УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2006

Хиты: 91 | Рейтинг:

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2006

Предисловие

Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменения привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентиров, ослабление воспитательных возможностей семьи, школы, детских учреждений, привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но также к массовым нарушениям прав детей. В значительной степени были разрушены основные механизмы защиты их прав. Сегодня огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие многочисленные законы.

Одной из самых значительных и болезненных проблем детского неблагополучия является беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, решение которой возможно в рамках социальной реабилитации и адаптации таких детей. Детская безнадзорность и беспризорность влечет за собой увеличение числа правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности (14 лет). Так, по итогам 2004 г. на 22% (с 10,1 тыс. до 12,3 тыс.) увеличилось число подростков, помещенных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. На 1,3% (с 157 тыс. до 159 тыс.) увеличилось количество выявленных несовершеннолетних правонарушителей и лиц, поставленных на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних; всего за данный период на территории России несовершеннолетними совершено 148 тыс. преступлений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Информационно-аналитические материалы МВД РФ "О практике применения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 2005. 11 окт. С. 3.

Эти негативные последствия предопределили появление значительного числа детей-сирот в нашей стране. В настоящее время, по оценке Минтруда РФ, их около 1 млн. человек, по оценке других ведомств, таких детей в нашей стране около 5 млн. При этом дети, осиротевшие вследствие смерти родителей, составляют лишь 10%. Остальные дети лишены родительского попечения по субъективным причинам (невыполнение родительских обязанностей, отсутствие желания у родителей создать нормальные условия для своего ребенка). В 2004 г. на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состояло 276 тыс. семей, в которых проживало 425 тыс. детей. Комиссиями рассмотрено более 256 тыс. дел в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. Из 35 231 дела, переданного в суд, 27 538 - дела о лишении родительских прав, 3763 - об ограничении дееспособности, 3982 - об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав <2>. Таким образом, эти данные подтверждают, что проблема социального сиротства остается крайне острой и масштабы этого явления еще до конца не осознаны.

--------------------------------

<2> См.: Информационно-аналитические материалы Минздрава РФ // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 2005. 11 окт. С. 8.

В семейном праве РФ существует ряд институтов, имеющих своей целью обеспечение охраны интересов несовершеннолетних детей. Особое место занимают институты, призванные обеспечить защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку они способствуют передаче таких детей на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. По состоянию на 1 октября 2005 г. под опекой (попечительством) находятся 371 тыс. детей (в 2004 г. - 360 тыс.), на усыновлении - 160 тыс. (в 2004 г. - 155 тыс.), в приемных семьях - 8607 (в 2004 г. - 6524), в детских домах семейного типа - 420 детей (в 2004 г. - 380). При этом около 30% детей, т.е. более 200 тыс., находятся в учреждениях интернатного типа, домах ребенка, детских домах, школах-интернатах <3>.

--------------------------------

<3> См.: Доклад Минобрнауки РФ "О положении детей, оставшихся без попечения родителей". М., 2005.

Наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Усыновители не только по существу, но и по форме заменяют родителей, и здесь нет того временного характера воспитания детей в семье, который присущ иным формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В этом заключается одна из особенностей усыновления, обусловливающая приоритетность данной формы устройства.

Анализ правоотношений, возникающих в результате усыновления, позволяет говорить о возможности создания подлинно семейных отношений между усыновителем и усыновленным. А значение семейного воспитания, особенно в первые годы жизни ребенка, трудно переоценить, так как ему принадлежит основополагающая роль в формировании личности. Таким образом, усыновление является такой формой семейного воспитания, которая выгодно отличает его от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, таких как опека и попечительство, приемная семья. В данной книге предлагается сравнительный анализ этих форм с усыновлением, позволяющий назвать именно усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Привлекательность усыновления как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждает и практика. Так, за последние 10 лет было усыновлено 60 тыс. российских детей, из них 45 тыс. вывезено за рубеж. Несмотря на то что большинство из них усыновлялись иностранными гражданами, цифры свидетельствуют о том, что усыновление как форма устройства детей в семью жизнеспособно и практически востребовано <4>. Представляется, что тенденция к его широкому распространению будет не только сохраняться, но и усиливаться <5>.

--------------------------------

<4> За последнее десятилетие иностранцы усыновили около 60 тыс. детей со всего мира. Более половины из них обрели дом в семьях американцев - в 2005 г. ими было усыновлено 23 тыс. детей со всего света. Эти показатели по России резко возросли, в прошлом году около 10 тыс. российских детей оказались в семьях иностранцев, причем 5841 из них уехали в США (см.: Парламентская газета. 2005. 12 июля).

<5> В настоящее время Россия занимает второе место в мире по числу детей, передаваемых на усыновление иностранцам. В связи с этим в США был принят новый Закон о гражданстве, предусматривающий право на получение гражданства такими детьми автоматически (см.: Население и общество. 2004. N 10).

Ряд положений, выработанных судебной практикой, требует теоретического осмысления и критического анализа. Например, процедура усыновления остается уязвимой в части предоставления и сбора информации о детях, подлежащих усыновлению. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту злоупотреблений со стороны чиновников. Кроме того, социально-экономическая ситуация в стране, влияющая на уровень жизни населения, приводит к тому, что установленный в законе приоритет российских усыновителей перед иностранными гражданами не реализуется в полной мере. Поэтому в книге не только обосновываются теоретические положения об усыновлении, но и освещается практическая значимость такой формы устройства как для усыновляемых детей, так и для будущих усыновителей, представлен анализ международной и российской практики об усыновлении, выявлены тенденции развития усыновления как формы постоянного устройства ребенка в семье.

Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УСЫНОВЛЕНИИ

О существовании института усыновления было известно с давних времен. История его развития начинается с римского периода. Изучение римского законодательства позволяет сделать вывод о том, что наряду с усыновлением предусматривались и иные формы устройства ребенка в семью.

Так, римскому праву, наряду с усыновлением, было известно и так называемое узаконение, которое относилось к одному из искусственных способов возникновения отцовской власти. Узаконение (legitimatio) допускалось лишь касательно liberi naturales, т.е. детей, рожденных в конкубинате. Узаконивать можно было только своих собственных детей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ефимов В.В. История римского права. СПб., 1891. С. 299.

Особый вид узаконения упоминается еще у Гая (Inst., I, 67) под именем error's probatio. Он говорил, что если римский гражданин (civis) по ошибке женится на латинке или перегринке, принимая ее за римскую гражданку, и от этого брака родится сын, то сын не поступает под patria potestas, а становится латинцем или перегринцем, т.е. следует состоянию матери. Объясняется это тем, что дети в Риме принимали состояние отца только тогда, когда оба родителя выступали в качестве полноправных граждан, connubium. Однако в данном случае сенатское постановление дозволяло отцу доказывать свою ошибку, и с этого момента (как только заблуждение будет доказано) его жена и сын получали римское гражданство, т.е. сын поступал под patria potestas. Такой вид узаконения существовал до тех пор, пока Юстиниан не уничтожил окончательно различие между civis и latinus, сделав всех свободных подданных cives romani <2>.

--------------------------------

<2> См.: Ефимов В.В. Указ. соч. С. 300.

Римскому праву были известны три формы узаконения:

1) legitimatio per oblationem curiae, т.е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2) legitimatio per subseguens matrimonium, т.е. путем последующего брака родителей;

3) путем издания специального императорского указа <3>.

--------------------------------

<3> См: Лекции и исследования по истории русского права / Под ред. В. Сергеевича. СПб., 1899. С. 390.

Кроме того, отцовская власть могла быть установлена не только над детьми, рожденными в браке, но и над чужими детьми путем усыновления. Существовало два вида усыновления, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris. Первый вид усыновления назывался в римском праве arrogatio. Оно осуществлялось публично в народном собрании, с участием как усыновителя, так и усыновляемого. При этом усыновителем и усыновленным могли быть только лица, которые имели право участвовать в народном собрании. К числу таких лиц не принадлежали женщины и несовершеннолетние, следовательно, они не могли быть усыновителями и усыновленными. Кроме того, поскольку правовая природа усыновления была определена и выражалась в том, что adoptio naturum imitatur, т.е. усыновление подражает природе, то предъявлялись определенные требования к кандидатам в усыновители <4>. Эти требования сводились к следующему: между усыновителем и усыновленным обязательно должна быть разница в возрасте, составляющая 18 лет, усыновителем мог быть лишь тот, кто сам является persona sui juris (лицо своего права), так как из лиц чужого права самостоятельным был лишь глава семьи (pater familias), так как отцовская власть принадлежала только ему.

--------------------------------

<4> См.: Система римского гражданского права / Под ред. Барона. Киев, 1889. Кн. 5. С. 34, 38.

После того как все обстоятельства были исследованы и было установлено, что кандидаты отвечают всем требованиям, народному собранию, как единственному законодательному органу в Риме, предлагалось рассмотреть и решить вопрос об усыновлении. Если вопрос решался положительно, то это означало, что процедура усыновления считалась iussus populi, т.е. законом.

В дальнейшем необходимость в санкционировании усыновления народным собранием была отменена <5>, усыновление производилось частным образом с публичным объявлением о нем.

--------------------------------

<5> См.: Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. М., 1974. С. 50, 52.

Процедура усыновления состояла в публичном оформлении соглашения усыновителя с усыновленным. С момента прекращения созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum prinsipis, т.е. путем оформления рескриптом императора.

Второй вид усыновления в Риме, усыновление persona aleni juris, назывался adoptio и означал, по сути дела, смену главы семьи, которому подчинялся подвластный. Такое усыновление влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и создавало кровные узы с семьей усыновителя.

Adoptio совершалось так же, как и emancipatio, путем использования Законов 12 таблиц о троекратной emancipatio. Согласно этим правилам, процедура усыновления слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного из-под отцовской власти, под которой он находился до сих пор, а на втором подвластный вступал под власть усыновителя. Для освобождения от власти подвластного сына необходима была его троекратная фиктивная продажа, с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае подвластный лишь выходил из-под власти, не становясь при этом усыновленным. Поэтому, после того как "продажа сына" совершалась в третий раз, "покупатель" не отпускал его на "свободу", а выступал в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam. Такой иск предъявлял усыновитель по заранее достигнутой с ним договоренности. Он являлся вместе с подвластным к претору, где позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria усыновителя.

Adoptio отличалось от arrogatio частноправовым характером, с самого начала не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от власти наступало уже после ее однократной "продажи". Объяснялось это тем, что adoptio совершалось вне народного собрания, которое являлось законодательным органом и осуществляло усыновление только в форме arrogatio. Очевидно, что процедура "троекратного выкупа" была достаточно сложной, поэтому при Юстиниане она была заменена простым заявлением перед судом. Существовавшие до него два вида усыновления вводили усыновленного в агнатическую семью усыновителя. Юстиниан попытался ослабить ее значение, так как она не уничтожала власть кровного отца, а лишь устанавливала право наследования усыновленного после усыновителя.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать ряд выводов, свидетельствующих о роли, значении института усыновления в Древнем Риме. Усыновление имело целью ввести в агнатическую семью когнатов или узаконить внебрачных детей. Для римлянина усыновление было средством приобрести в усыновляемом лицо, которое после смерти усыновителя было бы преемником его культа от его имени, словом, его политического и религиозного "я". Сообразно такой высокой цели и роли этого института, назначенной ему после смерти усыновителя, усыновление необходимо было "обставить" строгими условиями еще при жизни усыновителя. Это был суррогат тех отношений, которые существовали между естественными родителями и детьми. Римский закон подражал природе (imitatio naturam) и копировал те отношения, которые практиковались между естественным отцом и сыном. Для достижения первой цели в Риме кастратам было воспрещено не только жениться, но и усыновлять детей, для достижения второй цели римское законодательство наделяло усыновителя отцовской властью. На основании того, что усыновление по своей сути было средством приобретения отцовской власти, оно не допускалось там, где эта власть уже существовала или могла существовать.

В силу подчинения отцовской власти усыновленный становился агнатом всех агнатов усыновителя, поэтому и приобретал права наследования не только после него, но и после агнатов.

Отцовская власть была учреждением чисто семейственного, непрерывного характера, следовательно, с ее существованием несовместимы были ни условия, ни сроки, а поэтому усыновление не подлежало этим ограничениям. Отцовская власть могла прекратиться лишь по воле ее обладателя, когда он эмансипировал своего сына. Поэтому таким же способом прекращалось и усыновление.

Параллельно с этим материальным значением усыновление в Риме сопровождалось определенной формой в виде законодательного акта. Существование двух форм усыновления было обусловлено тем, что каждая из них имела свое правовое основание и различные правовые последствия. Так, arrogatio допускалось только относительно своевластного лица, adoptio - относительно подвластного. Второе приравнивалось иногда к первому, когда усыновителем был восходящий родственник усыновляемого. При усыновлении чужим отцовская власть не переходила на усыновителя, и по закону наследовать последнему мог только усыновленный.

Дальнейшая история развития института усыновления прослеживается в документах, относящихся к XIV - XV вв. Причем документы этого периода содержали информацию лишь о конкретных, единичных случаях усыновления <6>.

--------------------------------

<6> См.: Судебники XV - XVI вв. / Под ред. Б.Д. Грекова. М.; Л., 1952. С. 617.

Так, в частности, по греко-римским законам отцовская власть могла быть приобретена посредством усыновления. Поскольку усыновление было способом приобретения отцовской власти, которая могла принадлежать только мужчинам, то усыновлять, собственно, могли только они. Но в этот период по особенной милости императора разрешалось усыновлять и женщинам, имевшим, но потерявшим детей. Для утешения в их потере им дозволялось принимать других детей. Принятый ребенок рассматривался как законный ребенок женщины, принявшей его вместо родного. При этом принятый ребенок становился законным наследником после смерти женщины.

Памятники греко-римского законодательства, входящие в состав Кормчих книг <7>, свидетельствовали о том, что позднее император Леон Философ <8> дозволял женщинам принимать посторонних детей, хотя бы они и никогда не рождали их, и не требовалось получать дозволения от императора, а лишь необходимо было разрешение высшего местного начальства. Усыновление совершалось особым церковным обрядом.

--------------------------------

<7> См.: Кормчие. Законодательство гражданское. Гр. 25, гл. 3; гр. 26, гл. 1.

<8> См.: Курс семейного права / Под ред. А.И. Загоровского. Одесса, 1902. С. 382 - 383.

В этом виде усыновление существовало до времен правления Петра Великого. Но справедливости ради необходимо заметить, что расцвет законодательства об усыновлении приходится на конец царствования Екатерины II <9> и дальнейшее развитие оно получило в период царствования императора Александра I.

--------------------------------

<9> См.: Писание об Изяславе. М., 1658. С. 50; Грамота митрополита Киприана вдове Феодосии на усыновление приемыша. М., 1404. С. 385 - 386.

В зависимости от сословной принадлежности усыновителя различали три главных вида усыновления: усыновление дворянами, усыновление лицами податных состояний, усыновление иностранцами. Для каждого вида усыновления были предписаны особые правила, закреплялись общие условия усыновления, как материального, так и формального характера.

Для заключения сделки об усыновлении необходимо было соблюдение ряда условий: усыновитель должен был быть возраста не менее 30 лет и по крайней мере на 18 лет старше своего усыновляемого (Зак. гражд., ст. 116). Нетрудно заметить, что в требованиях относительно возраста сказывается то же желание, что и в римском праве, - "подражать природе".

Так как усыновление имеет целью заменить то, в чем отказала природа, то лицам, состоящим в браке, усыновлять не дозволяется, если у них есть свои дети. Поэтому лицам, имеющим собственных детей (законных или узаконенных), усыновлять детей запрещалось (Зак. гражд., ст. 145). Если усыновитель состоял в браке, требовалось согласие другого супруга на усыновление (Зак. гражд., ст. 145, 150, 152).

Воспрещалось усыновление лицами, которые по сану своему обречены на безбрачие (Зак. гражд., ст. 145). Это положение дублировало природу усыновления, представляющего собой средство замены семьи лишенным ее. Поэтому тот, кто обрекал себя на жизнь одинокую, не должен был прибегать к этому средству, например монахи. При этом лица духовенства, имеющие семьи, могли быть усыновителями, так как принимающий священнослужительский сан не обрекает себя на безбрачие. Усыновление священнослужителями и церковными причетниками допускалось не иначе как с разрешения епархиального архиерея (Зак. гражд., ст. 151) <10>. Что касается других сословий, то усыновление крестьянами и мещанами разрешалось при наличии уведомления об этом их обществ. Для усыновления нижними воинскими чинами требовалось разрешение их начальства (Зак. гражд., ст. 160).

--------------------------------

<10> См.: История российских гражданских законов. Сочинение К. Неволина. СПб., 1851. Т. 1. С. 383, 392.

Закон специально подчеркивал, что усыновитель должен иметь общую гражданскую правоспособность (Зак. гражд., ст. 146). В силу этого можно сделать вывод, что усыновление не допускалось не только лицами, лишенными всех прав состояния, но также (учитывая, что усыновление - действие сугубо личное) и безумными, сумасшедшими, глухими и вообще состоящими под опекой и неспособными к самостоятельной юридической деятельности, проявляющими свою юридическую жизнь посредством законного представительства <11>. Несовершеннолетние и помимо этого не могли быть усыновителями, так как возрастной ценз для усыновителей составлял не менее 30 лет (Зак. гражд., ст. 146).

--------------------------------

<11> См.: Обычное гражданское право в России. Юридические очерки / Под ред. С.В. Пахмана. СПб., 1879. С. 390.

Усыновлять можно было своих воспитанников, приемышей и чужих детей (Зак. гражд., ст. 145), причем лица, достигшие 14-летнего возраста, должны были изъявить свое желание на усыновление (Зак. гражд., ст. 149). Для усыновления приемышей необходимо было получить согласие их родителей, а для воспитанников - согласие опекуна.

Одним из условий усыновления было так называемое неусыновленное состояние. Никто не может быть усыновлен двумя лицами, кроме случаев усыновления супругами (Зак. гражд., ст. 147), потому что это было бы не подражание природе, а наперекор ей. Кроме того, законодатель закреплял положение относительно вероисповедания усыновителя. Так, в частности, запрещалось нехристианину усыновлять христианина, и наоборот <12>; раскольникам и вообще сектантам - православных, но не наоборот (Зак. гражд., ст. 148). Основание закона - опасение совращения.

--------------------------------

<12> См.: Краткий курс церковного права / Под ред. И.С. Бердникова. Казань, 1887. С. 403, 462.

Казакам, не пользовавшимся правами потомственного дворянства, нельзя было усыновлять лиц неказачьего сословия (за исключением потомственных дворян) без зачисления их в состав того войска, к которому принадлежат усыновители (Зак. гражд., ст. 161).

Иностранцы имели право усыновлять подкидышей и не помнящих родства, но с тем условием, чтобы усыновленные сохраняли русское подданство и были воспитаны на православной вере (Зак. гражд., ст. 163).

Что касается процедуры усыновления, то она заключалась в оформлении воли его участников: усыновить и стать усыновленным. При этом воля в материальном смысле должна была иметь решительный характер: ни под условием, ни на срок усыновление устанавливать было нельзя, так как это было бы противно природе усыновления - восполнить отсутствие потомства.

Необходимо заметить, что российский закон никогда не говорил о необходимости предварительного договора между участниками усыновления, но несомненно, что окружному суду (по месту жительства усыновителя или усыновленного), ведущему дело об усыновлении, должны быть представлены данные, удостоверяющие наличие согласия всех участников усыновления, тем более что личная явка их в суд была необязательна. Кроме того, суду также должны были быть представлены сведения и удостоверения, что соблюдены и прочие условия, требования закона относительно возраста, семейного, сословного состояния усыновителя и усыновляемого, а равно религии и согласия указанных выше лиц (Зак. гражд., ст. 145 - 151). Суд, приняв во внимание все эти данные и выслушав заключение прокурора, выносил определение об удовлетворении ходатайства или об отказе в этом <13>. Усыновление считалось состоявшимся со дня вступления определения суда в законную силу. Данное определение можно было обжаловать в Судебную палату в порядке частного производства <14>. Заинтересованные лица имели право оспаривать законность усыновления в течение двух лет со дня вступления определения суда в законную силу.

--------------------------------

<13> См.: Извлечения из решений волостных судов с 1861 по 1870 г. // Журнал гражданского и уголовного права. 1877. N 5. С. 281.

<14> См.: Устав гражданского судопроизводства 1864 г. Т. 16. Ч. 1.

Законодательство этого периода предписывало суду проводить только формальную проверку соблюдения условий усыновления, не касаясь, подобно римскому и романскому законодательству, проверки материально-нравственной годности усыновителя и полезности усыновления для усыновляемого.

Акт усыновления порождал определенные правовые последствия: публичного и частноправового характера. Первые состояли в том, что усыновление влияло на изменение объема прав усыновленного в зависимости от того, к какому сословию принадлежал усыновитель. Например, если усыновителем был дворянин, то в результате акта усыновления усыновленный приобретал почетное личное гражданство; если усыновителем было лицо, относящееся к городскому состоянию, то усыновленный приписывался к семейству усыновителя (Закон о состоянии, т. 9, ст. 543). Если в качестве усыновителя выступал купец, то усыновленный мог быть занесен в купеческое свидетельство наравне с его родными детьми (Зак. гражд., ст. 156). Если усыновителем был иностранец, усыновленный зачислялся в русское подданство (Зак. гражд., ст. 163) <15>.

--------------------------------

<15> См.: История российских гражданских законов / Под ред. К. Неволина. СПб., 1890. С. 390.

Частноправовые последствия усыновления различны относительно усыновляемого, усыновителя и родственников того и другого. Усыновленный по отношению к своему усыновителю приобретает юридическое положение "законного дитяти", причем действие усыновления распространялось и на потомство усыновленного (Зак. гражд., ст. 156). Относительно передачи фамилии усыновленному российское законодательство предусматривало некоторые особенности. Согласно ст. 152 Законов гражданских, усыновление не влекло автоматической передачи фамилии усыновителя усыновленному ребенку. Такая передача ограничивалась рядом факторов. В частности, передача фамилии не допускалась, если усыновленный пользовался большими правами состояния, нежели усыновитель, а передача этих прав усыновленному потомственным дворянином возможна была только с Высочайшего разрешения. Кроме того, усыновленный приобретал право на получение содержания и воспитания от усыновителя (Зак. гражд., ст. 156, 172) <16>. Вместе с тем закон предусматривал, что усыновленный ребенок не порывает юридической связи со своими родителями (Зак. гражд., ст. 156.7). Вступая во все права и обязанности законных детей, усыновленный может осуществлять их по отношению к родителям, если усыновитель сам не в состоянии выполнять эти обязанности по отношению к усыновленному ребенку. В противном случае усыновление не улучшало бы, а ухудшало положение усыновленного, что противоречило бы цели усыновления - служить на пользу усыновленных.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв