СТАРЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ И НОВАЯ ПЕНСИЯ 2005

Хиты: 189 | Рейтинг:

СТАРЫЙ ТРУДОВОЙ СТАЖ И НОВАЯ ПЕНСИЯ 2005

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение - одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. А после реформирования пенсионной системы проблемы пенсионного обеспечения коснулись каждого застрахованного лица.

С мая 2002 г. пенсии назначаются по данным персонифицированного учета. Поэтому от достоверности информации, своевременного представления сведений в Управление Пенсионного фонда РФ, от уплаты работодателем страховых взносов зависит, какую пенсию будут получать люди.

У пенсионеров, которые прекратили трудовую деятельность до 1 января 2002 г., расчетный пенсионный капитал состоит только из одной части - из пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. У граждан, начавших трудовую деятельность после указанной даты - из страховых взносов, уплаченных после 1 января 2002 г. У всех прочих граждан, имеющих трудовой стаж как до, так и после 1 января 2002 г., пенсионный капитал будет состоять из двух частей - пенсионных прав и страховых взносов.

Сведения о сумме страховых взносов содержатся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Что же касается пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., то они подлежат оценке.

Оценка пенсионных прав, приобретенных гражданами за период до 1 января 2002 г., на основании ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) осуществляется путем конвертации.

Рассчитанная сумма начального пенсионного капитала в рублях будет внесена в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного лица. В последующем величина пенсионного капитала подлежит индексации.

Проиндексированный начальный пенсионный капитал в сумме со страховыми взносами, которые будут отчисляться работодателями за каждого работника, и составит к достижению пенсионного возраста накопленный пенсионный капитал для определения страховой части трудовой пенсии.

Эти и другие важные вопросы вы сможете изучить в данной работе. В книге расписаны все операции по движению документов от приема заявления до вынесения решения о назначении пенсий.

Цель данной книги - дать оперативный комментарий всем заинтересованным лицам по практическому применению законодательно установленных норм по конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НОВОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Основной Закон РФ - Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) закрепляет как основное направление социальной защиты государства, так и гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца государственной пенсией и социальными пособиями.

Структура новой пенсионной системы определила перечень первоочередных законов по пенсионной реформе, предметам их правового регулирования.

Подготовка пенсионной реформы началась 1 апреля 1996 г., когда был принят Федеральный закон N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", вступивший в действие 1 января 1997 г. (в ред. от 31 декабря 2002 г.) (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). Согласно этому Закону работодатели обязаны зарегистрировать в органах Пенсионного фонда РФ каждого работника и оформить ему страховое пенсионное свидетельство. На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный номер и заводится персональный лицевой счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности, а также суммы заработка за каждый месяц страхового стажа. Право на пенсию стало напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и от точного исполнения требований Закона о персонифицированном учете.

Основные направления пенсионной реформы в Российской Федерации отражены в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 (в ред. от 17 сентября 1999 г.):

1) совершенствование обязательного (государственного) страхования, индивидуального персонифицированного учета;

2) развитие добровольного дополнительного пенсионного страхования;

3) создание профессиональных пенсионных систем.

Пенсионная система Российской Федерации включает в себя три подсистемы:

1) государственную (обязательную);

2) негосударственную (необязательную);

3) смешанную.

Основная задача Программы пенсионной реформы - изменение формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее на основе трех составных частей:

1) базовой (фиксированной части);

2) страховой (дифференцированной части, которая зависит от результатов труда человека);

3) накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 28 декабря 2004 г.) (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). В этом Законе определены тарифы страховых взносов. Они зависят от пола и возраста сотрудника, размера его годового дохода.

С 1 января 2002 г. Закон РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.) утратил силу. Основополагающими законодательными актами, которые устанавливают нормы и условия нового пенсионного обеспечения, являются следующие:

1) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ);

2) Федеральный закон N 167-ФЗ;

3) Федеральный закон N 173-ФЗ.

Права граждан на пенсию закреплены в следующих законах:

1) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. от 29 декабря 2004 г.);

2) Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5001-1 "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву" (утратил силу);

3) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 29 декабря 2004 г.);

4) Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

5) Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 27 мая 2003 г.) (утратил силу);

6) Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.);

7) Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22 августа 2004 г.) установлены основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 29 декабря 2004 г.) объединены в один акт нормы о единой системе государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. от 2 декабря 2004 г.) (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 20 июля 2004 г.). Действуют и другие ранее принятые нормативные правовые акты.

Правовая база пенсионной реформы

         Нормативный акт      

       Что регламентирует    

Федеральный закон от 15 декабря

2001 г. N 166-ФЗ "О государст-

венном пенсионном обеспечении  

в Российской Федерации"        

Правила назначения пенсий по  

государственному пенсионному  

обеспечению. Категории граждан,

которым пенсии выплачиваются  

за счет федерального бюджета.

Федеральный закон от 17 декабря

2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых  

пенсиях в Российской Федерации"

Федеральный закон от 29 ноября

2003 г. N 154-ФЗ              

Виды и составные части пенсий.

Периоды, включаемые в страховой

стаж для назначения пенсий.  

Правила назначения, перерасчета

и доставки пенсий. Размер тру-

довой пенсии и ее частей.    

Федеральный закон от 15 декабря

2001 г. N 167-ФЗ "Об обязатель-

ном пенсионном страховании    

в Российской Федерации"        

Правила уплаты страховых взно-

сов на обязательное пенсионное

страхование. Размеры тарифов  

страховых взносов.            

Федеральный закон от 1 апреля  

1996 г. N 27-ФЗ "Об индиви-    

дуальном (персонифицированном)

учете в системе государствен-  

ного пенсионного страхования"

Порядок регистрации граждан в

системе государственного пен-

сионного страхования. Обязан-

ность работодателей зарегистри-

ровать в органах Пенсионного  

фонда РФ каждого работника    

и оформить ему страховое пен-

сионное свидетельство.      

Закрепление права граждан на пенсию происходит и в региональных актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых договорах. В них могут устанавливаться дополнительные основания пенсионного обеспечения для отдельных категорий работников, увеличиваться размеры пенсий по сравнению с федеральными актами.

В пенсионном праве дифференциация законодательства на общее и специальное имеет свои особенности. К основаниям дифференциации объективного характера можно отнести половой признак, условия труда и природно-климатические условия, в которых осуществлялась деятельность гражданина, степень утраты трудоспособности, наличие иждивенцев, многодетность женщины или наличие у нее ребенка-инвалида, проживание на зараженных радиацией территориях или участие в ликвидации последствий аварий, связанных с радиационным загрязнением.

Наряду с объективными основаниями дифференциации в последнее время получили развитие субъективные основания в зависимости от социального положения гражданина. Приняты законодательные акты, касающиеся льготного пенсионного обеспечения военнослужащих, государственных служащих, работников органов и учреждений прокуратуры, работников налоговой полиции и таможенной службы, т.е. параллельно развивается и система специального законодательства, устанавливающего льготные пенсии, и она существенно отличается от общей условиями и нормами пенсионного обеспечения.

2. ВИДЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, состоит из следующих частей.

Финансирование государственного пенсионного обеспечения осуществляется из федерального бюджета. А трудовые пенсии финансируются за счет средств работодателей или физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы (страхователей).

Государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, которая за счет сумм единого социального налога обеспечивает предоставление базовой части трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и государственных пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством.

Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, которая за счет обязательных страховых взносов обеспечивает предоставление страховой части трудовых пенсий инвалидам и членам семьи умершего кормильца, а также страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам по достижении ими пенсионного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, которая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц, а также доплат к пенсиям за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств организаций.

По источнику финансирования пенсии подразделяются на два вида:

1) трудовые пенсии;

2) пенсии по государственному обеспечению.

Трудовые пенсии финансируются за счет средств страхователей (работодателей), которые перечисляют часть единого социального налога в федеральный бюджет и страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Право на трудовую пенсию имеют:

1) граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ;

2) нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц в случаях, предусмотренных ст. 9 Федерального закона N 173-ФЗ.

Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), т.е.:

1) федеральным государственным служащим пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней;

2) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, могут устанавливаться: государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) участникам Великой Отечественной войны могут устанавливаться: государственная пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

4) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), могут устанавливаться: государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

5) вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную войну, в войну с Японией, не вступившим в новый брак, могут устанавливаться: государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца);

6) нетрудоспособным членам семьи граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами, могут устанавливаться: государственная пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или государственная пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится только за счет средств федерального бюджета.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и получатели:

1) пенсия за выслугу лет (федеральные государственные служащие, военнослужащие);

2) пенсия по старости (граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф);

3) пенсия по инвалидности (федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф);

4) социальная пенсия (нетрудоспособные граждане).

По причинам получения трудовые пенсии делят на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

3. СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ

Трудовая пенсия по

     старости    

Трудовая пенсия по

   инвалидности  

Трудовая пенсия по  

случаю потери кормильца

1. Базовая часть  

2. Страховая часть

3. Накопительная  

часть            

1. Базовая часть  

2. Страховая часть

3. Накопительная  

часть            

1. Базовая часть      

2. Страховая часть    

3. Накопительная часть

Размер базовой части устанавливает государство, он одинаков для всех и не зависит от величины пенсионных отчислений. Эта часть пенсии гарантирована всем, кто имеет страховой стаж в размере пяти лет. Путем установления базовой части пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжении трудовой деятельности высоких заработков.

Страховая часть напрямую зависит от величины пенсионных отчислений и устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование этой части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности. По достижении работником пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет страховых взносов, перечисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ из суммы, отчисляемой на пенсионное обеспечение. Это персонифицированные пенсионные права застрахованного лица.

Размер страховой части трудовой пенсии зависит исключительно от величины расчетного пенсионного капитала, страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и ожидаемого периода выплаты пенсии, так как сумма страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, составляет пенсионный капитал, который индексируется так же, как и пенсии нынешних пенсионеров. А результат от его деления на период дожития пенсионера составляет ежемесячную страховую выплату.

Поступившие на индивидуальный лицевой счет страховые платежи сразу же идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц происходит накопление обязательств государства перед застрахованным лицом на их сумму.

Страховая часть трудовой пенсии рассчитывается следующим образом:

1) по старости:

СЧ = ПК / Т,

где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии, т.е. это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии в зависимости от года ее назначения: 2002 г. - 144 месяца, 2003 г. - 150 месяцев, 2004 г. - 156 месяцев, 2005 г. - 162 месяца, 2006 г. - 168 месяцев, 2007 г. - 174 месяца, 2008 г. - 180 месяцев, 2009 г. - 186 месяцев; 2010 г. - 192 месяца, 2011 г. - 204 месяца, 2012 г. - 216 месяцев, 2013 - 228 месяцев;

2) по инвалидности:

СЧ = ПК / (Т x К),

где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, применяемой для расчета страховой части трудовой пенсии, соответствующего 19 годам (228 месяцев);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа в месяцах по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи;

3) в случае потери кормильца:

СЧ = ПК / (Т x К) / КН,

где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (п. 5 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ);

К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его к смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца, по состоянию на день, с которого назначается пенсия по случаю потери кормильца данному нетрудоспособному члену семьи.

Если кормильцу на день смерти уже была установлена страховая часть трудовой пенсии по инвалидности, то страховая часть пенсии определяется как:

СЧ = СЧп / КН,

где СЧп - размер страховой части пенсии, установленный умершему кормильцу на день его смерти;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи.

Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо, и инвестиционного дохода. Эта часть трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с учетом доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений и изменения ожидаемого периода выплаты пенсии. Фактически выплата накопительной части трудовой пенсии начнет осуществляться только с 2013 г., т.е. со времени, когда пенсионного возраста достигнет первая категория граждан, с заработной платы которых в настоящее время уплачиваются страховые взносы на нее (мужчины 1953 г. рождения и женщины 1957 г. рождения).

4. ВИДЫ СТАЖА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ

Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, установление льгот).

Трудовая деятельность - это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, но при одном условии: в период работы определенного лица в качестве подрядчика или исполнителя организация-работодатель уплачивает за него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Иная общественно полезная деятельность - это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

По целевому назначению различают четыре вида трудового стажа:

1) общий;

2) специальный;

3) непрерывный;

4) страховой.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв