ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"

Хиты: 145 | Рейтинг:

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 21 ИЮЛЯ 1997 Г. N 118-ФЗ "О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", в котором проанализированы все положения Закона с научной и практической точек зрения.

При подготовке Комментария были учтены все изменения, в том числе и самые последние, внесенные Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", в соответствии с которым:

- расширены задачи судебных приставов. В настоящее время судебные приставы проводят дознание по делам, указанным в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ;

- ограничено использование словосочетания "судебный пристав". Комментируемый Закон устанавливает запрет на использование в названии организаций, общественных объединений, должностей словосочетания "судебный пристав". Данное словосочетание может использоваться только в наименовании Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях ее структурных подразделений, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений, а также их должностных лиц;

- новеллой по сравнению с ранее действовавшей редакцией комментируемого Закона является предписание о том, что судебные приставы вне зависимости от их статуса (как судебный пристав-исполнитель, так и судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов) обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

- закреплена возможность предоставления необходимой судебному приставу информации не только на бумажных, но и на электронных носителях с необходимостью в некоторых случаях обеспечения защиты предоставляемой информации;

- приведено в соответствие с ФЗ "Об исполнительном производстве", а также с главой 25 ГПК РФ, главой 24 АПК РФ понятие оспаривания не только действий судебного пристава (как это было предписано ранее действующей редакцией нормы), но и постановлений и бездействия судебного пристава;

- увеличен возрастной ценз для кандидатов на должность судебного пристава. Кроме того, высшее юридическое образование, помимо старшего судебного пристава, должно быть и у его заместителя. Следует отметить, что указанные нормативные предписания вступают в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования ФЗ от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", т.е. с 22 июля 2012 г. Как представляется, столь длительный временной промежуток для вступления отмеченных изменений в силу обусловлен необходимостью замены или подготовки кадров, отвечающих в полном объеме новым нормативным требованиям;

- внесены изменения в объем полномочий главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава.

Исходя из того, что многие нормы комментируемого Закона носят отсылочный характер, в Комментарии дается анализ его нормативных предписаний в системе анализа тех норм, к которым дается отсылка. Комментарий приводится с учетом спорных моментов толкования норм права, противоречий понятийного аппарата. 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи судебных приставов

Комментарий к статье 1

1. Первой задачей судебных приставов является обеспечение установленного порядка деятельности всех судов Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" составляют судебную систему Российской Федерации. Таким образом, судебные приставы обеспечивают установленный законом порядок деятельности:

- Конституционного Суда РФ; Верховного Суда РФ; верховных судов республик, краевых и областных судов; судов городов федерального значения; судов автономной области и автономных округов; районных судов, военных и специализированных судов, в совокупности составляющих систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов); арбитражных апелляционных судов; арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в совокупности составляющих систему федеральных арбитражных судов;

- конституционных (уставных) судов субъектов РФ; мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов РФ, в совокупности составляющих систему судов субъектов Российской Федерации.

Осуществляя функцию по обеспечению порядка деятельности судов, судебные приставы прежде всего руководствуются Конституцией РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, комментируемым Законом, Приказом Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности". Также в своей деятельности судебные приставы по обеспечению порядка деятельности судов соблюдают нормативные положения Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденного Приказом Минюста России от 27 декабря 2006 г. N 384, и других нормативных актов, регулирующих вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов.

2. Вторая задача судебных приставов - исполнение требований исполнительных документов, перечень которых содержится в п. 1 ст. 12 ФЗ "Об исполнительном производстве". Реализация указанной задачи возложена на судебных приставов-исполнителей, которые в соответствии со ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве" должны правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц. Также возможно исполнение требований иных документов в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ. Целью реализации такой задачи является защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

3. Третьей задачей судебных приставов является исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве в части проведения дознания по делам, указанным в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Так, дознаватели ФССП России проводят дознание по делам:

- о злостном уклонении от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);

- о злостном уклонении от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);

- о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия в какой бы то ни было форме (ч. 1 ст. 294 УК РФ);

- о неуважении к суду (ст. 297 УК РФ);

- о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ). При этом следует учитывать, что если такое деяние повлекло за собой тяжкие последствия, предварительное следствие проводится следователем органа, к подследственности которого относится данное преступление (ч. 6 ст. 151 УПК РФ);

- о незаконных действиях в отношении имущества, которое было подвергнуто описи или аресту, либо в отношении имущества, подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);

- о неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).

Таким образом, третья задача судебных приставов является следствием выполнения двух первых задач, если лицо злостно уклоняется от обязанностей по исполнению некоторых исполнительных документов или совершает преступление против правосудия.

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Комментарий к статье 2

1. Комментируемая статья определяет нормативные источники, которыми следует руководствоваться судебному приставу при осуществлении им своих должностных обязанностей. К таким источникам относятся:

1) Конституция РФ;

2) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах";

3) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

4) кодифицированные отраслевые источники:

- ГПК РФ;

- АПК РФ;

- ГК РФ и другие;

5) иные федеральные законы, в частности:

- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и т.д.;

6) нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, в числе которых можно назвать:

- Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316;

- Постановление Правительства РФ от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов";

- Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550 "Об утверждении Правил возврата должнику исполнительского сбора" и другие;

7) нормативно-правовые акты Минюста РФ, обязательные для исполнения судебными приставами, такие, как:

- Приказ Минюста России от 3 августа 1999 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности";

- Положение об организации работы по выплатам компенсаций в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью судебного пристава, утверждено Приказом Минюста России от 4 апреля 2008 г. N 81, и другие.

2. Также в своей деятельности судебным приставам необходимо руководствоваться:

- нормами международных договоров РФ (например, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.), Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (Варшава, 16 сентября 1996 г.) и другими);

- постановлениями Конституционного Суда РФ (см., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 ФЗ "О судебных приставах" в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа"); а также постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, связанным с деятельностью судебных приставов.

Статья 2.1. Использование словосочетания "судебный пристав"

Комментарий к статье 2.1

1. Комментируемая статья устанавливает запрет на использование в названии организаций, общественных объединений, должностей словосочетания "судебный пристав". Данное словосочетание может использоваться только в наименовании ФССП России, а также в наименованиях ее структурных подразделений. Использование словосочетания "судебный пристав" в наименовании должностей возможно только в том случае, если это должность является должностью ФССП России или ее структурных подразделений. Также использование данного словосочетания допускается в наименованиях профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений, а также их должностных лиц.

Согласно п. 3 ст. 2 ФЗ от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ, те организации, общественные объединения и должности, созданные до вступления в действие указанного ФЗ, которые содержат в своих наименованиях словосочетание "судебный пристав", должны быть переименованы или ликвидированы в течение 90 дней со дня вступления в силу ФЗ от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ, т.е. в течение 90 дней с 22 июля 2009 г.

2. Императивный характер данной нормы требует содержания в ней указания на ответственность в случае нарушения указанных в ней предписаний.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

Комментарий к статье 3

1. В п. 1 комментируемой статьи закреплен перечень общих требований к кандидату на должность судебного пристава.

С 23 июля 2012 г. судебным приставом в соответствии с нормативными предписаниями сможет быть только гражданин РФ, достигший 21 года. Данная информация должна проверяться при решении вопроса о принятии на работу и подтверждаться претендентом путем предъявления паспорта.

Следующее нормативное требование о том, что судебный пристав должен иметь "...среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, а также для заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование)", нуждается в определенной корректировке, так как противоречит ст. 12 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы (к которым Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" отнесены судебные приставы, старшие судебные приставы и судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов), а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования, в данном случае - высшего юридического. Таким образом, законодатель, распространив п. 4 ст. 1 ФЗ от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ требование об обязательном наличии высшего юридического образования наряду со старшим судебным приставом и на его заместителя, тем не менее оставил отмеченное противоречие требований п. 1 ст. 3 ФЗ "О судебных приставах" - в данном случае специального закона - нормативным предписаниям ст. 12 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", носящим общий и общеобязательный характер.

Следует отметить, что требование о возрастном цензе в 21 год, применяемое к судебным приставам, а также об обязательном наличии у заместителя старшего судебного пристава высшего юридического образования в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ вступает в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования настоящего Закона (22 июля 2009 г.), т.е. с 22 июля 2012 г. Как представляется, столь длительный временной промежуток для вступления отмеченных изменений в силу обусловлен необходимостью подготовки или замены кадров, отвечающих в полном объеме новым нормативным требованиям.

В комментируемом пункте также закреплено, что претендент на должность судебного пристава должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья (как физического, так и психического) исполнять возложенные на него обязанности. Представляется, что оценка состояния здоровья претендента должна проводиться специалистами в области медицины и подтверждаться соответствующим документом, в котором наряду с прочей информацией должны содержаться выводы специалистов об отсутствии противопоказаний к владению оружием. Данное требование обусловливается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 4 комментируемого Закона судебные приставы при исполнении своих обязанностей имеют право носить оружие.

Кроме того, на кандидата на должность судебного пристава распространяются общие ограничения, связанные с гражданской службой и закрепленные в ст. 16 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, которое исключает возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы). Такое осуждение должно подтверждаться приговором суда, вступившим в законную силу. Также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости гражданин не может быть принят на должность судебного пристава;

3) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ, а также в иных случаях, установленных ст. 16 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

Федеральными законами могут быть установлены и иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением.

Действующее законодательство содержит и иные требования к кандидатам на должности гражданского служащего, в полном объеме применимые к судебным приставам.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Следствием данного нормативного предписания является то, что судебный пристав при исполнении своих служебных обязанностей действует от имени государственного органа власти. В связи с тем, что служба судебных приставов в соответствии со ст. 5 комментируемого Закона является федеральной службой, судебные приставы являются федеральными государственными служащими.

Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" должности сотрудников Службы судебных приставов отнесены к должностям федеральной гражданской службы.

3. В соответствии с нормативным предписанием на должность судебного пристава не может быть назначено лицо, имеющее судимость. Наличие или отсутствие подобных сведений должно проверяться руководителем территориальной службы судебных приставов при решении вопроса о назначении на должность претендента. Как представляется, наличие погашенной или снятой в установленном порядке судимости у претендента на должность судебного пристава не может являться препятствием для его назначения, так как в подобной ситуации данный гражданин признается законом несудимым.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Так, в частности, судебный пристав обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе, а также об имущественных правах в порядке, предусмотренном ст. 8 указанного ФЗ. В силу предписаний ФЗ от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и принятием ФЗ "О противодействии коррупции" судебные приставы, являясь гражданскими служащими, обязаны сообщать не только о своих доходах и имуществе, но также о доходах и имуществе членов своей семьи - супругов и несовершеннолетних детей. Указанные сведения о доходах и имуществе членов семьи впервые должны быть поданы судебным приставом в первом квартале 2010 г.

Также во исполнение требований ФЗ "О противодействии коррупции" судебный пристав обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращениях к нему с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 ФЗ "О противодействии коррупции").

В ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" нормативно закреплены следующие запреты, связанные с гражданской службой, которые распространяются и на судебных приставов. К таким запретам, в частности, относятся запреты:

- на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных ФЗ;

- на замещение должности гражданской службы в случаях, установленных п. 2 ч. 1 ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ";

- на осуществление предпринимательской деятельности;

- иные запреты, нормативная регламентация которых содержится в указанной статье ФЗ "О государственной гражданской службе РФ".

В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ. При применении данной части ст. 17 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" следует иметь в виду, что она, в соответствии с ч. 2 ст. 71 данного Закона, вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций).

Судебный пристав после увольнения с гражданской службы не вправе:

1) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ;

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В силу ст. 18 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" судебный пристав как гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

В соответствии со ст. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (в ред. Указа Президента РФ от 16 июля 2009 г. N 814), судебный пристав также обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

4) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

5) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

7) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв