УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2012: БУХГАЛТЕРСКАЯ И НАЛОГОВАЯ

Хиты: 142 | Рейтинг:

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА 2012: БУХГАЛТЕРСКАЯ И НАЛОГОВАЯ

ВВЕДЕНИЕ

Без учетной политики не может работать ни одна организация - ни мелкая, ни средняя, ни крупная. Учетная политика разрабатывается отдельно для бухгалтерского учета и отдельно для налогового учета.

В данной книге рассмотрены основные правила, которыми нужно руководствоваться при разработке учетной политики (как бухгалтерской, так и налоговой), а также при внесении в нее изменений и дополнений. Она адресована бухгалтерам организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Правила бухгалтерского учета во многом отличаются от правил, установленных налоговым законодательством. По многим вопросам, к сожалению, от расхождений между этими двумя учетами не уйти. Но уменьшить их число и, соответственно, снизить трудозатраты на ведение бухгалтерского и налогового учета все-таки можно. Рекомендации авторов помогут выбрать те варианты, которые позволят максимально совместить данные бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтеры малых предприятий найдут в книге рекомендации по формированию "упрощенной" учетной политики.

Нормативные документы по бухгалтерскому учету предоставляют малым предприятиям право, во-первых, отказаться от применения ряда ПБУ и, во-вторых, по ряду вопросов установить в учетной политике более простые варианты учета по сравнению со стандартными. Рекомендации авторов позволят бухгалтерам максимально широко использовать возможности, предоставленные законодательством.

Глава 1. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1.1. Общие правила составления

В каждой организации должна быть своя учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Внимание! Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Не может быть такого, чтобы в разных подразделениях действовали разные правила бухгалтерского учета. При этом не важно, выделены подразделения на отдельный баланс или нет, находятся они в том же городе или в другом конце страны. Учетная политика едина для всей организации со всеми ее подразделениями (Письмо Минфина России от 10.08.2010 N 07-02-06/119).

Внимание! Основное, что нужно понимать в отношении учетной политики для целей бухгалтерского учета: она формируется один раз - при создании организации.

В дальнейшем принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6 Закона "О бухгалтерском учете"). При этом организация может при необходимости вносить в свою учетную политику дополнения и (или) изменения.

Таким образом, ежегодно формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета нет никакой необходимости.

Если ваша учетная политика вас полностью устраивает и вы готовы и в следующем году применять ее без каких-либо изменений, достаточно в декабре 2011 г. издать приказ руководителя о том, что в 2012 г. при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться учетной политикой 2011 г.

Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в декабре издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета. И в этом приказе перечисляются только те моменты, которые будут изменены.

Примечание. Заново переписывать всю учетную политику (в той части, в которой она не претерпевает никаких изменений) совершенно не нужно.

Приказ об учетной политике не входит в состав бухгалтерской отчетности. Поэтому организация не обязана сдавать его в налоговую инспекцию. Однако основные моменты принятой учетной политики должны найти свое отражение в пояснительной записке, включаемой в состав годовой бухгалтерской отчетности.

1.2. Внесение дополнений

Дополнением учетной политики считается включение в нее способов ведения бухгалтерского учета новых фактов хозяйственной деятельности, отличных по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности организации появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, организация несколько лет подряд занималась оптовой торговлей продовольственными товарами, а в 2011 г. руководство решило купить сеть магазинов и заняться осуществлением розничной торговли. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами ведения учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров (по покупным или по продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и т.п.).

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). И применяются они сразу же после утверждения руководителем организации.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

Примечание. Поскольку никаких ограничений на внесение дополнений в учетную политику законодательство не устанавливает, при формировании учетной политики совсем не нужно пытаться "запихнуть" в нее все, что вы знаете о бухгалтерском учете.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются).

Если у вас в организации нет нематериальных активов, то нет никакой необходимости прописывать в учетной политике способы бухгалтерского учета нематериальных активов.

Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике нет ни слова, вы всегда сможете внести в учетную политику соответствующие дополнения.

1.3. Внесение изменений

В отличие от дополнений, которые можно вносить в учетную политику когда угодно и сколько угодно (т.е. по мере необходимости), порядок внесения изменений в учетную политику строго регламентирован.

Во-первых, изменение учетной политики возможно всего в трех случаях (п. 10 ПБУ 1/2008):

1) изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Например, с 2011 г. применяется новое ПБУ 8/2010, которое обязывает организации признавать в бухгалтерском учете оценочные обязательства (резерв на отпуска, резерв на гарантийный ремонт и т.п.). Если до 2011 г. организация такие резервы не создавала, то с 2011 г. необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику и закрепить в ней методику создания резервов;

2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

3) существенное изменение условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Во-вторых, четко регламентированы сроки вступления в силу изменений. По общему правилу новые (измененные) правила вводятся с начала отчетного года (п. 12 ПБУ 1/2008).

В-третьих, установлены жесткие правила отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности. По общему правилу организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т.е. пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика (п. п. 13 - 16 ПБУ 1/2008).

Корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.

Обратите внимание! Нормативные документы не обязывают организацию представлять приказ об учетной политике в налоговые органы. Однако информация об изменениях, вносимых в учетную политику, в обязательном порядке должна быть включена в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Поэтому если вы в конце 2011 г. решили внести изменения в учетную политику на 2012 г., то информация об этих изменениях в обязательном порядке должна быть отражена в пояснительной записке, включаемой в состав бухгалтерской отчетности за 2011 г.

1.4. Основные требования к учетной политике

В состав бухгалтерской учетной политики входят (п. 4 ПБУ 1/2008):

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- способы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

1.4.1. Рабочий план счетов

При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой План счетов.

В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций, совершаемых организацией. Например, торговая организация при формировании рабочего плана счетов вполне может не включать в него счета 20 - 29 раздела "Затраты на производство" типового Плана счетов.

При формировании аналитического учета организация может использовать типовые субсчета, предусмотренные Планом счетов, а может разработать свою собственную систему субсчетов. Здесь никаких ограничений не существует.

1.4.2. Формы первичных учетных документов

Если в организации применяются унифицированные формы первичных учетных документов, в учетной политике достаточно просто перечислить эти формы.

Если в организации разрабатываются свои собственные формы, то их нужно распечатать и приложить к приказу об учетной политике.

При разработке своих собственных форм первичных документов в первую очередь нужно руководствоваться требованиями ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете", а также иными нормативными документами.

Отметим, что бухгалтерская учетная политика обычно мало интересует налоговиков. Но раздел, посвященный первичным учетным документам, никогда не остается без их внимания. Ведь согласно ст. 252 НК РФ произведенные организацией расходы могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством. Поэтому использование первичных документов, форма которых не соответствует требованиям законодательства, может обернуться проблемами с налоговым учетом тех или иных расходов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации утвержден Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации".

Согласно указанному Порядку в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты.

При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться.

При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичной учетной документации допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк (включая свободные) и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Примечание. С учетом действующих в настоящее время норм законодательства и требований налоговых органов организация может разрабатывать собственные формы первичных учетных документов только в том случае, если для отражения соответствующих хозяйственных операций не предусмотрено обязательное применение конкретных унифицированных форм. В противном случае необходимо применять унифицированные формы, которые можно при желании доработать (дополнить необходимыми реквизитами) в порядке, изложенном выше.

Например, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам, предусмотрена унифицированная форма авансового отчета (форма N АО-1), утвержденная Постановлением Госкомстата от 01.08.2001 N 55. Эта форма обязательна к применению всеми организациями.

Если вас эта форма по каким-то причинам не устраивает, то можно, не удаляя из нее никакие реквизиты, дополнить эту форму необходимыми графами, строками, таблицами и иными реквизитами, отразив этот момент в учетной политике. При этом разработать свою собственную форму авансового отчета, отличающуюся от унифицированной формы АО-1, нельзя. По крайней мере применение такой формы однозначно приведет к проблемам с признанием расходов подотчетных лиц в целях налога на прибыль, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/414.

В то же время унифицированные формы путевых листов обязательны к применению только для специализированных автотранспортных предприятий.

Поэтому организация, не являющаяся специализированной автотранспортной, может разработать и утвердить в учетной политике свою собственную форму путевого листа, включив в нее обязательные реквизиты, предусмотренные Законом "О бухгалтерском учете" и Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, а также поля для отражения информации о месте следования автомобиля (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2).

Такой путевой лист будет служить документом, подтверждающим правомерность включения в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, затрат на приобретение ГСМ (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

1.4.3. Порядок проведения инвентаризации

Статьей 12 Закона "О бухгалтерском учете" предусмотрены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Примечание. Ситуации, когда проведение инвентаризации является обязательным в силу закона, в приказе об учетной политике перечислять не нужно. В учетной политике закрепляется порядок проведения инвентаризации для случаев, когда она не является обязательной в силу закона, а проводится по решению руководства организации.

Например, большинство торговых организаций проводят инвентаризацию товаров далеко не раз в год, а гораздо чаще (раз в квартал, раз в месяц, а то и раз в неделю). Порядок проведения подобных инвентаризаций (сроки, периодичность, продолжительность, ответственные лица и т.п.) должен найти свое отражение в учетной политике организации.

Отметим, что при проведении инвентаризаций необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Кроме того, особенности проведения инвентаризации, формирования и работы инвентаризационной комиссии, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлены в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ.

1.4.4. Правила документооборота

Не забудьте в учетной политике отразить, кто, когда и в какие сроки должен оформлять те или иные первичные документы; кто, когда и в какие сроки должен передавать их в бухгалтерию. Тогда вы будете знать, с кого спросить за отсутствие того или иного документа, в противном случае проблем не избежать.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

1.4.5. Порядок контроля за хозяйственными операциями

Этот раздел учетной политики актуален для крупных и средних предприятий, особенно имеющих филиалы и иные обособленные подразделения.

В мелких организациях, имеющих в штате одного-двух бухгалтеров, этим разделом можно пренебречь.

1.4.6. Способы оценки активов и обязательств

В принципе это основной раздел, в котором закрепляются способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной конкретной организации.

Формируя учетную политику, в первую очередь необходимо проанализировать те виды деятельности, которые организация уже осуществляет и (или) планирует осуществлять в ближайшее время. Именно для этих видов деятельности и нужно определить совокупность способов, необходимых для отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности.

Если в период применения учетной политики у организации появится другой вид деятельности, который она не осуществляла, или новый вид активов, которых раньше не было, то учетную политику в любой момент можно будет дополнить.

При формировании учетной политики организация должна руководствоваться следующим.

1. Есть ряд вопросов, в отношении которых нормативными документами предусматриваются несколько допустимых способов учета. По подобным вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который будет использоваться в данной организации.

Ниже, в таблице 1.1, приведена информация обо всех вариантных способах учета, предусмотренных действующими нормативными документами.

...


Цена: 20.00 RUB
Количество:
Отзыв