ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. СТРОИТЕЛЬСТВО - 2011

Хиты: 153 | Рейтинг:

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ. СТРОИТЕЛЬСТВО - 2011

ВВЕДЕНИЕ

У вас в руках очередное издание книги, цель которой - помочь бухгалтеру в период составления бухгалтерской и налоговой отчетности еще раз оценить правильность принятых в течение года решений. При подготовке материала мы обращались к наиболее часто встречающимся на практике вопросам, поэтому есть все основания полагать, что данная книга поможет вам сэкономить время и упростить работу.

Прошедший 2011 г. оказался не менее щедрым на поправки в законодательстве, чем предыдущие. В связи с этим мы не только проанализировали уже вступившие в силу нововведения, но и сделали акцент на изменениях, которые начнут применяться в 2012 г.

Представленные в книге выводы и рекомендации подкреплены ссылками на соответствующие документы (федеральные законы, постановления Правительства, приказы компетентных ведомств, судебные акты, письма Минфина и ФНС и т.д.). Кроме того, автор учел позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, которой, как известно, должны руководствоваться нижестоящие арбитражные суды при рассмотрении аналогичных дел.

Мы не призываем читателей безоговорочно следовать приведенным в книге рекомендациям. Во-первых, для каждой конкретной ситуации характерны свои особенности, следовательно, каждый совет требует некоторой адаптации. Во-вторых, многие вопросы учета, налогообложения и документального оформления не имеют однозначных решений. В отношении спорных ситуаций, не урегулированных законодательством, представлены разные варианты действий:

- тот, который не вызовет претензий налоговых инспекторов;

- тот, который более выгоден налогоплательщикам, но приведет спорящие стороны в зал судебных заседаний.

В любом случае мы показываем возможные риски и приводим аргументы в защиту той или иной позиции.

Постоянные читатели заметят, что построение книги изменилось (кстати, благодаря пожеланиям некоторых из вас). В прошлых ее выпусках отдельные главы были посвящены особенностям учета у подрядчиков, застройщиков, инвесторов, заказчиков. На этот раз книга построена по балансовому принципу, то есть отдельно рассматривается учет основных средств, материально-производственных запасов, затрат на производство и т.д. исходя из специфики строительной отрасли. При этом параллельно с вопросами бухгалтерского учета (включая корреспонденцию счетов и отражение сведений в отчетности) анализируются нюансы, связанные с исчислением налогов. Полагаем, такая структура книги более удобна в силу нескольких обстоятельств. Прежде всего потому, что нередко организация не является "чистым" подрядчиком или застройщиком, а совмещает функции разных субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Следовательно, ответ на возникший вопрос легче и быстрее искать исходя из его тематики.

Ваше мнение о данной книге очень важно для нас. Мы будем благодарны вам за отзывы и предложения по дальнейшему совершенствованию издания.

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

1.1. Основные средства, амортизация (счета 01, 02, 03)

В отчетном 2011 г. порядок ведения бухгалтерского учета этого вида активов, как и прежде, регламентировался ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету ОС. Причем оба этих документа были изменены в связи с вступлением в силу Приказа Минфина России N 186н. Хотя данный Приказ был зарегистрирован в Минюсте 22.02.2011, а опубликован 28.03.2011, его положения следовало применять начиная с 1 января 2011 г. (Письмо Минфина России от 14.06.2011 N 07-02-06/106). В соответствии с новой редакцией п. 5 ПБУ 6/01 с 20 000 до 40 000 руб. повышен лимит стоимости объектов, которые организация может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Чтобы воспользоваться этим правом, бухгалтеру необходимо внести изменения в учетную политику (п. 10 ПБУ 1/2008), а руководителю организации - оформить соответствующий приказ. После этого бухгалтер вправе отражать в составе материально-производственных запасов все вновь принимаемые к учету активы стоимостью не выше 40 000 руб.

При этом следовало внести исправления в учет: объекты стоимостью свыше 20 000 руб., но не более 40 000 руб., включенные в состав основных средств начиная с 1 января 2011 г., перенести с дебета счета 01 "Основные средства" в дебет счета 10 "Материалы".

К сведению: налоговая база по налогу на имущество по состоянию на 1 февраля и 1 марта 2011 г. определяется без учета стоимости тех объектов, которые были переведены в состав материально-производственных запасов.

В целях налогообложения прибыли с 1 января 2011 г. лимит стоимости амортизируемого имущества также был повышен до 40 000 руб. Таким образом, с указанной даты в бухгалтерском и налоговом учете объектом основных средств признавалось имущество с первоначальной стоимостью более 40 000 руб. Однако если в бухгалтерском учете названное ограничение распространяется на объекты, принимаемые на баланс с 01.01.2011, то в налоговом учете новый лимит стоимости применяется в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию начиная с 1 января 2011 г. (как следует из Писем Минфина России от 25.04.2008 N 03-03-06/1/296, от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767, в целях применения нового стоимостного критерия необходимо исходить из даты ввода имущества в эксплуатацию независимо от периода его приобретения). Иными словами, готовый к использованию в производственной деятельности объект, приобретенный в декабре 2010 г., но вводимый в эксплуатацию в январе 2011 г., в бухгалтерском учете подпадал под действие прежнего лимита (20 000 руб.) и являлся основным средством (поскольку принимался к учету в 2010 г.), а в налоговом учете классифицировался в качестве материально-производственных запасов. Напомним, это связано с тем, что для целей бухгалтерского учета не важно, введен объект основных средств в эксплуатацию или нет. Учету на балансе в качестве основных средств подлежит в том числе имущество, находящееся в запасе (в резерве). Дело в том, что для принятия к учету актива в качестве объекта основных средств необходимо, чтобы он удовлетворял требованиям, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01, и среди них нет условия о фактической эксплуатации объекта.

К сведению: в п. 4 ПБУ 6/01 сказано, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени - срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Как видим, данная норма не содержит требования о том, что право собственности на объект основных средств должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме того, с 1 января 2011 г. п. 52 Методических указаний по учету ОС предусматривает, что объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета ОС. Разъясняя это нововведение, Минфин России в Письме от 22.03.2011 N 07-02-10/20 указал следующее. Покупатель объекта недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должен принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Аналогично организация, передающая такой объект недвижимости, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия, независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Поскольку в момент приемки-передачи недвижимости продавец не вправе отразить ее реализацию на счетах учета, финансовое ведомство предложило использовать для временного (до момента государственной регистрации перехода права собственности) отражения стоимости выбывшего объекта основных средств отдельный субсчет "Переданные объекты недвижимости", открытый к счету 45 "Товары отгруженные". Напомним, что в периоде передачи объекта покупателю продавцу не позволяют признать выручку от реализации недвижимости нормы п. п. 16 и 12 ПБУ 9/99, поскольку одним из обязательных условий признания выручки является переход права собственности к покупателю.

Обратите внимание: названное Письмо Минфина было направлено Письмом ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@ нижестоящим налоговым органам для использования в работе и доведения до налогоплательщиков.

С учетом изложенного в периоде подписания акта приемки-передачи покупатель принимает на баланс объект недвижимости (Дебет 08 Кредит 60), в том числе включает его в состав основных средств, производя запись: Дебет 01, субсчет "Основные средства, права на которые не зарегистрированы", Кредит 08 (при условии, что приобретенное имущество готово к использованию в запланированных руководством целях). Соответственно, продавец, передавший объект покупателю, переносит его остаточную стоимость в дебет счета 45, субсчет "Переданные объекты недвижимости". После государственной регистрации перехода права собственности покупатель отражает данный объект в составе собственных основных средств (внутренние записи по счетам 01 (либо 03) и 02), а продавец признает в учете доходы и расходы от реализации недвижимости (Дебет 62 Кредит 91-1, Дебет 91-2 Кредит 45, Дебет 91-2 Кредит 68 (начислен НДС)).

К сведению: необходимость применения счета 45 сохранится вплоть до утверждения Минфином нового порядка признания доходов, когда условие о переходе права собственности на товар к покупателю будет заменено на условие о переходе права контроля над активом и возможности извлечения экономических выгод от его использования.

Следуя разъяснениям Минфина, плательщиком налога на имущество в отношении недвижимости, являющейся предметом договора купли-продажи, до даты подписания акта приемки-передачи объекта признается продавец, после этой даты - покупатель.

Заметим, что в прошлые годы финансовое ведомство придерживалось иной позиции, согласно которой обязанность уплаты налога на имущество переходит от продавца к покупателю с момента государственной регистрации права собственности (Письма от 28.01.2010 N 03-05-05-01/02, от 26.12.2008 N 03-05-05-01/75 и др.). В Постановлении от 29.03.2011 N ВАС-16400/10 Президиум ВАС РФ поддержал эту точку зрения, сославшись на требования п. п. 16 и 12 ПБУ 9/99 и указав, что именно такое толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами подобных дел. Таким образом, в отношении сделок с недвижимостью, осуществленных до 01.01.2010, позиции Минфина и высших арбитров совпадают. В связи с этим бухгалтеру целесообразно уточнить, как исчислялся налог на имущество со стоимости приобретаемого (выбывающего) объекта в период, который может быть охвачен очередной налоговой проверкой. Если при определении плательщика организация исходила из даты передачи имущества, необходимо произвести перерасчет суммы налога на имущество (не забывая, что может возникнуть обязанность корректировки налоговой базы по налогу на прибыль и представления уточненных налоговых деклараций).

Если договор купли-продажи заключен в 2011 г., налогоплательщикам придется учитывать новую позицию Минфина и ФНС. Но нельзя быть полностью уверенным в том, что конкретный налоговый орган будет следовать разъяснениям этих ведомств и станет определять плательщика налога по дате приемки-передачи недвижимости. При возникновении налогового спора в этой ситуации Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-16400/10 будет на руку налоговикам, поскольку арбитры, учитывая позицию высшего хозяйственного суда страны, решат, что переход обязанности уплачивать налог на имущество от продавца к покупателю происходит с момента госрегистрации. Снизить налоговые риски можно, заручившись письменными разъяснениями своего налогового органа (в запросе обратите внимание на Письма Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20 и ФНС России от 31.03.2011 N КЕ-4-3/5085@).

В отношении вновь построенных объектов застройщикам и инвесторам нужно принять к сведению следующее. В соответствии с новой редакцией п. 52 Методических указаний по учету ОС по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. При этом, как было отмечено выше, не имеют значения наличие государственной регистрации права собственности на недвижимость и факт подачи документов в регистрирующий орган. Законченный капитальным строительством объект должен быть принят в состав основных средств (на отдельный субсчет к счету 01 "Основные средства, права на которые не зарегистрированы"), что означает обязательность включения его стоимости в налоговую базу по налогу на имущество.

Важные выводы сформулированы также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10, а именно:

- факт окончания осуществления расходов на строительство объекта недвижимости при условии доведения его до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях, является определяющим для включения объекта в состав основных средств, даже в том случае, если не начато его использование;

- выдаваемое на основании ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод здания в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства доведения строящегося объекта до состояния готовности и возможности его использования. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и осуществление строительства согласно выданному разрешению на строительство. При выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.

Таким образом, при рассмотрении налоговых споров позицию суда будут определять не наличие (отсутствие) разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и свидетельства о праве собственности на него, а факт осуществления (неосуществления) расходов на доведение здания до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Если стоимость здания окончательно не сформирована и предприятие не использует его в своей хозяйственной деятельности, нет оснований для квалификации его в качестве основного средства и объекта обложения налогом на имущество.

Если застройщик или инвестор является малым предприятием, целесообразно воспользоваться п. 7 ПБУ 15/2008, в соответствии с которым субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами (дебет счета 91-2). Фактически это означает, что организация вправе не включать в первоначальную стоимость строящегося объекта проценты по кредитам и займам, начисленные начиная с 01.01.2010. Однако этот нюанс должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Обратите внимание: использование этого права приведет к уменьшению первоначальной стоимости объекта основных средств, что позволит малому предприятию сэкономить на размере уплачиваемого налога на имущество.

Организации, не являющиеся субъектами малого предпринимательства, должны включать суммы процентов, начисленных за пользование привлеченными денежными средствами, в первоначальную стоимость объекта, признаваемого инвестиционным активом по правилам ПБУ 15/2008 (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 07-02-06/122). Если объект основных средств таковым не является, проценты списываются в прочие расходы (дебет счета 91-2).

В налоговом учете расходы по уплате процентов в любом случае признаются в составе внереализационных расходов с учетом ограничений, установленных ст. 269 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому, даже если заемные средства привлекались для строительства объекта основных средств, проценты не увеличивают его первоначальную стоимость (Письма Минфина России от 02.11.2009 N 03-03-06/1/720, от 18.06.2009 N 03-03-06/1/408, от 03.02.2009 N 03-03-06/1/37, от 19.01.2009 N 03-03-06/1/20, от 19.12.2008 N 03-03-06/1/699 и др., Постановления ФАС МО от 20.08.2009 N КА-А40/6713-09, ФАС СКО от 23.10.2008 N Ф08-6332/2008, ФАС УО от 27.04.2007 N Ф09-2999/07-С2 и т.д.).

Застройщики, полностью или частично самостоятельно выполняющие работы по строительству объекта, который будет впоследствии принят к учету в качестве основного средства, должны включать в его первоначальную стоимость (для целей бухгалтерского и налогового учета) не только суммы оплаты труда работников, участвующих в строительстве, но и начисленные с этих сумм страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе от несчастных случаев и профзаболеваний (Письмо Минфина России от 15.03.2010 N 03-03-06/1/135).

Кроме того, в первоначальную стоимость будущих объектов основных средств необходимо включать:

- расходы по арендной плате за земельный участок (Письма от 20.05.2010 N 03-00-08/65, от 28.10.2008 N 03-03-06/1/610, от 11.08.2008 N 03-03-06/1/452, от 04.07.2008 N 03-03-06/1/384, Постановления ФАС СКО от 01.03.2010 по делу N А32-23788/2007-51/524, ФАС ВСО от 03.12.2009 по делу N А33-989/2009, ФАС СЗО от 24.06.2008 по делу N А56-26195/2007);

- затраты на коммунальные платежи (за энерго- и водоснабжение, канализацию, телефонную связь), понесенные организацией для обеспечения процесса строительства объекта (Письма Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-10/10, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 N 16-15/139310.2);

- расходы по переносу не принадлежащего организации объекта за границу земельного участка, например вынос водопровода, газопровода, сети коммунальной канализации (Письма Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/18, от 28.05.2008 N 03-03-06/1/338);

- затраты на приобретение предназначенных под снос строений (Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-03-06/1/332, от 27.02.2006 N 03-03-04/1/145 и др.);

- затраты на оплату работ по подключению объектов к сетям коммунальной инфраструктуры (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-03-05/62);

- расходы по достройке объекта, осуществляемые после получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию (Письма Минфина России от 10.03.2009 N 03-03-06/1/119, УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037669.2 и от 10.10.2006 N 20-12/89139).

Не увеличивают первоначальную стоимость строящегося объекта, а учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельным основаниям такие расходы, как:

- санкции за нарушение застройщиком условий хоздоговоров (учитываются в составе внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ);

- суммы земельного налога (признаются прочими расходами в периоде начисления - Письма Минфина России от 16.04.2007 N 03-03-06/1/237 и от 19.12.2006 N 03-03-04/2/261, Постановления ФАС СЗО от 02.03.2009 по делу N А44-1496/2008, ФАС МО от 13.11.2008 N КА-А40/10586-08 и др.);

- плата за присоединение к действующим электрическим сетям и системам коммунальной инфраструктуры вновь построенных (модернизированных, реконструированных, приобретенных) объектов (признаются единовременно в периоде завершения работ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, - Письма Минфина России от 04.02.2010 N 03-03-06/1/24, от 14.10.2009 N 03-03-06/2/192, от 30.07.2009 N 03-03-06/1/502, от 25.05.2009 N 03-03-06/1/342, от 08.05.2009 N 03-03-06/1/316);

- расходы на консервацию строящегося объекта, в том числе вызванные трудностями, связанными с получением технических условий по подключению объекта к инженерным сетям и коммуникациям (отражаются в составе внереализационных расходов на основании пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ - Письмо Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/1/805).

Восстановление объектов основных средств может производиться путем их реконструкции, модернизации, капитального и текущего ремонта. В первых двух случаях затраты должны капитализироваться, то есть включаться в первоначальную стоимость объектов и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Расходы на любые виды ремонтов являются текущими для организации и в обоих видах учетов признаются в периоде их осуществления (см. дополнительно подраздел "Ремонт или реконструкция?" разд. 3.2 "Вспомогательные производства").

Амортизационная премия

Использование права на амортизационную премию (п. 9 ст. 258 НК РФ) неизбежно ведет к возникновению разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, но позволяет снизить размер налога на прибыль в периоде начала начисления амортизации (или изменения первоначальной стоимости основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения на модернизацию, реконструкцию и т.д.) (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Во избежание налоговых споров право применения амортизационной премии и ее размер необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. При этом чиновники не возражают, если данная льгота будет использоваться в отношении части объектов, стоимость которых превышает самостоятельно установленный организацией предел, например 300 000 руб. или любой другой.

Амортизационная премия не применяется в отношении основных средств:

- выявленных при инвентаризации (Письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/829);

- внесенных в качестве вклада в уставный капитал (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/2/122);

- полученных по договору лизинга (Письма ФНС России от 08.04.2009 N ШС-22-3/267, Минфина России от 10.03.2009 N 03-03-05/34).

Пункт 9 ст. 258 НК РФ обязывает организацию восстановить амортизационную премию в случае реализации объекта основных средств ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода в эксплуатацию. Это требование распространяется на объекты, введенные в эксплуатацию с 01.01.2008 и реализованные начиная с 01.01.2009 (Письмо Минфина России от 28.10.2009 N 03-03-06/1/700). Причем восстановлению подлежит общая сумма амортизационной премии (то есть с первоначальной стоимости и расходов на модернизацию, реконструкцию, техперевооружение), начисленная по данному имуществу за период его эксплуатации (п. 3 Письма Минфина России от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).

Под восстановлением понимается включение учтенной ранее в косвенных расходах суммы амортизационной премии в состав внереализационных доходов в периоде реализации объекта (Письмо Минфина России от 04.02.2011 N 03-03-06/1/61). Восстановление производится независимо от того, самортизирован объект к моменту реализации или нет (Письма Минфина России от 28.10.2009 N 03-03-06/1/700, от 06.05.2009 N 03-03-06/2/94, от 16.03.2009 N 03-03-05/37).

К сведению: Минфин неоднократно подчеркивал, что налоговым законодательством не предусмотрено восстановление сумм амортизационной премии в случаях выбытия основных средств, не признаваемого реализацией в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (Письма от 16.03.2009 N 03-03-05/37 и от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169). Аналогичной позиции придерживается ФНС России (Письмо от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@). При этом перечень или примеры таких случаев в названных Письмах чиновники не приводили. На наш взгляд, обязанности восстанавливать амортизационную премию не возникает при передаче основных средств в качестве вклада в уставный капитал, правопреемнику при реорганизации, при выбытии по причине износа, списании в результате пожара или хищения. Вместе с тем при продаже имущества организации-должника службой судебных приставов в общем порядке происходит передача права собственности, то есть реализация, значит, возникает обязанность восстановления амортизационной премии.

По мнению Минфина России (Письмо от 26.01.2011 N 03-03-06/1/27), амортизационная премия должна восстанавливаться в полном размере в случае, когда выходящему из общества с ограниченной ответственностью участнику передается основное средство, стоимость которого превышает первоначальный взнос участника. На наш взгляд, можно восстановить не всю амортизационную премию, а лишь ее часть, которая приходится на разницу между действительной стоимостью доли и суммой первоначального и дополнительных вкладов этого участника. Однако правомерность такого подхода придется доказывать в суде. Причем предположить, кого - налогоплательщика или налоговый орган - поддержат арбитры, трудно, поскольку судебной практики по подобным спорам пока нет.

Обратите внимание: в 2011 г. финансовое ведомство изменило свою позицию по вопросу о порядке восстановления амортизационной премии. Ранее чиновники настаивали на том, что восстановленная сумма амортизационной премии не учитывается в составе расходов ни в периоде восстановления, ни в последующих периодах (Письма Минфина России от 28.10.2009 N 03-03-06/1/700, от 21.05.2009 N 03-03-06/1/336, ФНС России от 10.06.2009 N ШС-22-3/461@ и др.). Это означало, что организации, воспользовавшейся амортизационной премией и реализовавшей объект до истечения пятилетнего срока, придется уплатить налог на прибыль в большем размере, чем в случае, если бы она данное налоговое послабление не применяла. Однако в Письме от 04.02.2011 N 03-03-06/1/61 Минфин России изменил свое мнение по рассматриваемому вопросу в пользу налогоплательщиков.

Чтобы проиллюстрировать суть обновленной точки зрения финансистов, рассмотрим несложный пример.

Пример. Организация в марте 2010 г. приобрела легковой автомобиль, который относится к 3-й группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно). Первоначальная стоимость объекта составляет 1 000 000 руб. Срок полезного использования - 50 мес. В апреле 2011 г. данное основное средство продано за 750 000 руб. (без учета НДС).

Учетной политикой предусмотрено, что в отношении объектов, относящихся к 3 - 7-й амортизационным группам, предприятие применяет амортизационную премию в размере 30%. Таким образом, в апреле 2010 г. был признан расход в сумме 300 000 руб. (1 000 000 руб. x 30%). Соответственно, ежемесячная сумма амортизации равна 14 000 руб. ((1 000 000 - 300 000) руб. / 50 мес.).

На момент продажи остаточная стоимость автомобиля составит 818 000 руб. (1 000 000 руб. - 14 000 руб. x 13 мес.). Она отражается в составе расходов от реализации объекта амортизируемого имущества. (Другие расходы, связанные с реализацией объекта, в целях упрощения примера не рассматриваются.) При этом в составе доходов от реализации следует признать выручку в сумме 750 000 руб., а в составе внереализационных доходов отразить восстановленную сумму амортизационной премии в размере 300 000 руб.

Таким образом, организация получила от реализации автомобиля убыток, равный 68 000 руб. (750 000 - 818 000). Он принимается в целях налогообложения равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ). Восстановленная сумма амортизационной премии единовременно признается в составе внереализационных доходов организации и не влияет на финансовый результат от реализации автомобиля.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв