ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 9 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 3-ФЗ "О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"

Хиты: 426 | Рейтинг:

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 9 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 3-ФЗ "О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, большая часть которых представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при радиационных авариях на указанных объектах проживают свыше 90 млн. жителей РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. Постановление Правительства РФ от 6 января 2006 г. N 1 "О Федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года".

В 1949 - 1956, 1957 и 1967 гг. в результате радиоактивного загрязнения вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча радиоактивному загрязнению подверглись около 23,5 тыс. кв. км территорий Уральского региона. Были изъяты из землепользования 119 тыс. гектаров земель и переселены из радиоактивно загрязненных населенных пунктов в другие районы 18,5 тыс. человек.

Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., в ликвидации последствий которой приняли участие более 200 тыс. человек, были загрязнены более 56 тыс. кв. км территорий, входящих ныне в состав территории РФ, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда.

Наблюдающийся рост и существенное изменение радиационного фона в Алтайском крае и Республике Алтай было вызвано испытаниями ядерного оружия на Семипалатинском полигоне в 1949 - 1962 гг.

Последствия радиационных катастроф и инцидентов явились одним из факторов, обусловивших негативные тенденции в медико-демографической ситуации в Челябинской, Свердловской, Курганской, Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях, Алтайском крае и Республике Алтай.

Указанные факты свидетельствовали о крайней необходимости правового урегулирования отношений, связанных с функционированием радиационно опасных объектов в целях качественного обеспечения радиационной безопасности их персонала, населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам, деятельность которых связана с осуществлением ионизирующего излучения (зонах наблюдения), а также окружающей среды.

Начиная с 1991 г. в Российской Федерации начинают постепенно складываться основы государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности. Прежде всего это происходит на ведомственном уровне путем издания органами власти, осуществляющими государственный контроль и надзор в области безопасного осуществления деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, ряда санитарных и гигиенических стандартов, правил и нормативов. Затем 5 декабря 1995 г. Государственной Думой РФ принимается Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", который в настоящее время, несмотря на множество противоречий, пробелов и коллизий, является основным нормативно-правовым актом, устанавливающим систему правовых, организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, медико-профилактических, воспитательных и образовательных мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований в области осуществления радиационно опасной деятельности, связанной с использованием источников ионизирующего излучения, и создающим правовые гарантии реализации прав граждан на радиационную безопасность. 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

(в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье устанавливаются основные термины и понятия, реализация которых распространяется на основные объекты и субъекты правового регулирования, а также определяются цели и задачи комментируемого Закона.

Прежде всего стоит отметить очевидную недостаточность понятийной и терминологической базы Закона, которая влечет ограничение сферы его действия и, как следствие, повышает пробельность и коллизионность в области правовой реализации указанных норм.

Содержание данной статьи представляется логичным дополнить такими понятиями, как "радиационный объект", "облучение" (аварийное, медицинское, природное, техногенное), "доза" (эффективная, эффективная ожидаемая, эффективная годовая, эффективная за период жизни (70 лет)), "детерминированные и стохастические эффекты облучения", "радиационный контроль", "радиационный мониторинг", "контрольный радиационный уровень", "радиационная защита", которые могли бы значительным образом детализировать понятие радиационной безопасности, составляющее правовое поле реализации Закона, на которое направлено его регулирование.

2. Радиационная безопасность является составляющей экологической и техногенной безопасности, которая, в свою очередь, включается в общее понятие безопасности - многоаспектной категории, которая может быть рассмотрена как национальная безопасность, т.е. безопасность многонационального народа РФ, а также безопасность личности, ее конституционных прав и свобод, обеспечение которых состоит в реализации правовых гарантий личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина, в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России <2>.

--------------------------------

<2> См. подробнее: Белокрылова Е. Комментарий к Закону РФ "О безопасности" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008.

Безопасность является основным критерием, обеспечивающим гарантии личных, естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, а также национальные интересы государства и общества в экономической, политической, экологической, техногенной, социально-демографической и иных сферах.

Техногенная (технологическая) безопасность как элемент национальной безопасности представляет собой систему норм, стандартов и требований в различных отраслях промышленной, производственной или хозяйственной деятельности, соблюдение которых обеспечивает состояние защищенности личности, общества и государства от негативного воздействия техногенной деятельности и предупреждает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность как разновидность национальной безопасности есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий и выражается в благоприятном состоянии окружающей среды, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, а также гарантирует реализацию и защиту конституционных экологических прав и законных интересов граждан.

Экологическая безопасность является необходимым условием для устойчивого экономического развития государств и общества, ограничительным фактором при координации и интеграции промышленно-хозяйственной деятельности, а также инструментом для гармонизации политико-экономических отношений между любыми социально-экономическими системами.

Радиационная безопасность может рассматриваться как смежное понятие техногенной и экологической безопасности и представляет собой состояние защищенности персонала, населения и природной среды от вредного воздействия радиации, которая достигается проведением комплекса мероприятий, входящих в режим радиационной защиты и направленных на предохранение производственного персонала и населения от ионизирующего излучения.

Под режимом радиационной защиты следует понимать систему организационных мер, касающихся обеспечения безопасности населения, а также применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного загрязнения с целью возможного уменьшения воздействия ионизирующего излучения на граждан и окружающую среду.

В зависимости от масштаба распространения мероприятий радиационной защиты следует выделить индивидуальную и коллективную радиационную безопасность.

Индивидуальная радиационная безопасность - состояние защищенности личности, его субъективных прав, свобод и законных интересов от негативного воздействия источников (объектов), генерирующих ионизирующее излучение, вследствие деятельности которых могут возникнуть клинически вредные биологические эффекты, ведущие к ухудшению здоровья и сферы жизнедеятельности человека.

Коллективная радиационная безопасность - совокупность правовых, социально-экономических, организационно-технических, технологических и иных мероприятий, направленных на поддержание безопасного функционирования техногенных источников радиоактивного излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, где происходит обращение с радиоактивными элементами и веществами), исключающих возникновение радиационных инцидентов, аварий и катастроф в целях обеспечения техногенной, экологической и территориальной безопасности государства и общества.

Понятие радиационной безопасности имеет смежное правовое регулирование с понятием атомной или ядерной безопасности.

В Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее ФЗ "Об использовании атомной энергии") безопасность является одним из ключевых терминов и рассматривается применительно к радиационной, ядерной, пожарной и технической сферам. К сожалению, легитимного определения "ядерная безопасность" не существует, поскольку терминология этой новой технологии еще не устоялась и часто меняется <3>.

--------------------------------

<3> См. подробнее: Белокрылова Е. Комментарий к Закону РФ "О безопасности" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2008.

Современные определения указанного термина раскрываются в подзаконных нормативных актах, таких как, например, Общие положения обеспечения безопасности атомных станций, <4> где говорится о безопасности атомной станции, то есть объекта, а не "персонала, населения и окружающей среды", как это указано в ФЗ "Об использовании атомной энергии". Ядерная и радиационная безопасность атомной станции определена в этом Положении как "свойство атомной станции при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами".

--------------------------------

<4> ОПБ-88/97, НП-001-97. М., 1999.

Таким образом, понятия "ядерная безопасность" и "радиационная безопасность" законодательно не имеют четкого разграничения, отсутствует законодательно закрепленный терминологический критерий отграничения одного понятия от другого, что не может не вызывать сложностей при определения областей правовой реализации комментируемого Закона и ФЗ "Об использовании атомной энергии".

Так, их смежный правовой характер подчеркивается уже в объектах применения. Статья 3 ФЗ "Об использовании атомной энергии" среди основных объектов правового регулирования выделяет:

- радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

- радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

- радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

В соответствии с Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в РФ, утвержденным Минатомом РФ 11 октября 1999 г., радиоактивные отходы - это не предназначенные для дальнейшего использования вещества в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами.

Выделяются жидкие радиоактивные отходы в виде вод и других жидкостей, содержащие растворенные или в виде взвесей радиоактивные вещества, активность которых превышает минимальные значения, а также твердые радиоактивные отходы в виде изделий, материалов, твердых веществ и твердых биологических объектов, активность которых превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами.

Более того, нормы ФЗ "Об использовании атомной энергии" распространяются на размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации радиационных источников и пунктов их хранения, а также на контроль за обеспечением ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан при использовании атомной энергии.

Тем не менее законодателем была предпринята попытка понятийного установления отношений в области атомной и ядерной безопасности. Так, ст. 1 ФЗ "Об использовании атомной энергии" подчеркивается, что деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляется на основании иных федеральных законов и не находится в сфере действия указанного Закона.

В действующем законодательстве зачастую подчеркивается смежный характер правового регулирования отношений в области ядерной и радиационной безопасности. В частности, ст. 1 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" устанавливается, что особо радиационно опасными и ядерно опасными производствами и объектами являются организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.

Тем самым законодатель фактически приравнял особо радиационно опасные и ядерно опасные производства, в круг которых включены также войсковые части и организации Минобороны России, имеющие в своем составе ядерные боеприпасы, ядерные энергетические установки и ядерные исследовательские реакторы, ряд объектов Северного флота, плавучие судоремонтные заводы перезарядки ядерных реакторов, а также Центральный полигон РФ (о. Новая Земля).

Необходимо законодательно четко закрепить понятия "ядерная безопасность" и "радиационная безопасность", поскольку разночтения указанных терминов могут повлечь ошибки в правоприменительной области и снизить правовые гарантии граждан в указанных сферах.

3. Среди основных критериев, измененное состояние которых свидетельствует о радиационной опасности для личности, общества и государства, комментируемой статьей выделяются создаваемые природными элементами и организмом человека естественные дозы излучения, совокупность которых образует естественный экосистемный радиационный фон, составляющий основной объект правовой охраны комментируемого Закона.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2007 г. N 58 "О мерах по ограничению доз облучения населения и снижению риска от природных источников" были исследованы состояние обеспечения радиационной безопасности населения и принимаемые меры по снижению риска от воздействия на население природных источников ионизирующего излучения в бытовой и производственной сфере.

По итогам радиационно-гигиенической паспортизации и результатам форм федерального государственного статистического наблюдения о дозах облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона выявлено, что природные источники вносят значимый вклад в дозу облучения населения и представляют наибольший потенциальный риск негативных последствий для здоровья населения среди других видов ионизирующего излучения. В различных субъектах РФ вклад в дозу облучения населения природных источников составляет от 52% до 93% (в среднем по России 74,8%). Наиболее высокий процент отмечается в Республике Алтай (91,5%), Карачаево-Черкесской Республике (90,7%), Омской области (90,5%), Еврейской автономной области (93,9%).

Высокие дозы облучения определяют повышенные уровни содержания радона в жилых зданиях (Республика Алтай, Бурятская и Чувашская республики, Кемеровская, Челябинская области), а также повышенные уровни гамма-фона в жилых помещениях (Читинская область). В 31 субъекте РФ отмечаются повышенные уровни суммарной альфа- и бета-активности в пробах питьевой воды.

В результате проведенного исследования было установлено, что органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых отмечаются высокие уровни облучения населения от природных источников, не принимаются необходимые меры по разработке региональных программ для решения проблем ограничения облучения населения и снижения риска последствий для здоровья, усилению мониторинга за радиационным фактором и проведению защитных мероприятий.

В соответствии с вышеуказанным Главным государственным санитарным врачом РФ было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ разработать региональные программы по ограничению облучения населения от природных источников ионизирующего излучения, предусмотрев при необходимости мероприятия, обеспечивающие получение питьевой воды, соответствующей гигиеническим требованиям по показателям радиационной безопасности, а также информировать население о качестве подаваемой питьевой воды.

В целях обеспечения радиационной безопасности в сфере питьевого водоснабжения организации, независимо от их организационно-правовой формы, эксплуатирующие водопроводы, должны обеспечивать осуществление производственного контроля за показателями радиационной безопасности питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами, обязательный радиационный контроль фильтрующих материалов, использующихся в составе систем водоочистки, а также своевременную замену фильтрующих материалов, не допуская накопление в них природных радионуклидов выше уровней, позволяющих отнести их к радиоактивным отходам.

Организации, использующие и (или) производящие минеральное сырье, а также изделия с повышенными уровнями природных радионуклидов, должны обеспечивать контроль за показателями радиационной безопасности используемой и выпускаемой продукции, а также безопасными условиями труда в указанной сфере.

4. Комментируемым Законом определяется, что основными факторами, влияющими на естественный радиационный фон, являются источники ионизирующего излучения, под которыми следует понимать радиоактивные вещества или устройства, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение на окружающую среду и человека.

В результате антропогенного воздействия на естественные источники излучения образуется техногенно измененный радиационный фон, на который в совокупности могут воздействовать как природные источники излучения (космическое излучение, создаваемое Солнцем, Луной и иными небесными телами, а также излучение природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека), так и техногенные источники излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, где происходит обращение с радиоактивными элементами и веществами).

В зависимости от режима обращения техногенных источников излучения с окружающей средой выделяют закрытые источники излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, исключающие поступление содержащихся в них радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые они рассчитаны) и открытые источники излучения (промышленные, производственные или хозяйственные объекты, при использовании которых возможно поступление содержащихся в них радионуклидов в окружающую среду).

Нормативно-технической документацией источник (устройство), генерирующий ионизирующее излучение, определяется как электрофизическое устройство (рентгеновский аппарат, ускоритель, генератор и т.д.), в котором ионизирующее излучение возникает за счет изменения скорости заряженных частиц, их аннигиляции или ядерных реакций. Также к таким источникам следует отнести любое рассеивающее радиоактивный материал или излучающее радиацию устройство, которое может в силу своих радиологических свойств причинить смерть, серьезное увечье либо существенный ущерб собственности или окружающей среде.

Выше уже подчеркивался смежный правовой характер понятий "ядерная безопасность" и "радиационная безопасность".

При определении терминов, связанных с радиационной безопасностью, представляется важным выяснение смежных понятий "радиоактивный материал" и "ядерный материал". Они имеют четкое международно-правовое закрепление, поскольку коренным образом касаются обеспечения ядерной безопасности мирового сообщества.

В соответствии с Международной конвенцией о борьбе с актами ядерного терроризма, принятой Резолюцией N 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 г., радиоактивный материал означает ядерный материал и другие радиоактивные вещества, которые содержат нуклиды, распадающиеся самопроизвольно (процесс, сопровождающийся испусканием ионизирующего излучения одного или нескольких видов, например, альфа-излучение, бета-излучение, нейтронное излучение и гамма-излучение), и которые могут в силу своих радиологических свойств или свойств своего деления причинить смерть, серьезное увечье либо существенный ущерб собственности или окружающей среде.

"Ядерный материал" означает:

- плутоний, за исключением плутония с концентрацией изотопов, превышающей 80% по плутонию-238; уран-233;

- уран, обогащенный изотопами уран-235 или уран-233; уран, содержащий смесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудных остатков;

- любой материал, содержащий один или более из вышеназванных элементов.

Выделяют детерминированные эффекты радиоактивного излучения (клинически выявляемые вредные биологические эффекты, вызванные ионизирующим излучением, в отношении которых предполагается существование порога, ниже которого эффект отсутствует, а выше - тяжесть эффекта зависит от дозы) и стохастические эффекты радиоактивного излучения (вредные биологические эффекты, вызванные ионизирующим излучением, не имеющие дозового порога возникновения, вероятность возникновения которых пропорциональна дозе и для которых тяжесть проявления не зависит от дозы).

5. Основным критерием обеспечения радиационной безопасности населения и предупреждения риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности является определенная доза (величина) воздействия ионизирующего излучения.

Выделяют эффективную (эквивалентную) годовую дозу, которая рассматривается как сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной (эквивалентной) дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год; эффективную коллективную дозу, равную мере коллективного риска возникновения стохастических эффектов облучения, состоящую из сумм индивидуальных эффективных доз, измеряемых в человеко-зивертах (чел.-Зв); предотвращаемую (прогнозируемую) дозу, возникшую вследствие радиационной аварии, которая может быть предотвращена защитными мероприятиями.

Мощностью дозы радиоактивного излучения является доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час), влияющая на облучение - воздействие на человека ионизирующего излучения.

В зависимости от факторов, вызывающих облучение, выделяют:

- аварийное облучение, полученное в результате радиационной аварии;

- медицинское облучение, полученное в результате медицинского обследования или лечения;

- планируемое повышенное облучение в дозах, превышающих установленные основные пределы доз, с целью предупреждения развития радиационной аварии или ограничения ее последствий;

- потенциальное облучение, возникшее в результате радиационной аварии;

- природное облучение, обусловленное природными источниками излучения;

- производственное (профессиональное) облучение, полученное работниками от всех техногенных и природных источников ионизирующего излучения в процессе производственной деятельности;

- техногенное облучение, полученное от техногенных источников как в нормальных, так и в аварийных условиях, за исключением медицинского облучения пациентов.

В зависимости от присутствия доз радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте, в количестве, превышающем уровни, установленные соответствующими нормативами и стандартами, выделяют неснимаемое (фиксированное) радиационное загрязнение поверхности, при котором радиоактивные вещества не переносятся при контакте на другие предметы и не удаляются при дезактивации, а также снимаемое (нефиксированное) радиационное загрязнение поверхности, при котором радиоактивные вещества могут быть перемещены при контакте на другие предметы и удалены при дезактивации.

Различают радиационную квоту, равную части предела дозы, установленной для ограничения облучения населения от конкретного техногенного источника излучения и пути облучения (внешнее, поступление с водой, пищей и воздухом).

От величины годовой эффективной или эквивалентной дозы техногенного облучения, которая не должна превышаться в условиях нормальной работы, зависит предел дозы, соблюдение которого предотвращает возникновение детерминированных эффектов, а вероятность стохастических эффектов сохраняется при этом на приемлемом уровне.

Выделяется предел годового поступления радиоактивных доз, который может рассматриваться как допустимый уровень поступления радионуклидов в организм в течение года и при монофакторном воздействии приводит к облучению условного человека ожидаемой дозой, равной соответствующему пределу годовой дозы.

В случае превышения пределов соответствующих радиоактивных доз на определенных территориях или объектах применяется дезактивация - удаление или снижение радиоактивного загрязнения с какой-либо поверхности или из какой-либо среды.

6. Комментируемой статьей также устанавливаются два основных понятия, направленных на обеспечение радиационной, санитарно-эпидемиологической и техногенной безопасности территорий, расположенных вблизи объектов (установок), генерирующих ионизирующее излучение - санитарно-защитная зона и зона наблюдения.

На указанных зонах устанавливается особый режим использования и охраны окружающей среды и природных ресурсов, а также жизни и здоровья человека, направленный на ограничение хозяйственной деятельности и запрещение постоянного и временного проживания людей.

7. Радиационный контроль организуется и проводится на обеих зонах и представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий (дозиметрический и радиометрический контроль), направленных на получение информации о радиационной обстановке на предприятии, учреждении и организации, в окружающей среде и об уровнях облучения людей.

Элементами производственного радиационного контроля является ведение радиационно-гигиенического паспорта организации - документа, характеризующего состояние радиационной безопасности на производстве и содержащего рекомендации по ее улучшению.

В целях реализации радиационного контроля и обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности также ведется радиационно-гигиенический паспорт территории.

Для усиления оперативного осуществления радиационного контроля, закрепления достигнутого уровня радиационной безопасности, обеспечения дальнейшего снижения облучения персонала, населения и радиоактивного загрязнения окружающей среды устанавливается контрольный радиационный уровень, направленный на определение значения контролируемой величины радиоактивной дозы, ее мощности, степени радиоактивного загрязнения и т.д.

8. Основным субъектом, на который распространяется сфера правового регулирования комментируемого Закона, является работник, в должностные обязанности которого входит постоянный или временный контакт непосредственно с источниками ионизирующих излучений (далее - работник).

В зависимости от характеристики работ с источниками ионизирующего излучения по степени потенциальной опасности для занятого на них персонала выделяют классы работ, определяющие требования по радиационной безопасности (в соответствии с радиотоксичностью и активностью нуклидов).

Рабочим местом работника следует признать место постоянного или временного пребывания персонала для выполнения производственных функций в условиях воздействия ионизирующего излучения в течение более половины рабочего времени или двух часов непрерывно.

Совокупность работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций составляет персонал - лица, работающие с техногенными источниками излучения или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия.

Для обеспечения радиационной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности персонала комментируемым Законом предусматриваются средства индивидуальной защиты от внешнего облучения, поступления радиоактивных веществ внутрь организма и радиоактивного загрязнения кожных покровов.

Действующим санитарным законодательством в качестве защитных мероприятий, направленных на усиление радиационной безопасности лиц, находящихся в постоянном или временном контакте непосредственно с источниками ионизирующих излучений, выделяется санпропускник - комплекс помещений, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки персонала, контроля радиоактивного загрязнения кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды персонала и саншлюз - помещение между зонами радиационного объекта, предназначенное для предварительной дезактивации и смены дополнительных средств индивидуальной защиты.

9. В содержании комментируемой статьи выделяется одно из основных понятий, влияющих на обеспечение радиационной безопасности населения, - радиационная авария, определение которой соответствует действующему законодательству в области промышленной безопасности.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленной аварией признается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Под промышленным инцидентом понимается отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений комментируемого Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Комментируемый Закон среди основных причин аварий и инцидентов, приведших к потерям управления источниками ионизирующего излучения, выделяет техногенные (неисправность оборудования, неправильные действия работников (персонала)) и естественные (чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия)).

Наиболее существенными вредными последствиями радиоактивных аварий и инцидентов являются облучение людей сверх установленных нормативов и радиоактивное загрязнение окружающей среды и природных ресурсов, ведущее к ухудшению либо деградации экосистемного баланса соответствующей территории.

Зоной радиационной аварии признается территория, на которой установлен фа


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв