А ВЫ ГОТОВЫ К ПРИХОДУ ТРУДОВОГО ИНСПЕКТОРА

Хиты: 253 | Рейтинг:

А ВЫ ГОТОВЫ К ПРИХОДУ ТРУДОВОГО ИНСПЕКТОРА

ОТ АВТОРА

В последнее время активность трудовой инспекции значительно возросла.

Практически каждый работник знает, что в случае трудового конфликта с работодателем обращаться с жалобами необходимо именно в трудовую инспекцию.

Работодателя же проверки трудовой инспекции пугают так же, как приход налогового инспектора.

И это не удивительно, ведь инспекторы по труду проверяют соблюдение работодателем трудового законодательства. Даже у самого законопослушного работодателя можно обнаружить если не случаи прямого нарушения закона, то, по меньшей мере, ошибки в оформлении кадровых документов.

В этой книге мы определим, что собой представляет трудовая инспекция и каковы пределы ее полномочий, как проводятся проверки соблюдения трудового законодательства и чем они могут закончиться, какие нарушения могут привести к наложению штрафа, а какие повлекут за собой дисквалификацию руководителя организации.

1. ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации (ст. 353 ТК РФ).

Федеральная инспекция труда - это не какой-то определенный орган, а централизованная система, которая, в свою очередь, состоит из следующих служб:

- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд);

- территориальных органов Роструда (государственных инспекций труда).

В каждом субъекте РФ имеется собственная государственная инспекция труда. Список инспекций, их адреса и телефоны приведены в таблице на с. 136.

Инспекторами этих федеральных инспекций труда и проводятся проверки соблюдения работодателями трудового законодательства.

Основные полномочия федеральной инспекции труда установлены ст. 356 ТК РФ и заключаются в следующем:

- осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

- осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрения дел об административных правонарушениях;

- направление в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

- осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- обобщение практики применения, анализ причин нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка соответствующих предложений по их совершенствованию;

- анализ состояния и причин производственного травматизма и разработка предложений по его профилактике, участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

- принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

- запрос у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездное получение от них информации, необходимой для выполнения возложенных на нее задач;

- ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан;

- подготовка и публикация ежегодных докладов о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представление их Президенту РФ и в Правительство РФ;

- осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.

Непосредственный контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют трудовые инспекторы.

Наиболее актуальные для работодателей полномочия трудовых инспекторов:

- проведение проверок соблюдения работодателями законодательства о труде;

- выдача обязательных для исполнения работодателями предписаний об устранении нарушений;

- составление протоколов об административных правонарушениях;

- рассмотрение дел об административных правонарушениях.

Установлен и определенный перечень обязанностей для трудовых инспекторов.

Государственные инспекторы труда обязаны (ст. 358 ТК РФ):

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций);

- хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности;

- считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

2. ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Трудовые инспекторы проводят свои проверки в соответствии с правилами, установленными законодательством.

Отметим, что в отличие, например, от налоговых проверок, порядок проведения которых детально урегулирован Налоговым кодексом РФ, специальных норм, посвященных проведению проверок соблюдения трудового законодательства, не установлено.

Статьей 360 ТК РФ определено, что порядок проведения проверок инспекторами труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

Специальные акты, посвященные таким проверкам, Правительством РФ до настоящего времени не утверждены.

Поэтому трудовые инспекторы при проведении проверок руководствуются:

- общими правилами, установленными Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ);

- отдельными специальными нормами ТК РФ.

Рассмотрим подробно эти правила.

Проверки можно классифицировать по следующим категориям:

- плановые и внеплановые проверки;

- выездные и документарные проверки.

При этом как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться и в виде выездной, и в виде документарной проверки.

Рассмотрим особенности каждого вида проверок.

2.1. Плановые проверки

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Отметим, что п. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, установлена возможность проведения плановых проверок два и более раза в три года.

Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.

Однако в данный Перечень не входят проверки соблюдения работодателями трудового законодательства. Поэтому в рамках плановой проверки к любому работодателю трудовой инспектор может приходить не чаще чем один раз в три года.

Каковы же основания для проведения плановых проверок?

Закон устанавливает следующие основания для включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок (п. 8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). К ним отнесены:

- истечение 3 лет со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- истечение 3 лет с даты окончания проведения последней плановой проверки юридического лица или предпринимателя;

- истечение 3 лет со дня начала осуществления юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Примечание. У работодателей есть возможность ознакомиться с ежегодным планом проведения плановых проверок на официальном сайте Роструда. В данном ресурсе перечислены все организации (предприниматели), которых намерена проверить трудовая инспекция в течение очередного года.

Поэтому, чтобы плановый приход трудового инспектора не застал вас врасплох, рекомендуем в начале каждого года знакомиться с перечнем организаций, которые трудовая инспекция планирует проверить в очередном календарном году.

Обратите внимание! С 1 января 2011 г. проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, относится к категории грубых нарушений (пп. 7 п. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

По общему правилу трудовая инспекция должна уведомить работодателя о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 дня до начала проведения проверки. Руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) направляется копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориальной трудовой инспекции (п. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).

Как правило, данный документ направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В то же время отметим, что Закон N 294-ФЗ устанавливает общие правила для всех органов государственного контроля. Между тем проверки трудовой инспекцией регулируются также и трудовым законодательством, позволяющим трудовым инспекторам не сообщать о своем визите проверяемому работодателю (подробнее об этом см. с. 16).

Примечание. Плановая проверка может проводиться как в форме документарной проверки, так и в форме выездной проверки.

2.2. Внеплановые проверки

Периодичность проведения внеплановых проверок законодательством не установлена. И это вполне логично. Дело в том, что поводом к проведению внеплановых проверок является, как правило, событие, связанное с нарушением трудового законодательства.

Нередко поводом для внеплановой проверки является обращение работника в трудовую инспекцию с сообщением о фактах нарушения работодателем трудового законодательства.

Законом N 294-ФЗ называются следующие основания внеплановых проверок:

- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан.

И, хотя в данном перечне речь идет о причинении вреда жизни и здоровью граждан, сообщение работника о нарушении его трудовых прав работодателем является достаточным основанием для проведения внеплановой проверки.

Теперь разберемся с вопросом, актуальным для работодателей: обязан ли налоговый инспектор уведомлять работодателя о предстоящей внеплановой проверке?

Статьей 360 ТК РФ установлено, что у инспектора нет обязанности уведомлять работодателя о предстоящей проверке. В соответствии с данной нормой инспектор может уведомить о своем присутствии работодателя, если только не считает, что такое уведомление способно нанести ущерб эффективности контроля.

Между тем Законом N 294-ФЗ установлено иное правило. Орган контроля обязан уведомить организацию (предпринимателя) о предстоящей внеплановой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

У работодателя в такой ситуации возникает вполне резонный вопрос: обязан ли трудовой инспектор уведомлять о своем визите и каковы последствия неуведомления?

Отвечая на этот вопрос, следует иметь в виду, что Закон N 294-ФЗ устанавливает общие правила для проведения проверок контролирующими органами, не учитывая специфики той или иной проверки.

При этом п. 5 ст. 1 Закона N 294-ФЗ предусмотрено следующее: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 294-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Теперь время обратиться к правилам, установленным международным договором.

В настоящее время действует Конвенция N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле", принятая в Женеве 11 июля 1947 г. и ратифицированная Россией Федеральным законом от 11.04.1998 N 58-ФЗ.

Подпунктом "а" п. 1 ст. 12 Конвенции предусмотрено, что инспекторы труда, снабженные документами, удостоверяющими их полномочия, имеют право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции.

Отметим, что и ст. 360 ТК РФ установлено правило, в соответствии с которым при инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление нанесет ущерб эффективности контроля.

То есть российское трудовое законодательство также не устанавливает обязательность уведомления работодателей о предстоящей проверке.

Примечание. У инспекторов труда нет обязанности уведомлять работодателей о предстоящей внеплановой проверке. Потому они могут прийти неожиданно для работодателя и работодатель не вправе отказать инспектору в доступе на территорию организации на том основании, что он не был предварительно уведомлен о проверке.

Этот принцип действует и в отношении плановых проверок.

Особый порядок установлен для государственных "закрытых" организаций, таких как:

- организации Вооруженных Сил Российской Федерации;

- органы безопасности;

- органы внутренних дел;

- Государственная противопожарная служба;

- другие правоохранительные органы;

- исправительные учреждения;

- организации атомной и оборонной промышленности и другие.

Для того чтобы получить доступ в эти организации, государственные инспекторы труда заблаговременно должны получить соответствующий допуск.

Кроме того, проверки таких организаций могут проводиться только в назначенное (согласованное) время.

2.3. Выездные проверки

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица (месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя) и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой.

При проведении выездной проверки соблюдаются следующие формальности.

По общему правилу трудовой инспектор извещает работодателя о своем предстоящем визите: за 3 дня - в случае плановой проверки, и за 24 часа - при внеплановой проверке.

Но, как уже говорилось выше (см. с. 16), если инспектор придет к выводу, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля, то он вправе не уведомлять работодателя о своем визите (ст. 360 ТК РФ).

Инспектор по труду должен предъявить следующие документы:

- свое служебное удостоверение;

- распоряжение и приказ руководителя (заместителя руководителя) трудовой инспекции о назначении выездной проверки. В данном документе должна содержаться информация о полномочиях проводящего проверку трудового инспектора, о целях, задачах и основаниях проведения проверки.

Руководитель организации (индивидуальный предприниматель), в свою очередь, обязан:

- предоставить трудовым инспекторам возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

- обеспечить доступ проводящих выездную проверку инспекторов и участвующих в выездной проверке экспертов на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

Срок проведения проверки ограничен 20 рабочими днями (п. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Отметим, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год (п. 2 ст. 13 Закона N 294-ФЗ).

Примечание. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения всех плановых выездных проверок (всеми органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля) в течение года не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.

Это правило действует с 1 января 2010 г., ранее такие ограничения были установлены в отношении каждой плановой проверки.

Отметим, что к субъектам малого предпринимательства относятся организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим критериям:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Это правило действует только в отношении организаций;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек (включительно);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб.

Для того чтобы организация (предприниматель) могла называться микропредприятием, она должна соответствовать условиям:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%; доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Это условие применимо только к организациям;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 15 человек (включительно);

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн руб.

Обратите внимание! Ограничение времени проверки для субъектов малого предпринимательства распространяется только на плановые выездные проверки.

Если проводится внеплановая выездная проверка или документарная проверка, то действуют общие правила - срок проверки не может превышать 20 дней.

Также следует иметь в виду, что при расчете времени (в часах) проведения выездных плановых проверок малых предприятий и микропредприятий в расчетный срок следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

Поэтому в данный срок (в часах) не включается, например, время подготовки к выездной проверке, проведения после посещения проверяемого объекта экспертиз, исследований, испытаний, измерений и иных мероприятий, при осуществлении которых проверяющие не находятся на месте осуществления деятельности проверяемого лица.

2.4. Документарные проверки

Документарная проверка проводится по месту нахождения отделения трудовой инспекции.

Документарная проверка, так же как и выездная, может быть плановой и внеплановой.

Для начала документарной проверки руководитель (заместитель руководителя) трудовой инспекции издает соответствующее распоряжение.

Заверенная печатью копия этого распоряжения передается под роспись руководителю проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) или ее уполномоченному лицу (ст. 14 Закона N 294-ФЗ).

При документарной проверке, в первую очередь, инспектор рассматривает документы организации (индивидуального предпринимателя).

Если же имеющихся у трудового инспектора документов недостаточно для проведения проверки, трудовая инспекция направляет работодателю мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы организации (индивидуального предпринимателя).

К запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя трудовой инспекции о проведении документарной проверки.

В свою очередь, организация (индивидуальный предприниматель) в течение 10 рабочих дней должна направить в адрес трудовой инспекции запрашиваемые документы (п. 5 ст. 11 Закона N 294-ФЗ).

Примечание. Оригиналы документов представлять не надо. В адрес трудовой инспекции необходимо направить заверенные копии документов.

Документы заверяются печатью организации (индивидуального предпринимателя).

Отметим, что индивидуальный предприниматель заверяет документы своей печатью только в случае ее наличия, поскольку действующее законодательство не обязывает предпринимателя иметь собственную печать.

Помимо печати на копии должна присутствовать подпись руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв