КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ

Хиты: 121 | Рейтинг:

КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ

КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 (Постатейный)

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 ноября 2007 года

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уголовно-исполнительный кодекс РФ вступил в действие с 1 июля 1997 г. Его важнейшей особенностью явилось то, что он регламентировал исполнение в Российской Федерации всех уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие на шесть месяцев раньше, с 1 января 1997 г.

Регламентация исполнения всех наказаний Уголовно-исполнительным кодексом РФ не означает, что он является единственным законом, регулирующим различные проблемы, связанные с исполнением наказаний в Российской Федерации. Важнейшее значение имеют также принятый в 1993 г. Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (1995 г.), ряд других законов, отдельные положения которых имеют значение для исполнения наказаний. Принят ряд подзаконных нормативных актов - указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных и межведомственных актов министерств и ведомств. Среди них следует особо подчеркнуть Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205.

При издании уголовно-исполнительного законодательства РФ принимаются во внимание также международно-правовые акты и международные договоры РФ. При этом учитываются экономические и социальные возможности нашей страны (ст. 3 УИК РФ).

С момента принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ прошло более 10 лет. За это время изменились многие общественные отношения в нашей стране, что не могло не привести к модификации законодательства, в том числе и уголовно-исполнительного. Так, из 190 статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ большим или меньшим изменениям подверглись 95 статей, т.е. 50 процентов всех статей Кодекса. Уголовно-исполнительный кодекс дополнен двумя новыми статьями, восемь статей признаны утратившими силу. Весьма существенные коррективы внесены и в другие законы, в частности в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В 2005 г. принята новая редакция Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Существенные коррективы внесены и в административное подчинение уголовно-исполнительной системы.

Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя ряд обязательств, одно из которых было связано с передачей уголовно-исполнительной системы из ведения Министерства внутренних дел РФ в ведение Министерства юстиции РФ. Это было сделано в 1998 г. В марте 2004 г. Указом Президента РФ была образована Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), куда вошла вся уголовно-исполнительная система.

Ряд законов, принятых за истекшее десятилетие, существенно расширил права осужденных. Увеличено число разрешенных свиданий, посылок, передач, бандеролей, расширено право отбывающих наказание на покупку в магазине исправительного учреждения продуктов питания и предметов первой необходимости.

Подверглась изменению и система наказаний, исполнение которых является предметом уголовно-исполнительного права. Из законодательства исключена конфискация имущества, которая впоследствии введена в Уголовный кодекс РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера.

В 2005 г. введено в действие наказание в виде обязательных работ. Таким образом, из числа наказаний, вновь появившихся в Уголовном и в Уголовно-исправительном кодексах РФ, еще не применяются ограничение свободы и арест, хотя в соответствии с Законами о введении в действие Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов первое из них должно было быть введено в действие не позднее 2005 г., а второе - не позднее 2006 г.

Судьба этих наказаний пока не ясна, хотя значение ареста как краткосрочного наказания в сочетании с суровыми условиями и строгой изоляцией в значительной мере уменьшилось, так как минимальный срок лишения свободы сократился до двух месяцев и совпадает с минимальным сроком ареста. Все это в сочетании с отсутствием арестных домов, где должны отбывать наказание осужденные к аресту, ставит под вопрос необходимость и возможность введения этого наказания.

Что же касается ограничения свободы, то, видимо, его введение в действие требует существенного изменения правовой регламентации, поскольку создание исправительных центров в том виде, в каком это предполагалось, затруднительно в связи со значительными капиталовложениями, которые для этого необходимы.

Предлагаемый вниманию читателей комментарий учитывает все изменения в законодательстве и ведомственных нормативных актах, которые произошли по состоянию на 1 ноября 2007 г.

Он предназначен для студентов, аспирантов и адъюнктов, а также преподавателей юридических высших учебных заведений, научных сотрудников научно-исследовательских учреждений, практических работников уголовно-исполнительной системы и других граждан, интересующихся порядком и условиями исполнения наказания.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку все дальнейшее содержание УИК РФ определяется на основе и с учетом стоящих перед законом целей и задач.

В научной литературе понятия целей и задач нередко отождествляются, и они употребляются как синонимы. Но в данном случае законодатель разделяет эти понятия, наполняя каждое из них собственным содержанием.

Под целями уголовно-исполнительного законодательства следует понимать те конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона. Эти результаты выражаются в общих и наиболее значимых достижениях, имеющих социальный характер.

Однако достижение целей невозможно без решения отдельных вопросов, направлений промежуточного плана, связанных с реализацией не всего законодательства в целом, а его конкретных институтов и норм. Достижение этих промежуточных результатов и является задачей уголовно-исполнительного законодательства, что в совокупности обеспечивает возможность достижения его целей.

К целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Необходимо отметить, что цели уголовно-исполнительного законодательства практически полностью совпадают с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, где сказано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Подобное совпадение вполне объяснимо, поскольку уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного.

Наиболее важной целью, стоящей перед уголовно-исполнительным законодательством, является исправление осужденных. В научной литературе имеются различные позиции, касающиеся понятия "исправление", но в целом все они сводятся к тому, что исправление предполагает правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от отбывания наказания. Исправление осужденного достигается комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые применяются к осужденному в период отбывания наказания. Более подробно содержание понятия "исправление" приводится при анализе положений ст. 9 УИК РФ.

Понятие предупреждения преступлений разработано наукой криминологией. Под предупреждением преступлений понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

Эти меры связаны с воздействием на всех людей (общее предупреждение), определенные группы людей (групповое предупреждение), на отдельных лиц (специальное предупреждение).

Значительную роль в предупреждении преступлений играет и уголовно-исполнительный закон. Его общепредупредительное значение заключается в воздействии на сознание граждан путем информирования их об условиях и порядке отбывания уголовных наказаний различного вида, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных в период отбывания наказания, их правах и обязанностях, различных мерах воздействия, применяемых к осужденным. В этой связи уголовно-исполнительный закон способствует формированию определенных сдерживающих начал при определении жизненных установок человека, линии его поведения. В ряде случаев это удерживает человека от совершения преступления, хотя значительное число граждан не совершает преступление не из страха перед наказанием, а исходя из своих моральных и нравственных позиций.

Однако в большей мере уголовно-исполнительный закон способствует специальному предупреждению, т.е. предупреждению совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание. В этом отношении эффективность уголовно-исполнительного закона достигается в результате применения целого комплекса мер к осужденным. Это режим отбывания наказания, правоограничения, применяемые к осужденным, применение мер безопасности и иные меры. В результате осужденный или лишается возможности совершить новое преступление, или такая возможность существенно ограничивается. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и индивидуально-профилактическую работу, проводимую с осужденными, в том числе и воспитательную работу. Таким образом, условия, связанные с отбыванием наказания, психолого-педагогическое воздействие на осужденного способствуют формированию у него позиции социально полезного и законопослушного лица.

Предупредительное значение имеет и то обстоятельство, что уголовно-исполнительный закон дает основания применения ряда мер предупредительного характера не к осужденным, а к гражданам, которые негативно влияют на процесс исправления осужденных (в частности, проносят на территорию исправительного учреждения наркотики, спиртное, деньги, иные запрещенные предметы, способствуют совершению осужденными преступлений, например побегу, уклонению от отбывания наказания).

2. Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 комментируемой статьи. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания.

Аналогичным образом решаются и иные задачи. Так, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно - в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий.

Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным нового преступления. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.

Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

Комментарий к статье 2

1. Уголовно-исполнительное законодательство в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Российской Федерации. Это положение означает, что данная отрасль законодательства может состоять только из федеральных законов. К этим законам относятся УИК РФ и другие федеральные законы, регулирующие вопросы исполнения и отбывания наказания. В частности, к таким законам относятся: Закон об органах, исполняющих уголовные наказания, Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Кроме того, целый ряд общественных отношений в сфере исполнения наказаний находит свое отражение и в иных отраслях законодательства. Так, труд осужденных к лишению свободы, за изъятиями, установленными УИК РФ, регулируется ТК РФ, вопросы медико-санитарного обеспечения осужденных находят свое отражение в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законе РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 22.08.2004) <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1913; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3613; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607.

2. В ч. 2 ст. 2 УИК РФ определен предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства. К нему относятся: установление общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ; определение порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; определение порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и порядка оказания помощи освобождаемым лицам.

Подавляющее большинство из числа перечисленных вопросов урегулировано УИК РФ. Но, как отмечалось выше, отдельные вопросы регулируются иными законами. В этом отношении следует обратить внимание на Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Основной предмет регулирования данного Закона - исполнение уголовно-процессуальной меры в виде содержания под стражей. Но в то же время этим Законом регулируются и вопросы исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы для той части осужденных, которая оставлена в следственном изоляторе для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. В этой связи следственный изолятор отнесен к числу исправительных учреждений.

Следует отметить, что процесс формирования уголовно-исполнительного законодательства еще не завершен. Так, остались неурегулированными вопросы контроля за поведением условно-досрочно освобожденных, исполнения меры уголовно-правового характера в виде конфискации имущества, порядок деятельности прохождения службы сотрудниками учреждений и органов, исполняющих наказания. Решение этих и других неурегулированных вопросов требует внесения дополнений в УИК РФ, а также принятия ряда новых законов.

Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты

Комментарий к статье 3

1 - 2. Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В развитие этого конституционного положения комментируемая статья посвящена вопросам соотношения уголовно-исполнительного законодательства и международно-правовых актов. Понятие международно-правовых актов употребляется только в названии комментируемой статьи. В ч. ч. 1 и 2 используется понятие международных договоров, в ч. 3 употребляется понятие "общепризнанные принципы и нормы международного права", а в ч. 4 говорится о рекомендациях (декларациях) международных организаций.

Понятие международных правовых актов является понятием обобщающим. В его содержание включаются и международные договоры, и международные стандарты.

К числу международных договоров относятся двусторонние или многосторонние соглашения между государствами (конвенции, пакты и т.д.). В настоящее время все большее распространение получают международные договоры о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Большую группу договоров составляют и договоры о правовой помощи.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ учитывает международные договоры РФ, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Указанный учет положений международных договоров заключается в том, что уголовно-исполнительное законодательство РФ включает в себя нормы, регулирующие вопросы исполнения наказания и обращения с осужденными, максимально учитывающие интересы осужденных в сфере защиты их прав и законных интересов. Вместе с тем государство в настоящее время не может взять на себя ряд обязательств по международным договорам, поскольку не обладает достаточными социальными и экономическими возможностями. Это положение в основном относится к сфере материально-бытового обеспечения осужденных, поскольку условия отбывания наказания, соответствующие мировым требованиям, не могут быть созданы, исходя из экономических возможностей государства. Ряд недостатков в этом отношении имеется и в социальной сфере, например в сфере трудоустройства освобожденных от отбывания наказания. В то же время в случае заключения соответствующего международного договора, которым устанавливаются иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, должны применяться правила международного договора.

3. Статья 21 Конституции РФ гарантирует охрану достоинства личности и защиту от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, а также от принудительного применения медицинских, научных или иных опытов.

Конкретизируя данное положение, ч. 3 комментируемой статьи устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство РФ и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией РФ.

Это положение уголовно-исполнительного закона вытекает и из содержания международного договора, которым является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г. <1>. Конвенция вступила в силу для СССР 26 июня 1987 г. и обязательна для Российской Федерации, являющейся правопреемником СССР.

--------------------------------

<1> Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. М., 1989.

Конвенцией запрещается применение пыток вне зависимости от любых обстоятельств и условий. В частности, ст. 2 Конвенции на каждое государство - участника возложена обязанность предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток. Не является оправданием пытки и приказ вышестоящего начальника или государственной власти.

Ни одно государство - участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

Каждое государство - участник обязано обеспечить, чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством, и установить соответствующее наказание с учетом тяжкого характера преступления.

На основании Конвенции ООН создан комитет по предупреждению пыток, который обладает достаточно большими полномочиями, в том числе по контролю за соблюдением положений Конвенции и проведению конфиденциального расследования, если имеются данные о систематическом применении пыток.

Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания принята и Советом Европы 26 ноября 1987 г. в Страсбурге <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4465.

В соответствии с Европейской конвенцией учрежден Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, который посредством посещений изучает обращение с лицами, лишенными свободы, в целях усиления, в случае необходимости, защиты их от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В отличие от международных договоров международные стандарты представляют собой документы, содержащие принципы исполнения наказания и обращения с осужденными, назначения наказания, основы деятельности органов, исполняющих наказания, требования к персоналу этих органов. Основная цель международных стандартов - установление выработанных на основе мирового опыта наиболее прогрессивных, гуманистических подходов к исполнению наказания, сокращение наиболее репрессивных мер уголовно-правового воздействия, таких как смертная казнь, лишение свободы, заключение под стражу. Международные стандарты имеют рекомендательный характер, и государства реализуют их в зависимости от имеющихся социально-экономических возможностей, с учетом особенностей национального законодательства. Международные стандарты в зависимости от субъекта их принятия носят общий или региональный характер. Так, например, общий характер носят стандарты, принятые ООН, а региональный - Советом Европы.

Наиболее известными являются следующие стандарты ООН: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. <1>, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, от 9 декабря 1988 г. <2>, Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, от 14 декабря 1990 г. <3>, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), от 14 декабря 1990 г. <4>, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), от 29 ноября 1985 г. <5>.

 


Цена: 5.00 RUB
Количество:
Отзыв