НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 2007

Хиты: 294 | Рейтинг:

НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели!

Центр нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате и Издательство "Волтерс Клувер" в рамках серии "Библиотека нотариуса" предлагают специалистам новое практическое издание, содержащее разъяснение актуальных вопросов текущей нотариальной практики. В отличие от ранее изданных книг этой серии, большей частью тематического характера, в данной книге даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы самого различного характера, которые поступали в Центр нотариальных исследований, задавались на семинарах и занятиях с нотариусами, ставились в судебной и в целом юридической практике.

Татьяна Ильинична Зайцева - один из наиболее опытных и знающих специалистов в российской нотариальной практике, автор целого ряда книг прикладного характера. Она известна своими выступлениями на семинарах и практических занятиях с нотариусами.

Достоинством книги является ее подготовка на основе не только нотариальной, но и судебной практики по вопросам нотариальной деятельности, что позволяет в большей степени гарантировать юридическую безопасность и защиту прав граждан и организаций.

Данная книга содержит 350 вопросов и ответов, которые структурированы по 9 разделам. В дальнейшем, по мере накопления новых практических проблем и поступления вопросов, будут подготовлены ответы на них.

Центр нотариальных исследований просит читателей присылать отзывы на книгу и новые вопросы, что возможно сделать на сайте Центра www.notiss.ru.

С уважением,

директор Центра нотариальных исследований,

доктор юридических наук, профессор

В.В.Ярков

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

1.1. Вправе ли совершать нотариальные действия должностные лица органов местного самоуправления?

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Согласно ст. 37 Основ должностные лица органов исполнительной власти уполномочены совершать следующие нотариальные действия:

1) удостоверять завещания;

2) удостоверять доверенности;

3) принимать меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных в настоящей статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

В соответствии с п. 7 ст. 1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил, установленных ГК РФ, о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.

Нет необходимости убеждать, что перечисленные нормы, содержащиеся в Основах и ГК РФ, несут в себе огромную социально-политическую нагрузку. В Российской Федерации имеется множество населенных пунктов, учреждение должности нотариуса в которых бессмысленно. Это экономически и социально слаборазвитые, так называемые неперспективные поселения, малочисленные по количеству жителей деревни и села, зачастую находящиеся на значительном удалении от административных центров. В таких населенных пунктах вопрос возможности получения нотариальной помощи весьма и весьма актуален.

К сожалению, ни Основами законодательства РФ о нотариате, ни частью третьей ГК РФ, ни законодательством о местном самоуправлении однозначно не решен вопрос о возможности совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, остро стоящий в практике работы нотариусов все последние годы. Даже согласно упомянутой норме п. 7 ст. 1125 ГК РФ, которая является относительно новой по времени принятия, завещание может быть удостоверено должностным лицом органа местного самоуправления в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено им законом. Однако анализ существующих норм законодательства позволяет сделать вывод о невозможности удостоверения завещаний названными лицами. В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса отдельные виды нотариальных действий (в том числе удостоверение завещаний) вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. В декабре 1993 г., т.е. уже после введения в действие вышеупомянутых Основ, была принята Конституция РФ, вступившая в силу со дня ее официального опубликования - 25 декабря 1993 года. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признано и гарантировано местное самоуправление, при этом установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной. Из данного общего положения самой Конституцией РФ сделано определенное изъятие: в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Наделение государственными полномочиями производится на основании закона. В настоящее время такого закона не имеется. Полномочия органов местного самоуправления определяются целым рядом федеральных законов, например Законом РФ N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако упоминаний о полномочиях по совершению каких-либо нотариальных действий в этих Законах не содержится. Вместе с тем принятие соответствующего нового закона либо внесение изменений в ныне действующее законодательство о местном самоуправлении объективно необходимо.

Тем не менее по упомянутому вопросу нотариусам следует учитывать позицию Верховного Суда РФ, сформулированную в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. по гражданским делам, утвержденном Президиумом ВС РФ 7 апреля 2004 г.

Верховным Судом РФ сделаны следующие выводы. В ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 г., закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия, определенные перечнем (ст. 37 Основ), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1996 г. <1>, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

--------------------------------

<1> В тексте Обзора допущена опечатка. Датой утверждения вышеупомянутой Инструкции указано 19 марта 1993 г.

Таким образом, Инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.

Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Статья 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.

Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа в п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.

Эта же позиция применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления нашла свое отражение в п. 7 ст. 1125 ГК РФ, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.

В части названных норм данные акты не претерпели изменений после вступления в силу Конституции РФ.

Более того, 31 декабря 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.

В ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.

Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394.

Впоследствии данная позиция вновь нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 4 августа 2004 г. N 16-Г04-14.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела дело о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Волгоградской области от 18 октября 2002 г. "О совершении нотариальных действий органами местного самоуправления на территории Волгоградской области".

Проанализировав нормы федерального законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый Закон, как принятый вне компетенции Волгоградской областной Думы, является недействующим, однако при этом, по сути, признал за должностными лицами органов местного самоуправления право совершать нотариальные действия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.

Нельзя не отметить, что аргументация, положенная в обоснование правомерности совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, содержащаяся в приведенном судебном постановлении ВС РФ, представляется недостаточно убедительной и веской, хотя невозможно не согласиться, что содержащиеся в нем выводы, безусловно, политически и социально вполне оправданы.

1.2. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, в ряде случаев возникает необходимость уточнения подлинности и действительности отдельных нотариальных документов (в большинстве случаев это касается доверенностей на совершение определенных действий). В практике Федеральной регистрационной службы (далее - ФРС) имели место случаи, когда нотариусы отказывались представлять подобную информацию. Являются ли данные отказы правомерными?

Статьей 5 Основ законодательства РФ о нотариате лицам, совершающим нотариальные действия, гарантирована тайна их совершения. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных Основами, а именно:

- сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия;

- справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами;

- справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, перечень лиц и органов, имеющих право получить у нотариуса информацию о совершенном нотариальном действии, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Никаким иным органам, в том числе и ФРС, нотариус сведения о совершенных нотариальных действиях выдавать не вправе.

Сведения о совершенных нотариальных действиях могут быть предоставлены непосредственно самому лицу, в отношении которого либо по поручению которого совершалось нотариальное действие, а также их представителям (законным представителям, представителям по доверенности и др.). По запросам иных лиц, не названных в ст. 5 Основ, нотариус беспрепятственно вправе подтвердить лишь факт, что нотариальное действие не совершалось (например, доверенность на совершение каких-либо юридически значимых действий не удостоверялась).

Вместе с тем обязанность по сохранению тайны совершения нотариальных действий на самого правообладателя, разумеется, не распространяется. С учетом этого, если, к примеру, та же доверенность уже представлена уполномоченным лицом в организацию, для представительства перед которой она выдана, однако по поводу ее совершения возникли какие-либо сомнения, то нотариус по письменному запросу данной организации вправе подтвердить факт удостоверения данного документа. При этом в запросе должны быть указаны основные реквизиты доверенности, в частности дата ее удостоверения и номер, за которым она зарегистрирована в реестре регистрации нотариальных действий, от имени кого и на чье имя выдана доверенность, а также на совершение каких действий она выдана. Запрос обязательно должен быть исполнен в письменной форме. На устные запросы, телефонные звонки и тому подобные обращения нотариус ответить не вправе.

1.3. Вправе ли нотариус предоставлять информацию о совершенном нотариальном действии и наличии у должника имущества судебному приставу-исполнителю?

Вправе ли нотариусы исполнять требования судебного пристава-исполнителя, касающиеся совершения нотариальных действий в отношении имущества должника?

Согласно ст. 4 Федерального закона N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 14 Федерального закона N 118-ФЗ "О судебных приставах" требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. По требованиям судебных приставов для осуществления своих функций им предоставляется необходимая информация, документы и их копии.

Однако ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате совершающим нотариальные действия гарантирована тайна их совершения. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Перечень органов и ситуаций, в которых нотариус может предоставить информацию о совершенных нотариальных действиях, является исчерпывающим, и судебные приставы-исполнители не отнесены к категориям субъектов, имеющим право требовать данной информации от нотариуса.

Как известно из общей теории права, в случае расхождения норм закона при наличии общей и специальной нормы, регулирующей спорные отношения, действует норма специальная. Применительно к обсуждаемому вопросу общей нормой является норма, установленная законодательством об исполнительном производстве и деятельности судебных приставов: по общему правилу последние могут истребовать любую информацию от любых лиц. Основами же законодательства о нотариате предусмотрена специальная норма: нотариусы вправе предоставить информацию только определенным, прямо обозначенным в законе лицам, к каковым судебные приставы-исполнители не относятся.

По мнению автора, правильное разъяснение по данному поводу дано Департаментом судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации на соответствующий запрос Верховного Суда РФ. Департамент письмом от 10 февраля 2000 г. N 06-312 сообщил, что судебные приставы-исполнители не включены в перечень лиц и органов, имеющих право на получение сведений закрытого характера в соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате, и рекомендовал судебным приставам-исполнителям обращаться в суд, которому, в свою очередь, нотариусы обязаны предоставлять данную информацию.

1.4. Как должны быть оформлены документы следственных и судебных органов на выемку нотариальных и иных документов, хранящихся у нотариуса в связи с его профессиональной деятельностью?

В соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Одним из таких исключений является обязанность нотариуса выдавать справки о совершенных нотариальных действиях по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Однако по возбужденным уголовным и гражданским делам порядок производства определяется процессуальным законодательством и регулируется соответственно Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следственные и судебные органы могут истребовать у нотариуса копии необходимых для процессуального производства документов, однако в некоторых случаях процессуальные действия возможно произвести только с подлинными документами (осмотр, экспертиза и т.п.). Судебные и следственные органы вправе истребовать подлинники как самих нотариальных документов (в том числе реестров регистрации нотариальных действий и иных книг и журналов), так и первичных документов, на основании которых совершены нотариальные акты.

Основания и порядок производства выемки определены в ст. 183 УПК РФ. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

В соответствии с п. 3 ст. 183 УПК РФ выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (например, тайну совершения нотариальных действий), производится следователем с санкции прокурора.

Согласно п. 4 названной статьи выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в установленном порядке.

До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

Судебные документы, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства и предусматривающие изъятие нотариальных документов, могут быть различными.

Так, при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству суд может произвести подготовительные мероприятия, имеющие своей целью обеспечить нормальный ход процесса. К ним, в частности, могут относиться определения об обеспечении иска. В соответствии со ст. 141 ГПК РФ судья или суд выносит определение. Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. На основании определения суда об обеспечении иска судья или суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения суда (ст. 142 ГПК РФ).

В определении суда должны быть указаны:

- дата и место вынесения определения;

- наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания;

- лица, участвующие в деле, предмет спора или заявленное требование;

- вопрос, о котором выносится определение;

- мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;

- судебное постановление;

- порядок и срок обжалования определения суда, если оно подлежит обжалованию.

Согласно ст. 145 ГПК на определение суда об обеспечении иска может быть подана частная жалоба, что, однако, не приостанавливает исполнение этого определения.

При возникновении в процессе рассмотрения гражданского дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суд назначает экспертизу.

В соответствии со ст. 80 ГПК РФ в определении о назначении экспертизы суд указывает: наименование суда; дату назначения экспертизы; наименования сторон по рассматриваемому делу; наименование экспертизы; факты, для подтверждения или опровержения которых назначается экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; фамилию, имя и отчество эксперта либо наименование экспертного учреждения, которому поручается проведение экспертизы; материалы и документы, представленные эксперту для сравнительного исследования; особые условия обращения с ними при исследовании, если они необходимы; наименование стороны, которая производит оплату экспертизы.

Вместе с тем при рассмотрении гражданских дел суд (судья) может истребовать необходимые документы в "упрощенном" порядке, т.е. без вынесения соответствующего определения. В порядке гражданского судопроизводства доказательства в суд представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ст. 57 ГПК РФ).

В целях удовлетворения ходатайства лиц, участвующих в деле, суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд. Запрос суда (судьи), адресованный нотариусу, обязателен для исполнения.

Должностные лица или граждане, не имеющие возможности представить истребуемое доказательство вообще или в установленный судом срок, должны известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения запроса с указанием причин. В случае неизвещения суда, а также в случае невыполнения требования суда о представлении доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, на виновных должностных лиц или на граждан, не являющихся лицами, участвующими в деле, налагается штраф - на должностных лиц в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на граждан - до пяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

Наложение штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц и граждан, владеющих истребуемым доказательством, от обязанности представления его суду.

1.5. Входит ли в обязанности нотариуса направление в налоговые органы справок о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования, если свидетельство о праве на наследство выдается после 1 января 2006 г.?

По мнению автора, ответ на этот вопрос должен быть однозначно отрицательным. Законодательством гарантирована тайна совершения нотариальных действий, и гарантией этой тайны является запрещение нотариусу разглашать любую информацию, связанную с совершением нотариальных действий.

В соответствии со ст. 5 Основ законодательства РФ о нотариате нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Все исключения из вышеуказанного общего правила могут быть установлены только законом. Так, ч. 4 ст. 5 Основ предусмотрено, что справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных ст. 16 Основ.

В соответствии с упомянутой ч. 4 ст. 16 Основ нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако Федеральным законом от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" ч. 4 ст. 16 Основ, предусматривающая обязанность предоставить в налоговый орган справку о стоимости имущества, признана утратившей силу с 1 января 2006 г.

С учетом отмены налога на имущество, переходящее в порядке наследования, и упомянутых изменений в законодательстве о нотариате правомерность возникновения вопроса об обязанности нотариуса сообщать налоговым органам сведения о стоимости наследственного имущества уже сама по себе вызывает сомнения. Вместе с тем повод для имеющих место разногласий при решении данного вопроса дает п. 6 ст. 85 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено Кодексом. В данную статью изменений внесено не было.

Однако при сопоставлении норм нового налогового законодательства и норм законодательства о нотариате следует исходить из сущности внесенных изменений. Основная направленность нового законодательства - это отмена налога, а исключение из общего принципа совершения тайны нотариальных действий было связано именно с налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Поскольку отсутствует сама причина для взимания налога, не может быть и следствий. Направление налоговым органам указанной информации явилось бы нарушением тайны совершения нотариальных действий и, соответственно, нарушением со стороны нотариуса прав и законных интересов граждан.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв