НАЛОГИ 2009: ВСЕ О ПОПРАВКАХ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

Хиты: 147 | Рейтинг:

НАЛОГИ 2009: ВСЕ О ПОПРАВКАХ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемые читатели!

Мы уже привыкли, что законодатели постоянно правят Налоговый кодекс РФ, внося в него ежегодно соответствующие поправки. Не стал исключением и 2008 г. Это значит, что бухгалтерам предстоит начинать новый год с изучения очередных налоговых новшеств.

В новый 2009 г. мы вступаем, можно сказать без преувеличения, с новым Налоговым кодексом РФ, поскольку изменения, внесенные в него в 2008 г., касаются обеих его частей и практически всех налогов. В книге нашли свое отражение и Законы, принятые в ноябре 2008 г., которые были приняты на фоне усложнившейся экономической ситуации. Например, о снижении ставки по налогу на прибыль организаций, а также о возможности субъектов Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы".

Что касается части первой Налогового кодекса, то законодатели в конце 2008 г. ввели некоторые новые нормы, которые определенно порадуют налогоплательщиков. Например, отдельные организации теперь могут получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов у самого министра финансов. Также законодатели позаботились о налогоплательщиках, которые страдают из-за того, что налоговые органы нарушают срок отмены решения о приостановлении операций по счетам.

В связи с тем что в условиях мирового финансового кризиса многие законы в области налогообложения пришлось принимать в срочном порядке, законодатели ускорили процесс вступления в силу отдельных "налоговых" нормативных актов. Налогоплательщикам можно не беспокоиться: законы, которые ухудшают их положение, по-прежнему не могут вводиться в действие сразу же после принятия.

Внося изменения в гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса, законодатели уделили особое внимание порядку применения налоговых вычетов при оплате в счет предстоящих поставок.

Особо следует отметить новый порядок уплаты НДС, который был введен еще в конце 2008 г. Теперь НДС надо уплачивать равными долями в течение квартала, а не единовременно.

Налог на доходы физических лиц не подвергся кардинальным изменениям. Добавились отдельные доходы, не подлежащие налогообложению, увеличились некоторые налоговые вычеты, изменился порядок расчета материальной выгоды. У единого социального налога изменений и того меньше.

Пожалуй, самые существенные нововведения появились в гл. 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса. Прежде всего налоговую ставку снизили с 24 до 20 процентов. Значительно изменился порядок учета амортизируемого имущества. Поправки появились в списке доходов и расходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению.

Единственным нетронутым налогом остался налог на имущество организаций.

Достаточно много изменений коснулось упрощенной системы налогообложения. Причем по большей части поправки положительные. Так, например, применять упрощенную систему налогообложения на основе патента с 1 января 2009 г. смогут предприниматели, осуществляющие несколько видов деятельности, а не один, как это было ранее, в том числе и те предприниматели, которые в своей деятельности используют труд наемных рабочих. Кроме того, отменена обязанность ежеквартально сдавать налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, Федеральный закон от 24.11.2008 N 208-ФЗ разрешает налогоплательщикам, состоящим на упрощенном спецрежиме, менять объект налогообложения каждый год. Так что любой налогоплательщик, применяющий УСН, может до 20 декабря уведомить налоговый орган о смене объекта налогообложения. Ранее объект налогообложения при УСН в первые три года его применения нельзя было менять.

Изменений достаточно и в налогообложении единым сельхозналогом, причем по большей части поправки, которым подвергся данный спецрежим, схожи с поправками, которым подверглась гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. Также как и "упрощенцам", плательщикам единого сельхозналога с 1 января 2009 г. отменили обязанность ежеквартальной сдачи налоговых деклараций. Кроме того, с 1 января 2009 г. разрешено переходить на уплату ЕСХН тем организациям, которые имеют филиалы и представительства.

Говоря об акцизах, отметим, что утверждены новые налоговые ставки на подакцизные товары, действующие с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2011 г. включительно. Практически все ставки на 2009 и 2011 гг. проиндексированы в сторону увеличения. Кроме того, на 2011 г. коренным образом поменялся порядок расчета акцизных ставок на бензин и дизельное топливо. В 2011 г. предполагается разделить и бензин, и дизель на пять классов, которым установили три акцизные ставки. Чем выше качество топлива, тем ниже налог. Таким образом, государство планирует стимулировать производство качественного топлива.

С уважением,

руководитель

авторского коллектива

А.В.Петров

НОВШЕСТВА ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

Конец 2008 г. выдался достаточно урожайным для части первой Налогового кодекса РФ: чиновники приняли несколько законов, изменяющих общий раздел главного налогового нормативного акта России. Законодатели ускорили порядок введения в действие отдельных нормативных актов в области налогов, а также ввели норму, касающуюся пересчета налогов из валюты в рубли. В книге мы также остановимся на ненормативных разъяснениях Министерства финансов РФ, касающихся части первой Налогового кодекса РФ.

Отдельные "налоговые" акты будут вступать в силу сразу же

В конце 2008 г. вышло достаточно много нормативных актов, изменяющих российское налоговое законодательство. Причем многие нововведения вступили в силу немедленно. Поэтому законодатели решили законодательно закрепить ускоренный процесс введения в действие некоторых документов (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).

Итак, следующие акты законодательства о налогах и сборах могут вступать в силу со дня их официального опубликования:

1. Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (п. 3 ст. 5 НК РФ).

2. Акты, отменяющие налоги, снижающие ставки или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Новшество распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2008 г. (п. 5 ст. 9 Закона N 224-ФЗ). Напомним, что ранее все законы в области налогов и сборов могли вступить в силу не ранее чем через месяц после их принятия (п. 1 ст. 5 НК РФ).

Пересчет налогов в рубли

Теперь разберем Федеральный закон от 24.11.2008 N 205-ФЗ (далее - Закон N 205-ФЗ). Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, и данное правило давно присутствовало в п. 5 ст. 45 Налогового кодекса РФ. Теперь же дополнительно указано, что пересчет суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, осуществляется по курсу Центробанка России, действующему на дату уплаты налога (ст. 2 Закона N 205-ФЗ). Изменения вступили в силу через месяц после опубликования Закона, то есть 26 декабря 2008 г.

Чтобы одна и та же норма не повторялась дважды, законодатели исключили из п. 1 ст. 310 и п. 18 ст. 346.38 Налогового кодекса РФ правила о пересчете налога в рубли. Фактически же ничего не изменилось: просто одна и та же норма "перекочевала" из части второй Налогового кодекса РФ в часть первую (ст. 4 Закона N 205-ФЗ).

Отсрочка или рассрочка по решению министра финансов

В Налоговом кодексе появилась ст. 64.1, согласно которой министр финансов может лично предоставить отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Такая отсрочка может быть предоставлена, если размер задолженности организации на первое число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организация, желающая получить отсрочку или рассрочку от министра финансов, должна обратиться в Минфин с заявлением и представить следующие документы:

1) справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

2) предполагаемый график погашения задолженности;

3) документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

4) письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения.

На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Указанная отсрочка или рассрочка может предоставляться без способов ее обеспечения.

Если операции на счетах возобновили не вовремя

Законодатели позаботились о налогоплательщиках, которые страдают из-за того, что налоговые органы нарушают срок отмены решения о приостановлении операций по счетам.

Теперь в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций.

Такие правила появились в ст. 76 Налогового кодекса.

Незаконно полученные доказательства не действительны

В ст. 101.4 Налогового кодекса теперь четко прописано, что при проведении налогового контроля не допускается использование доказательств, полученных с нарушением налогового законодательства. А если документы были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных сроков, то информация не будет считаться полученной с нарушением Налогового кодекса.

Банкам увеличили штрафы

С 2009 г. банки, нарушившие порядок открытия счета налогоплательщику, будут подвергаться штрафам в большем размере (ст. 132 НК РФ).

Во-первых, открытие банком счета налогоплательщику без предъявления этим лицом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб. (ранее 10 тыс. руб.).

Во-вторых, несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщику влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб. (ранее 20 тыс. руб.). Аналогичная ответственность установлена за несообщение налоговому органу об изменении реквизитов счета.

Какие разъяснения спасут от пеней и штрафов

Не секрет, что разобраться с применением на практике отдельных положений Налогового кодекса бывает довольно сложно. Иногда налоговое законодательство содержит прямо противоположные требования. А есть вопросы, которые вообще не урегулированы Кодексом. В таких ситуациях фирмы и предприниматели могут обращаться за ответом к финансистам. Ведь ст. 34.2 Налогового кодекса право давать письменные разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах отнесено к компетенции Минфина России. Однако и инспекторы обязаны бесплатно информировать плательщиков о действующих налогах и сборах, а также порядке их исчисления и уплаты. В результате в письмах финансового и налогового ведомств часто высказывались взаимоисключающие мнения. Для исправления ситуации Минфину даже пришлось создать межведомственную комиссию по координации взаимодействия своих подразделений и ФНС России в налоговой сфере (см. Приказ Минфина России от 9 августа 2005 г. N 102н). Комиссия вырабатывает единую позицию по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. При этом пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса установлено следующее правило: налоговые органы должны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России.

Но все ли письма финансистов являются для налоговиков руководством к действию? Как быть налогоплательщику - автору запроса в Минфин, если позиция специалистов ведомства не оправдала его ожидания? Вместе с тем налогоплательщик может ознакомиться, например в журнале или правовой базе, с "чужим" письмом финансистов, в котором он найдет подтверждение своей позиции. Какое разъяснение выбрать? Каковы могут быть последствия применения того или иного документа? В Письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 Минфин решил дать ответить на эти вопросы. В этом документе Минфин прояснил статус своих писем. А главное, указал, какие они могут иметь правовые последствия.

В 2008 г. аналогичных писем Минфин не выпускал. Однако финансисты постоянно напоминают о данном Письме. И вывод о том, что письма Минфина не являются нормативно-правовыми актами и носят исключительно информационно-разъяснительный характер, теперь является заключением ко многим разъяснениям финансистов. Таким способом Минфин России все время предупреждает налогоплательщиков, что его мнение не следует рассматривать как непреложную истину.

Ненормативные разъяснения Минфина

Одной из функций Министерства финансов является принятие нормативно-правовых актов в сфере налогов и сборов. Эти документы ведомство выпускает в форме приказов. Что касается писем, то издание нормативных актов в таком виде не допускается. В то же время финансовому ведомству предоставлены полномочия по разъяснению налогового законодательства. Именно их и реализует Минфин, выпуская свои письма в ответ на запросы организаций и предпринимателей.

Эти документы финансового ведомства носят исключительно информационно-разъяснительный характер. Поскольку письма финансистов - это ненормативные документы, они не могут устанавливать, изменять или отменять какие-либо правовые нормы - "общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение". И если автор запроса будет не согласен с трактовкой Минфина той или иной нормы Кодекса, он имеет полное право поступать не так, как рекомендуют финансисты.

Особняком стоят письма Минфина, адресованные налоговому ведомству. Финансисты направляют их "в рамках координации и контроля деятельности ФНС". Нормативными актами подобные письма также не являются. Но сотрудники налогового ведомства должны ими руководствоваться.

Нередко письма финансистов становятся причиной доначисления налогов в ходе проверок. Один такой случай стал предметом судебного разбирательства. Организация обратилась в суд с просьбой признать недействующим Письмо Минфина России от 16 января 2006 г. N 03-04-15/01, положения которого стали причиной доначисления НДС. В данном документе финансисты разъясняли порядок расчета НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд. ВАС Решением от 6 марта 2007 г. N 15182/06, рассмотрев обращение организации, признал Письмо частично недействующим. Арбитры сочли, что оно содержит норму, обязательную для неопределенного круга лиц, что является признаком правового акта. Минфин не согласился с этим и настоял на передаче дела для пересмотра в порядке надзора в Президиум ВАС. Однако он своим Постановлением от 9 октября 2007 г. оставил судебный акт без изменений. Выходит, у организаций все же есть шанс обжаловать ненормативные письма финансового ведомства.

Нужно отметить, что на разъяснения Минфина о статусе своих писем ФНС России оперативно среагировала Письмом от 14 сентября 2007 г. N ШС-6-18/716@. В этом документе налоговое ведомство отметило, что раз письма Минфина - ненормативные документы, арбитражные суды при рассмотрении налоговых споров не связаны положениями писем. При этом ФНС порекомендовала заявлять о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам или обжаловать судебные решения, в основу которых легли разъяснения Минфина России, направленные налогоплательщикам и содержащие позицию не в пользу налоговых органов. Правда, перед этим налоговое ведомство рекомендует своим работникам изучить арбитражную практику. Если по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам суды, как правило, принимают решения в пользу налогоплательщиков и есть основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, от обжалования лучше отказаться.

Более того, ФНС призывает инспекторов руководствоваться сложившейся судебной практикой не только при участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками, но и при вынесении решений по результатам налоговых проверок. Хотелось бы надеяться, что данные наставления поспособствуют сокращению случаев необоснованного привлечения фирм и предпринимателей к ответственности.

Ценность "чужих" и "персональных" писем

Прислушиваться к ненормативным разъяснениям финансистов или нет, каждый решает сам. Но, взвешивая все "за" и "против", не нужно забывать, что начиная с 2007 г. с фирмы или предпринимателя, который следовал письменным разъяснениям Минфина, нельзя взыскать не только штраф, но и пени (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Правда, от ответственности и начисления пеней на задолженность спасают лишь письма, которые соответствуют ряду критериев.

Во-первых, разъяснения должны быть даны уполномоченным органом в пределах его компетенции.

Во-вторых, освобождать от начисления пеней и штрафа могут только те письма, которые по смыслу относятся именно к периоду возникновения недоимки. Когда они выпущены, значения не имеет. Правда, в отношении пеней нужно учитывать, что их можно не платить, лишь если недоимка возникла из-за применения разъяснений, которые были даны уже после 31 декабря 2006 г.

Третье условие, которое нужно выполнить, чтобы избежать санкций и пеней, такое: в запросе, направленном в Минфин, должны быть указаны полные и достоверные сведения. Иначе письмо финансистов не может быть "охранной грамотой".

В-четвертых, важен адресат письма. От пеней и санкций могут освобождать только разъяснения, которые даны самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц.

С персональными разъяснениями все понятно. С одной стороны, их можно проигнорировать. А с другой, даже если у инспекторов (которые, как указали в письме финансисты, вовсе не обязаны принимать в расчет указания, направленные не лично им) возникнут претензии к фирме, применившей на практике адресованные ей разъяснения Минфина, платить пени и штраф не придется. Единственное, что грозит владельцу "охранной грамоты" - это погашение возникшей недоимки.

А вот что считать письмами, адресованными "неопределенному кругу лиц"? Кодекс разъяснений не дает. Обычно такие письма начинаются со слов "в связи с многочисленными вопросами Минфин разъясняет". Как правило, ФНС по указанию Минфина доводит их до сведения плательщиков того или иного налога.

Если же в преамбуле письма говорится, что оно составлено в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, его никак нельзя считать документом "неопределенной" направленности. Даже если такое письмо будет опубликовано в журнале или включено в правовую базу, став при этом доступным неопределенному кругу лиц. В Письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 Минфин подчеркнул, что письма, выпущенные в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, не более ценны, чем разъяснения, скажем, аудиторов или налоговых экспертов. Ни налоговые органы, ни фирмы и предприниматели, ни арбитражные суды не обязаны поступать так, как сказано в этих "частных" письмах.

Конечно, ответ Минфина на чужой запрос от пеней и штрафов не спасет. Его нельзя воспринимать и как руководство к действию. Это всего лишь информация к размышлению. Но весьма полезная. Особенно в тех случаях, когда речь идет о разъяснениях, адресованных ФНС России. Ведь, как мы уже сказали, сотрудники налогового ведомства обязаны руководствоваться ими. А если знаешь, что потребуют инспекторы, можно заранее поискать аргументы в защиту своей позиции, а возможно, и внести кое-какие исправления. Но примерять на себя "чужие" письма Минфина следует, естественно, с осторожностью. Прежде чем решить, следовать письму или нет, нужно очень внимательно изучить сам вопрос. Необходимо оценить, насколько рассмотренная в письме ситуация соответствует вашей. Кроме того, важно знать, о каком периоде идет речь. Нередко в свежих письмах финансисты дают разъяснения по старым проблемам и при этом, естественно, опираются на положения Кодекса, действовавшие прежде. Не будет лишним и просмотр судебной практики по данной проблеме.

Прежде чем сделать выводы, напомним: финансисты вправе рассматривать запрос два месяца, причем в случае необходимости данный срок может быть продлен еще на месяц. Поэтому, когда цена вопроса невелика или если проблема требует немедленного решения, можно на свой страх и риск принять на вооружение разъяснения, адресованные другим налогоплательщикам. А вот ответы на принципиальные вопросы лучше искать не в журналах и правовых базах, а в самом Минфине. Но при подготовке запроса будут полезны и "чужие" разъяснения. Они позволят сформулировать вопрос так, чтобы в результате получить не отписку, а ответ по существу.

Переплатили налог - пени тоже переплачивать?

Вопрос о начислении пеней и штрафов - один из самых животрепещущих для налогоплательщиков. Организации и предприниматели всячески стремятся избежать таких санкций и нередко обращаются за советом в Минфин. Остановимся на Письме Минфина от 18 марта 2008 г. N 03-02-07/1-106, в котором разобрана достаточно нестандартная ситуация по поводу начисления пеней по налогу на прибыль организаций - когда по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей.

Итак, конечная сумма налога на прибыль рассчитывается по итогам календарного года. Однако в течение налогового периода организации совершают ежемесячные авансовые платежи. Причем эти суммы зависят как от фактически полученной прибыли за каждый квартал, так и от авансовых платежей, уплаченных за предыдущие отчетные периоды. Исключением являются предприятия, совершающие авансовые платежи исходя из реально полученной прибыли за каждый месяц, но для этого им необходимо направить уведомление в налоговый орган (п. 2 ст. 286 НК РФ).

На практике часто встречаются ситуации, когда фирмы за определенные отчетные периоды терпят убытки. В данном случае авансовые платежи все равно начисляются нарастающим итогом, но итоговая сумма налога на прибыль может быть меньше сумм "авансов". При этом фирма вправе либо возвратить сумму переплаты, либо зачесть ее в счет предстоящих выплат (п. 1 ст. 78 НК РФ). Для данных действий необходимо согласие инспекции. Отметим, что налоговое ведомство уже обращало внимание на порядок зачета излишне уплаченных сумм "прибыльного" налога (Письмо УФНС по г. Москве от 18.06.2007 N 20-12/057394@).

Казалось бы, все просто и организации в любом случае не потеряют деньги. Однако если налогоплательщик вовремя не совершил авансовый платеж, у него могут возникнуть проблемы. За каждый день просрочки начисляются пени, и не факт, что фирма погасит их до конца года. Если выяснится, что предприятие переплатило налог, то деньги зачтутся на будущее или вернутся. Но сохранится ли обязанность по уплате пеней?

Минфин в упомянутом Письме привел недавнее Постановление Пленума ВАС от 26.07.2007 N 47. Арбитры высшей инстанции рассудили, что пени подлежат соразмерному уменьшению. Таким образом, должникам в любом случае придется платить за просрочку, но в меньшем размере. Из позиции судей следует, что если, например, сумма авансовых платежей составила 200 000 руб., а конечная сумма налога равна всего 180 000 руб. (на 10 процентов меньше), то пени за просроченные "авансы" должны быть уменьшены также на 10 процентов.

Отметим, что подобную точку зрения ранее финансовое ведомство не высказывало. Скажем, Минфин в своем Письме от 20.04.2007 N 03-02-07/2-74, вышедшем еще до указанного акта ВАС, придерживался прямо противоположного мнения. Финансисты сказали, что пени, начисленные за несвоевременно уплаченные авансовые платежи, не признаются в качестве переплаты. В законодательстве действительно нигде не отмечено, что пени должны уменьшаться. И ст. 75 Налогового кодекса, регламентирующая порядок исчисления и уплаты пеней, напрямую не связана с авансовыми платежами по налогу на прибыль. Таким образом, пени должны продолжать начисляться в общеустановленном порядке. ФНС поддерживала позицию финансистов в своем Письме от 22.05.2007 N ММ-6-19/410@.

Как видно, Минфин изменил свое мнение. Однако на сей раз финансисты предусмотрели оговорку, что их разъяснения не являются нормативными актами. Так что налоговые органы могут по-прежнему иметь иную позицию.

Сам же налогоплательщик в данном случае вправе подать на инспекцию в суд. Здесь тоже доподлинно неизвестно, какую сторону примут служители Фемиды. Ранее даже арбитры могли не согласиться ни с тем, ни с другим, а высказать совершенно иную точку зрения. Примером может служить Постановление ФАС Уральского округа от 16.01.2007 N Ф09-11864/06-С3. По мнению судей, пени за просрочку авансовых платежей вообще не должны начисляться. В указанном судебном вердикте сказано, что "авансы" не являются налоговыми платежами, поскольку уплачиваются они внутри отчетного периода.

Действительно, до 1 января 2007 г. в законодательстве не было определено, что на просроченные авансовые платежи должны начисляться пени. Соответствующая норма в п. 3 ст. 58 Налогового кодекса была введена относительно недавно. Однако даже до принятия данных поправок налоговые органы утверждали, что авансовые платежи - это полноценный налог и пени на них должны начисляться (например, Письмо УФНС по г. Москве от 10.10.2006 N 20-12/89168).

Кроме того, за просрочку "авансов" организацию нельзя привлечь к иной налоговой ответственности (п. 3 ст. 58 НК РФ). Пени - единственная возможная санкция.

Ликвидируем ошибки

Обнаружив ошибки в налоговых декларациях или платежных поручениях, необходимо внести соответствующие исправления. Ведь они приводят к искажению значений показателей деятельности компании.

В налоговых декларациях

Если ошибка допущена при определении базы по какому-либо налогу или при заполнении декларации, то организации необходимо внести изменения в данный налоговый отчет и подать уточненную декларацию в налоговый орган (ст. 81 НК РФ). Причем сделать это нужно на тех бланках, которые применялись в периоде совершения ошибки. В случае, когда в "уточненке" будет указана сумма обязательного платежа "к доплате", организации стоит заплатить налог и пени. Правило о начислении санкций за просрочку уплаты налога распространено также и на авансовые платежи по налогу в случае их уплаты в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

О том, что пени за несвоевременную уплату ежемесячных пенсионных взносов не начисляются, говорится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2007 N 47. Однако финансовое ведомство и налоговая служба не разделяют данную точку зрения. Об этом свидетельствуют Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18, от 31.01.2006 N 03-05-02-03/5 и ФНС России от 15.02.2006 N ГВ-6-05/165@.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв