НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 2008

Хиты: 257 | Рейтинг:

НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели!

Центр нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате и издательство "Волтерс Клувер" в рамках серии "Библиотека нотариуса" предлагают специалистам новое практическое издание, содержащее разъяснение актуальных вопросов текущей нотариальной практики. В отличие от ранее изданных книг этой серии, большей частью тематического характера, в данной книге даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы самого различного характера, которые поступали в Центр нотариальных исследований, задавались на семинарах и занятиях с нотариусами, ставились в судебной и в целом юридической практике.

Достоинством настоящей книги является ее подготовка на основе не только нотариальной, но и судебной практики по вопросам нотариальной деятельности, что позволяет в большей степени гарантировать юридическую безопасность и защиту прав граждан и организаций.

Выпуск 2 данной книги существенно обновлен: включены новые разделы - гражданское процессуальное право в нотариальной практике, жилищное право в нотариальной практике, основные положения об авторском праве и патентном праве.

Центр нотариальных исследований просит читателей присылать отзывы на книгу и новые вопросы, что возможно сделать на сайте Центра 

С уважением,

директор Центра нотариальных исследований

доктор юридических наук, профессор

В.В.Ярков

1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА

1.1. Правомерно ли назначение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, без проведения конкурса и получения рекомендаций региональной нотариальной палаты?

Подобный вопрос являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определение КС РФ от 16 октября 2007 г. N 650-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Лаврентьевой Елены Владимировны и Петровой Екатерины Александровны на нарушение их конституционных прав подпунктом "б" пункта 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате").

Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию граждан Е.В. Лаврентьевой и Е.А. Петровой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, установил следующее.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 2 ноября 2005 г., оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, было отказано в удовлетворении исковых требований заявителям, имеющим лицензии на право нотариальной деятельности, о признании противоречащим закону приказа руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области о назначении 27 нотариусов, уволенных из государственных нотариальных контор, на должности нотариусов, занимающихся частной практикой, без проведения конкурса и рекомендаций нотариальной палаты, а также об обязании указанного должностного лица и президента Челябинской областной нотариальной палаты объявить конкурс на замещение 27 вакантных должностей нотариусов в г. Челябинске и Копейске. Суд сослался на пп. "б" п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", согласно которому нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назначается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная контора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления; в этом случае рекомендация нотариальной палаты не требуется.

По мнению заявительниц, эта норма, ставя право на назначение на должность нотариуса в зависимость от места работы, лишает их возможности участвовать в конкурсе и нарушает конституционный принцип равноправия граждан (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ, изучив представленные заявительницами материалы, не нашел оснований для принятия их жалобы к рассмотрению.

Из содержания ст. 37 (ч. 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, не вытекают, однако, ни субъективное право человека занимать определенную должность, выполнять конкретную работу в соответствии с избранным им родом деятельности и профессией, ни обязанность кого бы то ни было такую должность или работу ему предоставить (Определение КС РФ от 20 февраля 2007 г. N 51-О-О). Это право реализуется гражданином при заключении трудового договора (служебного контракта) или при назначении на должность (в частности, при назначении на должность нотариуса в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1).

По общему правилу, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии (ч. 3 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате). Иной порядок, не предполагающий необходимость получения рекомендации нотариальной палаты и объявления конкурса, установлен пп. "б" п. 5 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" для случаев, когда нотариус, увольняясь из государственной нотариальной конторы, назначается на должность нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом презюмируется, что такое лицо отвечает всем требованиям, предъявляемым к нотариусам.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям. Поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование.

Лица, впервые претендующие на должность нотариуса, и лица, уже наделенные полномочиями нотариуса, имеют различный правовой статус, в связи с чем оспариваемая заявительницами норма не может рассматриваться как нарушающая их конституционные права, а их жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. ст. 96 и 97).

Кроме того, как следует из имеющихся материалов, в 2005 - 2007 гг. Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области объявлялись конкурсы на замещение вакантных должностей нотариусов, и ничто не свидетельствует о том, что заявительницы были лишены возможности в них участвовать наравне с другими гражданами, имеющими лицензии на право нотариальной деятельности.

Исходя из изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 40, п. 2 ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 79, ст. 96 и ст. 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд РФ определил: отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Е.В. Лаврентьевой и Е.А. Петровой.

1.2. Возможно ли включение в штат региональной нотариальной палаты помощников нотариусов, в том числе наделенных правом на замещение временно отсутствующего нотариуса?

В соответствии со ст. 20 Основ законодательства РФ о нотариате лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, наделяется полномочиями нотариуса территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с нотариальной палатой по предложению нотариуса из числа лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности, для исполнения его обязанностей на период временного отсутствия. Наделение полномочиями может быть осуществлено заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом служебных обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года.

Наделение полномочиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, производится на основании соглашения, заключенного между нотариусом и лицом, желающим исполнять обязанности нотариуса. Полномочия лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, возникают после наделения его правом совершения нотариальных действий и непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса и заканчиваются в момент их сдачи нотариусу.

Таким образом, лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, на указанный период наделяется всеми правами нотариуса и исполняет все его обязанности. На деятельность лица, наделенного полномочиями нотариуса, распространяются все нормы законодательства, регламентирующие нотариальную деятельность.

Лицо, наделенное полномочиями нотариуса, так же, как и сам нотариус, не должно быть пристрастно при совершении нотариального действия. У него не должно быть иного интереса, кроме служебного, к совершаемому нотариальному действию. Для обеспечения беспристрастности и независимости нотариуса предусматривается специальное правило, ограничивающее гражданскую правоспособность физического лица, на профессиональных началах выполняющего нотариальную функцию. В соответствии со ст. 6 Основ нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, а также оказывать посреднические услуги при заключении договоров. Данное ограничение распространяется и на лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса. Во время исполнения обязанностей нотариуса труд лица, временно замещающего нотариуса, оплачивается в соответствии с условиями заключенного между ними соглашения.

С учетом этого, недопустимо нахождение лица, наделенного полномочиями нотариуса на период отсутствия последнего, в трудовых отношениях с другим лицом - работодателем (с юридическим или физическим). Если такое лицо состоит в штате нотариальной палаты, то при наделении его полномочиями временно отсутствующего нотариуса трудовой договор с нотариальной палатой обязательно должен быть предварительно расторгнут, в противном случае это будет являться грубым нарушением законодательства и основанием для признания совершенных таким лицом нотариальных действий недействительными.

Помощник нотариуса - это должность, введенная ст. 19 Основ. Права и обязанности помощника нотариуса определяются трудовым договором.

Помощником нотариуса может являться лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности, полученную в установленном порядке. Помощники нотариуса не вправе самостоятельно совершать нотариальные действия. Они имеют право осуществлять консультирование обратившихся на прием граждан и представителей юридических лиц, готовить проекты нотариальных документов, посылать запросы, вести делопроизводство и т.п. Однако подписывать все без исключения нотариальные документы имеет право только нотариус.

Принятие таких работников в штат нотариальных палат и заключение между указанными субъектами трудовых договоров не противоречит требованиям действующего законодательства. Однако практика принятия помощников нотариуса в штат нотариальной палаты, по мнению автора, не является безусловно целесообразной.

Согласно ст. 8 Основ нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, что предполагает наличие определенного штата сотрудников. Нотариус вправе самостоятельно нанимать и увольнять работников, в том числе помощников в юридическом смысле этого слова, т.е. лиц, имеющих лицензию на право нотариальной деятельности. Трудовым договором между нотариусом и помощником можно более детально предусмотреть, что именно входит в обязанности помощника нотариуса как работника конкретной нотариальной конторы, при наличии нескольких помощников - более правильно распределить между ними производственные функции с учетом квалификации и интересов.

Кроме того, необходимо учитывать, что основное предназначение нотариальных палат - это выполнение ими публично-правовых функций, возложенных государством, в том числе осуществление контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, их профессиональных обязанностей и обеспечение надлежащего качества нотариальных действий. С этой позиции принятие в штат нотариальной палаты лиц, фактически не работающих в ней, а выполняющих свои трудовые обязанности у нотариуса, подконтрольного нотариальной палате, представляется недостаточно корректным.

1.3. Правомерно ли лишение права нотариальной деятельности частнопрактикующего нотариуса, осужденного за совершение умышленного преступления?

Определением КС РФ от 17 июля 2007 г. N 565-О-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Антоненко Ольги Анатольевны на нарушение ее конституционных прав п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате.

Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию О.А. Антоненко вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ, установил следующее.

Решением Центрального районного суда г. Омска от 23 августа 2005 г., оставленным без изменения Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2005 г., удовлетворен иск нотариальной палаты Омской области о лишении права нотариальной деятельности О.А. Антоненко - занимающегося частной практикой нотариуса, которая приговором Центрального районного суда г. Омска от 15 декабря 2004 г. осуждена за умышленные преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ. Определением судьи Омского областного суда от 30 декабря 2005 г. надзорная жалоба О.А. Антоненко на указанные судебные постановления оставлена без удовлетворения. Приказом Главного управления Федеральной регистрационной службы по Омской области от 9 ноября 2005 г. N 131 полномочия О.А. Антоненко как нотариуса прекращены, и она освобождена от должности нотариуса, занимающегося частной практикой.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ О.А. Антоненко оспаривала конституционность п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате, предусматривающего, что нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случае осуждения его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в законную силу. По мнению заявительницы, эта норма не соответствует ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 19 (ч. 1 и ч. 2), ст. 37 (ч. 1), ст. 45 (ч. 1), ст. 46 (ч. 1), ст. 50 (ч. 1), ст. 55 (ч. 2 и ч. 3) и ст. 123 (ч. 3) Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, изучив представленные О.А. Антоненко материалы, не нашел оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Одновременно Судом сделаны следующие выводы. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.

Это положение касается осуществления нотариальной деятельности и не затрагивает права и обязанности нотариусов, вытекающие из других правоотношений, в частности трудовых, в которых состоят нотариусы, работающие по трудовому договору в государственных нотариальных конторах, и не состоят нотариусы, занимающиеся частной практикой. Относясь к числу самозанятых граждан и осуществляя свободно избранную ими деятельность (в отличие от нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах), они вправе в этом качестве иметь контору, открывать в банке расчетный и другие счета, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени (ст. 8 Основ).

Таким образом, нотариус, занимающийся частной практикой, по сравнению с нотариусом, работающим по трудовому договору в государственных нотариальных конторах, обладает более широким кругом прав, обусловленных его правовым статусом, что предполагает и большую ответственность за недобросовестное исполнение возложенных на него обязанностей и совершение правонарушений. Реализуя конституционное право на выбор рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), каждый гражданин вправе избрать в том числе форму правового опосредования трудовой деятельности, т.е., в частности, заключить трудовой договор либо приобрести статус индивидуального предпринимателя или нотариуса, занимающегося частной практикой.

Выражая в соответствии со своим волеизъявлением намерение претендовать на замещение вакантной должности нотариуса, занимающегося частной практикой, а не должности нотариуса в государственной нотариальной конторе, гражданин тем самым соглашается и с тем, что в случае назначения на указанную должность его полномочия впоследствии могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным Основами законодательства РФ о нотариате, а не Трудовым кодексом РФ, как это установлено для работающего в государственной нотариальной конторе нотариуса.

Следовательно, оспариваемая заявительницей норма сама по себе не может рассматриваться как нарушающая право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию либо как умаляющая или необоснованно ограничивающая это право (ч. 1 ст. 37; ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Не может она рассматриваться и как нарушающая принцип равенства (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку этой нормой все нотариусы, занимающиеся частной практикой, ставятся в равные условия.

По утверждению заявительницы, оспариваемая норма фактически предусматривает дополнительное наказание за совершение нотариусом умышленного преступления.

Между тем предусмотренное этой нормой освобождение от полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, мерой уголовного наказания не является.

Прекращение полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, допускается лишь на основе судебного решения о лишении его права нотариальной деятельности, которое может быть обжаловано в установленном законом порядке; оспариваемая норма носит гарантийный характер, направлена на объективное исследование всех обстоятельств дела и не предполагает произвольного прекращения полномочий нотариуса.

Таким образом, п. 1 ч. 5 ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате конституционные права заявительницы нарушены не были, а ее жалоба по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" не может быть признана допустимой.

1.4. В соответствии с какими нормативными актами нотариусы, занимающиеся частной практикой, перестали относиться в целях налогообложения к индивидуальным предпринимателям?

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, никогда не относились к категории индивидуальных предпринимателей, деятельность которых изначально направлена на получение прибыли.

Однако согласно многочисленным нормам налогового законодательства в аспекте налогообложения нотариусы, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям, а в соответствии с отдельными нормами даже именовались таковыми. На практике это часто приводило к достаточно абсурдным последствиям: имели место попытки расценивать нотариусов, занимающихся частной практикой, как субъектов, обязанных уплачивать налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, устанавливать контрольно-кассовые аппараты и т.п.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" нотариусы, занимающиеся частной практикой, безальтернативно выведены из разряда индивидуальных предпринимателей и признаны самостоятельной категорией налогоплательщиков.

Указанные изменения введены в действие с 1 января 2007 г., и в целях налогообложения различными налогами частнопрактикующие нотариусы с этого времени не относятся к числу предпринимателей (они не уплачивают налог на добавленную стоимость, самостоятельно исчисляют налог на доходы физических лиц, становятся налоговыми агентами по данному налогу, являются полноценными плательщиками единого социального налога и взносов по обязательному пенсионному страхованию). В случае прекращения своих полномочий они обязаны в 12-дневный срок представить налоговую декларацию).

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ для целей указанного Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются, в частности, следующие понятия:

- организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации);

- физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, в целях налогообложения приобрели самостоятельный правовой статус.

Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 266.

Указанные лица именуются налоговыми агентами.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с названной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключениями, установленными НК РФ.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога согласно указанной статье нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Они самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.

В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, налогоплательщики обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Уплата налога, исчисленного по представляемой в соответствии с абз. 3 п. 8 ст. 244 НК РФ налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации.

1.5. Как открыть счет в банке нотариусу, занимающемуся частной практикой?

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный.

Порядок открытия счетов в банках регулируется Инструкцией Центрального банка РФ от 14 сентября 2006 г. N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".

Банком России установлен порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России (далее - банки) банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее - клиенты) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах.

Открытие клиентам банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту) производится банками при условии наличия у клиента правоспособности (дееспособности). Основанием открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) и представление всех документов, определенных законодательством РФ.

Клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Основанием закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является прекращение договора банковского счета, вклада (депозита) в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

При открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должностные лица банка должны установить, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя. В случае если клиент действует в интересах выгодоприобретателя, должностные лица банка должны идентифицировать выгодоприобретателя в порядке, установленном законодательством РФ.

Банки могут открывать нотариусам, занимающимся частной практикой, в валюте Российской Федерации и иностранных валютах следующие виды счетов: текущие счета; расчетные счета; специальные банковские счета; депозитные счета.

Текущие счета открываются физическим лицам для совершения расчетных операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Специальные банковские счета открываются юридическим и физическим лицам в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ для осуществления предусмотренных им операций соответствующего вида.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв