплату труда при упрощенной системе налогообложения, в отличие от общего режима налогообложения, производится в месяце фактической выплаты. Например, заработная плата, начисленная за март, но выплаченная в апреле, признается расходом только в апреле.

Затраты в виде начисленных процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) признаются расходом в момент перечисления соответствующих сумм заимодавцу.

Точно так же признаются расходы за оказанные сторонними лицами услуги - после их фактического оказания и оплаты.

Порядок признания расходов на приобретение сырья и материалов с 1 января 2009 г. претерпел существенные изменения.

Раньше, до 1 января 2009 г., чтобы учесть в расходах стоимость сырья (материалов), требовалось выполнение двух условий: приобретенные сырье и материалы должны быть оплачены поставщику, а также фактически отпущены в производство.

С 1 января 2009 г. второго условия для учета стоимости сырья (материалов) в расходах больше нет, т.е. дожидаться списания приобретенного сырья и материалов в производство уже не требуется. Соответствующие изменения внесены в гл. 26.2 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время для признания расходов на сырье и материалы в целях налогообложения при УСН достаточно их оприходовать на склад и оплатить поставщику.

Для учета расходов на приобретение товаров для перепродажи требуется выполнение трех условий: товар должен быть оплачен поставщику, реализован покупателю и оплачен им (см. подробно с. 201).

Кроме того, налогоплательщикам разрешено учитывать в целях налогообложения расходы, непосредственно связанные с реализацией покупных товаров, в том числе расходы по их хранению, обслуживанию и транспортировке.

Такие расходы учитываются в целях налогообложения по общим правилам (вне зависимости от реализации самих товаров) (см. подробнее с. 216).

Суммы налогов и сборов признаются в расходах только в размерах, фактически уплаченных налогоплательщиком, и только в том отчетном (налоговом) периоде, когда было сделано соответствующее перечисление в бюджет (внебюджетный фонд).

Лица, применяющие УСН, включают в расходы затраты на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств (ОС), а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов (НМА) (пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Для этих затрат п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлены специальные правила их признания (см. подробно с. 24). При этом соблюдается общее правило - стоимость ОС (НМА) признается в расходах в размере уплаченных сумм. Неоплаченные ОС (НМА) в расходах при УСН не учитываются.

"Упрощенцы" могут учитывать в целях налогообложения расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Такие положения содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 346.16, п. 3 ст. 346.16 и пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Есть в ст. 346.17 НК РФ и специальные правила для учета суммовых разниц, т.е. разниц, которые возникают в учете при продаже (покупке) товаров (работ, услуг), в тех случаях, когда их стоимость выражена в условных единицах, а оплата за них осуществляется в рублях.

Нужно понимать, что суммовые разницы в принципе возникают только при ведении учета доходов и расходов методом начисления. При кассовом методе этих разниц нет. Соответствующая норма нашла свое отражение в п. 3 ст. 346.17 НК РФ. В нем говорится, что, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах, суммовые разницы в составе доходов и расходов для целей исчисления единого налога при УСН не учитываются.

* * *

При применении УСН нужно учитывать, что признание многих расходов в рамках "упрощенки" осуществляется по правилам отдельных статей гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв