УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ 2010

Хиты: 398 | Рейтинг:

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО  УЧЕБНИК ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ И ФАКУЛЬТЕТОВ 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современный этап развития российской государственности, крупные общественные преобразования в стране свидетельствуют о том, что наряду с формированием новых гражданских и государственных институтов в России осуществляется правовая реформа, неотъемлемым элементом которой является реформирование системы исполнения уголовных наказаний.

Изменения, произошедшие в системе исполнения наказаний, есть результат реализации новой уголовно-исполнительной политики России которая является закономерно историческим и самостоятельным видом и этапом общей политики государства в области борьбы с преступностью, синтезирующей в себе как традиции, так и противоречия дореволюционной и советской уголовно-исполнительной политики, а также особенные черты уголовно-исполнительной политики ведущих европейских государств. Являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, она представляет собой систему политико-правовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов в области исполнения наказаний.

Наказание не ставит своей целью причинение физических страданий или унижение достоинства лица, совершившего преступление. При исполнении уголовных наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Характер и степень ограничения личных прав осужденных имеет большое значение с позиции реализации этих прав. Уголовно-исполнительная политика в значительной степени направлена на совершенствование правового положения осужденных.

Правовое регулирование явлений уголовно-исполнительной сферы состоит из трех взаимосвязанных основных стадий: а) организационной (определение правового статуса осужденных); б) трансформационной (возникновение и изменение уголовно-исполнительных правоотношений); в) заключительной (реализация прав и обязанностей). Общественные отношения в этой сфере принимают всегда только правовую форму, так как регулирование чего-либо вне уголовно-исполнительных правоотношений при исполнении уголовных наказаний быть не может.

Уголовно-исполнительное законодательство в условиях новой российской государственности кардинально изменило свои сущностные характеристики: предмет, метод, цели и задачи, правовую базу, структуру и механизм реализации.

Уголовно-исполнительное право существенно расширило свой предмет, исследуя многочисленные отношения, связанные с исполнением и отбыванием уголовных наказаний, среди которых выделяются: отношения, регулирующие правовой статус осужденных и органов, исполняющих уголовные наказания; уголовно-исполнительная политика; история уголовно-исполнительного законодательства и уголовно-исполнительной системы; современное уголовно-исполнительное законодательство и его реализация; международные стандарты исполнения наказаний и обращения с заключенными и практика исполнения наказаний в передовых странах; актуальные проблемы правового регулирования и исполнения уголовных наказаний в условиях глобализации общественных отношений.

Развитие уголовно-исполнительного законодательства осуществляется в тесной связи с социальными явлениями с учетом политических, социальных и идеологических факторов, состояния нравственности и правового сознания населения, развития государственных институтов.

Основной тенденцией развития уголовно-исполнительного права является реализация принципов законности, гуманизации и демократизации исполнения уголовных наказаний. В ряду актуальных проблем уголовно-исполнительного права остается реализация международных стандартов исполнения наказаний и обращения с заключенными.

Уголовно-исполнительное право тесно связано с другими юридическими дисциплинами: теорией государства и права, конституционным, международным правом. Уголовно-исполнительное право имеет наиболее тесные связи с уголовным, уголовно-процессуальным правом и криминологией.

Настоящий учебник подготовлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 021100 - "Юриспруденция".

Изучение учебника "Уголовно-исполнительное право" имеет целью сформировать у студентов систему знаний, умений, навыков применения норм уголовно-исполнительного законодательства, что достигается путем углубленной проработки теоретических положений, овладения научными методами исследования в уголовно-исполнительной теории, формирования навыков самообразования при профессиональной подготовке.

Основная задача учебника сводится к тому, чтобы привить студентам навыки научного юридического мышления, понимание ими содержания уголовно-исполнительного права и тенденций его развития и совершенствования на современном этапе.

В результате изучения учебника "Уголовно-исполнительное право" обучаемые должны знать: законодательную основу деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, их структурные подразделения; основные положения международных правовых актов, касающихся осужденных и персонала исправительного учреждения; основные ведомственные и межведомственные акты, регламентирующие основания и порядок прохождения службы персоналом исправительного учреждения, его права и обязанности, социальные гарантии, основания и порядок применения мер безопасности, специальных средств; условия и порядок содержания осужденных в исправительных учреждениях, их права и обязанности; содержание законодательных актов, обеспечивающих защищенность и безопасность личности, соблюдение прав и свобод человека; содержание нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы и социального обеспечения сотрудников; правовые основания оказания помощи освобождающимся из исправительных учреждений.

Студенты в результате изучения учебной дисциплины по представленному учебнику должны уметь оказывать юридические консультации лицам, отбывшим уголовные наказания; разъяснять основные положения и правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний в целях предупреждения и профилактики преступлений.

На базе нового законодательства в учебнике раскрываются основные положения уголовно-исполнительного права: его понятие, предмет и методы, принципы, место в системе права. Особое внимание отведено вопросам правового положения осужденных с учетом положений Конституции РФ и международных правовых актов о правах человека при исполнении уголовных наказаний и обращении с заключенными. В учебнике рассматривается система учреждений и органов, исполняющих наказания, дается анализ правовой регламентации исполнения отдельных видов наказаний, оснований и порядка освобождения от наказания, помощи лицам, отбывшим наказание, условно осужденным и контроля за их поведением.

Для удобства обучающихся структура и содержание учебника в основном соответствуют Уголовно-исполнительному кодексу РФ (далее - УИК РФ).

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава I. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ПРИНЦИПЫ

§ 1. Понятие уголовно-исполнительной политики

Политика - это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.

Право - средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.

Политика влияет на создание и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Политика определяет принципы, стратегию, основные направления и способы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Политика России направлена на построение правового государства и на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная политика государства имеет сложную иерархию и действует в различных направлениях.

Поскольку политика проявляется в различных областях государственной и общественной жизни, она в той или иной области своего действия имеет специфические предметы, а значит, и соответствующие формы и методы воздействия. Именно в этом смысле говорят о внешней и внутренней политике, об экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иной политике, хотя точнее было бы говорить о проявлении единой политики во внутренней и внешней областях, в экономической, социальной, национальной, военной, культурной и иных сферах жизни общества и государства.

Важное место в социальной политике занимает политика в сфере борьбы с преступностью. Правоохранительная политика государства определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она направлена на защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. В ст. 2 Конституции РФ <1> говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управление по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью выделяют уголовную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Разделение политики на указанные направления условно. Отдельные направления политики могут объединяться между собой или, напротив, разъединяться. Из уголовной политики выделились уголовно-правовая, уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная политики. Основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой и не всегда имеют характер уголовно-правового действия. Вместе с тем все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и взаимосвязаны.

Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой. Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства в области исполнения наказания имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, основные формы и методы исполнения наказания.

Уголовно-исполнительная политика также оказывает влияние на уголовную политику и на политику государства по профилактике и предупреждению преступлений.

Уголовно-исполнительная политика России базируется на выработанных международным сообществом об обращении с осужденными соответствующих положениях международных актов, достижениях науки и практики.

В России произошла смена общественно-экономической формации и политической системы общества, что повлекло изменение стратегии основных направлений уголовно-исполнительной политики. Построение правового государства должно подразумевать и построение правовой пенитенциарной системы. В соответствие с показателями правового государства должна быть приведена вся система исполнения и отбывания наказания. Стратегия уголовно-исполнительной политики в реализации этой цели заключается в гуманизации исполнения и отбывания наказания; демократизации деятельности исправительных учреждений; определении новых видов уголовных наказаний, альтернативных лишению свободы; существенных преобразованиях в производственной деятельности исправительных учреждений; изменении установок на роль труда осужденных; привлечении общества в исправлении осужденных.

Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. К факторам, влияющим на уголовно-исполнительную политику, можно отнести: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и об обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; развитие фундаментальных общественных наук; опыт практической деятельности.

Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствие крупномасштабных социальных конфликтов.

Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. Экономически благополучное государство способно создать материальную базу для успешного выполнения стоящих перед ним целей. Такое государство может ставить более высокие цели, делать стратегию фундаментальной. Основные формы и методы реализации уголовно-исполнительной политики в экономически развитом государстве не зависят от политических факторов и конъюнктуры. В условиях экономического кризиса образуется разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики, реализованными в уголовно-исполнительном законодательстве, и реальным их воплощением.

Нравственное состояние общества и уровень правового сознания также влияют на уголовно-исполнительную политику. Разные социальные группы имеют значительные отклонения от провозглашенных и пропагандируемых нравственных и правовых ценностей. В благополучном обществе подобные различия не столь очевидны и контрастны. Они существенно сглаживаются. В таком обществе отношение к осужденным становится более терпимым, гуманным, что оказывает влияние на формирование уголовно-исполнительной политики. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияют на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения.

Состояние преступности также оказывает значительное влияние на уголовно-исполнительную политику. При низком уровне преступности уголовно-исполнительная политика, как правило, более гуманна. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений негативно влияют на нравственные и правовые представления в обществе, оправдывают более жестокие политические и правовые решения.

Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовно-исполнительную политику. В ст. 15 Конституции РФ отмечено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В 1989 г. СССР подписал Венские соглашения, на основе которых были приняты обязательства привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе и в сфере борьбы с преступностью. Государства-участники приняли на себя обязательства "обеспечить, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стражей или в заключении, обращались гуманно, с уважением достоинства, присущего человеческой личности" <1>.

--------------------------------

<1> Итоговый документ Венской встречи 1986 г. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания от 15 января 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1989. С. 34.

Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя обязанность соблюдать ратифицированные им международные соглашения. Среди международных принципов и стандартов по правам человека и обращению с осужденными можно выделить европейские принципы и стандарты, которые содержат более высокие требования по сравнению с мировыми. Россия обязалась также соблюдать: Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод <1>; Конвенцию по предотвращению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания <2>; Европейские пенитенциарные правила <3> и ряд других документов. Россия как член Совета Европы должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

<2> Ведомости СССР. 1987. N 45. Ст. 747.

<3> Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 290 - 311.

Принципы и стандарты о защите прав человека и об обращении с осужденными носят межгосударственный характер, стабильны, не подвержены воздействию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических и криминологических факторов. Принципы и стандарты являются четкими ориентирами для развития политики законодательства и правоприменительной деятельности в сфере исполнения наказания.

Важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права, являются достижения ее науки.

В предварительных замечаниях к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными говорится о необходимости использовать общепризнанные достижения современной мысли при изложении правил обращения с заключенными.

Проблемы исполнения наказания и исправления осужденных исследуются уголовным, уголовно-исполнительным правом, исправительной педагогикой, исправительной психологией. Такие исследования в России начались в дореволюционный период и были продолжены в советское время.

Современной задачей российской науки является определение места пенитенциарной системы России в правовом государстве, а также целей, принципов, форм и методов исполнения уголовных наказаний. Важным критерием правильности достижений науки выступает практическая деятельность исправительных учреждений и других уголовно-исполнительных органов. Если она покажет низкую эффективность действующих норм права, то, естественно, возникает необходимость внести соответствующие коррективы в политику.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в УИК РФ <1>, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

Итак, можно сделать вывод, что уголовно-исполнительная политика не является какой-то особой политикой, оторванной от общей политической линии Российского государства. Являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, уголовно-исполнительная политика дает направление деятельности государственных и общественных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержание этой деятельности.

§ 2. Принципы уголовно-исполнительной политики

и их отражение в уголовно-исполнительном законодательстве

Принципы уголовно-исполнительной политики - это вытекающие из требования политики государства общие руководящие начала, пронизывающие все содержание деятельности соответствующих органов при исполнении уголовных наказаний.

Принципы уголовно-исполнительной политики, будучи выраженными в правовых нормах, становятся принципами уголовно-исполнительного права.

Существуют три группы принципов:

1) общеправовые;

2) межотраслевые;

3) отраслевые.

Общеправовыми они называются потому, что присущи всем отраслям права; межотраслевыми - потому, что присущи смежным отраслям права: уголовный, уголовно-процессуальный, уголовно-исполнительный; отраслевыми - потому, что присущи только одной отрасли права: уголовно-исполнительный.

Общеправовые принципы

Принцип законности.

1. Он пронизывает всю деятельность исправительных учреждений, так как эти учреждения по своему значению призваны исправлять в духе уважения к закону лиц, осужденных за его нарушение. Нормальная организация исправительного процесса в каждой колонии - важнейшее средство достижения этой цели.

2. Основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

Факты беззакония и произвола, нетерпимые в любых условиях нашей действительности, в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность. Дискредитируя исправительные учреждения, оказывая отрицательное влияние на исправление и перевоспитание осужденных, эти факты, в конечном счете, могут способствовать росту рецидивной преступности. Нарушая закон, нельзя воспитывать людей в духе уважения к закону. Даже сходные с внешней стороны нарушения законности представителями администрации исправительно-трудового учреждения и лицами, отбывающими наказания, по степени общественной опасности значительно отличаются одно от другого. Так, если один осужденный в ответ на оскорбления со стороны другого ударит его, то это, как правило, является нарушением требований режима и влечет за собой применение взыскания. Иное дело, когда при аналогичной ситуации такие действия совершит представитель администрации - налицо должностное преступление <1>.

--------------------------------

<1> См.: Наташев А.Е. Принципы исправительно-трудового права. М., 1972. С. 13.

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в значительной мере обладают меньшими возможностями в защите своих законных интересов.

3. Он состоит и в соблюдении законов и требований режима осужденными, а также в соблюдении законов и подзаконных актов представителями общественности.

4. Обязательной составляющей этого принципа является контроль за соблюдением законности в деятельности органов, исполняющих наказание. Этот контроль осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Проводится также контроль органов государственной власти, судебный и ведомственный контроль (ст. 19 - 22 УИК РФ).

Принцип гуманизма.

1. Прежде всего он выражается в том, что общество не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных. Представляется, что суровая мера государственного принуждения - уголовное наказание - является гуманной, так как с его помощью общество борется за человека, совершившего преступление, за то, чтобы он стал честным, нужным обществу гражданином.

2. Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека.

3. Принцип гуманизма находит выражение в установлении гуманных условий отбывания наказания.

Жилищно-бытовые условия в местах лишения свободы соответствуют санитарным нормам, питание обеспечивает нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованиям гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью отличаются условия, установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, им создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, повышаются нормы питания.

4. За хорошее поведение и честное отношение к труду к осужденным применяется целая система мер поощрений (ст. 113 УИК РФ).

5. Отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, т.е. изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных.

6. Проявлением заботы о судьбе осужденных проникнуты нормы об оказании помощи лицам, освобожденным от наказания, о праве на пенсию и возмещение вреда лицам, утратившим трудоспособность во время отбывания наказания.

7. К лицам, доказавшим свое исправление, могут быть применены условно-досрочное освобождение от наказания или замена его более мягким.

8. От отбывания наказания освобождаются лица, заболевшие душевной хронической или иной тяжкой болезнью.

9. Выражением принципа гуманности является возможность применения амнистии и помилования.

Принцип демократизма.

1. Законы, регулирующие исполнение наказаний и применение к осужденным исправительного воздействия, выражают волю народа. Так, например, проект УИК РФ обсуждался в средствах массовой информации.

2. Руководство деятельностью исправительных учреждений строится на основе демократического централизма, т.е. централизованное руководство органами, исполняющими наказание, в пределах страны сочетается с широкой самостоятельностью местных органов власти и управления.

3. Принцип демократизма выражается и в широком участии общественности в исправлении осужденных, и в осуществлении общественного контроля за работой исправительных учреждений.

Принцип равенства перед законом.

1. Основное содержание этого принципа составляет положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом, независимо от происхождения, социального положения, пола, расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств. В местах лишения свободы для этого предусматриваются единые условия содержания осужденных, осуществляется постоянный надзор за их поведением, создаются равные условия для отправления религиозных обрядов верующих, обеспечиваются права национальных меньшинств, иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Также этот принцип выражается и в демократическом характере процесса исправления осужденного: он не только объект, но и субъект воспитания, т.е. осужденные сами участвуют в воспитании друг друга. С этой целью в исправительных учреждениях создаются самодеятельные организации.

Межотраслевые принципы

Принцип дифференциации исполнения наказаний.

Он отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений в зависимости от:

1) гражданства - специальные колонии для иностранцев и лиц без гражданства;

2) пола - мужские и женские колонии;

3) возраста - колонии для несовершеннолетних;

4) тяжести совершенного преступления - колонии общего и строгого режима;

5) рецидива - колонии особого режима.

Кроме того, существуют колонии для работников правоохранительных органов.

Дифференциация обусловливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними.

Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии.

...


Цена: 10.00 RUB
Количество:
Отзыв