"ВЗЫСКАНИЕ НЕДОИМКИ: ПРАВИЛА "САМООБОРОНЫ"

Хиты: 322 | Рейтинг:

"ВЗЫСКАНИЕ НЕДОИМКИ: ПРАВИЛА "САМООБОРОНЫ"

ВВЕДЕНИЕ

Всегда платить налоги вовремя и именно в тех суммах, в которых их желает увидеть налоговая, невозможно. Точнее: вероятно, где-то и существуют такие идеальные фирмы, в них работают какие-то необыкновенные бухгалтеры, которые в состоянии никогда не ошибаться и видеть все шаги законодательства еще до того, как оно начнет в очередной раз менять правила игры, но лично автору этой книги сталкиваться с такими не приходилось. А если совершенство пока так и не достигнуто и в ближайшем времени его достижение не предвидится просто в силу того, что бухгалтерами работают люди, а не роботы, значит, фирмы периодически сталкиваются с такой проблемой, как недоимка, пени и штрафы.

Ничего из ряда вон выходящего в этом явлении нет. Но проблема существует и с ней надо справляться. А для того чтобы знать, как это делать, для начала надо изучить "оружие" противника и выяснить, какая конкретно опасность вам угрожает.

И книга, которая перед вами, может помочь в этом. Она посвящена возможностям налоговой по взысканию недоимки, пеней и штрафов с налогоплательщика, а также способам противостояния этому отработанному годами, но все же не совершенному "механизму".

Ведь учтите, что если вам кажется, что законодательство в нашей стране меняется слишком часто и вы просто не успеваете отслеживать все изменения, то инспекторы находятся в точно такой же ситуации. Да и законы наши далеко не всегда защищают бюджет, во многом они стоят на страже интересов налогоплательщика. Не говоря уже о судебной практике, которая встает на сторону чиновников весьма редко и с неохотой. Так что, если у вас образовалась недоимка, не заплачены пени или висят штрафы, не надо впадать в панику. Действуйте по "схеме":

- Проверьте: по вашим подсчетам у вас есть долги перед бюджетом?

- Внимательно проштудируйте все документы, которые вам прислала налоговая: вдруг они содержат нарушения.

- Проверьте, не нарушены ли чиновниками сроки взыскания с вас неуплаченных денег.

- Взгляните на ситуацию в комплексе: возможно, чиновниками в чем-то нарушен закон не в плане срока взыскания или формы документов.

- Если обнаружите, что ваши права нарушены, начинайте за них бороться всеми доступными и разрешенными законом способами.

А вот как правильно это делать и на какие конкретно моменты в действиях инспекторов следует обратить внимание, вам расскажет эта книга.

Глава 1. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ИЛИ КТО НАПОЛНЯЕТ БЮДЖЕТ

Who is who?

Сначала разберемся, кто же такие налогоплательщики. Согласно ст. 19 Налогового кодекса "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы". В этом контексте нас интересуют только организации, то есть юридические лица, поэтому сосредоточимся на них.

Что же из себя представляет эта часть налогоплательщиков? С точки зрения ст. 11 Налогового кодекса организации это:

- российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Итак, что же можем вынести из этого определения?

Во-первых, организация - это прежде всего юридическое лицо. А юридическое лицо, согласно Гражданскому кодексу, - "организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

Также юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету.

Кроме того, юридические лица еще подразделяются на категории исходя из целей своей деятельности:

- основной целью деятельности является извлечение прибыли и распределение ее между участниками (коммерческие организации), надо сказать, что таких организаций подавляющее большинство;

- извлечение прибыли и распределение ее между участниками не является основной целью предприятия (некоммерческие организации), таких, естественно, меньшинство.

Соответственно, те организации, которые статусом юридического лица не обладают, не являются и налогоплательщиками. Таким образом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками и плательщиками сборов быть не могут, так как они только исполняют обязанности "головных" организаций по расчетам с бюджетом по месту нахождения этих филиалов и обособленных подразделений.

Таким образом, довольно часто возникает ситуация, когда филиал, который стоит на учете в налоговой инспекции, платит налоги исправно, а вот "голова", которая может стоять на учете за тридевять земель, задолжала огромную сумму и стала банкротом. Филиал, разумеется, составляет ей компанию при вычеркивании из ЕГРЮЛ. Особенно примечательны такие ситуации, когда дело касается игорного бизнеса. Филиалов у таких организаций обычно вагон и маленькая тележка, и после того как банкротство "центра" становится неизбежным, несчастные инспекторы вылавливают их по всей России.

Во-вторых, юридическое лицо должно быть образовано "в соответствии с законодательством". В зависимости от территориальной принадлежности, российской или иностранной, искомое "законодательство" тоже может быть российским или иностранным. Например, в нашей стране законом, регулирующим правоотношения, связанные с "легализацией" юридического лица, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". А обязанность зарегистрировать вновь созданное юридическое лицо устанавливает ст. 51 Гражданского кодекса: "юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц". Также согласно этой статье "данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц". То есть организация, являющаяся с точки зрения нашего законодательства налогоплательщиком, это та, которая включена в ЕГРЮЛ.

В третьих, юридическое лицо должно обладать гражданской правоспособностью. Что это такое, рассказывает ст. 49 Гражданского кодекса. Состоит она в том, что "юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности". Эти "умные слова" включают в себя все то, что перечислено в определении юридических лиц: владеть и распоряжаться имуществом, заключать сделки и отвечать по обязательствам, исполнять обязанности налогоплательщика и налогового агента, быть истцом или ответчиком в суде и так далее.

Также в этой статье есть уточнение, которое разъясняет, что же такое соответствие "целям деятельности": "коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для любых видов деятельности, не запрещенных законом". Специальное разрешение, то бишь лицензия, нужно только тем, кто решил заняться "отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом". Например, этот документ нужен для открытия медицинского кабинета, торговли алкоголем и так далее. Какие-либо ограничения допустимы "лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом". В принципе, если вид деятельности не требует лицензии и не противоречит закону, то с точки зрения Гражданского кодекса юридическое лицо может и не сообщать никому, чем же оно занимается. В ст. 52 Гражданского кодекса сказано, что "предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами". Могут, а не должны. Но не все так просто. Есть некоторые обстоятельства, которые заставляют фирмы не просто указывать в своих уставах род деятельности, а прямо-таки скрупулезно описывать каждое свое "телодвижение", направленное на извлечение прибыли. Причина этому получила название "убыточная проблема". Если вкратце, то состоит она в том, что если определенное направление деятельности налогоплательщика приносит убытки, то налоговая не признает расходы на нее направленными на получение дохода, как это предписывает ст. 252 Налогового кодекса. В такой ситуации налогоплательщику можно посоветовать прописать в своем уставе как можно подробнее все виды деятельности, которыми он занимается. Сделать это надо для того, чтобы было ясно, как именно взаимосвязаны все направления деятельности и структурные подразделения его фирмы и почему без убыточной работы одного невозможно получение дохода другим.

Обязанности, или "Ярмо" налогоплательщика

Обязанности налогоплательщиков в основном перечислены в ст. 23 Налогового кодекса, но кроме этого необходимо обратить внимание на ст. ст. 45 и 81 того же закона. Рассмотрим их подробно, так как в последующих главах нам придется неоднократно возвращаться к этому вопросу. Итак:

- уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).

Эта обязанность установлена Конституцией в качестве общего принципа. Налоговое законодательство разделяет его дополнительно на четыре составные части:

- обязанность правильно исчислять налоги;

- обязанность уплачивать налог в полном объеме;

- обязанность своевременно уплачивать налоги;

- обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

Также отметим, что налог считается законно установленным только в том случае, если определен круг его плательщиков и все элементы налогообложения, предусмотренные в ст. 17 Налогового кодекса. А именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и срок уплаты налога.

Несмотря на то что этот пункт кажется наиболее простым (что же еще может делать налогоплательщик?), это не совсем так. Масса судебных процессов закончилась в пользу налоговой именно по той причине, что существует такая обязанность - платить налоги. Приведем пример. Организация объявила себя банкротом, "сознавшись", что задолжала некоторую сумму государству. Эта сумма и была включена судом в реестр требований кредиторов. Спустя некоторое время, уже после введения процедуры конкурсного производства, налоговая сделала выездную проверку и доначислила фирме сумму, втрое превышающую ту, которая была признана. Должен ли суд включать ее в реестр требований кредиторов? Разумеется, должен. Ведь долг образовался до подачи заявления о банкротстве в арбитражный суд, соответственно, обязанность по уплате налогов фирмой не исполнена. Другой пример. Масса судебных процессов возникает не из-за того, что фирма пыталась уйти от уплаты налогов, а в результате бухгалтерских ошибок. Должна ли налоговая принимать это во внимание? Конечно, нет. Если ошибка, разумеется, не чисто арифметическая, или глупая опечатка. Фирма обязана уплачивать законно установленные налоги, соответственно, разбираться, почему этого не произошло, не дело инспекторов.

Также необходимо отметить, что за неуплату или неполную уплату налога в ст. 122 Налогового кодекса установлена ответственность;

- самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса).

Общее правило гласит, что налогоплательщик должен уплачивать налоги самостоятельно или, как, например, налог на доходы физических лиц, через налоговых агентов.

Разберемся, кто же такие налоговые агенты и каких неприятностей можно ожидать с этой стороны.

Понятие "налоговые агенты" раскрывает ст. 24 Налогового кодекса. По правилам этой статьи налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика, а также перечислению их в бюджет. Права у налоговых агентов те же, что и у налогоплательщиков, то есть указанные в ст. 21 Налогового кодекса, если Налоговым кодексом не предусмотрено иное. Аналогичное правило относится и к обеспечению и защите прав налоговых агентов в соответствии со ст. 22 Налогового кодекса. Обязанности же налоговых агентов предусмотрены п. 3 ст. 24 Налогового кодекса. А именно:

- правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета казначейства налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиком;

- письменное сообщение по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца начиная с того дня, когда налоговому агенту стало известно об этих обстоятельствах;

- ведение по каждому налогоплательщику учета начисленных и выплаченных доходов, а также исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов;

- предоставление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов в бюджет;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

То есть обязанности налогового агента представляют из себя те же обязанности налогоплательщика, предусмотренные ст. 23 Налогового кодекса, только в урезанном виде.

В связи с исполнением налоговыми агентами своих обязанностей в практике налоговых споров есть две проблемы.

Первая проблема: если налоговый агент не удержал с налогоплательщика налог, может ли налоговая получить его из денежных средств самого налогового агента.

Как предусмотрено ст. 45 Налогового кодекса, правила, предусмотренные в ней по исполнению обязанностей по уплате налога и сбора, распространяются как непосредственно на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Но если рассматривать эту статью в совокупности со ст. ст. 23 и 123 Налогового кодекса, становится ясно, что речь все же идет об обязанности налогового агента исчислить, удержать и правильно перечислить сумму налога из средств налогоплательщика, а не из своих денег. Если налоговая не получила налоги, причитающиеся с налогоплательщика по вине налогового агента, то в этом случае она может воспользоваться правилами ст. 123 Налогового кодекса и оштрафовать "нерадивого" налогового агента на 20% от той суммы, которая подлежала перечислению. После чего взыскать с него по правилам ст. 45 Налогового кодекса недополученные налоги. То есть налоговый агент должен будет выполнить свою непосредственную обязанность, то есть удержать с налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога, добавив к ним 20% штрафа уже из собственных средств.

В подтверждение этой мысли можно привести примеры из судебной практики. Например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 14.06.2005 по делу N Ф09-3438/05-С2 говорит, что "доначисление и взыскание с налогового агента за счет его собственных средств неудержанных сумм налога... не допускаются и противоречат нормам налогового законодательства". Того же мнения придерживается ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 11.01.2005 по делу N А28-10156/2004-396/26.

Также разъяснения по этому вопросу можно обнаружить в Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О. Там сказано, что несмотря на то, что налоговые агенты должны исполнять свои обязанности самостоятельно, выражается это в перечислении налогов в бюджет от своего имени и за счет денежных средств, удержанных у налогоплательщика.

Вторая проблема: по правилам ст. 24 Налогового кодекса налоговый агент обязан "представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов". Так, например, ст. 161 Налогового кодекса предусматривает обязанность налоговых агентов "удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога". Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса налоговые агенты "обязаны предъявлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом", как и требует ст. 24 Налогового кодекса. В случае если налоговый агент нарушит срок подачи декларации, то может ли налоговая привлечь его к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса?

Несмотря на то что ст. 24 Налогового кодекса предписывает налоговым агентам представлять в инспекцию документы, необходимые для проведения налогового контроля, по смыслу ст. 119 Налогового кодекса субъектами предусмотренного в ней налогового правонарушения все же могут быть только налогоплательщики.

Подтверждение этого суждения также можно обнаружить в судебной практике. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 16.12.2004 по делу N А19-15634/04-15-Ф02-5221/04-С1 подтверждает правомерность решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании штрафа с налогового агента за нарушение срока представления деклараций по НДС, так как субъектом данного правонарушения может быть только налогоплательщик. Такого же мнения придерживается ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 21.10.2004 по делу N Ф03-А04/04-2/1778, где сказано, что ответственность по ст. 119 Налогового кодекса не применяется к налоговым агентам.

Статьей, которая предусматривает санкцию для налогового агента за нарушение обязанности по представлению налоговому органу сведений для осуществления налогового контроля, является ст. 126 Налогового кодекса. В соответствии с ней за каждый непредставленный документ налоговая может взыскать с налогового агента по 50 руб. штрафа.

В судебной практике подтверждение правильности применения ст. 126 Налогового кодекса в этой ситуации можно найти, в частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2005 по делу N Ф04-9552/2004(7872-А75-6).

И еще раз вернемся к Определению Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, так как именно этот документ решил еще один немаловажный вопрос, связанный с уплатой налогов третьими лицами. В данном случае - не налоговыми агентами.

Дело в том, что долгое время налогоплательщики платили налоги не только за счет собственных средств, но и, например, за счет средств контрагентов, в качестве оплаты за товар или услуги. То есть за налогоплательщиков налоги в бюджет вносили их представители, используя свои банковские счета. Налоговые это не устраивало, они обращались в арбитражные суды, но довольно часто служители Фемиды вставали на сторону налогоплательщиков. Вероятно, в основе таких решений стояла простая истина: налог уплачен, чего еще вы хотите? Дело в том, что при подобном раскладе налоговую нельзя считать "пострадавшей" стороной. Ведь слова "самостоятельно" применительно к уплате налогов в законодательстве не было.

Вопрос разрешил Конституционный Суд РФ в упомянутом Определении. Он определил, что налоги должны исходить от самого налогоплательщика, за счет его собственных средств, а платежные документы должны быть подписаны им самим;

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом (пп. 2 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).

Порядок постановки организаций на учет определен в ст. ст. 83, 84 Налогового кодекса. По общему правилу регистрация проводится по местонахождению (юридическому адресу) фирмы, то есть в той налоговой, на чьей территории организация находится. Но в отдельных случаях Налоговый кодекс требует дополнительной регистрации. Это касается обособленных подразделений, которые должны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Среди юристов бытует мнение, что сложившаяся ситуация приводит к двойному учету и контролю за крупнейшими налогоплательщиками - по месту нахождения и по месту регистрации в межтерриториальных (межрайонных) налоговых. Но "бой" был выигран налоговой системой "в чистую". Такие ведомственные акты, как Приказ Минфина России от 11.07.2005 N 85н и Приказ МНС России от 16.04.20004 N САЭ-3-30/290@ "Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждению критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях" были оценены Высшим Арбитражным Судом РФ (ВАС РФ) и признаны соответствующими действующему законодательству (Решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04).

Постановка на учет в налоговой осуществляется на основании сведений, указанных в ЕГРЮЛ.

Если юридическое лицо было обязано встать на учет самостоятельно, но не сделало этого, его можно привлечь к ответственности по ст. ст. 116, 117 Налогового кодекса. Конечно, в том случае, если будет обнаружено;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).

Фирмы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основании "показаний" регистров бухгалтерского учета и (или) на основе других документально подтвержденных данных об объектах, которые подлежат налогообложению или связаны с ним.

В случае грубого нарушения фирмой правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения налоговая может привлечь ее к ответственности по ст. 120 Налогового кодекса;

- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса).

Налоговая декларация - это официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них скидках и льготах.

У налогового законодательства имеются два требования к налоговым декларациям:

- письменная форма;

- содержание налоговой декларации, а именно:

- о полученных доходах (ст. 41 Налогового кодекса);

- о произведенных расходах, то есть затратах, совершенных при получении доходов;

- об источниках доходов (в том числе и за пределами государства, ст. 42 Налогового кодекса);

- о налоговых льготах (ст. 56 Налогового кодекса);

- об исчисленной сумме налога (эта сумма исчисляется по правилам ст. 54 Налогового кодекса);

- другие данные, связанные с исчислением налога.

Налогоплательщик обязан представлять декларации по тем налогам, которые в его случае подлежат уплате. Исключения могут составлять только случаи, указанные в п. 1 ст. 80 Налогового кодекса.

Порядок представления деклараций и уточненных деклараций установлен ст. ст. 80 и 81 Налогового кодекса.

На уточненных налоговых декларациях стоит остановиться подробнее, так как именно на этот документ зачастую завязана проблема возникновения недоимки у организации, а главное - время ее возникновения.

Само понятие "уточненная налоговая декларация" возникло в Налоговом кодексе только начиная с 2007 г. До этого ситуация регулировалась (если это можно так назвать) при помощи подзаконных актов.

Сразу уточним, что подавать уточненную налоговую декларацию в инспекцию в случае, если фирмой выявлены ошибки в той декларации, которая была подана в начале, это право, а не обязанность налогоплательщика. Хотя, например, чиновники Минфина настаивают на обратном. В их Письме от 15 февраля 2006 г. N 03-03-04/2/33 сказано, что в случае, если у организации образовалась переплата по налогам, они обязаны представить в инспекцию уточненную налоговую декларацию.

Итак, какие же подводные камни приготовила нам "уточненка"?

Во первых, это срок подачи таких деклараций. На настоящий момент п. 1 ст. 81 Налогового кодекса окончательно закрепил, что уточненная налоговая декларация, поданная после истечения срока подачи деклараций, не считается поданной несвоевременно. Соответственно, возможность со стороны налоговой оштрафовать фирму по ст. 119 Налогового кодекса исключена.

В принципе, это правило является новым только для текста Налогового кодекса. Арбитражные суды пришли к выводу, что налоговое законодательство вообще не предусматривает сроков для подачи "уточненок" довольно давно. В качестве примера судебных актов можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 июля 2004 г. N А05-14671/03-19, Постановление ФАС Центрального округа от 27 февраля 2004 г. N А68-АП-265/10-03, Постановление ФАС Уральского округа от 20 апреля 2000 г. N Ф09-347/2000-АК и так далее.

Таким образом, законодательство "подтянулось" к судебной практике. На настоящий момент правовой подход выглядит так: обязанность представлять декларацию следует считать исполненной в момент представления той, которая содержит "ошибочные" данные, сроков представления "уточненок" в законе нет, поэтому подача уточненной декларации за пределами срока, установленного для подачи деклараций, не образует состава правонарушения по ст. 119 Налогового кодекса.

Впрочем, п. 2 ст. 81 Налогового кодекса указывает, что если фирма подает "уточненку" в пределах срока, установленного для сдачи деклараций по этому налогу, то первая декларация "аннулируется" и обязанность считается исполненной в день подачи уточненной декларации.

Пункт 3 ст. 81 Налогового кодекса описывает ситуацию, когда "уточненка" подана уже после истечения срока сдачи деклараций, но до окончания срока уплаты налогов. Здесь важно, чтобы фирма обнаружила ошибки в "первичной" декларации до того, как это будет взято на карандаш инспекцией. Тогда штрафов можно не опасаться.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв